- Объект налогообложения
- Работа на ЕНВД в сервисе «Моё дело»
- Льготы по налогу
- НАЛОГИ
- Ограничения
- Льготы и освобождения
- Элементы налогообложения
- Порядок определения и признания доходов и расходов
- Расчет и уплата налога
- Сроки и регионы — участники эксперимента
- Учет, отчетность и проверки
- Учёт при ЕНВД
- Суть ЕНВД
- Снятие с учета
- Добровольный отказ от спецрежима
- Прекращение деятельности, в отношении которой применялся спецрежим
- Утрата права на применение спецрежима
Объект налогообложения
^К началу страницы
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
- земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
- земельные участки из состава земель лесного фонда;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
- земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Отчетный период – первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Работа на ЕНВД в сервисе «Моё дело»
Вероятность возникновения ошибки при расчёте платежей сводится к нулю, если вы используете в работе интернет-бухгалтерию «Моё дело». В этом случае налог можно рассчитать автоматически.
С нами вы можете не бояться пеней и штрафов за несвоевременные или неправильные платежи. Более того, вы можете совмещать несколько систем налогообложения и вести раздельный учет.
Получить бесплатный доступ
Налоговый календарь на главной странице личного кабинета заранее напомнит о предстоящих платежах.
В любой момент времени вам доступны все актуальные бланки и нормативные документы. Уровень автоматизации системы «Моё дело» позволяет быстро и правильно формировать отчётность и отправлять ее в электронном виде, рассчитывать налоги, заполнять платёжные поручения и даже перечислять налоговые платежи.
Зарегистрируйтесь в интернет-бухгалтерии «Моё дело»
И получите бесплатную круглосуточную экспертную поддержку по всем вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.
Работать в сервисе одинаково легко как профессиональному бухгалтеру, так и пользователю без специальных знаний. Хотите убедиться в этом лично? Тогда попробуйте демо-версию интернет-бухгалтерии «Моё дело» прямо сейчас!
Льготы по налогу
От уплаты земельного налога освобождаются:
- учреждения и органы уголовно-исполнительной системы — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения и органы функций;
- организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
- религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а также земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов;
- общероссийские общественные
организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций
инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители
составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков,
используемых ими для осуществления уставной деятельности; - организации,
уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских
общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди
их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда
— не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для
производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров,
минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому
Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими
общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением
брокерских и иных посреднических услуг); - учреждения,
единственными собственниками имущества которых являются указанные
общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных
участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных,
лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и
иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания
правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям; - организации народных
художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах
традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для
производства и реализации изделий народных
художественных промыслов; - общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации- в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
- организации
— резиденты особой
экономической зоны, за исключением организаций, указанных в п. 11 статьи 395 НК РФ, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой
экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права
собственности на каждый земельный участок; - организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 №244-ФЗ «Об
инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков,
входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и
предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на
эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом; - судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной
особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых
принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства
и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного
назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве
резидента особой экономической зоны сроком на десять лет; - организации — участники свободной экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению (без учета применения налоговой льготы) за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне и уплате в бюджет.
- организации, признаваемые фондами в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 года № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного научно-технологического центра (льгота действует с 1 января 2019 года).
В случае, если в период применения налоговых льгот, предусмотренных подпунктами 9, 11 и 12 пункта 1 статьи 395 НК РФ, осуществлены раздел или объединение земельных участков, то указанные налоговые льготы не применяются в отношении образованных в результате раздела или объединения земельных участков.
Налогоплательщики-организации, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с НК РФ, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом вышеуказанного запроса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.
По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.
В уведомлении о предоставлении налоговой льготы должны быть указаны основания предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения и периоды, применительно к которым предоставляется налоговая льгота. В сообщении об отказе от предоставления налоговой льготы должны быть указаны основания отказа от предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.
В отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), заключенного с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием или с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговых льгот, в течение всего периода действия соглашения при наличии о нём сведений в реестре СЗПК.
Указанные особенности не распространяются на последующие акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие налоговые льготы, условия и сроки применения и прекращения действия указанных льгот.
НАЛОГИ
С 1 января 2023 года организации и ИП обязаны применять особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов посредством перечисления в бюджет РФ единого налогового платежа
С 2023 года необходимо перечислять денежные средства на единый налоговый счет в Казначействе России для исполнения совокупной обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, пеней, штрафов, процентов.
