ФНС реализует новый механизм — «проактивный порядок уплаты налогов», автоматически списывая деньги с виртуальных кошельков, стало известно Forbes. Это улучшает положение налогоплательщиков, считают налоговики. Часть юристов сочли механизм спорным
Налоговая вправе автоматически списать в бюджет деньги с виртуального кошелька гражданина после отправки уведомления о необходимости заплатить налоги. Нюансы работы нового механизма расчетов с государством, Единого налогового счета (ЕНС), разъяснил Forbes представитель Федеральной налоговой службы (ФНС).
С 2023 года идет реформа автоматизации уплаты налогов. Теперь все платежи аккумулируются на одном виртуальном кошельке — налоговом счете физлица, индивидуального предпринимателя (ИП) или компании. Далее налоговая сама распределяет деньги в счет уплаты разных налогов. Узнать о состоянии своего ЕНС можно в личном кабинете на сайте ФНС. Если в кошельке отрицательное значение, значит есть задолженность перед бюджетом. Положительная сумма может появиться по двум причинам: в результате переплаты по налогам или получении налогового вычета (за покупку жилья, выплату ипотеки, образование, лечение, физкультурно-оздоровительные услуги, взносы на индивидуальный инвестиционный (ИИС) и пенсионный счета и т. д.). Эти деньги налоговая может списать после отправки уведомления о необходимости заплатить налоги.
Этот механизм — сервисное решение, отмечает ФНС. Если раньше, получив уведомление в личном кабинете на сайте ФНС или заказным письмом, плательщик должен был сам переводить деньги через сайт или банк, то теперь налоговое списание произойдет автоматически. Таким образом, будет реализован «проактивный порядок» уплаты налогов, отмечает ФНС. При этом бюджет получит только ту сумму, которую гражданин должен оплатить на основании налогового уведомления. Все, что выше этой суммы, продолжит храниться на виртуальном кошельке.
Условно, если у человека на налоговом счете 10 000 рублей, ему придет уведомление о необходимости заплатить налоги на 8000 рублей, то эти 8000 рублей будут списаны в счет погашения обязательств из средств на счете, приводит пример партнер адвокатского бюро города Москвы «Щеглов и Партнеры» Дмитрий Сурков. Механизм списаний с ЕНС, вероятно, создан, «чтобы человек не бежал скорее возмущаться и писать письма, что у него переплата и какие еще уведомления могут быть в его адрес», рассуждает эксперт.
Если средств на счете не хватает, чтобы полностью погасить обязательства по всем налогам, они будут погашаться частично. «А при нескольких неисполненных обязанностях погашение осуществляется пропорционально», — пояснила ФНС.
Наличие положительного сальдо на счете может уберечь плательщика от ответственности за несвоевременную уплату налогов. Если у него есть непогашенные обязательства до наступления срока уплаты имущественных налогов (1 декабря), то деньги, перечисленные на оплату предстоящих обязательств, будут списаны на погашение более раннего долга. «Это избавит налогоплательщиков от начисления пени», — пояснили в ФНС.
Налоговая и раньше учитывала, есть ли у гражданина переплата по налогам, определяя его обязательства. Инспекция уменьшала сумму к уплате на размер переплат, если ранее гражданин не подавал заявление об их зачете или возврате. То есть и до внедрения ЕНС суммы переплат (аналог положительного сальдо в виртуальном кошельке налогоплательщика) сразу учитывались в счет соответствующих обязательств, пояснил представитель ФНС.
«Такие списания вполне обоснованы, ничего экстраординарного в них нет», — прокомментировал Forbes управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. По мнению управляющего партнера Taxadvisor Дмитрия Костальгина, механизм автосписаний направлен на ускорение сборов налогов в бюджет. Деньги будут списывать в день отправки уведомления, а не в день дедлайна по уплате налогов — 1 декабря, подчеркивает эксперт. Налоговая направляет уведомления не позднее 30 дней до срока уплаты налогов. В случае с имущественными налогами уведомления приходят до 1 ноября, и у граждан есть месяц, чтобы заплатить. Порядок с автосписанием «лишает граждан права самим решать, как и когда распорядиться собственными средствами», категоричен Костальгин. «Налогоплательщик даже не может среагировать, так как налоговая сможет проводить списания без его ведома, — говорит эксперт. — Кроме того, возникает своего рода неравенство — те, у кого нет денег на счете, будут вправе сами решать, когда платить налоги. Те же, у кого положительное сальдо, будут лишены такого права».
