- Как ИП считать и платить взносы за работников
- Как ИП стать работодателем?
- Какие налоги и по каким тарифам должен ИП платить за работников?
- Как посчитать взносы
- Куда и когда перечислять взносы
- КБК для уплаты взносов
- Отчетность
- Как перестать быть работодателем
- Сколько платит работодатель за работника
- Что такое НДФЛ
- Страховые взносы за работников
- Почему взносы за работников называют налогами
- Какие налоги ИП платит в 2021 году
- Страховые взносы за себя
- Обязательные платежи с заработной платы наёмных работников
- Налоги по выбранной системе налогообложения
- Какие ещё могут быть платежи и налоги у ИП
Как ИП считать и платить взносы за работников
+6 месяцев Клерк.Премиум бесплатно! В образовательном сервисе Клерк.Премиум на полтора года вы получите: ✔︎ мини-курсы каждый день; ✔︎ 450+ вебинаров и 40+ онлайн-курсов; ✔︎ консультации экспертов без ограничений; ✔︎ эксклюзивные статьи-разборы. Только в декабре дарим +6 месяцев Клерк.Премиум в подарок — забирайте и пользуйтесь лучшим. Забрать подарок
Нанимая работников по трудовым договорам, индивидуальный предприниматель берет на себя обязательства не только платить зарплату работнику, но и уплачивать в бюджет взносы за него. Тоже самое происходит, если ИП заключает с кем-то договор на оказание услуг или выполнение работ (договор ГПХ).
Как ИП стать работодателем?
Просто надо заключить трудовой договор. Регистрировать его нигде не нужно. Если у ИП раньше не было работников и он не стоит на учете в Фонде социального страхования, надо встать там на учет и получить регистрационный номер. Он понадобится для отчетности. Срок постановки на учет — 30 дней с даты трудового договора (при заключении договора ГПХ регистрироваться не надо). Кроме того, ФСС установит ставку взносов по произвоственному травматизму исходя из основного вида деятельности, заявленного в ЕГРИП.
Какие налоги и по каким тарифам должен ИП платить за работников?
Никаких налогов за работников ИП не платит, он только удерживает налог на доходы физических лиц (НДФЛ) из зарплаты. О том, как это делать можно узнать в статье «Как ИП посчитать и перечислить НДФЛ с зарплаты работника».
А вот взносы за работников ИП платит. Это взносы на пенсионное (ОПС), медицинское (ОМС) страхование, на страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), а также от несчастных случаев и производственного травматизма (НС и ПЗ) (п. 3 ст. 8, пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, ст. 3, п. 1 ст. 5 Закона № 125-ФЗ).
Если ИП заключает договор ГПХ, то взносы ВНиМ не платятся в любом случае, а взносы НС и ПЗ уплачиваются только если их уплата оговорена в договоре.
Тарифы для уплаты страховых взносов в фонды в 2019-2020 году следующие:
- Пенсионное страхование — 22%. От суммы превышения установленной предельной величины базы 1 — 10%
- Страхование в связи с временной нетрудоспособностью и материнством — 2,9% (1,8% с выплат временно пребывающим иностранцам). При превышении предельной величины базы взносы не платятся.
- Медицинское страхование — 5,1%. Предельной величины базы нет
1 Предельная величина — это величина дохода сотрудника, по достижении которой взносы на страхование платятся по сниженным тарифам. Размер базы устанавливается на каждый год Правительством РФ.
Есть льготные тарифы, но их теперь совсем мало. В 2019-2020 годах право на льготные тарифы имеют только участники свободной экономической зоны Крыма и Севастополя, резиденты территории опережающего социально-экономического развития, резиденты свободного порта Владивосток и резиденты Особой экономической зоны в Калининградской области. Для них установлены следующие тарифы:
По взносам ОПС есть еще дополнительные тарифы, которые платят при вредных условиях труда. Но это отдельная тема и в этой статье рассматриваться не будет.
