Введение единого налога стрелецкие деньги

Захаров, Ю. Петров, М. Шацилло. История налогов в России. IX — начало XX века

Основу тягла составляли несколько важных прямых налогов, взимавшихся еще в XVI в. Вместе с тем очевидна тенденция слияния нескольких близких по своему характеру податей в единый налог. Так, в писцовых книгах, начиная с 20-х гг. XVII в., систематически упоминаются данские деньги. Этот налог включил в себя собственно дань, взимавшуюся с незапамятных времен, а также ряд прямых податей специального назначения, введенных в XVI в.: пищальные и ямчужные деньги, наместничий корм, сборы на городовое и засечное дело и некоторые другие122. Кроме того, как отдельные налоги взимались ямские деньги, полоняничные деньги, «жалованье» ямским охотникам.

Ставка каждого из этих налогов установилась еще в XVI в. Но в начале XVII в. стоимость рубля резко падает, в 20-х гг. рубль уже в пять-шесть раз дешевле, чем в конце XVI в123. Чтобы сохранить доходы на прежнем уровне, нужно было либо существенно повышать ставки налогов, либо вводить новые. Правительство использует и тот, и другой метод. Причем старые налоги увеличиваются иногда весьма своеобразно, а именно: путем сохранения старой подати в прежнем размере при введении параллельного сбора гораздо в больших размерах. Пищальные деньги теперь взимаются вместе с данью, зато вводится новый налог на содержание стрелецкого войска — стрелецкие деньги. Этот сбор существовал еще в XVI в., но взимался хлебом. Теперь он переводится на деньги. В 1615— 1616 гг. величина этой подати составляла 150 — 160 руб. с сохи124. Ямские деньги в конце XVI в. взимались в размере 10 руб. с сохи. В том же размере этот налог сохраняется в течение всего XVII в. и в связи с падением курса рубля становится мизерным. Но после Смуты постоянно увеличивается другая подать того же назначения — «жалованье ямским охотникам». В 1616 г. ее величина составляет 280 руб. с сохи, а в 1618 г. эта подать возросла до 800 руб.! Но, почувствовав, что население не может платить столько за ямскую гоньбу, правительство несколько снижает этот сбор, затем он вновь растет и к 1646 г. достигает 784 руб. с сохи. Взимавшиеся одновременно старые ямские деньги стали называться «малой ямской податью»125. Из приведенных примеров видно, что несмотря на снижение стоимости рубля, величина основных прямых налогов постоянно возрастала. Главным фактором, определявшим рост налогового бремени, был неуклонный рост финансовых потребностей государства: расширялась его территория, множился бюрократический аппарат, возрастали расходы на содержание царского двора, который становился все более пышным и великолепным, все новых затрат требовали содержание армии и ведение многочисленных войн.

Правда, царская семья и двор содержались в значительной мере за счет обширного дворцового хозяйства, в состав которого входили многие богатые села и волости. Жившие в них крестьяне составляли особую категорию дворцовых, несли разнообразные повинности по обслуживанию и обеспечению царского двора. Приказной аппарат, как правило, содержался за счет подведомственного населения. Многие расходы по местному управлению оплачивались жителями соответствующих уездов и волостей. Правившие в уездах воеводы получали государево жалованье, однако население уезда вносило деньги на содержание его канцелярии (воеводской или «съезжей» избы), на покупку бумаги, свечей, чернил, плетей, дров, найм подьячих, сторожей, палачей.