С такой оценкой не согласен Минфин. «Обязанность по уплате налогов по налоговому уведомлению возникает у налогоплательщика со дня получения уведомления», — подчеркивается в ответе ведомства на запрос Forbes. 1 декабря — это именно предельный срок, когда налог должен быть уплачен, указывает Минфин. «Поэтому рассматриваемое положение о зачете не выходит за рамки существующей у налогоплательщика обязанности по уплате налогов по налоговому уведомлению с даты его получения», — считает ведомство.
Понятие «налоговое администрирование» не закреплено на законодательном уровне и с точки зрения современной отечественной налогово-правовой доктрины представляет собой сравнительно новый институт.
В частности, в научной и учебной литературе можно встретить следующие понимания налогового администрирования:
Важными элементами данного подхода являются налоговое производство и налоговые администрации. Термин «налоговое производство» выбран авторами не случайно. Авторы отмечают, что в сфере налогообложения это понятие носит узкоспециализированное применение, и юридическая теория практически ограничивает его использование исключительно в контексте «производство по делам о налоговых правонарушениях». Ссылаясь на учебное пособие «Налоги налоговое право» под редакцией А.В. Брызгалина, рассмотреть налоговое производство можно с двух позиций:
— как налогово-правовую категорию, т.е. установленную законодательством совокупность приемов, способов и методик, определяющих порядок исполнения юридических обязательств налогоплательщиков по исчислению и уплате налогов;
2. Гоголев А.М. Основные направления государственной политики в области налогового администрирования // Финансовое право. 2013. N 5. С. 28-33.
3. Дадашев А.З., Лобанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М.: Книжный мир, 2002. — 363 с.
4. Ильин А.Ю. Влияние налогового администрирования на собираемость налогов // Финансовое право. 2012. N 1. С. 18-22.
5. Карасев М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России. — М.: Вершина, 2004. — 224 с.
6. Клейменова М.О. Налоговое право: учеб. пособие. М.: МФПУ «Синергия», 2013. — 368 с.
8. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / под ред. И.А. Майбурова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 519 с.
9. Титов А.С. Налоговое администрирование и контроль. М.: ВК, 2007. — 410 с.
10. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. — 680 с.
11. Фишер О.В. Налоговое администрирование в системе приоритетов налоговой политики РФ // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2011. N 3. С. 138-143.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Получить бесплатный доступ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Авторы материалов сборника
Соловьева Наталья Александровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Руководитель авторского коллектива издания. Подготовленные термины: Бенефициарный собственник, Двойное (многократное) налогообложение, Косвенные налоги, Международное налоговое право, Налоговая политика, Налоговая система, Налоговое администрирование, Налоговое бремя, Налоговые вычеты, Налоговые льготы, Низконалоговые юрисдикции, Постоянное представительство иностранной организации, Прямые налоги, Соглашения об избежании двойного налогообложения.
Пастушкова Любовь Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.
Подготовленные термины: Доход, Законодательство о налогах и сборах, Источник налога, Налоговое преступление, Налоговый суверенитет, Налоговый учет, Сбор (пошлина), Формы вины.
Реут Анна Владимировна — кандидат юридических наук, доцент кафедры «Финансовое и налоговое право» Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета — Высшая школа экономики.
Подготовленные термины: Акт налоговой проверки, Апелляционная жалоба, Жалоба, Исковая давность, Налоговая декларация, Налоговая ответственность, Налоговое уведомление, Налоговый контроль, Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, Пеня, Порядок уплаты налогов и сборов, Решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пауль Алексей Георгиевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Подготовленные термины: Налоговый период, Недоимка, Порядок исчисления налогов и сборов, Представительство в налоговых правоотношениях, Реализация товаров, работ или услуг, Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, Срок уплаты налогов (сборов), Элементы налогообложения.
Яговкина Вита Александровна — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.
Подготовленные термины: Возврат налога, Зачет налога, Налоговая выгода, Налоговая обязанность (налоговое обязательство), Налоговая правосубъектность, Налоговые правоотношения, Участники налоговых правоотношений.
