Объект налогообложения и база единого налога

Вникаем в особенности

С 2013 года на ЕНВД можно перейти добровольно, если:

  • режим введен на территории муниципального района (городских округов, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), где индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность;
  • в нормативном правовом акте о введении ЕНВД упомянут конкретный вид деятельности, осуществляемый индивидуальным предпринимателем.

На ЕНВД переводятся индивидуальные предприниматели, которые осуществляют любой из следующих видов деятельности:

  • розничная торговля*;
  • оказание услуг общественного питания*;
  • оказание бытовых услуг;
  • оказание ветеринарных услуг;
  • оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
  • оказание услуг по предоставлению мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках;
  • оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов*;
  • оказание услуг по временному размещению и проживанию*;
  • оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест*.

* При соблюдении ряда условий

Наряду с ЕНВД налогоплательщик может применять и другие налоговые режимы (общую систему налогообложения или УСН), патентную систему налогообложения.

В такой ситуации индивидуальный предприниматель должен вести раздельный учет по видам деятельности, подпадающим под ЕНВД, и по тем, которые подпадают под другие системы налогообложения.
Раздельный учет обязателен также для индивидуального предпринимателя, который осуществляет несколько видов деятельности, облагаемых ЕНВД.

ЕНВД отменён с 2021 года, пользоваться этим режимом больше нельзя. Зато ИП можно перейти на очень похожую патентную систему налогообложения. Читайте о ней в специальной рубрике нашей справочной.  У ООО остаётся один вариант — упрощёнка. Понятные статьи-инструкции про УСН — читайте в справочной Эльбы.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД) — система налогообложения, которая подходит только для определённого бизнеса. ЕНВД заменяет сразу несколько налогов: НДС, НДФЛ индивидуального предпринимателя, налог на прибыль ООО и налог на имущество. Налог зависит не от дохода, а от размера бизнеса.

Содержание
  1. Кто может применять ЕНВД
  2. Найдите в вашем регионе виды деятельности, которые попадают под ЕНВД. Для этого зайдите на сайт налоговой, выберите регион и посмотрите местный закон в последнем разделе «Особенности регионального законодательства».
  3. Сколько платить
  4. Налог за месяц = Базовая доходность х Физический показатель х К1 х К2 х Ставка налога
  5. УСН – порядок уплаты и виды системы
  6. Как рассчитывается налоговая база на УСН
  7. Расчет базы с объектом «Доходы»
  8. Расчет базы с объектом «Доходы минус расходы»
  9. Единый налог на вменённый доход
  10. Плательщики налога
  11. Объекты налогообложения
  12. Не признаются объектами налогообложения
  13. Порядок определения налоговой базы исходя из среднегодовой стоимости имущества
  14. Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества
  15. Налоговый период. Отчетный период
  16. Налоговая ставка

Кто может применять ЕНВД

ЕНВД действует по всей России, кроме Москвы. Вы можете перейти на ЕНВД, если у вас ИП или ООО, в которых не больше 100 сотрудников. Исключение — ООО, где 25% или больше уставного капитала принадлежит другой организации.

Виды бизнеса, попадающие под ЕНВД, устанавливают местные власти. Вот общий перечень, на который они ориентируются:

  • Розничная торговля через небольшой магазин до 150 кв.м. Нельзя применять ЕНВД для торговли через интернет-магазин или по каталогам.
  • Общественное питание с залом для посетителей не больше 150 кв.м.
  • Бытовые услуги населению — ремонт обуви, бытовой техники, пошив одежды и другие услуги в соответствии с распоряжением Правительства.
  • Перевозка людей и грузов, если в собственности не больше 20 машин.
  • Ремонт, техобслуживание и мойка автомобилей.
  • Ветеринарные услуги.
  • Сдача в аренду мест на автостоянках.
  • Размещение наружной рекламы на рекламных конструкциях — щитах, стендах, табло — и транспорте.
  • Сдача в аренду жилья.
  • Сдача в аренду земли для торговли и общепита.
  • Сдача в аренду торговых мест на рынке или в торговом комплексе, палаток, лотков, а также точек общепита без залов обслуживания посетителей.

Найдите в вашем регионе виды деятельности, которые попадают под ЕНВД. Для этого зайдите на сайт налоговой, выберите регион и посмотрите местный закон в последнем разделе «Особенности регионального законодательства».

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Сколько платить

Размер налога на ЕНВД не зависит от доходов. Поэтому вы заранее можете посчитать, сколько придётся платить, и оценить выгоду. Налог рассчитывается по формуле:

Налог за месяц = Базовая доходность х Физический показатель х К1 х К2 х Ставка налога

Базовая доходность — месячный доход, установленный Налоговым кодексом для вашего вида бизнеса.

Физический показатель — размер одного из показателей бизнеса: площадь торгового зала, число работников, количество транспортных средств и т.д. Узнайте, по какому физическому показателю измерять бизнес, в пункте 3 статьи 346.29 Налогового кодекса.

К1 — коэффициент, который ежегодно устанавливает правительство. В 2019 году равен 1,915, в 2020 году —

К2 — коэффициент, определённый местным законом и не превышающий 1. Найти К2 для вашего бизнеса можно на сайте налоговой вашего региона в разделе «Особенности регионального законодательства».

Ставка налога — от 7,5% до 15%. Пока ни в одном регионе не введена пониженная ставка, поэтому везде применяется 15%.