Но в первую очередь тяжесть налогового гнета определялась постоянно растущими военными расходами. Для решения исключительно сложных внешнеполитических задач, обороны границ, поддержания внутреннего спокойствия нужна была многочисленная и сильная армия. Но за счет чего ее содержать? Казалось, уже в XVI в. был найден выход: служилые люди (дворяне, дети боярские и пр.) служат царю «конно, людно и оружно», а их содержат крестьяне, прикрепленные к поместьям, которыми государство жаловало за службу. Крепостное право было тем самым основой содержания поместного войска или дворянской конницы, составлявшей основу вооруженных сил тогдашней России. Но войско это с трудом поддавалось внедрению дисциплины и тактики, оснащению оружием в соответствии с требованиями нового времени. Это поняли задолго до Петра I. В период войны за Смоленск (1632—1634 гг.) создаются особые солдатские и рейтарские (кавалерийские) полки, получившие название «полков нового строя» Они действовали на основании уставов, принятых в ряде европейских стран, многие офицерские должности в них принадлежали иностранцам. В течение всего XVII в. их численность неуклонно растет. В 1680 г. только в Москве находилось 90 тыс. солдат и рейтар «нового строя»126. Для комплектования этих полков правительство рассчитывало привлечь желающих, но таковых было мало, и с середины XVII в. проводятся наборы «даточных людей» по одному человеку с 20—25 крестьянских дворов. Это представляло собой прообраз рекрутских наборов, введенных Петром 1. Правда, многие солдаты из даточных в мирный период распускались по домам и призывались вновь под знамена своих полков с началом очередной войны. В конце XVII в. содержание каждого солдата-пехотинца в течение одной кампании стоило казне 4—5 руб., рейтара (всадника) — 20 руб.127

Для обороны южных и юго-восточных рубежей в XVII в. строятся несколько новых засечных линий, десятки новых крепостей, к службе здесь привлекается множество служилых людей «по прибору», получивших жалованье из казны. Растет и численность стрелецкого войска. Так, в 1651 г. в Москве насчитывалось 8 тыс. стрельцов. В 1680 г. их численность достигла 20 тыс.128 В целом за 60 лет вооруженные силы России выросли в три раза, в основном за счет создания полков нового строя и привлечения служилых людей по прибору. Ясно, что такая реорганизация вооруженных сил могла идти только за счет государственной казны, а следовательно, введение новых налогов и увеличение старых было неизбежным.

Подать на стрелецкое войско (стрелецкие деньги) после некоторого сокращения возрастает и к 1638 г. достигает 240 руб. Как раз в это время возросла угроза нападения со стороны Турции и Крыма. Разворачивается строительство самой протяженной Белгородской засечной черты от Белгорода почти до Тамбова. Впоследствии, особенно после бурных событий конца 40-х гг., стрелецкая подать снижается до 168 руб., в 1654 г. вновь возрастает до 228 руб129. В это время было принято решение о воссоединении с Украиной, и предстояла тяжелая война с Польшей.

Стрелецкую подать в деньгах платили только городские посады и крестьяне некоторых центральных уездов. Крестьяне всех остальных уездов и, в первую очередь с поместных земель, платили этот налог натурой, то есть поставляли хлеб для продовольствия войска. В связи с чем эта подать называлась «стрелецкий хлеб». В 40-х гг. XVII в. с сохи взималось 700 юфтей зерна. Эта подать предусматривала поставку примерно в равных долях ржи — для продовольствия солдат, овса — на корм лошадям. Юфть в данном случае и означает четверть ржи и четверть овса. (Старинное значение слова юфть — пара, в XVII—XVIII вв. так называлась также выделанная кожа крупного рогатого скота.) В дальнейшем эта подать постоянно возрастает. В 1679 г. с сохи взималось уже по 2800 юфтей130, сбор увеличился за 30 лет в 4 раза. Ясно, что за это время урожайность не могла вырасти столь быстро, следовательно, государство все меньше хлеба оставляло в распоряжении крестьянина, ограничивало расширенное воспроизводство в его хозяйстве, а в малоурожайные годы обрекало его семью на полуголодное существование. При желании плательщика эта натуральная подать могла быть внесена в денежной форме, но исходя из очень высокой цены хлеба. В 40-е гг. деньги за стрелецкий хлеб взимались из расчета 96 коп. за юфть., в 60-е гг. — до 2 руб. 35 коп. По данным В.О. Ключевского, хлебные цены и стоимость рубля в течение нескольких десятилетий в середине XVII в. почти не изменились131.