Под совокупной обязанностью понимается общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджет (за исключением суммы НДФЛ, уплачиваемого иностранными гражданами на основании патента, и суммы госпошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ).
Единый налоговый счет ведется в отношении каждого лица.
Установлен перечень документов, на основе которых формируется и подлежит учету на едином налоговом счете совокупная обязанность, виды платежей, которые не учитываются при определении размера совокупной обязанности, порядки зачета и возврата сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета.
Одновременно установлен единый срок представления налоговых деклараций — не позднее 25 числа соответствующего месяца, установлен единый срок уплаты налога на прибыль организаций, НДС, НДПИ, транспортного налога, налога на имущество организаций, НДД, УСН, ЕСХН, страховых взносов, сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, торгового сбора — 28 число соответствующего месяца, а также определен порядок уплаты НДФЛ.
Организации и ИП вправе запросить у налогового органа справку о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета, справку о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, и справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.
Кроме того, в частности, установлены особенности формирования сальдо единого налогового счета, особенности взыскания сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, а также переходные положения.
Также см. аналитический обзор правовой информации:
Обзор: «ЕНП станет обязательным для всех ИП и организаций с 2023 года».
ФНС России направляет рекомендованную форму заявления о представлении на бумажном носителе акта сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных (признаваемых) в качестве ЕНП, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве ЕНП
Также приводится рекомендованная форма акта сверки.
Одновременно ФНС России сообщает, что срок формирования акта сверки — не позднее 5 рабочих дней с даты регистрации заявления на бумажном носителе и не позднее 3 рабочих дней с даты регистрации заявления в электронном виде. При этом срок регистрации заявления — не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем его поступления в налоговый орган.
С 1 января 2023 года операторы электронного документооборота обязаны представлять в ФНС России содержащие реквизиты прослеживаемости счета-фактуры или универсальные передаточные документы, универсальные корректировочные документы в установленном порядке
Указанные документы представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения.
Изменяются сроки представления уполномоченными кредитными организациями и налоговыми агентами в налоговые органы информации об организациях и ИП, применяющих АУСН
Теперь информация о суммах и видах выплаченных доходов (облагаемых и необлагаемых налогом), суммах стандартных, профессиональных налоговых вычетов, об исчисленных, удержанных и о перечисленных суммах налога в отношении этих доходов представляется:
— за период с 23 числа предыдущего месяца по 22 число текущего месяца — в срок не позднее 25 числа текущего месяца;
— за период с 1 по 22 января — в срок не позднее 25 числа текущего месяца;
— за период с 23 по 31 декабря — в срок не позднее последнего рабочего дня календарного года.
(Федеральный закон от 28.12.2022 N 565-ФЗ)
Обновляется перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией с Россией для целей налогообложения
Теперь перечень содержит 89 государств и 16 территорий (исключены Андорра, Барбадос, Бахрейн, Колумбия, Коста-Рика, Нигерия, Пакистан, Сент-Люсия, Уругвай, Эквадор, специальный административный регион Китая Макао и Фарерские острова, включены Канада, острова Кайман, отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии — Остров Мэн и Гернси).
С 1 января 2023 года не подлежит налогообложению НДС реализация исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения
(Федеральный закон от 19.12.2022 N 520-ФЗ)
Действие нулевой ставки НДС при реализации судов, принадлежащих на праве собственности российской лизинговой компании и зарегистрированных в Российском международном реестре судов, распространено на 2023 год
Ранее льгота применялась к реализации указанных судов только в 2022 году.
(Федеральный закон от 21.11.2022 N 443-ФЗ)
Ввоз на территорию РФ гражданских воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства, облагается НДС
Ранее ввоз указанных товаров освобождался от НДС.
(Федеральный закон от 29.09.2019 N 324-ФЗ)
С 1 января 2023 года рекомендуется для использования в работе форма уведомления иностранной организации о выборе налогового органа для представления налоговой декларации и уплаты НДС в целом по всем ее обособленным подразделениям
Также направлены порядки заполнения и направления указанной формы.
Ставки акцизов в 2023 году увеличиваются на большинство подакцизных товаров
В частности, с 1 января 2023 года увеличиваются ставки на:
— этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию;
— виноматериалы, виноградное и фруктовое сусло;
— алкогольную продукцию;
— табак, сигары, сигариллы (сигариты), биди, кретек, сигареты и папиросы, а также табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания;
— электронные системы доставки никотина и жидкости для них;
— легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и мотоциклы;
— автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла.
