Реализация единого налога и вопрос справедливости

Прогрессивная шкала обойдет имущество

Госдума в среду приняла в первом чтении законопроект о введении повышенной ставки НДФЛ для доходов свыше 5 млн руб. в год.

Сразу после этого Минфин сообщил о своих поправках уже ко второму чтению проекта: в интересах «социальной справедливости» ведомство предлагает уточнить, что ставкой в 15% будут облагаться только регулярные активные доходы — зарплаты, дивиденды, доходы от продажи ценных бумаг.

Средства от продажи личного имущества (недвижимость, автомобили и так далее), а также страховые выплаты под повышенную ставку не попадут. Впрочем, в большом числе случаев граждане с таких доходов подоходный налог сейчас вовсе не платят, так что уточнения Минфина отчасти носят симоволический характер.

Законопроект, превращающий плоскую шкалу подоходного налога в прогрессивную, был инициирован президентом и внесен в Госдуму правительством.

В среду же Минфин сообщил, что поправки, уже подготовленные им ко второму чтению проекта, сузят перечень доходов, подпадающих с 2021 года под новую ставку в 15%. Это будут лишь периодические и активные доходы граждан свыше 5 млн руб.

в год, которые возникают непосредственно по итогам трудовой деятельности (включая зарплату и дивиденды).

Для нерегулярных же доходов останется ставка в 13% — речь идет о средствах от продажи любого личного имущества граждан (за исключением ценных бумаг) и о страховых выплатах.

Без такого уточнения повышенный налог «пришлось бы в том числе платить людям с невысоким уровнем доходов, что в целом противоречит концепции введения новой ставки налогообложения и принципу социальной справедливости», пояснил Минфин.

Например, пришлось бы применять ставку НДФЛ в 15% при продаже дома или квартиры.

Партнер КПМГ в России и СНГ Донат Подниек отмечает, что такой подход Минфина не должен распространяться на индивидуальных предпринимателей на общем режиме налогообложения (они платят НДФЛ) в отношении их бизнес-операций по купле-продаже движимого и недвижимого имущества — то есть с таких доходов, превышающих 5 млн руб., следует взимать налог по ставке 15%, считает эксперт.

Отметим, что в отношении продажи домов и квартир физлицами уточнение Минфина будет действовать лишь в малой мере.

Граждане стараются продавать имущество после истечения трех- или пятилетнего срока владения, что позволяет им совсем не платить НДФЛ с таких доходов.

Исключение, напоминает Донат Подниек, составляет продажа имущества (кроме жилья, садовых домов и транспортных средств), используемого в предпринимательской деятельности.

Такие доходы надо декларировать и платить налог с разницы между полученным доходом и расходами на приобретение.

Эксперт считает, что аналогичный порядок должен применяться и для определения того, как облагать такие доходы далее — по ставке 13% или 15% (с превышения порога в 5 млн руб.).

«Потому что, к примеру, продажа торгового центра, принадлежащего физическому лиц, вполне может квалифицироваться как нерегулярный доход, но вряд она должна попадать в доход, облагаемый налогом по ставке только 13%, исходя из задачи повышения социальной справедливости налогообложения, о которой говорит Минфин»,— считает он.

В свою очередь, выведение страховых выплат из-под действия прогрессивной ставки НДФЛ тоже вряд ли можно назвать новой льготой.

«Страховые выплаты в редких случаях облагаются НДФЛ — например, когда страховщик по решению суда платит клиенту Штраф и неустойку. Выплаты же по ОСАГО, страхованию жизни, пенсионному страхованию не идут в расчет базы для НДФЛ.

Поэтому что 13%, что 15% к возмещению убытков в страховании не применяется»,— пояснили “Ъ” во Всероссийском союзе страховщиков.

Татьяна Гришина, Вадим Вислогузов

Что ждет физлиц и налоговых агентов в 2021 году

В действующей редакции статьи 210 НК РФ сказано: базу по НДФЛ нужно рассчитывать отдельно для каждой ставки. Плюс к этому следует обособленно определять базу по дивидендам.

В 2021 году и далее правила изменятся. Отдельные базы придется формировать для нескольких видов дохода (а не только для дивидендов).