Взносы НС и ПЗ платятся по тарифам, в зависимости от вида деятельности. Их устанавливает для ИП Фонд социального страхования, опираясь на основной код ОКВЭД, заявленный в ЕГРИП. По этому коду определяется класс профессионального риска. От класса зависит тариф взносов
Обратите внимание, что организации обязаны подтверждать вид основной деятельности ежегодно, а у ИП такой обязанности нет. Но если предприниматель сменил вид деятельности (изменил основной ОКВЭД в ЕГРИП), то может измениться и класс профессионального риска, к которому он относится.
Как посчитать взносы
Базой для расчета взносов является весь доход, начисленный в пользу физлиц (без вычета НДФЛ!). То, что не подлежит обложению взносами, перечислено в статье 422 НК. Вот некоторые, самые распространенные доходы, которые не облагаются взносами: больничные, суточные, матпомощь (есть необлагаемый лимит), выходное пособие.
Взносы считаются нарастающим итогом в течение года по каждому человеку отдельно. Сравнение с предельной базой осуществляется также по каждому конкретному сотруднику.
- на ОПС: 30 000×22% = 6 600
- на социальное страхование: 30 000×2,9% = 870
- на медстрах: 30 000×5,1% = 1 530
- на «травматизм»: 30 000×0,3% = 90
Куда и когда перечислять взносы
Все взносы, кроме НС и ПЗ перечисляются в налоговую, где ИП состоит на учете по месту своего жительства, вне зависимости от того, где ведется деятельность. Взносы НС и ПЗ уплачиваются в ФСС, где ИП зарегистрирован как работодатель.
Исчислять и уплачивать взносы в бюджет необходимо в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным. В случае если последний день уплаты страховых взносов выпадает на праздник (выходной), то окончательным сроком уплаты считается ближайший рабочий день.
КБК для уплаты взносов
Страховые взносы на пенсионное страхование в ИФНС за работников в 2019-2020 годах
182 1 02 02010 06 1010 160
Страховые взносы в ИФНС на медицинское страхование за работников
182 1 02 02101 08 1013 160
Страховые взносы в ИФНС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за работников
182 1 02 02090 07 1010 160
Страховые взносы в ФСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за работников
393 1 02 02050 07 1000 160
Отчетность
- СЗВ-М — ежемесячно, в течение 15 дней после окончания месяца;
- Отчет о страховом стаже СЗВ-СТАЖ — ежегодно не позднее 1 марта следующего года (до 2 марта 2020 года за 2019 год).
Обратите внимание! С 2020 года в ПФР надо будет сдавать новый отчет, из-за введения электронных трудовых книжек. Форма его пока не утверждена.
Расчет по страховым взносам (по ОПС, ОМС и ВНиМ) — ежеквартально не позднее 30-го числа следующего месяца.
За 2019 год — не позднее 30 января 2020 года.
В 2020 году:
- I кв. — 30 апреля 2020 года;
- I пл. — 31 июля 2020 года;
- 9 мес. — 30 октября 2020 года;
- год. — 1 февраля 2021 года.
С 2020 года отчет по форме РСВ при численности 10 и более человек сдается только в электронном виде.
Отчетность в ФСС:
Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на травматизм (форма 4-ФСС).
- на бумажном носителе — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
- в электронном виде — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Как перестать быть работодателем
Если ИП уволит всех работников, он может сняться с учета в ФСС, чтобы не сдавать лишнюю отчетность. Никаких других действий более не предусмотрено — ни в ПФР, ни в ФНС ИП как работодатель на учет не ставится.
Сколько платит работодатель за работника
Кадры – незаменимый ресурс для бизнеса. Без наёмных сотрудников очень трудно добиться реального успеха. Персонал может приниматься в штат или привлекаться на основании гражданско-правового договора. Естественно, что при этом возникает вопрос: «Сколько налогов платит работодатель за работника?»
Первоначальный ответ на это будет парадоксальным: в соответствии с действующим законодательством РФ работодатель не платит за работников никаких налогов. Однако он обязан выполнять обязанности налогового агента по НДФЛ и обеспечивать страхование своих работников и исполнителей. Предлагаем вместе разобраться в этой непростой теме.