Стрелецкие деньги и стрелецкий хлеб были основным специальным налогом, предназначенным для покрытия военных расходов. Но этих поступлений часто было недостаточно. Тогда правительство вводило дополнительные сборы. В отличие от стрелецких денег, которые представляли собой постоянный налог, эти сборы носили чрезвычайный характер. Речь идет о взимании «пятой» или «десятой деньги», — пятой или десятой доли «от избытков и промыслов». В 1614 и 1615 гг. объявлялся сбор пятой деньги132. Деньги понадобились для организации похода против «воровских казаков», продолжавших смуту и не желавших подчиняться правительству Михаила Романова. В документах о введении этого сбора принцип его взимания четко не определялся. Можно предположить, что речь шла о доле имущества. Но подобный поимущественный налог (40% со всего состояния за два года) был бы немыслимо тяжел. Скорее, подразумевалось взыскать пятую часть с доходов. Однако в то время четкого понятия о подоходном налоге еще не существовало, как и не было методов определения дохода кого бы то ни было. Известно, что с купцов иногда взимали пятую часть с торговых оборотов, которые можно было установить по таможенным книгам. Следовательно, в данном случае мы имеем дело с одной из первых попыток применения в России налога с оборота. А в целом раскладка «пятой деньги» и принципы ее расчета оставлялись на усмотрение общин. Тем более, что правительство установило сумму этой подати — 120 руб. с сохи. Следующий раз сбор пятой деньги вводился в 1633 и 1634 гг. в связи с Смоленской войной. Но наиболее часто подобные чрезвычайные сборы практиковались в 50-х — 70-х гг. XVII в. На это время приходится продолжительная и тяжелая война с Польшей за Украину (1654—1667 гг.), военная кампания против Турции и Крыма в 70-хгг. (Чигиринские походы). Значительных усилий потребовало подавление восстания Степана Разина (1670—1671 гг.), неспокойно было на Украине, где приходилось действовать не только против поляков, но и против гетманов, поднимавших мятежи против России. За двадцатишестилетний период (1654—1680 гг.) дважды вводится сбор пятой деньги (1662, 1663 гг.), пять раз —десятой деньги (1654, 1668, 1673, 1678, 1680 гг.), один раз — пятнадцатой деньги (1671 г.). Неоднократно взимаются и иные чрезвычайные сборы то по рублю, то по полтине, то по полуполтине с двора133. Большей частью эти налоги поступают с купцов, торговых людей, посадов. Пашенные крестьяне от уплаты пятой или десятой деньги либо освобождались, либо платили существенно меньше, чем купцы и посадские люди. Например, по указу 1668 г. о сборе десятой деньги с крестьян было велено взимать по 8 алтын 2 деньги (25 коп.) с двора. Для торговых людей такая сумма была минимальной134.

Про налоги:  Реквизиты на единый налог по усн

Чрезвычайным налогом военного назначения был по своей сути и специальный сбор на содержание «даточных людей». Эта подать сразу оказалась чрезвычайно тяжелой. Уже в 30-х гг. сбор «на даточных людей» составил от 2 до 3 руб. с одного крестьянского двора. Правда, взимался этот налог не ежегодно, а по мере нового набора даточных людей, в среднем два раза за десятилетие135.

Зачастую налоги на жалованье ратным людям дополнялись обязанностью поставлять продовольствие в войска. В 1654 г. наряду с введением десятой деньги было велено со всех городов, сел и волостей «собирать хлебные запасы». Этот сбор повторился и в следующем году, наряду со сдачей хлеба, каждый двор должен был поставить по полугривенке (по полфунта) коровьего масла. Вместо толокна следовало поставить сухари. Эти запасы направлялись в Вязьму и Брянск, расположенные вблизи театра военных действий136. Подобный сбор носил чрезвычайный характер. Кроме того, продовольствие в войска поступало в виде стрелецкого хлеба, регулярной постоянной подати, которая взималась своим порядком. Указ о сборе продовольственных запасов предусматривал и строгие меры против неплательщиков — с них этот налог следовало взыскивать в тройном размере. Дополнительные натуральные повинности, особенно во время войны, вовсе не ограничивались поставками продовольствия. Население обязано было поставлять и разного рода вещи и материалы для оснащения войск. С каждой местности взимался тот продукт, которым она была богата. В 1656—1657 гг. в разгар войны с Польшей с Заонежских погостов, где издавна развивалась добыча и обработка железа, требовали поставок лопат, заступов, топоров. Отсюда же в войска направлялись ружейные фитили, смола, береста137. Подобные натуральные повинности были распространены и в мирное время. Так, крестьяне Двинского уезда доставляли к царскому двору кречетов для государевой охоты. Для ловли этих редких птиц ежегодно там отряжались ватаги из 40 человек138.