Так, комментируемый закон добавил в статью 210 НК РФ новый пункт 2.1. Согласно ему, в отношении доходов, полученных резидентами РФ и облагаемых по ставке 13% (или 15%), нужно определять самостоятельные налоговые базы:

  • По доходам от долевого участия.
  • По выигрышам участников азартных игр и лотерей.
  • По операциям с ценными бумагами и с производными финансовыми инструментами. Применяются инвестиционные вычеты в размере положительного финансового результата от реализации (погашения) ценных бумаг, находившихся в собственности физлица более трех лет (подп. 1 п. 1 ст. 219.1 НК РФ), а также вычеты, предусмотренные статьей 220.1 НК РФ.
  • По операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги.
  • По операциям займа ценными бумагами.
  • По доходам участников инвестиционного товарищества. Применяются вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе (ст. 220.2 НК РФ).
  • По операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, учтенными на индивидуальном инвестиционном счете. Применяются вычеты в размере финансового результата по таким операциям (подп. 3 п. 1 ст. 219.1 НК РФ), а также вычеты, предусмотренные статьей 220.1 НК РФ.
  • В виде сумм прибыли (в т. ч. фиксируемой) контролируемой иностранной компании.
  • По всем прочим видам доходов, подпадающих под ставку НДФЛ 13% (или 15%). Применяются вычеты (кроме некоторых имущественных и инвестиционных), предусмотренные статьями 218 — 221 Налогового кодекса.

В 2021 году появится термин «основная налоговая база». Это доходы, которые значатся в указанном выше списке под номером 9 (то есть те, что не вошли в иные базы). Примеры — зарплата, премии, отпускные и больничные.

Рассчитать зарплату и отпускные с учетом всех актуальных на сегодня показателей

Как налоговому агенту рассчитать НДФЛ по доходам резидентов

Действовать надо следующим образом. Сложить доходы человека по всем вышеуказанным базам нарастающим итогом с начала года и применить вычеты. Далее выбрать ставку.

Если сумма всех баз составляет 5 млн руб. или менее — ставка равна 13%.

Если сумма всех баз составляет более 5 млн руб. — ставка комбинированная, состоящая из двух частей. Первая часть — 650 тыс. руб. Вторая часть — 15% от суммарного дохода по всем базам, превышающего 5 млн руб. (см. «С 2021 года будет увеличена ставка НДФЛ для крупных доходов»).

В отношении доходов, полученных в 2021 и 2022 годах, действует особое правило. В этот период алгоритм определения ставки нужно применять не к сумме всех баз, а к каждой базе в отдельности. Так сказано в пункте 3 статьи 2 комментируемого Закона № 372-ФЗ.

Рассчитать «сложную» зарплату с коэффициентами и надбавками Попробовать бесплатно

Как налоговому агенту перечислить НДФЛ

Начиная с уплаты налога за периоды 2021 года, действует измененный порядок. Все будет зависеть от суммы налога по каждому физлицу.

В случае, когда ни у одного работника компании (обособленного подразделения) или сотрудника ИП суммарная база не превысила с начала года 5 млн руб., налог следует перечислить одной платежкой.

Если же суммарная база хотя бы одного работника превысила с начала года 5 млн руб., налог следует перечислить двумя платежками. В первую включить НДФЛ, относящийся к базам 5 млн. и менее. Во вторую — НДФЛ, относящийся к базам свыше 5 млн.

Для налога «свыше 650 тыс. руб.» введен отдельный КБК — 182 1 01 02080 01 0000 110. Этот код, а также отдельные КБК для уплаты пеней и штрафов за несвоевременную уплату 15%-го налога утверждены приказом Минфина от 12.10.20 № 236н (см. «Установлен КБК для уплаты НДФЛ по ставке 15%»).

Для каких доходов сохраняется ставка 13%

Есть три вида доходов, для которых комбинированная ставка «650 тыс. руб. + 15%» не применяется независимо от суммы выплаты. К ним относятся:

  • доходы от продажи недвижимого имущества (кроме ценных бумаг) или долей в нем;
  • доходы в виде стоимости имущества (кроме ценных бумаг), полученного в порядке дарения;
  • подпадающие под налогообложение страховые выплаты по договорам страхования и выплаты по пенсионному обеспечению.