Что такое НДФЛ
НДФЛ – это налог с доходов физических лиц. Платит его за свой счёт человек, который получил доход. В некоторых случаях, например, при продаже недвижимости и транспорта или при сдаче квартиры в аренду обязанность рассчитать и перечислить НДФЛ возлагается на само физическое лицо.
Но если речь идёт о доходах по трудовому или гражданско-правовому договору, то удержать и перечислить налог должен работодатель. В данном случае он является налоговым агентом, своего рода посредником между работником и бюджетом. Причём нарушение обязанности налогового агента наказывается так же строго, как и неуплата самого налога (штраф в размере 20% от неуплаченной суммы).
Работодатель должен выдать работнику зарплату за минусом удержанного налога, т.е. НДФЛ выплачивается не из средств организации или ИП. Этот нюанс надо обязательно учитывать при заключении договора с работником, чтобы избежать возможных споров. Ведь часто под размером заработной платы работник понимает ту сумму, которую он получит на руки. А работодатель имеет в виду размер должностного оклада до удержания НДФЛ.
Например, зарплата работницы склада составляет 30 000 рублей. Рассчитаем НДФЛ, который должен удержать работодатель: (30 000 * 13%) = 3 900 рублей. Значит, на руки работница получит только 26 100 рублей. А вот чтобы полученная ею сумма составляла 30 000 рублей, в договоре надо указать, что должностной оклад равен 34 483 рублей.
Стандартная ставка НДФЛ, который удерживается с выплат работнику, установлена в размере 13%. Если годовой доход превысит 5 млн рублей, то применяется ставка 15%.
Надо также учитывать, что налоговый резидент РФ имеет право на вычеты, то есть уменьшение налогооблагаемого дохода. Чаще всего работники применяют стандартный вычет на детей. Предположим, что у работницы из примера выше есть один несовершеннолетний ребенок, поэтому она имеет право на стандартный вычет в размере 1 400 рублей. Расчёт НДФЛ в этом случае производится так: (30 000 – 1 400) * 13%) = 3 718 рублей. Сумма на руки составляет 26 282 рублей, т.е. на 182 рубля больше, чем без применения стандартного вычета.
Кроме того, многие работники имеют право на социальные и имущественные вычеты, и там фигурируют намного более крупные суммы. Получить такие вычеты можно через ИФНС, или обратившись к своему работодателю. Если вычет заявлен через работодателя, то выплаченные работнику суммы не облагаются налогом на доходы, пока не будет достигнут определённый лимит. Вычеты носят заявительный характер, поэтому в каждом конкретном случае надо разбираться, есть ли у работника право на них, и как долго с его доходов не надо удерживать НДФЛ.
Страховые взносы за работников
В России действует система обязательного страхования физических лиц, основными участниками которой являются работники и их работодатели. Страховые взносы, в отличие от НДФЛ, уплачиваются за счёт работодателей по следующим тарифам:
Как видим, совокупный тариф обязательных страховых взносов за работников составляет 30% от выплаченных им сумм. Не облагаются взносами только некоторые доходы, перечисленные в статье в статье 422 НК РФ. Однако из-за пандемии коронавируса ставки с выплат выше МРОТ снижены, поэтому общий размер взносов с них составляет не 30%, а 15%.
Кроме совокупного тарифа работодатели по трудовым договорам платят за работников ещё один взнос — на страхование по травматизму и профессиональным заболеваниям. Здесь ставка взносов зависит от класса профессионального риска основного вида деятельности работодателя и составляет от 0,2% до 8,5%.
Если же сотрудник нанят по договору гражданско-правового характера, то за него в обязательном порядке надо перечислять взносы только на пенсионное и медицинское страхование. Условие о социальном страховании и страховании от травматизма и профзаболеваний указывается в договоре ГПХ по желанию сторон.
Почему взносы за работников называют налогами
На самом деле, вопрос о том, какие налоги платит работодатель за работника, имеет под собой реальную подоплеку. Ведь когда-то вместо взносов работодатели платили за сотрудников именно налог, который назывался ЕСН.