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 323-ФЗ)
С 1 января 2023 года по 31 декабря 2025 года включительно величина, характеризующая ценовой дифференциал на произведенный на территории РФ автомобильный бензин АИ-92 класса 5, принимается равной 146, если такая величина принимает значение более 146
Изменяется порядок исчисления и уплаты НДФЛ налоговым агентом
В частности, теперь сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом, перечисляется по месту учета налогового агента в налоговом органе (месту его жительства), а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения.
В случае выявления по результатам проведенной налоговым органом налоговой проверки факта неправомерного неудержания налоговым агентом сумм НДФЛ указанные суммы подлежат доначислению.
Изменяются сроки уплаты НДФЛ налоговыми агентами:
— в отношении доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц;
— при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов;
— при осуществлении операций с цифровыми финансовыми активами и (или) цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права.
Установлены особенности определения налоговой базы профессиональным участником рынка ценных бумаг, исполняющим обязанности налогового агента, получившим в 2022 году ценные бумаги, принадлежащие налогоплательщику, от другого профессионального участника рынка ценных бумаг в связи с исполнением принятого (принятых) в 2022 году решения (решений) Банка России о переводе таких ценных бумаг от одного депозитария другому депозитарию.
Пенсии, выплачиваемые по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими НПФ в пользу членов семьи, близких родственников и детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), не учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ
(Федеральный закон от 28.12.2022 N 561-ФЗ)
Доходы от реализации (погашения) акций, облигаций российских организаций, инвестиционных паев, являющихся ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики и на дату реализации (погашения) непрерывно принадлежащих налогоплательщику более одного года, исключены из перечня не облагаемых НДФЛ доходов
(Федеральный закон от 29.12.2015 N 396-ФЗ)
С 1 января 2023 года датой фактического получения дохода в виде оплаты труда в целях исчисления НДФЛ признается день выплаты такого дохода
Утрачивает силу положение НК РФ, в соответствии с которым такой датой признавался последний день месяца, за который был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
С 1 января 2023 года исчисление суммы НДФЛ по процентам по вкладам (остаткам на счетах) в банках осуществляется налоговыми органами также на основании информации, предоставленной Агентством по страхованию вкладов
Агентство по страхованию вкладов в отношении банков в случае осуществления функции временной администрации или полномочия конкурсного управляющего (ликвидатора) обязано представлять не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, в налоговый орган информацию о суммах выплаченных процентов (за исключением процентов по вкладам в валюте РФ, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1% годовых, и по счетам эскроу) в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты.
При этом дата фактического получения дохода в виде процентов определяется:
— в части суммы процентов, погашаемых за счет страхового возмещения, — как дата выплаты налогоплательщику такого страхового возмещения;
— в части суммы процентов, погашаемых в ходе конкурсного производства (ликвидации), — как дата выплаты налогоплательщику денежных средств в счет погашения процентов при осуществлении расчетов в ходе конкурсного производства (ликвидации).
(Федеральный закон от 04.11.2022 N 435-ФЗ)
Выплаты на возмещение расходов добровольцев (волонтеров) на оплату услуг связи освобождаются от обложения НДФЛ
(Федеральный закон от 21.11.2022 N 440-ФЗ)
Доходы от реализации (погашения) акций, облигаций российских организаций и инвестиционных паев, являющихся ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, освобождаются от обложения НДФЛ
При этом на дату их реализации (погашения) они должны непрерывно принадлежать налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более одного года, и в отношении них должно соблюдаться одно из установленных условий.
С 1 января 2023 года лица по установленному перечню при получении доходов по операциям с цифровыми финансовыми активами и (или) цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, признаются налоговыми агентами в целях уплаты НДФЛ
Ранее указанные лица были вправе признать себя налоговыми агентами.
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 324-ФЗ)
С 2023 года применяются новые коэффициенты-дефляторы для целей налогообложения
Коэффициенты-дефляторы установлены в следующих размерах:
— для целей применения НДФЛ — 2,270;
— для целей применения НДД — 1,215;
— для целей применения УСН — 1,257;
— для целей уплаты торгового сбора — 1,729.
(Приказ Минэкономразвития России от 19.10.2022 N 573)
Информацию о коэффициентах-дефляторах для целей налогообложения см. в Справочной информации.
Расширяется перечень расходов по стандартизации в целях их отнесения к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией
При этом расходы на проведение работ по разработке документов по стандартизации оборонной продукции организациями, осуществляющими их разработку в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика), к указанным расходам не относятся.
Кроме того, установлен порядок признания расходов по стандартизации оборонной продукции для целей налогообложения прибыли.