Важная деталь: ставка НДФЛ в размере 13%, которая не зависит от величины указанного дохода, предусмотрена только для резидентов РФ. Об этом сказано в новом пункте 1.1 статьи 224 НК РФ.

Перенос вычета на другую налоговую базу

Введено новшество, касающееся вычетов по НДФЛ.

Применить его можно в ситуации, когда основная налоговая база резидента была уменьшена на социальные и стандартные вычеты, а также на имущественные вычеты в виде расходов на приобретение или строительство жилья и процентов по ипотечным кредитам (см. «Работник обратился за получением вычета по НДФЛ к работодателю: что должен сделать бухгалтер» и «Детские» вычеты по НДФЛ: о чем нужно знать бухгалтеру»).

Если сумма указанных вычетов оказалась больше основной налоговой базы резидента, оставшаяся часть не пропадает.

Ее можно использовать при уменьшении доходов: от продажи недвижимости; в виде стоимости полученного в дар имущества (кроме ценных бумаг); облагаемых выплат по договорам страхования и пенсионного обеспечения.

Переносить вычеты на другую базу можно в рамках одного налогового периода. Учесть их в следующем году в общем случае не получится (новая редакция п. 6 ст. 210 НК РФ).

Новшества для нерезидентов

Как известно, налоговым резидентом РФ признается человек, который фактически находился в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

При этом в 2020 году для получения статуса резидента достаточно было находиться в России не менее 90 календарных дней (Федеральный закон от 31.07.20 № 265-ФЗ; пока нет сведений о продлении действия этого правила на 2021 год).

Физлица, которые не соответствуют указанному требованию о времени пребывания в РФ, считаются налоговыми нерезидентами.

Про налоги:  Налог единый на вмененный доход данные

Ставка 30%

Ставка НДФЛ для нерезидентов в общем случае не изменится и составит 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Но есть и нововведение. Начиная с 2021 года, надо определять отдельные налоговые базы в отношении следующих доходов нерезидентов (новый п. 2.2 ст. 210 НК РФ):

  • Для выигрышей, полученных участниками азартных игр и лотерей.
  • По операциям с ценными бумагами и с производными финансовыми инструментами.
  • По операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги.
  • По операциям займа ценными бумагами.
  • По доходам участников инвестиционного товарищества.
  • По доходам: от продажи недвижимости и (или) долей в нем; в виде недвижимости, полученной в порядке дарения.
  • По всем прочим видам доходов (включая зарплату), подпадающих под ставку НДФЛ 30%.

Перечислить НДФЛ следует одной платежкой по всем нерезидентам-сотрудникам организации (обособленного подразделения) или ИП.

Формировать платежки на уплату НДФЛ с актуальными реквизитами

Ставка 13% (или 15%)

К некоторым доходам нерезидентов сейчас применяется пониженная ставка 13%. Речь идет о зарплате иностранцев, работающих на основании патента, беженцев, высококвалифицированных специалистов и проч. (п. 3 ст. 224 НК РФ).

По доходам, полученным в 2021 году и далее, будет действовать правило.

Если сумма таких доходов нарастающим итогом с начала года составляет 5 млн руб. или менее — ставка равна 13%.

Если сумма нарастающим итогом с начала года составляет более 5 млн руб. — ставка складывается из двух частей. Первая часть — 650 тыс. руб. Вторая часть — 15% от суммы, превышающей 5 млн руб.

Порядок перечисления будет следующим.

В ситуации, когда ни у одного нерезидента-работника компании (обособленного подразделения) или ИП указанные доходы не превысили с начала года 5 млн руб., налог следует перечислить одной платежкой.

Если доходы хотя бы одного нерезидента-работника превысили с начала года 5 млн руб., налог следует перечислить двумя платежками. В первую включить НДФЛ, относящийся к базам 5 млн. и менее. Во вторую — НДФЛ, относящийся к базам свыше 5 млн.

Правила переходного периода

Если в первом квартале 2021 года налоговый агент допустит нарушения при уплате НДФЛ по новой ставке «650 тыс. руб. + 15%», инспекторы не станут его штрафовать и начислять пени.