Единый социальный налог применялся в России с 2001 по 2010 годы. Общий тариф ЕСН составлял 26% и делился следующим образом:
Для ЕСН действовала регрессивная шкала, т.е. с ростом зарплаты работника снижалась ставка налога. Как видно, страховые взносы, по сравнению с ЕСН, взыскивают по более высоким ставкам, а вместо регрессивной шкалы применяют предельную базу начисления взносов.
Интересно, что после того, как администрирование страховых взносов передали Федеральной налоговой службе, снова заговорили о возможном возврате единого социального налога. Но в итоге, всё оставили, как есть – работодатель платит за своих работников не налоги, а взносы.
Какие налоги ИП платит в 2021 году
Налог на доходы, обязательный для всех индивидуальных предпринимателей, определяется системой налогообложения, которую применяет ИП. Рассказываем, какие налоги и другие обязательные платежи должен перечислять в бюджет ИП и какие сроки для них установлены в 2021 году.
Страховые взносы за себя
ИП без наёмных работников выплачивает страховые медицинские и пенсионные взносы за себя вне зависимости от того, какую систему налогообложения он применяет. Эта обязанность лежит на нём даже в том случае, если он не ведёт никакой деятельности и не получает прибыли.
Общая сумма фиксированных платежей, которую ИП должен выплатить за себя в 2021 году, составляет 40 874 рубля. Из них 32 448 рублей — на ОПС в Пенсионный Фонд РФ, и 8 426 рублей — на ОМС в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Эти суммы также отражаются в отчётных документах. При заполнении вы не ошибётесь, используя Астрал Отчёт 5.0 — сервис помогает автоматически заполнять документы, указывает на ошибки и даёт советы по их исправлению.
В соответствии с п. 2 ст. 432 НК РФ, для уплаты страховых взносов за себя установлен срок до 31 декабря текущего календарного года.
Если годовой доход предпринимателя превысит лимит в 300 тысяч рублей, то ему придётся дополнительно заплатить 1 % от суммы, на которую годовой доход превысил этот лимит. Для данного платежа установлен срок до 1 июля следующего года.
Обязательные платежи с заработной платы наёмных работников
Если у предпринимателя есть работники, с которыми заключён договор по ТК РФ, то он в качестве работодателя берёт на себя следующие дополнительные обязанности:
- исчисление и уплата в бюджет налога на доход физических лиц с зарплаты, авансов, премий и других выплат своим работникам (в качестве налогового агента);
- уплата страховых взносов за своих сотрудников в ПФР, ФОМС, ФСС — отчисления платятся ежемесячно, их величина определяется тарифом страховых взносов и размером заработной платы сотрудников.
Взносы за сотрудников ИП платит в обязательном порядке, независимо от того, какую систему налогообложения он применяет.
Страховые взносы за работников в 2021 году ИП должен выплачивать ежемесячно до 15 числа каждого месяца. Если на этот день выпадает выходной, крайний срок смещается на следующий первый рабочий день. Например, крайний срок выплаты за август выпадает на 16 число.
Налоги по выбранной системе налогообложения
Всего для ИП предусмотрено четыре специальных налоговых режима и один общий. Рассмотрим каждый по отдельности.
Общая система налогообложения (ОСНО)
ОСНО назначается предпринимателю после регистрации автоматически, если он при постановке на учёт в качестве ИП заранее не подал заявление о переходе на один из налоговых спецрежимов. Обычно ОСНО применяют ИП, которые в силу каких-либо причин не могут перейти на другую систему налогообложения. Например, если численность сотрудников или годовой доход превышают установленный предел.
ИП на ОСНО платит НДФЛ, НДС, а также налог на имущество физического лица, который рассчитывается налоговой. Доход ИП облагается налогом по ставке 13 %, для НДС ставка может быть 0, 10 или 20 %, для налога на имущество — 2 % от кадастровой стоимости.
ИП, применяющий общую систему налогообложения, выплачивает НДФЛ частями (авансом): за I квартал, за полугодие и за девять месяцев.