Таким образом, увеличение старых налогов и введение новых в течение всего XVII в., как и в предыдущем столетии, вело к постоянному росту податного гнета. К примеру, в вотчинах некоторых монастырей в центральных уездах государственные налоги с 70 коп. в среднем на двор в 30-х гг. к 70-м гг. увеличились до 1 руб. 30 коп., почти в два раза139.

Замена тягла оброком

Введение новой стрелецкой подати в настоящем смысле этого слова решено 5 сентября 1679 г. Этого указа мы, однако, не имеем; он известен нам из ссылок на него в других указах 1679 г. и в указах 1681 г., в которых делается новый оклад стрелецкого налога, более льготный, чем первый оклад 1679 г. Новый налог вводится взамен стрелецких денег, которые установлены для посадов указом 1672 г., и взамен данных, полоняничных, ямских, пищальных и иных мелких доходов, кроме лавочных и мельничных и иных оброчных статей, которые платят из воли по перекупке. Новый налог назначается московским стрельцам (АЭ. IV. № 250; АИ. V. № 48 и 7). Введение новой стрелецкой подати взамен целого ряда прежних податей вне всякого сомнения. Стрелецкая подать отменяет: дань, ямские деньги, пищальные, полоняничные и еще разные мелкие сборы; но сбор хлеба на тех же стрельцов остается, и мы имеем указ от 1688 г. о сборе московским стрельцам недоимочного хлеба (АЭ. IV. № 299). С точки зрения организации финансов эта мера возбуждает большие недоразумения. Дело идет о жалованье московским стрельцам, т.е. стрельцам, имеющим пребывание в одном городе Москве. Они получают по старине корм хлебом и, кроме того, на их же содержание идет целый ряд старых податей, которые имели прежде каждая особое определенное назначение, как, например, ямские, пищальные, полоняничные и пр.; одна дань шла на общие государственные расходы. Теперь все это обращается в стрелецкие деньги и пойдет одним московским стрельцам на жалованье. На какие же средства будут удовлетворяться другие потребности государства? Надо думать, что наименование новой подати «стрелецкими деньгами» есть факт переживания. Как мы видели, все тягла возникают у нас для удовлетворения известных потребностей, от которых и заимствуют свое наименование. Дано наименование и новой подати, но едва ли можно сомневаться в том, что она не вся пошла на жалованье московским стрельцам. Указ 1679 г. есть первый опыт заменить целый ряд старых тягол, возникавших по мере надобности, одним общим для всего государства налогом, который шел на удовлетворение всяких государственных нужд, а между прочим, и на жалованье московским стрельцам.

Указ 1679 г. знаменует великую реформу в истории наших финансов. Это первый опыт введения общего для всего государства налога взамен целой массы специальных повинностей. Этот решительный и крупный опыт был подготовлен, однако, целым рядом мелких опытов замены для отдельных плательщиков разнообразных повинностей, на них падавших, одним налогом, которому усвоялось наименование оброка. Такие отдельные попытки значительно упреждают указ 1679 г. Один из крупных недостатков описанной системы повинностей заключается в ее малой определенности. Отдельные повинности назначаются на известный предмет, но ни время их платежа, ни самый размер большинства повинностей вперед неизвестны. Все это определяется в момент нарождения той или другой государственной потребности и нежданно-негаданно сваливается на голову плательщиков. Это большое неудобство для плательщиков, и весьма понятно, что они стремятся к замене неопределенного по времени и мере тягла определенным взносом в определенный срок. Когда впервые появились такие переложения, этого мы не знаем, но они встречаются уже в самом начале XV века. Эта замена делалась назначением «оброка», т.е. определенного взноса взамен разноименных и по размеру своему неопределенных тягол1. Древнейшая такая замена, нам известная, сделана углицкими князьями в пользу деревень Троице-Сергиева монастыря. В двух грамотах этих князей (1414 и 1437 гг.) монастырские деревни за оброк в 3 рубля освобождаются от всяких даней и пошлин:
«А опричь того оброку не надобе им ни которая моя дань, ни ям, ни подвода, ни иная ни которая пошлина, ни двора моего ни ставят, ни коня не кормят, ни закос им не надобе» и т.д.