Но есть одно условие. Нужно самостоятельно перевести в бюджет недостающую сумму в срок до 1 июля 2021 года. Сделать это можно за счет собственных средств организации или ИП (п. 4 и 5 ст.

2 комментируемого Закона № 372-ФЗ).

Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения. Реальные и личные прямые налоги. Акцизы, государственная фискальная монополия и таможенные пошлины. Особенности теории единого налога. Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

по предмету «Налоги и налогообложение»

Тема: Частные теории налогов

1. Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения

2. Теория единого налога

3. Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения

Список использованной литературы

Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.

Таким образом, налоги как экономическая категория имеют исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства. Современное государство, экономика которого основана, прежде всего, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируется рынком или находится за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включается:

* необходимость удовлетворения общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);

* необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде;

* долгосрочные капиталовложения и переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство (например, освоение космоса).

Решение этих задач и обеспечивается через налогообложение.

В Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. указано: «Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами».

Во всех определениях налогов подчеркиваются следующие их особенности:

* тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;

* принудительный характер платежей, осуществляемый на основе законодательства;

* участие в экономических процессах общества.

Налоги играют большую роль в жизни общества. Они являются основным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности. Так как само государство является необходимым для общества, поскольку упорядочивает его жизнь, то необходимы и налоги, за счет которых существует это государство и реализует возложенные на него функции. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.

В докапиталистическую эпоху значительная часть государственных потребностей покрывалась доменами — доходами от недвижимости, главным образом земли, находящейся в собственности главы государства — короля, императора, монарха, и регалиями — доходами от монопольного права государства на занятие определенной хозяйственной деятельностью.

По мере развития товарно-денежных отношений государственная собственность постепенно сокращается (продается, дарится) и доход от нее сводится к минимуму. Одновременно расширяются старые и появляются новые функции государства, а значит, возрастают расходы. Сокращение собственных доходов государства (регалий и доменов) приводит к тому, что налоги становятся главным видом доходов государства.

Кроме налогов у государства по существу нет иных методов мобилизации средств в казну. Оно может использовать для покрытия расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных поступлений. При особых обстоятельствах власть прибегает к выпуску денег в обращение, однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны — инфляцией. В результате остается главный доход государства — налоги; других более приемлемых методов в условиях рынка оно не изобрело.

1. Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения

Самые первые формы налогообложения по своей сути все-таки являлись прямыми. Налогообложение началось в древности с так называемой церковной десятины, которая регулярно взималась со всего произведенного или добытого в интересах служителей религиозного культа. Со временем определенная дополнительная доля продукта стала изыматься также и на цели финансирования светской администрации. Эти подати по своей правовой природе вполне укладываются в рамки прямого налогообложения, так как взимались в процессе приобретения или накопления материальных благ.

Возникновение же косвенных налогов, взимаемых в процессе расходования материальных благ, прежде всего, связывается с появлением пошлинного налогообложения, которое приходится на несколько более поздний период развития общества и государства. В городах раннего средневековья, где вследствие более равномерного распределения собственности еще сохранялись демократические устои, налоговые системы строились в основном на прямом налогообложении. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на положение народа, поскольку они увеличивали стоимость товара. Когда же аристократия набрала силы, чтобы сломить сопротивление народных масс, установился приоритет косвенного налогообложения, причем, как правило, на предметы первой необходимости (например, налог на соль). Таким образом, согласно первой позиции, косвенные налоги являются вредными, так как они ухудшают положение народа».

Вторая позиция, появившаяся в конце средних веков, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного налогообложения. Посредством косвенных налогов предлагалось установить равномерное налогообложение. Дворянство через различные льготы и откупы не было обременено прямыми налогами. Поэтому сторонники идеи косвенного налогообложения стремились заставить платить привилегированные классы путем установления налога на их расходы. Тем самым косвенные налоги рассматривались в качестве средства по установлению равенства в обложении.

Сторонниками косвенного налогообложения являлись также А. Смит и Д. Рикардо, которые обосновывали его через идею добровольности. Эта идея исходит из утверждения о том, что косвенные налоги менее обременительны, чем прямые, потому что их легко избежать, не покупая налогооблагаемый товар».