В п. 8 ст. 227 НК РФ для авансовых платежей установлены сроки — не позднее 25 числа месяца, который следует за отчётным периодом (I кварталом, полугодием и девятью месяцами). Если на 25 число выпадает выходной или праздничный день, крайний срок сдвигается на первый следующий за ним рабочий день. В 2021 году это:
- 26 апреля — за I квартал;
- 26 июля — за полугодие;
- 25 октября — за девять месяцев.
Оставшуюся часть платежей по НДФЛ (по итогам года) предприниматель должен уплатить до 15 июля следующего года (п. 6 ст. 227 НК РФ).
НДФЛ с выплат своим работникам ИП перечисляет в стандартном порядке.
Упрощённая система налогообложения (УСН)
Индивидуальный предприниматель, который решил перейти на упрощённую систему налогообложения, ему необходимо выбрать объект налогообложения. Это могут быть доходы или доходы, уменьшенные на расходы.
Если объектом налогообложения будут «доходы», налоговая ставка составит 1-6 % в зависимости от региона. Если ИП выберет в качестве объекта для исчисления налога «доходы минус расходы», ставка может составить 5-15 % в зависимости от региона.
С 2021 года «упрощёнку» можно применять, если у ИП не более 130 наёмных работников, менее 200 млн. рублей дохода по итогам отчётного периода, стоимость основных средств не превышает 150 млн. рублей.
ИП на УСН должны платить в бюджет единый налог по своему спецрежиму (УСН-налог). В качестве физлиц ИП на «упрощёнке» платят налог на имущество физических лиц, земельный налог и транспортный налог.
ИП на УСН платят свой налог ежеквартально. Для авансовых платежей единого налога установлены такие же сроки, как и для НДФЛ у ИП на ОСНО: до 25-го числа месяца, который за отчётным периодом. Это прописано в п. 7 ст. 346.21 НК РФ.
Таким образом, авансовый платёж за I квартал 2021 года нужно было перечислить в бюджет до 26 апреля 2021 года. Сроки для следующих авансовых платежей в 2021 году:
- до 26 июля — за полугодие 2021 года;
- до 25 октября — за девять месяцев 2021 года.
Патентная система налогообложения (ПСН)
ПСН могут применять только индивидуальные предприниматели. Чтобы перейти на этот спецрежим, у ИП должно быть не более 15 наёмных работников. Применять патентную систему налогообложения можно к определённым видам деятельности, перечень которых приведён в статье 346.43 НК РФ. До 2021 года этот список был обязательным, теперь разрешённые к применению ПСН виды бизнеса устанавливаются в субъектах РФ региональными властями. Обычно региональные законы дублируют список из ст. 346.43 НК РФ, но могут быть исключения.
Налог при патентной системе налогообложения — это стоимость патента , которая рассчитывается исходя из потенциально возможного дохода предпринимателя за определённый период. Покупая патент, ИП заранее платит налог со своего предполагаемого дохода. При этом предпринимателю не нужно будет ничего доплачивать, если фактический доход окажется больше.
Патент можно купить на любой срок от одного до двенадцати месяцев.
Чтобы перейти на патентную систему налогообложения, нужно подать соответствующее заявления не позднее, чем за 10 дней до того, как начнёт действовать приобретённый патент.
Перейдя на ПСН, ИП освобождается от необходимости платить НДФЛ и НДС. Если в его деятельности используется часть имущества, облагаемого налогом на имущество физлиц, то он также освобождается от налога на эту часть.
Срок, в который необходимо уплатить патентный налог, зависит от длительности действия приобретённого патента.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Этот спецрежим предназначен для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Чтобы индивидуальный предприниматель мог применять ЕСХН, его доход от сельскохозяйственной деятельности должен составлять более 70 процентов от общего дохода.
ИП на ЕСХН освобождён от уплаты налога на имущество физлиц, НДФЛ и НДС. Он платит только единый налог по специальной ставке — 6 %. Региональные власти могут установить более низкую ставку, вплоть до 0 %.
Оплата налога при ЕСХН осуществляется два раза в год. Установлены следующие сроки:
- до 25 июля нужно внести авансовый платёж по итогам первого полугодия;
- до 31 марта года, который следует за отчётным, нужно оплатить налог по результатам предыдущего года, с учётом авансового платежа.