(Федеральный закон от 06.03.2022 N 37-ФЗ)
Изменяется классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы
Подраздел «Средства транспортные» четвертой амортизационной группы дополнен позицией 310.29.10.59.131 «Транспортное средство категории N, используемое для перевозки твердых коммунальных отходов (мусоровоз)».
В подразделе «Средства транспортные» пятой амортизационной группы исключена позиция, касающаяся средств автотранспортных специального назначения прочих, не включенных в другие группировки.
(Постановление Правительства РФ от 18.11.2022 N 2090)
Теперь указанный специальный коэффициент можно применять в отношении:
— амортизируемых основных средств, включенных на дату их ввода в эксплуатацию в единый реестр российской радиоэлектронной продукции;
— нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (за исключением нематериальных активов, срок полезного использования которых определен налогоплательщиком в порядке, установленном абзацем вторым пункта 2 статьи 258 НК РФ).
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 321-ФЗ)
Обзор: «Закон с мерами поддержки ИТ-отрасли опубликован».
Изменяется перечень основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий
Перечень дополняется 365 новыми позициями, уточняется наименование ряда позиций, отдельные позиции исключены.
(Распоряжение Правительства РФ от 11.07.2022 N 1896-р)
Установлен особый порядок определения даты получения отрицательной курсовой разницы, возникшей в 2023 — 2024 годах по требованиям (обязательствам), в том числе по требованиям по договору банковского вклада (депозита), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов), в целях налогообложения прибыли
Датой получения указанного расхода признается дата прекращения (исполнения) требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, при уценке (дооценке) которых возникает отрицательная курсовая разница.
В 2023 году банки вправе принять решение об одновременном неприменении предусмотренного порядка учета курсовых разниц
(Федеральный закон от 19.12.2022 N 523-ФЗ)
Установлен порядок применения инвестиционного налогового вычета при поддержке образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, имеющих государственную аккредитацию
Установлено, что инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода составляет в совокупности не более 100% суммы расходов в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного таким образовательным организациям.
Инвестиционный налоговый вычет применяется по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений при условии, что организация (ее обособленные подразделения) и образовательная организация, которой безвозмездно передано имущество, находятся на территории того субъекта РФ, который предоставил право на применение указанного вычета.
Законом субъекта РФ могут устанавливаться право на применение такого инвестиционного налогового вычета, предельные суммы расходов в виде стоимости безвозмездно переданного образовательным организациям имущества и (или) виды имущества, а также перечень основных образовательных программ, реализуемых образовательными организациями.
(Федеральный закон от 04.11.2022 N 430-ФЗ; Письмо Минпросвещения России от 21.12.2022 N 05-2584)
Вступают в силу положения Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ, устанавливающие меры поддержки для IT-компаний
В частности, такими мерами являются:
— повышающий коэффициент 1,5 к расходам на приобретение права на использование по договорам с правообладателем программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящихся к сфере искусственного интеллекта, в целях налогообложения прибыли;
— инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на оплату работ (услуг) по установке, тестированию, адаптации, модификации программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, и (или) объектов основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, не учитываемой при формировании первоначальной стоимости соответствующих нематериальных активов (при наличии исключительных прав) и объектов основных средств, а также суммы расходов на обучение работников, обслуживающих указанные программы для ЭВМ и базы данных и (или) объекты основных средств.
Изменяются перечни доходов, учитываемых при определении доли доходов от IT-деятельности в сумме всех доходов организации в целях применения нулевой ставки по налогу на прибыль и пониженных тарифов страховых взносов
В частности, скорректирован порядок определения доходов от предоставления организацией прав использования собственных программ для ЭВМ, баз данных, в том числе путем предоставления к ним удаленного доступа.
Расходы, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенных в соответствии с Законом об образовании с образовательными организациями, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций
(Федеральный закон от 18.07.2017 N 169-ФЗ)
Имущество, безвозмездно полученное организацией, на которую законодательством РФ возложена обязанность по принятию в собственность такого имущества, не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций
(Федеральный закон от 28.06.2022 N 196-ФЗ)
С 1 января 2023 года нулевая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, для участников специальных инвестиционных контрактов применяется только в случае, если другой стороной этого контракта является РФ
К акциям российских организаций, которые на дату их реализации или иного выбытия обращаются на организованном рынке ценных бумаг и являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, применяется нулевая налоговая ставка по налогу на прибыль независимо от состава активов этих российских организаций
Действие абз. 2 п. 2 ст. 284.2 НК РФ было приостановлено до 1 января 2023 года.