Однако в конце XIX в. экономисты, спорившие по этому вопросу, пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямым и косвенным налогами, считая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное — для эффективного получения поступлений. Некоторые специалисты идею о «разумном сочетании прямых и косвенных налогов» рассматривают даже в качестве одного из принципов налоговой системы. Начиная с этого времени, устанавливается примерное соответствие степени развития косвенных налогов.

Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке (величине налога на единицу обложения) или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.

Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные — в большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому если прямые налоги — это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.

Про налоги:  Избегайте огромных штрафов с помощью нашего руководства по штрафам по единому налогу

Представляется целесообразным относить налоги к прямым или косвенным на основе признака совпадения или несовпадения объекта и источника налогообложения. В соответствии с таким подходом прямые налоги — это такие налоги, для которых источник и объект налогообложения идентичны, а косвенные — те, для которых источник и объект не совпадают.

Нередко и прямые, и косвенные налоги подразделяют на несколько видов. Среди прямых налогов выделяют реальные и личные. Реальными налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним, в частности, относятся земельный налог, налог на имущество, налог на недвижимость и некоторые другие. В отличие от реальных личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с физических и юридических лиц или у источника дохода, или по декларации. Примером личного обложения могут служить подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.

Косвенные налоги, в свою очередь, подразделяются на акцизы, государственную фискальную монополию и таможенные пошлины. Акцизы бывают индивидуальные и универсальные. Ярким примером универсального акциза является НДС. Универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота. Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость. Индивидуальные акцизы устанавливаются как по отдельным видам товаров, так и по группам товаров. Государственная фискальная монополия в налоговой практике используется не всеми странами, отсутствует она и в российской налоговой системе. Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, представляющие полную или частичную монополию государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртные напитки, табачные изделия, соль, спички, пиво). Основная цель их взимания состоит в увеличении доходов государственного бюджета.

Таможенные пошлины в большинстве стран устанавливаются только на импортные товары. Экспорт товаров, как правило, обложению таможенными пошлинами не подлежит. В отличие других стран в России установлены и экспортные пошлины. Таможенные пошлины классифицируются по четырем признакам: происхождению, целям, характеру взимания, характеру отношений.

В основе теории единого налога лежит мысль, что налоги уплачиваются из одного источника — доходов. Поэтому единый налог видится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимание множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала несостоятельность и неосуществимость данного подхода.

Теорию единого налога неоднократно брали на вооружение социально-политические реформаторы. Необходимо отметить, что эта теория в большей степени рассматривает социально-политические вопросы, чем налоговые. Идея установления единого налога была популярна в разные времена. В XVIII в. в Англии даже существовала партия, девизом которой был единый налог на строения. Различные сторонники данной теории представляли единый налог в качестве панацеи от всех бед. Утверждалось, что после установления этого налога бедность будет ликвидирована, повысится заработная плата, перепроизводство будет невозможно, во всех отраслях промышленности произойдет рост производства и т. д.'»

Единый налог — это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагались земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др.

Одним из самых ранних видов единого налога является налог на земельную ренту. Так, физиократы — сторонники сельскохозяйственной системы развития общества — считали, что промышленность не производит чистой прибавки к доходу. Все богатство сосредоточено в земле и проистекает из земли. Поэтому надо установить единый налог на земельную ренту как на единственный источник доходов. Следовательно, платить этот налог должны будут только землевладельцы. В качестве основы для установления этого единого налога предлагалась идея «всеобщности земли». Земля есть дар божий, она должна принадлежать всем. Более того, все богатства происходят от земли. А поскольку в действительности земля принадлежит конкретным людям, то они, как обладатели единственного источника богатства, должны платить единый налог. В XIX в. американский экономист Генри Джордж (1839-1897 гг.), выдвинувший идею «единого земельного налога», рассматривал его как средство обеспечения всеобщего достатка и «социального мира».