Налог на профессиональный доход
Если ИП регистрируется в качестве самозанятого, он платит налог на профессиональный доход (НПД). Сейчас такая регистрация разрешена во всех регионах.
- 4 % при работе с физлицами;
- 6 % при работе с юрлицами.
Режим для самозанятых имеет некоторые ограничения.
Например, его нельзя применять, если годовой доход превысит 2,4 млн. рублей.
Кроме того, ИП не может применять НПД , если занимается:
- продажей подакцизных, а также подлежащих обязательной маркировке товаров;
- перепродажей товаров или прав на имущество (кроме имущества, которое использовалось в личных целях или домашних нужд);
- добычей и реализацией полезных ископаемых;
- посреднической деятельностью (кроме доставки товаров и приёма платежей в интересах других лиц).
Совмещать НПД с другими спецрежимами нельзя.
Зато в статусе самозанятого можно участвовать в торгах, для которых понадобится квалифицированная электронная подпись : для регистрации на ЭТП, размещения заявок и заключения контрактов. Электронная подпись пригодится самозанятым также при работе на госпорталах.
Никакой отчётности подавать на этом спецрежиме не требуется. Расчётом суммы налога занимается налоговая инспекция. Не позднее 12 числа каждого месяца в специальном мобильном приложении от неё должно поступать уведомление с суммой налога и реквизитами для его уплаты. Налог перечисляется ежемесячно до 25 числа.
Какие ещё могут быть платежи и налоги у ИП
Занимаясь некоторые видами деятельности, ИП обязан платить дополнительные налоги , в числе которых:
- налог при производстве и реализации подакцизных товаров;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- налог за использование водных объектов.
Если у ИП есть специальное разрешение или лицензия, то кроме дополнительных налогов, он вносит регулярные платежи за пользование недрами, сборы за пользование объектами животного мира, а также сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного срока.
Перечисление денежных средств в качестве единого налогового платежа в счет исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога может быть произведено иным лицом.
Иное лицо не вправе требовать возврата уплаченного за налогоплательщика единого налогового платежа.
2. Если иное не предусмотрено пунктами 4 и 5 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
3. Взыскание задолженности с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса. Взыскание задолженности в судебном порядке производится:
1) в целях взыскания задолженности, возникшей по итогам проведенной налоговой проверки, числящейся более трех месяцев:
за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), — с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий);
за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), — с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), — с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), если с момента, когда организация, за которой числится задолженность, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества основному (преобладающему, участвующему) обществу (предприятию) и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной задолженности;
за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), — с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), если с момента, когда организация, за которой числится задолженность, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества зависимому (дочернему) обществу (предприятию) и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной задолженности.
Если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что выручка за реализуемые товары (работы, услуги) поступает на счета нескольких организаций, или если с момента, когда организация, за которой числится задолженность, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества нескольким основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям), взыскание задолженности производится с соответствующих организаций пропорционально доле поступившей им выручки за реализуемые товары (работы, услуги), доле переданных денежных средств, стоимости иного имущества.
Положения настоящего подпункта также применяются, если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что перечисление выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передача денежных средств, иного имущества основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям) были произведены через совокупность взаимосвязанных операций, в том числе в случае, если участники указанных операций не являются основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями).
Положения настоящего подпункта также применяются, если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что перечисление выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передача денежных средств, иного имущества производятся лицам, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится задолженность.
При применении положений настоящего подпункта взыскание может производиться в пределах поступившей основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям), лицам, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится задолженность, выручки за реализуемые товары (работы, услуги), переданных денежных средств, иного имущества.