Про налоги:  Начисления заработной платы по единому социальному налогу

Но в одной грамоте прибавлено: «опричь того дела, коли учнут город рубити», т.е. городовое дело остается тяглом. В обеих грамотах крестьяне освобождены не только от тягла, но и от пошлин торговых и княжеского суда. Грамоты эти имеют, следовательно, характер льготы, они даны по просьбе монастыря. Наряду с другими льготами монастырь испросил себе и переложение тягла на оброк, как более удобный способ обложения. В данном случае нововведение вызывается плательщиками (АЭ. I. №№ 19 и 28).
От того же XV века имеем грамоты, все содержание которых ограничивается переводом тягол в оброк; одна также дана Троице-Сергиеву монастырю. Дмитровский князь, в главном городе которого, в Дмитрове, был монастырский двор, пишет в своей грамоте:
«Не надобе им с того двора ни которая моя дань, ни подвода, ни к сотскому, ни к десятскому не тянут ни в которые проторы, ни в розметы, ни луга моего не косят, ни иныя им ни которыя пошлины не надобе; а дают мне, князю Юрию Васильевичу, оброк с того двора на Рождество Христово рубль. Опричь того не надобе им ничто, знают один свой срок» (АЭ. I. № 69. 1461).
Здесь очень хорошо оттенена приуроченность повинности к одному определенному сроку. Это, конечно, большое преимущество. Грамота белозерского князя Кириллову монастырю также говорит только о замене всяких даней единовременным оброком:
«Давати им дани в мою казну, от Сбора до Сбора, на год по 10 рублев пятигривенным серебром; а даньщики мои в те их слободки и деревни не въезжают и дани с них не емлют, ни писец их мой не пишет» (Доп. к АИ. I. № 201. 1468).
Самую грамоту князь называет «оброчной».

Такую же замену даней и пошлин оброком встречаем и в грамотах XVI и XVII веков. Приведем несколько примеров. Крестьяне бобровничей полусохи в Вохне до 1561 г. давали со своих 8 деревень дань, ямские деньги, примет, корм ловчему и делали дворовое дело, а с этого года за все пошлины обложены оброком в 51 р. да пошлин по 2 алтына 1 рубля, последнее в пользу чиновников.

Очень любопытна такая же грамота от 1589 г. в Соль-Вычегодскую о переводе на оброк крестьян Коряжемского монастыря; она дает возможность судить о стоимости наместничьего корма, с одной стороны, и всех других даней, с другой. В данной местности у монастыря было 334 двора. За наместничий корм, за присуд и за пошлинных людей доход положен оброк в 195 р. и 22 алт. и 1 1/2 деньги; а за все остальные дани (за дани, и запрос, и за поминочные за черные соболи, и ямских и приметных денег, и за посошные люди, и за городовое, и за засечное дело, и за ямчужное дело, и казначеевых и дьячих и подьячих пошлин) всего 34 рубля 7 алт. 4 ден. Таким образом, доход наместников и их пошлинных людей в конце XVI века в шесть раз превосходил доход государства! Это много, но во что обходится государствам содержание чиновников в наше время?
В писцовых книгах XVI века очень нередки указания на замену денежным оброком всяких даней. О дедиловцах, у которых была пашня, читаем:
«А оброку платят с тое земли за дань и за посоху и за всякия подати в государеву казну в Большой приход по полутретья алтына с четверти».
В такой оброк зачислялись иногда и торговые сборы.