В XIX в. налоги превратились в один из главных источников государственного бюджета, а усложнение налогообложения поставило перед финансовой наукой задачу упростить налоговую систему, отменить множественность в налогообложении, унифицировать налоги. В XIX в. сформировались разные формы единого налога: на расходы, капитал, доходы. Вместе с тем преимущества единого налога на капитал имели смысл только в теории, а на практике данный вид налога уплачивался из дохода, так как имущество без дохода не имеет смысла. На практике организовать систему взимания единого налога оказалось проблематично, а определить его объект — сложно. Ф. Нитти считал идею единого налога неосуществимой, так как его введение не позволило бы соблюдать принцип равенства и всеобщности, который соответствует идее справедливости. Э. Селигмен из анализа развития прямого обложения пришел к выводу, что в скором времени единый подоходный налог вытеснит все прямые налоги. Русский исследователь А. Исаев критиковал идею единого подоходного налога, не видя возможности реализации данной теории на практике, ибо определить доход очень сложно, это потребует многих затрат. Кроме того, разные доходы от разных источников сделали бы необходимым применение не одного, а нескольких способов определения дохода. Итак, по его мнению, единый подоходный налог естественно распадается на целый ряд налогов — поземельный, подомовой, промысловый и т.д.

Таким образом, практика налогообложения XX в. еще раз доказала несостоятельность и неосуществимость теории единого налога, но не без их влияния финансовая наука проводила исследование, связанное с поиском более справедливых способов налогообложения.

Рассматривая теорию единого налога, необходимо отметить, что, каким бы ни был объект налогообложения, данная теория не может быть прогрессивной. Признавая положительные моменты единого налога, связанные, в частности, с простотой его исчисления и сбора, тем не менее следует признать, что в чистом виде эта теория достаточно утопична и практически неприменима. Однако в сочетании с другими системами налогообложения она может сыграть положительную роль.

Идеи, лежащие в основе теории единого налога, частично воплощены и в налоговой системе Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», некоторые малые предприятия и предприниматели вправе вместо уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплачивать единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. В данном случае установление единого налога можно рассматривать как прогрессивный шаг, поскольку этим достигается простота и удобство в налогообложении субъектов малого бизнеса.

Когда был определен в качестве источника налогов чистый доход, то перед наукой встал вопрос, какой принцип должен быть положен в основу его обложения — пропорциональный или прогрессивный, тем более что финансовая практика использовала и тот, и другой. Ученые-финансисты разделились, одна часть обосновывала пропорциональное обложение, другая — прогрессивное. Дискуссия в силу экономических и социально-политических причин закончилась в последней трети XIX — начале XX в. победой сторонников прогрессивного обложения, что нашло выражение в повсеместном введении подоходного прогрессивного налогообложения.

Налоги не только финансовое явление, но и политическое, поэтому во взглядах на них всегда находят отражение те или иные классовые интересы.

Согласно идее пропорционального налогообложения, налоговые ставки должны быть установлены в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от его величины. Данное положение всегда находило поддержку среди имущих классов и обосновывалось принципами равенства и справедливости. Пропорциональные налоги гораздо легче переносятся состоятельными классами, так как они ослабляют налоговый нажим по мере увеличения объекта обложения (налогооблагаемые суммы). Прогрессивные же налоги задевают имущие классы гораздо чувствительнее и тем больше, чем сильнее растет прогрессия обложения. Вот почему имущие классы всегда выступали против этого способа обложения и финансисты, которые защищали их интересы, находили доводы против прогрессивного обложения. П. Леруа-Болье был самым активным защитником пропорционального обложения. Сторонниками прогрессивности были всегда трудящиеся классы, главным образом рабочий класс, выставлявший это начало в программах своих партий. Марксизм связывал с прогрессивным налогообложением уничтожение частной собственности и построение социализма.

Идея пропорциональности проникала в жизнь благодаря финансовой нужде. Примерами пропорционального обложения могут служить многочисленные во всех странах “двадцатые”, “пятнадцатые”, “десятые” и “пятые” деньги. Принцип пропорционального обложения стал господствовать с эпохи Великой французской революции, и с этого момента принято считать, что спор был окончательно решен в его пользу.

Про налоги:  При применении упрощенной системы налогообложения применяется единый налог

Идеи пропорционального налогообложения в финансовой науке зародились еще в эпоху меркантилизма, хотя надо отметить, что и в то время не было единого мнения ученых по этому вопросу. Д. Локк в 1690 г. выдвигает проект единого поземельного налога, считая, что в Англии, тогда земледельческой стране, все налоги, в конце концов, перелагаются на земельных собственников. Он полагал, что таким путем можно достигнуть справедливого обложения.