Участник консолидированной группы налогоплательщиков после окончания с 1 января 2023 года срока действия договора о создании такой консолидированной группы признается перешедшим начиная с налогового периода 2023 года на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, независимо от факта уведомления налогового органа
С 1 апреля 2023 года указанный налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей при условии уведомления об этом налогового органа не позднее 20 числа месяца перехода на уплату ежемесячных авансовых платежей.
Для организаций, которые производят сжиженный природный газ и до 31 декабря 2022 года включительно экспортировали хотя бы одну его партию на основании лицензии на осуществление исключительного права на экспорт газа, в 2023 — 2025 годах налоговая ставка по налогу на прибыль составляет по общему правилу 34%
Для резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства РФ в кластер, налоговая ставка по налогу на прибыль в части, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, с 1 января 2023 года составляет 3%
С 1 января 2012 года до 1 января 2023 года налоговая ставка в части, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, для указанных лиц была установлена в размере 0%.
(Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ)
Организации, осуществляющие туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа, не вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль
Ранее указанные организации при соблюдении некоторых условий применяли нулевую ставку налога.
(Федеральный закон от 18.07.2017 N 168-ФЗ)
Установлены особенности налогообложения деятельности международных холдинговых компаний (МХК)
В частности, установлены:
— особенности действия актов законодательства о налогах и сборах во времени в отношении МХК;
— перечни доходов и расходов МХК, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
— ставки налога на прибыль организаций по доходам, полученным МХК в виде дивидендов;
— особенности исполнения обязанностей налогоплательщика МХК и лицами, получающими или выплачивающими доход, источником которого является МХК (лицами, выплачивающими доход МХК).
Также установлено, что МХК — эмитент ценных бумаг, выплачивающая доходы в виде дивидендов, обязана довести до сведения налогового агента соответствующее подтверждение не позднее 5 дней с даты, на которую в соответствии с решением о выплате (объявлении) дивидендов определяются лица, имеющие право на их получение, но не позднее дня выплаты дивидендов.
(Федеральный закон от 26.03.2022 N 66-ФЗ)
Вступают в силу положения Федерального закона от 28.06.2022 N 225-ФЗ, касающиеся налогообложения имущества и прибыли участников соглашения о защите и поощрении капиталовложений
В частности, в отношении указанных налогоплательщиков установлены:
— особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций;
— порядок применения налогового вычета по налогу на имущество организаций;
— порядок применения налогового вычета по земельному налогу.
Указанные положения применяются налогоплательщиками — участниками соглашений о защите и поощрении капиталовложений, стороной которых является РФ и которые заключены после 1 июня 2022 года.
С 1 января 2023 года при государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока сумма земельного налога, исчисленного за период применения коэффициента 2, подлежит перерасчету с учетом коэффициента 1
Указанное положение применяется в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, кроме индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами.
Установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество и земельному налогу за 2023 год в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость
Налоговая база в отношении указанных объектов определяется как его кадастровая стоимость на 1 января 2022 года, если кадастровая стоимость такого объекта на 1 января 2023 года увеличилась по сравнению с 1 января 2022 года, за исключением случаев, когда к увеличению кадастровой стоимости соответствующего объекта произошло вследствие изменения его характеристик.
С 1 января 2023 года организации обязаны сообщать налоговым органам о наличии всех объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость
Представлять такую информацию необходимо в случае неполучения сообщения об исчисленных налоговым органом суммах налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Операторы информационных систем обязаны информировать налоговые органы о совершенных с 1 января 2023 года операциях по отчуждению цифровых финансовых активов и (или) цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, по которым они не признаются налоговыми агентами
Указанную информацию по установленной форме необходимо представлять не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом.
Организации не обязаны включать в налоговую декларацию по налогу на имущество сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость
Если у налогоплательщика в истекшем налоговом периоде имелись только такие объекты налогообложения, налоговая декларация не представляется.
При этом налоговые органы будут направлять налогоплательщикам сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога в отношении указанных объектов, составленные на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа.
Налогоплательщик вправе представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность его уплаты, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога.
Субъекты РФ вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки по налогу на имущество организаций в зависимости от вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, и (или) его кадастровой стоимости
Ранее дифференцированные налоговые ставки могли быть установлены в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Имущество, закрепленное на праве оперативного управления за учреждениями, находящимися в ведении Управления делами Президента РФ, оказывающими государственные услуги и выполняющими работы по санаторно-курортному лечению и организованному отдыху, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций
Установлен порядок уменьшения суммы НДПИ, исчисленной при добыче кондиционных руд олова на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа, на сумму налогового вычета
Указанный налоговый вычет вправе применять налогоплательщики, отвечающие установленным требованиям, в налоговых периодах, начало которых приходится на период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2032 года включительно.