Балюк Надежда Николаевна — ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского
Подготовленные термины: Авансовые платежи, Арест имущества, Залог имущества, Консолидированная группа налогоплательщиков, Налоговая санкция, Налоговое правонарушение, Организация, Поручительство, Рыночная цена товара (работы, услуг), Штраф.
Кудрявцева Наталья Николаевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.
Подготовленные термины: Налоговая тайна, Принципы налогообложения, Решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, Трансфертное ценообразование, Уклонение от уплаты налогов.
Замулко Валерия Васильевна — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.
Подготовленные термины: Изменение срока уплаты налога и сбора, Отсрочка (рассрочка) по уплате налога, Требование об уплате налога.
Красюков Андрей Владимирович — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Подготовленные термины: Налоговая база, Налоговая ставка, Налогоплательщик, Объект налогообложения.
Юхневич Эдвард Эдвардович — кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).
Подготовленные термины: Налог, Налоговая оптимизация.
Анализируя многие официальные документы, часто можно встретить такое понятие как «налоговое администрирование», подразумевающее под собой деятельность налоговых органов на государственном уровне, направленную на сбор средств для обеспечения деятельности государства. Официальное определение «налогового администрирования» в настоящий момент отсутствует, однако его также можно охарактеризовать как деятельность, связанную с организацией исполнения действующих законодательных актов в области налогообложения и пресечением обстоятельств, препятствующих их эффективной работе.
Каждый год налоговые органы формируют отчеты и выкладывают статистику об актуальном состоянии собираемости налогов. Так, согласно данным с официального сайта ФНС России, за первое полугодие 2019 г. доходы, администрируемые налоговыми органами составили 11 138 221 513 000 рублей. Для сравнения, за первое полугодие 2018 г. эта цифра составила 10 366 234 179 000, что на 7% меньше.
Одной из основных задач налоговых органов остается эффективное налоговое администрирование страховых взносов. За первое полугодие 2019 г. во внебюджетные фонды поступило 3 436 750 509 000 руб., за аналогичный период 2018 г. – 3 017 400 039 000, т.е. меньше на 12%.
Чтобы понимать, почему так возросла эффективность работы налоговых органов и как избежать нежеланных доначислений, нужно знать, как осуществляется оценка бизнеса, какие доказательства необходимы проверяющим и какие применяются инструменты для их сбора.
Рассмотрим механизм проверки налогоплательщика подробнее.
Все начинается с предпроверочного анализа, который представляет собой комплекс мероприятий, направленных на сбор, изучение и анализ информации налогоплательщика с целью установления его налоговых рисков и определения объема возможных доначислений.
В рамках предпроверочных мероприятий налоговые органы используют различные базы данных, содержащие сведения о налогоплательщиках:
Особенность этих программно-информационных комплексов состоит в том, что они все предназначены только «для служебного пользования», постоянно обновляются и совершенствуются, что не дает возможности налогоплательщикам изучить алгоритм их работы. По результатам предпроверочного анализа налоговики получают полное представление о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и принимают решение в вышестоящих налоговых органах о включении последнего в план налоговых проверок.
Одной из основных причин повышения эффективности работы налоговых органов и улучшения показателей собираемости налогов и сборов можно назвать совершенствование налогового администрирования путем внедрения автоматизированных систем контроля за всеми стадиями налогообложения. В положительных результатах такого внедрения сомневаться уже не приходится, ведь как заявлял глава ФНС Михаил Мишустин на третьей региональной проектно-аналитической сессии Молодежной проектной платформы «ПРОдвижение»: «Цифровизация позволила сократить недобор средств по НДС до 1%».
Развитие информационных технологий в налоговом администрировании осуществляется в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р и направлено на достижение своей основной цели – максимальное повышение уровня собираемых налогов, обеспечение прозрачности системы налогообложения и раскрытие всей цепочки взаимоотношений между участниками налоговых правоотношений.
Красный (высокая степень) – присваивается тем организациям, которые не представляют в налоговые органы декларации по НДС, в цепочке движения товаров которых выявлены разрывы либо данные отчетов, книг покупок и продаж не совпадают. Такие налогоплательщики подлежат усиленному налоговому контролю.