В XIX в. финансовая наука, сложившись в самостоятельную, была представлена уже различными школами.

Из всех школ, которые защищали идеи пропорционального обложения, критикуя теории прогрессивного обложения, надо отметить французскую школу в лице ее видных представителей П. Леруа-Болье и Р. Стурма. П. Леруа-Болье считал, что государство оказывает бедным больше услуг, нежели богатым. Охрана личности и собственности последних стоит государству дешевле, чем исполнение тех же функций относительно бедных. Ведение процессов, в которых участвуют богатые, стоит судам не большего труда, чем тяжбы, где стороны принадлежат к неимущим классам. Карета богача не более содействует изнашиванию дороги, нежели телега простолюдина. Средние и высшие учебные заведения дают государству доход или по крайней мере причиняют мало расходов, главные же расходы по народному образованию падают на начальные школы, то есть совершаются для беднейших граждан. Такими сопоставлениями П. Леруа-Болье показывает, что затраты государства на бедных больше, чем на богатых. А чтобы оправдать теорию прогрессивного обложения, надо доказать обратное. Полемизируя со сторонниками последнего, П. Леруа-Болье высказывается таким образом за пропорциональное обложение.

В соответствии с прогрессивным обложением налоговые ставки и бремя обложения налогом увеличиваются по мере роста дохода и имущественного состояния плательщика налогов. Считается, что с богатого гражданина необходимо взимать больше не только абсолютно, но и относительно. С точки зрения бедняка налог должен быть не пропорциональным, а прогрессивным.

А. Вагнер является идеологом социально-политического направления, которое в прогрессивном налогообложении видело средство нивелировки имущественного неравенства. Фактически прогрессивное обложение вошло в практику под давлением рабочего класса и аграриев. Борьбой заинтересованных классов, в которой одерживала верх то одна, то другая сторона, совокупностью экономических и социальных условий нужно объяснять такое повсеместное явление, что окончательному введению подоходного налога предшествовал продолжительный период временных мер, попыток заменить введение этой новой меры реформированием, переделкой уже существующих форм обложения.

Современные исследователи налогов считают, что “налоговая система государства — это, пожалуй, наиболее яркое проявление соотношения классовых и групповых интересов, социальных сил, их борьбы и компромиссов. Борьба между имущими и неимущими слоями общества, между земельными собственниками и капиталистами — все это отражалось на эволюции налоговой системы”.

Расхождение во взглядах на пропорциональное и прогрессивное обложение объясняется не только классовой принадлежностью их представителей, но и содержанием понятия платежеспособности. Представители пропорционального обложения под платежеспособностью понимали доход и имущество плательщика налога, сторонники прогрессивного обложения — такую способность уплаты, которая соизмеряется, с одной стороны, с доходам и имущественным состоянием, а с другой — с лишением и жертвою, которая должна быть одинаковой для всех плательщиков. Этой точки зрения придерживался Э. Селигман, который внес большой вклад в разработку и обоснование прогрессивного налогообложения. А. Маршалл писал, что “счастье, которое приносит шиллинг бедняку, несравненно больше, чем то, что дает тот же шиллинг богачу”.

Если налог возьмет этот шиллинг у бедняка и богатого, то первому причинит крупное лишение, а второму — нечувствительное для него. Чтобы лишение было одинаково, как для бедного, так и для богатого, необходимо последнего обложить больше не только абсолютно, но и относительно. Налог должен быть не пропорциональным, а прогрессивным.

Сисмонди был последним, кто высказывался за прогрессивное обложение, исходя из теории обмена, в которой налог выступал платой за услуги государству. Он писал, что раз налог есть цена, уплачиваемая гражданином за то, чем он пользуется, то не следует требовать налога с тех, у кого ничего нет. Никогда не следует посягать на ту часть дохода, которая необходима для жизни облагаемого. Так как большая часть расходов государства идет на то, чтобы защищать богатых от бедных, то справедливо, чтобы богатые платили за поддержание столь выгодного для них порядка вещей не пропорционально имуществу, а несколько более. Он называет это пропорцией с “легкими модификациями”, но фактически обосновывает систему прогрессивного обложения.