В общих случаях сумма налогового вычета за налоговый период определяется по участку недр как величина фактически оплаченных в период с 1 января 2023 года по последнее число (включительно) налогового периода, в котором применяется налоговый вычет, сумм расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, соответствующих определенным критериям, и доведение таких объектов до состояния, в котором они пригодны для использования, включая расходы на разработку проектной и сметной документации, при условии что такие расходы не учитывались ранее.
При этом объекты основных средств, расходы на приобретение (создание) которых учитываются при определении указанных налоговых вычетов, не подлежат амортизации, а сами расходы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Изменяется порядок расчета налоговых ставок по НДПИ в отношении отдельных полезных ископаемых
В частности, некоторые налоговые ставки, определенные с учетом установленных коэффициентов, в налоговых периодах с 1 января по 31 марта 2023 года включительно увеличиваются на 380 рублей за 1 тонну.
Также в расчет налоговой ставки на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья добавлен показатель ККГ, равный 134 на период с 1 января 2023 года по 30 июня 2024 года включительно.
Скорректирована формула расчета коэффициента НК_ДЕМП.
С 1 января 2023 года по 31 декабря 2025 года включительно при добыче собственниками объектов Единой системы газоснабжения природного горючего газа сумма НДПИ по совокупности всех участков недр увеличивается на 50 000 млн рублей
С 1 января 2023 года по 31 декабря 2026 года включительно налогоплательщик вправе уменьшить НДПИ при добыче железной руды (за исключением окисленных железистых кварцитов) на сумму налогового вычета, связанного с созданием объектов размещения отходов горнодобывающих производств
Установлен порядок определения и применения указанного налогового вычета.
Налоговый вычет применяется к сумме НДПИ, исчисленной при добыче железной руды на участках недр, расположенных в границах Качканарского и Нижнетуринского городских округов Свердловской области.
Сумма налогового вычета определяется как величина фактически оплаченных налогоплательщиком в данном налоговом периоде и предыдущих налоговых периодах, но не ранее 1 января 2022 года сумм расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, соответствующих установленным требованиям, и доведение таких объектов до состояния, в котором они пригодны для использования, умноженных на коэффициент 0,33.
При этом указанные расходы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Налоговый вычет не применяется начиная с налогового периода, в котором определенная нарастающим итогом сумма налоговых вычетов впервые оказалась более 10 000 млн рублей.
Изменяется порядок обложения налогом на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья
В частности, установлены географические координаты точек участков недр, расположенных в границах Томской и Омской областей, признаваемых объектом обложения налогом на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
К фактическим расходам по добыче углеводородного сырья на участке недр, связанным с производством и реализацией, помимо прочего отнесены расходы на подготовку и доведение попутного газа, добытого на участке недр, до качества отбензиненного сухого газа.
Скорректирован порядок определения расчетной выручки от реализации углеводородного сырья, порядок и условия переноса убытков на будущее, а также порядок определения и признания исторических убытков.
(Федеральный закон от 28.06.2022 N 234-ФЗ)
УСН и ПСН нельзя применять в отношении производства ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, а также оптовой либо розничной торговли такими изделиями
Обновляются методические рекомендации по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании в электронной форме
В частности, обновлена форма обращения налогоплательщика (представителя) в целях получения информации.
С 1 января 2023 года на территории города Байконур проводится эксперимент по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»
Эксперимент проводится в период действия Договора аренды комплекса «Байконур», но не позднее 31 декабря 2028 года.
(Федеральный закон от 21.11.2022 N 441-ФЗ)
Установлены особенности налогообложения НДС и акцизами, а также уплаты госпошлины на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей
(Федеральный закон от 21.11.2022 N 443-ФЗ; Информация ФНС России)
С 1 января 2023 года прекращает свое действие Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонении от уплаты налогов от 08.02.1995
(Информация Минфина России)
Ограничения
В п.2.2 статьи 346.26 НК РФ прописаны ограничения для применения этого режима налогообложения.
В частности, не имеют права использовать этот спецрежим:
- Организации с долей участия других юрлиц больше 25%;
- Предприниматели и организации, имеющие в штате больше 100 человек.