Перемены в сборе налогов при царе Федоре Алексеевиче

В течение всего XVII в. развивалась система финансового управления, в основе своей возникшая в предыдущем столетии. Налоги поступали в многочисленные ведомства, и эта раздробленность управления сбором податей между разными приказами даже усилилась. Ряд областей управлялись особыми территориальными приказами, куда поступало большинство причитавшихся с них сборов. В отличие от четвертей эти приказы не были по преимуществу финансовыми органами, а занимались множеством других вопросов по управлению той или иной территорией. Крупнейшими из них были Казанский и Сибирский приказы. Правда, основная масса налогов, собиравшаяся в Сибири, там и расходовалась. В Сибирский приказ надлежало только предоставлять соответствующие отчеты. Большинство городов к югу от Москвы, которые имели большое значение для обороны страны от набегов со стороны степи и где находились многочисленные гарнизоны служилых людей, управлялись из Разряда, являвшегося в первую очередь военным ведомством. Но в Разряд поступали и многие налоги с этих городов. Наконец, самой Москвой управлял Земский приказ, сосредоточивший административную и полицейскую власть в столице. Он же занимался и сбором налогов с обширного московского посада.

Целый ряд центральных приказов занимался сбором налогов, связанных с их компетенцией. Так, в Стрелецкий приказ поступал стрелецкий хлеб и стрелецкие деньги, в Ямской — ямские деньги. Монастырский приказ получал налоги с земель, находившихся во владении монастырей и церковных иерархов. Конюшенному приказу доставались пошлины с продажи лошадей, которые шли на содержание дворцовых конюшен. Печатный приказ взимал пошлины за подтверждение разного рода жалованных грамот посредством прикладывания к ним государственной печати, которая хранилась в этом приказе. Ряд небольших приказов, ведавших по преимуществу судом в отношении некоторых групп населения (Московский судный, Холопий судный и др.), получали в свою пользу судебные пошлины. Таким образом, практически каждый приказ собирал какие-либо налоги или пошлины.

Вместе с тем наличествовало несколько центральных ведомств, по преимуществу финансового характера. Специализированным финансовым учреждением оставался Приказ Большого прихода, но его компетенция по сравнению с XVI в. значительно сузилась, основной его задачей стал сбор таможенных пошлин. Зато большого развития достигает система четвертных приказов или четвертей. В XVII в. их было пять: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская и Устюжская. Между ними были распределены почти все города и уезды центра, севера, северо-запада страны. Причем ни одна из четвертей в отличие от ранних четвертей, существовавших в XVI в., не управляла каким-либо сплошным регионом. Причисленные к любой из них города и уезды располагались чересполосно, находились в разных регионах страны. В четверти поступала большая часть налогов с подведомственной территории. Кроме того, в XVII в. время от времени возникали ведомства, занимавшиеся сбором определенного налога. Самый яркий пример — Приказ Новой четверти, которому был поручен сбор кабацких доходов157.

Оставался еще один собственно финансовый приказ — Большая казна. Как уже говорилось, его история восходит к великокняжескому казначейскому ведомству XV—XVI вв., от которого постепенно отпочковывались разного рода ведомства (Большой приход, четверти и пр.), в связи с чем этот приказ терял свои функции по организации сбора податей. В XVII в. роль Большой казны в этой сфере управления долгое время была незначительной. С другой стороны, этот приказ имел большое значение в организации государственных финансов, поскольку ведал обширным казенным хозяйством, заводами, промыслами, торгами, управлял денежными дворами. Таким образом, к концу XVII в. сложность и раздробленность финансового управления стала чрезмерной. Но на рубеже 70-х и 80-х гг. в управлении сбором налогов происходят определенные перемены.

Они связаны с целым рядом реформ, проведенных в сфере финансовой и налоговой политики в правление царя Федора Алексеевича, старшего брата Петра I. Сейчас его вспоминают нечасто, а если и вспоминают, то больше говорят о его слабом здоровье, увлечении лошадьми и одеждой по польской моде. Между тем в его правление предпринимаются усилия по централизации финансового управления, упорядочению сбора податей. В 1679—1681 гг. резко сокращается количество ведомств, собиравших налоги. Были упразднены четверти, причитавшиеся им налоги было велено направлять в Приказ Большой казны, сюда же стали поступать и таможенные пошлины, ранее собиравшиеся в Большой приход. В результате Приказ Большой казны стал одним из основных органов по управлению сбором податей и пошлин158. Но все же единого органа, ведавшего финансами страны или поступлением налогов в казну, тогда не возникло и не могло возникнуть, поскольку оставался в силе принцип специализации налогов. Единого бюджета не существовало. Многие налоги вводились для удовлетворения определенной потребности, в связи с чем их и поручали собирать соответствующему ведомству. Так, один из основных налогов — стрелецкие деньги, как и прежде, поступал в Стрелецкий приказ. Тем более, что в правление царевны Софьи происходит некоторая ревизия мероприятий Федора Алексеевича в сфере финансового управления. В 1683 г. восстанавливаются четверти, им поручается сбор стрелецких денег и разного рода оброков с подведомственных им городов159.