Стоимость имущества в указанных в настоящем подпункте случаях определяется как остаточная стоимость имущества, отраженная в бухгалтерском учете организации на момент, когда организация, за которой числится задолженность, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки;
2) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;
3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
4. Взыскание задолженности, возникшей в связи с неуплатой или неполной уплатой налога декларантом, признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) иным лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, представленной в соответствии с указанным Федеральным законом, не производится. Взыскание задолженности на основании настоящего пункта не производится при соблюдении одного из следующих условий:
1) если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица в результате совершения до 1 января 2015 года операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации;
2) если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица до 1 января 2018 года в результате совершения операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации. При этом положения настоящего подпункта не распространяются на обязанность по уплате налогов, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний;
3) если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица до 1 января 2019 года в результате совершения операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 июня 2019 года по 29 февраля 2020 года, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации. При этом положения настоящего подпункта не распространяются на обязанность по уплате налогов, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний;
4) если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица до 1 января 2022 года в результате совершения операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в ходе четвертого этапа декларирования в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации. При этом положения настоящего подпункта не распространяются на обязанность по уплате налогов, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний.
5. Сумма, подлежащая взысканию налоговыми органами на основании судебного акта, не может превышать размер отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика на дату исполнения такого судебного акта.
6. Единый налоговый платеж учитывается на едином налоговом счете на основании информации, поступающей из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», со дня:
1) предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
2) передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления;
3) отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
4) внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства;
5) перечисления судебным приставом-исполнителем денежных средств в качестве единого налогового платежа, взысканных в рамках исполнительного производства в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
6) предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика или со счета иного лица в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, за совершение которых статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность. При этом зачет суммы указанных денежных средств в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налога производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
7. Обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 13 настоящей статьи:
1) со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи;
2) со дня, на который приходится срок уплаты налога, зачтенного в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате такого налога на основании заявления, представленного в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 78 настоящего Кодекса;
3) со дня учета на едином налоговом счете совокупной обязанности в соответствии с пунктом 5 статьи 11.3 настоящего Кодекса при наличии на эту дату положительного сальдо единого налогового счета в части, в отношении которой может быть определена принадлежность сумм денежных средств, уплаченных (перечисленных) в качестве единого налогового платежа, в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи;
4) со дня зачета сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета, на основании заявления, представленного в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 78 настоящего Кодекса;
5) со дня перечисления денежных средств не в качестве единого налогового платежа в счет исполнения обязанности по уплате налога на профессиональный доход и сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
6) со дня удержания налоговым агентом сумм налога, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента.
8. Принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности:
1) недоимка — начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
2) налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы — с момента возникновения обязанности по их уплате;
9. При уменьшении совокупной обязанности налогоплательщика или корректировке сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, в случаях, предусмотренных пунктом 1, подпунктами 3, 4, 5, 8 и 11 пункта 5 статьи 11.3 настоящего Кодекса, принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется в день учета соответствующего изменения совокупной обязанности на едином налоговом счете либо соответствующей корректировки указанных сумм денежных средств без изменения ранее определенной принадлежности указанных сумм денежных средств.
10. В случае, если на момент определения налоговыми органами принадлежности в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящей статьи сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, принадлежность определяется в соответствии с последовательностью, установленной пунктом 8 настоящей статьи, пропорционально суммам таких обязанностей.
11. Положения пунктов 8 — 10 настоящей статьи не распространяются на исполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов лицами, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Принадлежность денежных средств в указанном случае определяется в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
12. Информация о принадлежности сумм денежных средств, определенной в соответствии с пунктами 8 — 10 настоящей статьи, детализированная по каждому налогу, авансовым платежам по налогам, сбору, страховому взносу, пеням, штрафам, процентам, представляется по итогам каждого дня налоговым органом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, уполномоченному органу Федерального казначейства в порядке и сроки, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации.
13. Обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае:
1) отзыва лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога, или возврата банком такому лицу неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
2) отзыва организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) организации неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
3) возврата местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи либо многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации;
4) неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства;
5) если на день предъявления налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик (иное лицо) имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.
14. Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Пересчет суммы налога, исчисленной в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации осуществляется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты налога.
15. Поручение на перечисление суммы денежных средств в счет исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, с учетом положений настоящего пункта.
При перечислении суммы денежных средств в качестве единого налогового платежа иным лицом за налогоплательщика в платежном поручении указывается идентификационный номер налогоплательщика, за которого перечислен единый налоговый платеж.
16. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов.
17. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.