Есть ограничения и по физическим показателям. Нельзя применять спецрежим, если:
- Площадь помещения для розничной торговли или общепита больше 150 квадратных метров;
- Площадь для размещения и проживания при оказании гостиничных услуг больше 500 квадратных метров на одном объекте;
- Для перевозки пассажиров или грузов используется больше 20 единиц транспорта.
Льготы и освобождения
Главное отличие от действующей сейчас УСН: для организаций и ИП, которые перейдут на новый спецрежим, установили нулевой тариф взносов. Это касается пенсионных, медицинских взносов, а также взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Размер взносов на травматизм фиксированный — 2 040 руб. в год с ежегодной индексацией. При этом скидки и надбавки таким страхователям устанавливать не будут.
В остальном освобождение от налогов такое же, как и сейчас у УСНщиков:
- от налога на прибыль, кроме налога с доходов КИК, дивидендов, по операциям с отдельными долговыми обязательствами;
- НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности, кроме дивидендов, а также доходов, которые облагают по ставке 35% и 9%;
- налога на имущество организаций (кроме объектов, базу по которым считают исходя из кадастровой стоимости), а также физлиц в отношении объектов для предпринимательской деятельности, за исключением торговой и административной недвижимости;
- НДС, кроме налога при ввозе товаров и тех сумм, которые перечисляют налоговые агенты.
Хотя обязанности налоговых агентов организации и ИП должны продолжать исполнять, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ станут банки. При этом социальные и имущественные вычеты получить через работодателя сотрудники не смогут.
Элементы налогообложения
Как и в случае с действующей УСН, налогоплательщики выбирают один из двух объектов налогообложения: «доходы» или «доходы минус расходы». Налоговый период для обоих объектов одинаковый — календарный месяц. А вот ставки разные — 8% и 20% соответственно. Причем в течение всего периода эксперимента повысить их не смогут.
Порядок определения и признания доходов и расходов
Определять доходы будут так же, как и сейчас на УСН: учитывают все, кроме указанных в норме. Для расходов устанавливают такой же принцип, т.е. подход отличается от действующего сейчас на «упрощенке»: в законе закрепляют перечень тех затрат, которые не уменьшают доходы. Это, например, предъявленные покупателю налоги, матпомощь работникам, надбавки к пенсии, премии за счет средств специального назначения.
Для признания доходов и расходов используют кассовый метод:
Расчет и уплата налога
По итогам каждого месяца инспекция сама посчитает налог. Сведения о доходах и расходах она получит:
- с помощью ККТ;
- от уполномоченного банка;
- через личный кабинет налогоплательщика. Это касается денег, которые получили без использования кассы и не через банковский счет. Сведения о них нужно передать не позднее 5-го числа следующего месяца. Кроме того, через личный кабинет нужно передать информацию о доходах, которые организация получила до перехода на спецрежим, но не учла из-за применения метода начисления.
За нарушение банком сроков и порядка передачи сведений о доходах и расходах установят штраф.
Инспекция не позднее 15-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, должна сообщать налогоплательщику через личный кабинет в том числе о налоге к уплате. Организация или ИП может договориться с банком, по сути, об автоматическом перечислении налога в бюджет. В этом случае согласие на такой порядок уплаты нужно предоставить налоговикам, а они будут сообщать сумму не только налогоплательщику, но и банку.
По общему правилу сумму рассчитают как процент ставки от базы. Однако исчислять станут и минимальный налог — это 3% доходов. Если у налогоплательщика, который выбрал объект «доходы минус расходы», исчисленный налог меньше минимального, перечислить придется как раз последний. Похожий порядок есть сейчас для УСН.
Уплатить налог нужно не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сроки и регионы — участники эксперимента
Эксперимент будет длиться 5,5 лет: с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года. Проводить его станут в 4 субъектах РФ:
- Москве;
- Московской области;
- Калужской области;
- Татарстане.
Принять участие в эксперименте смогут организации и ИП, которые зарегистрированы по месту нахождения или жительства на территории этих регионов.
Учет, отчетность и проверки
Налогоплательщик должен вести учет доходов и расходов в личном кабинете. В основном туда будут попадать сведения от ККТ и банков. Кроме того, для перечисления НДФЛ нужно сообщать в банк:
- о данных физлица, которые позволят идентифицировать налогоплательщика;
- доходах, которые получили физлица от организации или ИП;
- стандартных и профессиональных вычетах.