Про налоги:  Заявление о возврате единого налога на вмененный доход

При Федоре Алексеевиче новый импульс получила тенденция слияния прямых налогов, начавшаяся сразу после Смуты, что также способствовало централизации сбора и упрощению его порядка. В 1679 г. отменялось взимание таких важных налогов, как данские деньги и ямские деньги. Ямские деньги объединялись с полоняничными. Вместо данских денег и других упраздненных налогов увеличивался сбор стрелецких денег, которые становятся главным и наиболее существенным из прямых налогов. Это явилось значительным шагом к установлению повсеместного и однородного налога160.

В правление Федора Алексеевича в целом завершается переход к подворному обложению, начатый еще в 40-х гг. XVII в. В 1678—1679 гг. проводится новое подворное описание161. Из тягла исключалось множество запустевших дворов, которые значились в прежних писцовых описаниях. В сентябре 1679 г. выходит указ о переводе всех основных прямых налогов на подворный принцип обложения162.

Введение новой единицы обложения позволило точнее учесть хозяйства и дворы купцов, ремесленников: прежнее сошное письмо больше было ориентировано на описание земледельческих угодий, а кузницы, лавки и т.п. полагались в соху из примерного расчета.

Переход к подворному принципу вовсе не означал, что отныне каждый дворохозяин платил в казну ту сумму, которая была установлена для отдельного двора. В полной мере сохранялась роль общины в распределении и взимании податей «по животам и промыслам», ее ответственность перед государством за своевременное и правильное поступление тягла, возложенного на нее. Другое дело, что общая сумма налога определялась теперь в зависимости от учтенных в составе каждой общины дворов («дворового числа»). Распределение налогов «по живущим четвертям», основанным на старинном сошном письме, постепенно уходит в прошлое. Так государство с его налоговым аппаратом все ближе подбирается к конкретному плательщику. Раньше множество плательщиков объединялось в масштабах обширной сохи, затем гораздо более узкая их группа в составе нескольких дворов выделялась в рамках «живущей четверти», теперь государство учитывает уже каждый двор. Остался еще один шаг — учесть каждого плательщика отдельно и распределять налоги в зависимости от количества конкретных «душ», положенных в тягло. Этот шаг будет сделан в правление Петра I.

Таким образом, в течение XVI—XVII вв. Российское государство эволюционировало в направлении усиления централизации, преодоления последних пережитков удельной старины. Туже эволюцию претерпевала и налоговая система. Наметились тенденции, которые в следующем столетии привели к формированию налоговой системы абсолютизма. В их числе следует прежде всего назвать централизацию управления сбором податей, стремление ввести такую единицу обложения, чтобы учесть как можно больше конкретных плательщиков. Продолжается процесс перевода натуральных повинностей на деньги. В этом нельзя не видеть результат дальнейшего развития товарно-денежных отношений в стране. В связи с этим предпринимаются попытки расширить казенные доходы за счет расширения косвенного обложения. Большое внимание уделяется системе таможенных пошлин, других сборов с торговли, происходит их существенное упрочение и унификация, что отвечало не только фискальным потребностям государства, но и интересам купечества. Государство само все более активно включается в товарно-денежное обращение, учреждаются казенные монополии, заводятся казенные производства, доходы от этих так называемых регалий становятся важной статьей поступлений в казну наряду с налогами. И вместе с тем в связи с дальнейшим развитием крепостнических начал во многих сферах экономики и социальной жизни усиливается прикрепление податного населения к тяглу. В результате в XVII в. достигает расцвета налоговая система допетровской эпохи, достаточно централизованная, но сохранившая еще немало архаичных черт прежних эпох.