Желтый (средняя степень) – присваивается тем налогоплательщикам, при проверке которых были все-таки выявлены несоответствия, но по запросу налоговых органов были дополнительно представлены все необходимые пояснения и документы. В отношении данной категории налогоплательщиков осуществляются стандартные формы налогового контроля.
Зеленый (низкая степень) – присваивается тем налогоплательщикам, которые своевременно представляют в налоговые органы декларации, в полном объеме уплачивают начисленный НДС, отсутствуют факты, свидетельствующие о нереальности осуществления ими хозяйственной деятельности, отсутствуют разрывы и расхождения в данных деклараций. Камеральная проверка документов и сведений осуществляется в обычном порядке.
Добросовестным налогоплательщикам стоит быть аккуратнее и проверять своих контрагентов еще и на предмет исполнения обязательств по уплате налога, чтобы не стать объектом усиленного налогового контроля.
Отнесение налогоплательщика к той или иной группе риска – не единственная возможность ПК АСК «НДС-2». Не менее важным является возможность построения «Дерева связей» — отчета, содержащего информацию о схемах ухода налогоплательщика от налогообложения, конечных бенефициарах и фирмах-однодневках.
Немаловажным также является тот факт, что ПК АСК «НДС-2» работает по принципу эстерриториальности, объединяя и анализируя данные, полученные из разных налоговых органов. Это стало большой помехой для развития коррупции в территориальных налоговых органах, где зачастую долгое время работают одни и те же люди, с которыми можно договориться и избежать последствий неуплаты налога.
Однако, несмотря на всю прогрессивность и эффективность такого налогового администрирования, все же оно еще не совершенно и существуют пути его обхода. Главный минус – отсутствие информации об уплате начисленной суммы налога в бюджет. Таким образом, недобросовестные налогоплательщики могут вводить в свои цепочки фирмы-однодневки, которые будут заявлять всю сумму к уплате НДС в налоговой декларации, но ее не уплачивать. В последующем налоговом или отчетном периоде такая организация будет заменяться новой. Данный факт делает борьбу с фирмами-однодневками одним из основных направлений совершенствования налогового администрирования.
Справиться с вышеуказанной проблемой сможет ПК АСК «НДС-3», на данный момент работающий в тестовом режиме. Его основные отличия от предыдущей версии состоит в том, что он будет включать в себя: данные из расчетного центра Центрального банка РФ, отслеживать соответствие данных, полученных с контрольно-кассовой техники и данных книги продаж, а также дополнительно анализировать цепочки связей между физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, отрицать высокую эффективность и результативность использования ПК АСК «НДС-2» и ПК АСК «НДС-3» невозможно. Они значительно расширили возможности сотрудников налоговых органов по выявлению лиц, уклоняющихся от уплаты налогов и поиску дополнительных источников пополнения бюджета. Однако для налоговых органов действует существенное ограничение – полученную таким образом информацию нельзя использовать при рассмотрении налоговых споров в суде, но на ее основании можно возбудить уголовное дело в случае превышения суммы неуплаченного НДС над размером, закрепленном в Уголовном кодексе.
Кроме вышеназванных программных комплексов отдельного внимания заслуживают:
Именно эти вышеназванные инструменты, при их совокупном использовании, обеспечили положительный рост поступлений в бюджет. Усиление позиций налоговых органов путем внедрения инновационных технологий уменьшает количество налогоплательщиков, использующих схемы налоговой минимизации, способствует созданию благоприятных условий для надлежащей уплаты налогов и сборов в бюджет и добровольному соблюдению налогового законодательства.
Однако наряду с неоспоримыми преимуществами, которые были получены благодаря цифровизации налогового администрирования, стоит упомянуть и об отрицательных сторонах этого процесса. В первую очередь такие сложные технологические изменения затронут ту категорию налогоплательщиков, которые не обладают необходимыми знаниями в области электронного документооборота (напр. пожилые) или не имеют должного технологического оборудования (Интернета и т.д.). Во вторую очередь, развитие цифровых технологий, используемых налоговыми органами в своей деятельности, может вызвать необходимость и дополнительные затраты на установление программных продуктов, совместимых с программами налоговых органов, обучение сотрудников налогоплательщиков по составлению и заполнению новых форм документов, необходимых для формирования отчетности.