Организации и ИП освобождают от сдачи:
Что касается проверок, то фиксируют особый порядок:
- камеральную налоговую проверку будут проводить с 1 февраля в течение 3 месяцев за предшествующий календарный год или за те налоговые периоды, которые прошли с регистрации налогоплательщика до окончания прошлого года. Специальные правила будут для смены режима, реорганизации и ликвидации;
- камеральные и выездные проверки по взносам на травматизм проводить не будут. Исключение — проверка сведений и документов для назначения и выплаты пособий.
Учёт при ЕНВД
У плательщиков единого налога на вмененный доход нет обязанности учитывать доходы и расходы в целях налогообложения. Налоговым законодательством такая норма просто не предусмотрена, в отличие, например, от плательщиков УСН, которые согласно ст.346.24 НК РФ обязаны вести учёт доходов и заполнять КУДиР.
Базой для расчёта единого налога на вмененный доход служит не фактически полученный доход, а предполагаемый (вменённый). Также нет лимита доходов для сохранения права на спецрежим (в отличие от УСН, где при выручке больше 150 млн. руб. право на упрощенку теряется). В этих условиях необходимость вести учёт реальных доходов для целей налогообложения отсутствует.
Что в таком случае нужно учитывать?
Физические показатели, так как именно они служат основой для расчета платежа в бюджет. В зависимости от вида бизнеса это могут быть:
- квадратные метры площади, которая используется для торговли;
- посадочные места в транспорте для перевозки пассажиров;
- количество транспортных средств для перевозки грузов;
- число сотрудников, занятых в деятельности;
- количество торговых точек;
- земельные участки;
- квадратные метры площади для нанесения рекламного изображения;
- квадратные метры площади помещений для размещения постояльцев и т.д.
Если физический показатель – количество сотрудников, должны быть табели рабочего времени, если автомобили – нужно иметь технические паспорта, а если количество метров торговой площади – должны быть договора аренды, технические паспорта нежилых помещений, планы, схемы и т.д.
Если налогоплательщик параллельно ведет бизнес на другом режиме налогообложения, нужно наладить раздельный учет доходов и расходов для правильного подсчета налогов по каждому режиму.
Суть ЕНВД
Особенность этой системы налогообложения заключается в том, что налог взимается с вменённого дохода, то есть предполагаемого, а не с фактического. Это означает, что реальные объемы денежных поступлений на сумму платежа в бюджет никак не влияют.
Это одновременно и выгода, и недостаток. С одной стороны, можно заработать намного больше предполагаемой суммы, и заплатить минимальный налог. С другой – сумма платежа останется прежней, даже если бизнес не принесет дохода или вовсе окажется убыточным.
Расчет налогов и сдача отчетности ЕНВД онлайн
Кроме того, плательщики налога ЕНВД освобождены от ряда платежей:
- Налога на прибыль (для юридических лиц).
- НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей).
- НДС, за исключением операций по импорту.
- Налога на имущество, за исключением имущества, которое оценивается по кадастровой стоимости.
Обратите внимание! На уплату единого налога на вмененный доход не переходят организация или ИП в целом, а переводят только отдельные виды деятельности. Если ИП или ООО параллельно ведут другие виды бизнеса, которые не подпадают под ЕНВД, нужно платить налоги и сдавать отчеты в зависимости от применяемого режима налогообложения: ОСНО или УСН.
Снятие с учета
Для этого может быть несколько причин.
Добровольный отказ от спецрежима
Предприниматель или организация могут добровольно отказаться от спецрежиматолько с начала календарного года.
Для этого в течение 5 дней с даты перехода на другой режим налогообложения организации направляют заявление на снятие с учета по форме ЕНВД-3, индивидуальные предприниматели – по форме ЕНВД-4.
Заявления отправляют в ту же ИФНС, где вставали на учет в качестве плательщика единого налога на вмененный доход.
Прекращение деятельности, в отношении которой применялся спецрежим
В этом случае заявление направляют в течение 5 дней со дня прекращения деятельности.
Утрата права на применение спецрежима
ИП или ООО теряют право применять ЕНВД, если превысят установленные ограничения:
- по числу наемных сотрудников;
- по доле юрлиц в уставном капитале;
- по торговой площади;
- по количеству транспортных единиц.
В этом случае в течение 5 рабочих дней по окончании месяца, в котором было утеряно право на спецрежим, нужно направить в ИФНС заявление ЕНВД-3 или ЕНВД-4.
После этого предприниматель или фирма переходят:
- На ОСНО, если до применения ЕНВД не переходили на другой спецрежим.
- На УСН, если до применения ЕНВД переходили на этот спецрежим.
- На УСН, если в течение 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате единого налога на вмененный доход отправят в налоговую инспекцию уведомление о применении УСН.