Косвенное обложение, охватывающее прежде всего область массового потребления, непропорционально тяжело ложилось на малоимущие классы. Стремление устранить указанную несправедливость явилось причиной появления социально-политической теории, которая была выдвинута германской финансовой школой, разработана А. Вагнером и изложена в его учебнике “Финансовая наука” (1880). Ее основные аргументы заключаются в следующем. “Устанавливая податные тягости, государство должно стремиться к тому, чтобы не ухудшить плательщику образа жизни, который стал для него привычным. Пропорциональные налоги не удовлетворяют этому требованию, ибо одна и та же сумма налога возлагает на разных плательщиков неодинаковые тягости, вследствие различий между гражданами по семейному положению, состоянию здоровья и т.п. Поэтому справедливо только прогрессивное обложение. Оно тем более необходимо, чем более политика налогов перестает руководствоваться одними финансовыми соображениями, а смотрит на подати, как на средство к изменению и коренному улучшению современного экономического быта.

Исчисление прогрессии не может быть свободно от произвола. Как бы ни был велик произвол в числовых определениях прогрессивных налогов, он все-таки меньше, нежели тот произвол, который влечет за собой пропорциональное обложение, совершенно забывающее о различных степенях давления налогов на плательщиков и о различии в их хозяйственных силах”.

Итак, А. Вагнер считает, что государство при обложении должно преследовать не только фискальные, но и социально-политические цели, смягчать неравенство, влиять определенным образом на распределение имуществ и доходов. Однако основы современного хозяйственного строя сохраняются. Прогрессия должны быть высокой, чтобы указанные цели обложения достигались, но прогрессивное обложение ни в коем случае не должно превращаться в конфискацию. Практическая разница между радикально-социалистической и социально-политической теорией заключается в отношении к вопросу о превращении прогрессии в конфискацию.

Налоги являются объективной необходимостью, так как они обусловлены потребностями поступающего развития общества. С помощью собираемых средств государство осуществляет соответствующие функции.

Доминирование прямых или косвенных налогов в бюджетной системе государства определенным образом сказывается на его социально-экономическом развитии. Прямые и косвенные налоги по-разному воздействуют на производство и экономические процессы. При косвенном налогообложении происходит многократное обложение одного и того же товара на разных стадиях его движения от производителя к потребителю. Поэтому косвенные налоги выступают мощным фактором роста цен, ускорения инфляционных процессов. В то же время они имеют большее фискальное значение для государства, чем прямые налоги, и шире используются органами власти для регулирования экономических процессов; их легко взимать и без больших затрат.

Основное место в российской налоговой системе занимают косвенные налоги. В составе доходов бюджете РФ они занимают определяющее место. Преобладание этих налогов в бюджетной системе страны может как положительно, так и отрицательно сказываться на состоянии экономики в целом. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги, что является характерным для кризисного состояния экономики. Однако косвенные налоги являются очень надежным источником дохода бюджета. Это стабильный, равномерно поступающий доход, практически не подверженный временным колебаниям, что позитивно сказывается на плавности поступления средств в доходную часть государственного бюджета.

Косвенные налоги являются необходимой составной частью справедливого налогообложения. Они позволяют более равномерно распределить налоговое бремя между плательщиками.

Современные косвенные налоги являют пример развития передовой финансовой мысли. Именно эти налоги претерпели самые крупные изменения в финансовой практике. Суммарные косвенные налоги приобрели черты прогрессивных и пропорциональных.

1. Евстигнеева Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учеб. пособие. — М.: Инфра-М, 2000.

2. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник. — М.: МЦФЭР, 2001.

3. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. — 6-е изд., доп. и перераб. — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2004. — 576 с.

4. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений /О.В. Скворцов, Н.О. Скворцова. — М.: Издательский центр Академия, 2003. — 240 с.

5. Налоги: Учебное пособие. Под ред. Д. Черника. — 2-е изд., перераб. И доп. -М.: «Финансы и статистика», 1996. — С.4.

6. Пушкарева В. История финансовой мысли и политики налогов. — М.: Инфра-М, 1996, — С.59.

7. Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. — М.: Финстатинформ, 1996. — С.35.

Оцените статью
ЕНП Эксперт