Таким образом, уровень и качество налогового администрирования развивается безумно быстрыми темпами. Согласно данным статистики, растет эффективность налоговых проверок, и увеличиваются суммы, поступающие в бюджетную систему РФ. При комплексном использовании всех инструментов, которые имеются на данный момент, налоговые органы могут проследить всю цепочку движения товаров (работ, услуг), деклараций, счетов-фактур, проследить операции по банковским счетам, установить взаимозависимых лиц, и на основании всего этого получить исчерпывающую информацию о невнесенных в бюджет суммах налогов.
В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2016, № 23, ст. 3282), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, (государственными органами) органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 2, ст. 116, № 50, ст. 5958; 2009, № 12, ст. 1429; № 2010, № 38, ст. 4825, 4835, № 52, ст. 7104; 2011, № 36, ст. 5148, № 42, ст. 5922; 2012, № 15, ст. 1784; 2014, № 32, ст. 4486, № 43, ст. 5892; 2016, № 12, ст. 1667) приказываю:
1. Утвердить перечень территориальных органов Федеральной налоговой службы, осуществляющих бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета, согласно приложению № 1 к настоящему приказу.
2. Закрепить за территориальными органами Федеральной налоговой службы, поименованными в приложении № 1 к настоящему приказу, источники доходов федерального бюджета согласно приложению № 2 к настоящему приказу.
3. Закрепить за отдельными органами Федеральной налоговой службы, помимо источников доходов, указанных в приложении № 2 к настоящему приказу, источники доходов федерального бюджета согласно приложению № 3 к настоящему приказу.
4. При осуществлении Федеральной налоговой службой бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета обеспечить:
4.1. Финансовому управлению (Т.С. Воробьева):
принятие бюджетной отчетности администраторов доходов федерального бюджета от управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, поименованных в приложении № 1 к настоящему приказу;
контроль за правильностью формирования бюджетной отчетности администраторов доходов федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации;
составление и представление бюджетной отчетности главного администратора средств федерального бюджета;
4.2. Аналитическому управлению (В.Н. Засько):
своевременное внесение изменений в перечень подведомственных Федеральной налоговой службе администраторов доходов федерального бюджета;
принятие от администраторов доходов федерального бюджета сведений, необходимых для составления прогнозов поступлений доходов федерального бюджета и аналитических материалов по исполнению;
ведение реестра источников доходов бюджета по закрепленным за ним источникам доходов на основании перечня источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами;
составление распределения прогноза доходов федерального бюджета, учтенных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий и следующий год, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
составление и введение кассового плана доходов федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации;
формирование прогноза поступления доходов федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов Российской Федерации.
5.1. Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, поименованные в приложении № 1 к настоящему приказу, в части:
заключения с управлением Федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации договора (соглашения) об обмене электронными документами;
принятия решения об уточнении платежей (реквизитов налогового органа — получателя платежа);
направления управлению Федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации документов, установленных для проведения операций по учету поступлений в бюджет в соответствии с порядком, установленным Минфином России;
сверки отчетных данных с отчетными данными управления Федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации (по мере необходимости);
составления и представления Финансовому управлению Федеральной налоговой службы бюджетной отчетности администратора доходов федерального бюджета;
формирования и представления в Аналитическое управление Федеральной налоговой службы прогноза поступлений доходов федерального бюджета, аналитических материалов по исполнению федерального бюджета;
формирование сведений, необходимых для составления среднесрочного плана и (или) проекта соответствующего бюджета.
5.2. Инспекции Федеральной налоговой службы, межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, поименованные в приложении № 1 к настоящему приказу, в части:
доведения до плательщиков сведений о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства и иных сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами;
начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
принятия решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, формирования и представления в управление Федеральной налоговой службы по соответствующему субъекту Российской Федерации заявок на возврат в целях их дальнейшего направления в управление Федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
принятия решения о зачете (уточнении) платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, формирования и представления в управление Федеральной налоговой службы по соответствующему субъекту Российской Федерации уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа, решениях о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов по форме, установленной Федеральной налоговой службой, в целях их направления в управление Федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации;
формирования и представления отчетности и иной информации, необходимой для исполнения Федеральной налоговой службой полномочий главного администратора доходов федерального бюджета:
инспекциями Федеральной налоговой службы — в Управление Федеральной налоговой службы по соответствующему субъекту Российской Федерации;
межрегиональными инспекциями Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам — в Федеральную налоговую службу и управление Федеральной налоговой службы по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Указанные полномочия осуществляются в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства;
принятия решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, формирования и их дальнейшего направления в управление Федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
принятия решения о зачете (уточнении) платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, формирования уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа, решениях о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов по форме, установленной Федеральной налоговой службой, в целях их направления в управление Федерального казначейства по соответствующему субъекту;
формирования и представления отчетности и иной информации, необходимой для исполнения Федеральной налоговой службой полномочий главного администратора доходов федерального бюджета.