Нерешенными оставались многие проблемы: отсутствовало единое ведомство, куда поступали бы все казенные доходы, не существовало специальных налоговых органов на местах, перечень податей был чрезмерно обширен, не вполне ясной была фискальная политика в отношении разных сословий, тем более что таких сословий или «чинов» было много, границы между ними были размытыми.

. — период царствова­ния в России
Федора III Алексеевича. Хронологические рамки определяются вступлением его на
престол и его смертью.Федор Алексеевич, объявленный престолонаследником после
кончины старшего брата Алексея, был очень слаб и болезнен, как и все сыновья Алексея
Михайловича от Марии Милославской, с детства страдал цингой

Внутренняя политика во время ко­роткого царствования Федора Алексее­вича
ознаменована важными акциями и реформами. В 1678 г. была проведена общая
перепись населения. По итогам переписи в 1679 г. было введено под­ворное
обложение прямыми налогами, увеличившее налоговый гнет. Введение единого налога
стрелецкие деньги.  В во­енном деле и в управлении в 1682 г. было
отменено парализующее началь­ствование местничество,(
ситема распределения должностей по заслугам предков, по родовитости) в связи с
этим сожжены разрядные книги.  Причины отмены местничества: 1. необходимость создания более действенной
и мобильной административной структуры 
2. стремление царского правительства привлечь на службу действительно
талантливых и способных служилых людей.

Тем самым был положен конец опасному обычаю бояр и дворян считаться с
заслугами предков при занятии должности. Для сохранения памяти предков были вве­дены
родословные книги. В целях цен­трализации
государственного управле­ния некоторые смежные приказы были объединены под
руководством одного лица. Получили новое развитие полки иноземного строя.
Продолжались ре­прессии против старообрядцев,
в част­ности в апреле 1682 г. был сожжен с ближайшими сподвижниками протопоп Аввакум,
по преданию, предсказавший близкую смерть царю. Под влиянием первой жены царя,
польской дворянки Агафьи Грушецкой, значительно изме­нился придворный быт:
молодые бояре начали брить бороды, при дворе было запрещено появляться в
традиционных одеждах.

Во внешней политике основным направлением было южное. Главной задачей здесь
было присоединение к России украинских земель на пра­вом берегу Днепра. С этой
целью в 1676-1681 гг. Россия вела войну с Османской империей и вассальным ей
Крымским ханством. Причины войны: 1. Турция
была недовольна присоединением к России левобережной Украины. Она сама претендовала
на эту территорию. 2. Россия стремилась к ослаблению Крымского ханства.  На востоке в 1676 г. была предпринята попытка
подписать с Китаем договор о мире и границе. На западе Россия, придер­живаясь
условий Андрусовского дого­вора 1667 г., поддерживала мирные отношения с Речью
Посполитой. На северо-западе Россия, придерживаясь условий Кардисского договора
1661 г., поддерживала мирные отношения со Швецией.

Выдающийся деятель- Симеон Полоцкий. Учёный, писатель, поэт. С 1667- учитель
царевича Алексея, а  затем Фёдора и Софьи . 1678- в Кремле основал
типографию. Один из зачинателей русской поэзии и драматургии. Сторонник сильной
княжеской власти, но выступал за воспитание высоких моральных качеств монарха с
ранних лет.

В области
культуры- Симон Ушаков.  Живописец. С
1664- иконописец Оружейной палаты Москвы. Писал фрески Архангельского и
Успенского соборов, Грановитой палаты, автор икон «Спас Нерукотворный»,
«Троица»,

написал
трактат «Слово к люботщательному иконного писания» (1667), отстаивал идеи
реализма в живописи.

Период правления Федора Алексее­вича историками, например Е.В. Пчеловым, в
целом оценивается поло­жительно: были усовершенствованы государственное
управление и налого­обложение, упорядочено руководство армией. По итогам
Бахчисарайского мирного договора 1681 г. из-под кон­троля Османской империи
вышло За­порожье. Вместе с тем, при Федоре продолжал оставаться закрытым выход
к Балтийскому морю, преследовались старообрядцы. Попытка принудитель­ной
христианизации башкир привела в 1681 г. к восстанию башкир

Ряд
историков считает, что в этот период были заложены будущие Петровские реформы.

Оцените статью
ЕНП Эксперт