Указанные полномочия осуществляются в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства.
6. Администраторы доходов бюджетов, поименованные в приложении № 1 к настоящему приказу, осуществляют уточнение невыясненных поступлений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также нормативными документами Федеральной налоговой службы.
7. Администраторы доходов бюджетов, поименованные в приложении № 1 к настоящему приказу, осуществляют принудительное взыскание платежей в федеральный бюджет, пеней и штрафов по ним через судебные органы или через судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, доводят до сведения суда (мирового судьи) и (или) судебного пристава-исполнителя информацию, необходимую для заполнения платежного документа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также нормативными документами Федеральной налоговой службы.
8. Обмен информацией между структурными подразделениями территориальных налоговых органов осуществляется в установленном Федеральной налоговой службой порядке.
9. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации в течение двух рабочих дней после издания настоящего приказа довести его до сведения:
управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.
11. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.
12. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Н.С. Завилову.
* Прочие поступления (в случае заполнения платежного документа плательщиком с указанием кода подвида доходов, отличного от кодов, установленных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»).
Открыт бесплатный общефедеральный телефонный номер единого контакт-центра ФНС России
14 апреля 2015
ФНС России открыла бесплатный общефедеральный телефонный номер единого контакт-центра 8-800-222-22-22, по которому налогоплательщики смогут получить информацию по вопросам, связанным с налогообложением. Об этом сообщается на официальном сайте ведомства.
Как подчеркнул руководитель ФНС России Михаил Мишустин, открытие общефедерального телефонного номера единого контакт-центра позволит налогоплательщикам получать информацию по наиболее актуальным вопросам налогового администрирования бесплатно, вне зависимости от места нахождения и в удобное для них время. Так, граждане смогут узнать о сроках уплаты имущественных налогов, процедурах госрегистрации, порядке получения имущественных и социальных вычетов, возможностях электронных сервисов ФНС России, графике работы инспекций и т. п.
При этом единый контакт-центр будет обслуживать налогоплательщиков в установленные рабочие часы с учетом часовых поясов, а в остальное время он будет работать в режиме автоинформатора. Сейчас номер единого контакт-центра доступен для жителей Москвы, до конца года к нему планируется подключить все регионы России.
Кроме того, теперь налогоплательщики смогут сдавать отчетность без обращения к оператору электронного документооборота. На сайте ФНС России появился новый интернет-сервис самостоятельной регистрации налогоплательщиков в системе сдачи налоговой отчетности.
«Учитывая, что получение идентификатора абонента через оператора электронного документооборота требует от налогоплательщиков временных затрат и эта услуга платная, теперь благодаря новому сервису налогоплательщик может экономить время и деньги», – отмечает пресс-служба ФНС России.
Как отметил генеральный директор «ГАРАНТ Электронный Экспресс» Алексей Пауков, налоговая служба очень хорошо обеспечена в сфере IT. Сегодня ФНС России фактически сделала большой шаг к тому, чтобы укрепить и сервисные компетенции, обеспечить доступность для налогоплательщиков во всех регионах страны. Новые возможности по передаче отчетности открываются теперь не только для физических лиц, но и для предпринимателей, которые не отчитываются по НДС. Как правило, это малый бизнес, предпринимателю достаточно иметь сертификат электронной подписи для того, чтобы сдать отчетность в налоговую. «В целом, то, что государственные органы обеспечивают базовые условия для выполнения требований законодательства, отнесенных к их компетенции – это, как минимум, хороший тон. Можно считать такие улучшения реальной поддержкой налогоплательщиков, малого бизнеса, и это важно в условиях сложной экономической ситуации», – подчеркнул он.