Налог можно уменьшить на страховые взносы. ИП без сотрудников уменьшают налог полностью на взносы за себя. ИП с сотрудниками и ООО уменьшают налог не более чем наполовину, и только на страховые взносы за сотрудников по вменённой деятельности, а также на больничные за первые три дня. С 2017 года ИП с сотрудниками смогут уменьшить налог не только на взносы за сотрудников и больничные, но и на взносы за себя, всё так же соблюдая ограничение в 50% от суммы налога.

С 01 января 2021 года на территории Российской Федерации отменяется специальный налоговый режим — система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД). А с 01.01.2020 не могут быть плательщиками ЕНВД аптеки и налогоплательщики, реализующие обувь и изделия из натурального меха.

Также п.57 ст.2 Федерального закона №325-ФЗ от 29.09.2019 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» определено, что если при осуществлении видов предпринимательской деятельности, налогоплательщиком была осуществлена реализация товаров, не относящаяся к розничной торговле в соответствии со ст.346.27 Налогового Кодекса, то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение ЕНВД.

Для смены системы налогообложения необходимо сняться с учета в качестве плательщиков ЕНВД путем подачи соответствующего заявления в течении 5 календарных дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, но не позднее 15.01.2020. При этом в заявлении причину прекращения применения ЕНВД указывается « 2 – переход на иной режим налогообложения». Датой снятия с учета налогоплательщика единого налога считается указанная в заявлении дата перехода на иной режим налогообложения (31.12.2019).

Налогоплательщики ЕНВД могут перейти на следующие режимы налогообложения:

• общая система налогообложения;

• упрощенная система налогообложения;

• патентная система налогообложения (только для индивидуальных предпринимателей и в зависимости от вида предпринимательской деятельности и/или площади торгового объекта (не более 50 кв.м каждый).

Наиболее приближенной к ЕНВД является система налогообложения – УСН.

При этом возможны два варианта объекта налогообложения: «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов».

• объем годовых доходов – не более 150 млн руб.;

• средняя численность работников за год – не более 100 человек;

• стоимость ОС – не более150 млн руб.;

• отсутствие филиалов

• нельзя добывать полезные ископаемые (кроме общераспространенных), производить подакцизные товары, заниматься страховой и банковской деятельностью, быть иностранной организацией, оказывать услуги в качестве ломбарда или микро финансовой организации, осуществлять деятельность в качестве агентства по подбору персонала, иметь в составе учредителей юридическое лицо с долей более 25%.

Декларация по УСН предоставляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 31 марта (для юридических лиц) или 30 апреля (для индивидуальных предпринимателей). При этом ежеквартально (не позднее 25.04, 25.07, 25.10 налогоплательщик обязан уплачивать авансовые платежи по результатам деятельности за истекший период.

С 2020 года налогоплательщики – индивидуальные предприниматели могут перейти с ЕНВД на патентную систему налогообложения (ПСН) за исключением аптек, торговцев обувью и меховыми изделиями.

Перечень видов деятельности (всего 63), в отношении которых может применяется ПСН, на территории Республики Крым определен в Законе Республике Крым от 06.06.2014 №19-ЗРК (с изменениями и дополнениями) «О патентной системе налогообложения на территории Республики Крым»

• средняя численность наемных работников за период применения ПСН не должна превышать 15 человек;

• максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода ограничен: 3 млн руб.

• исключение составляет только 4 вида предпринимательской деятельности (аренда, розничная торговля, общепит), по которым максимальный размер потенциально возможного к получению дохода составляет 10 млн руб.

• ежегодно максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор.

• отсутствие налогового долга по ПСН.

Максимальный период, на который может быть выдан патент – календарный год (с 01 января по 31 декабря), минимальный – 1 месяц.

Плательщики ПСН освобождены от предоставления отчетов и уплаты НДС (за исключением импортных операций и в отношении видов деятельности, по которым не применяется ПСН), налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности по ПСН (за исключением налога, в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость), налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, по которой применяется ПСН).

УСН – порядок уплаты и виды системы

Упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ) – спецрежим с особым порядком платежей. Налог на «упрощенке» рассчитывается и перечисляется по окончании года. Однако на протяжении этого года (после каждого квартала) нужно делать предоплату – авансовые платежи.

Бухгалтер ежеквартально подводит итоги по доходам (расходам) фирмы, рассчитывает фактический налог за квартал и сразу оплачивает его. По окончании года, при расчете итогового налога, все уплаченные авансы будут учтены. В бюджет вносят уже не всю сумму налога, а лишь остаток за минусом авансов. Авансовая система удобна тем, что не наносит удара по бюджету фирмы – налог уплачивается равномерно небольшими частями.

Формула расчета единого налога на УСН (ст. 346.21 НК РФ):

Сумма налога = Налоговая база х Ставка налога

Налоговая база УСН – объект налогообложения, на который применяется ставка. В системе УСН есть два типа режима, в каждом из которых свой объект (ст. 346.14 НК РФ) – «Доходы» и «Доходы минус расходы».

Ставки налога приведены в ст. 346.20 НК РФ и зависят от выбранного объекта:

  • «Доходы» умножаются на 6 %.
  • «Доходы минус расходы» умножаются на 15 %.

При этом на всех вариантах режима есть лимитный предел полученного дохода (нарастающим итогом с начала года) – от 150 до 200 млн руб. Теоретически, если доход плательщика вошел в эти рамки, нужно применять повышенную ставку: 8 и 20 % соответственно. Однако не все так однозначно. Каждый год утверждается коэффициент-дефлятор, на который умножается минимальная и предельная величина дохода.

Про налоги:  Сводка по единому социальному налогу

К примеру, на 2022 год коэффициент-дефлятор составил 1,096 (приказ Минэкономразвития России от 28.10.2021 № 654). В связи с этим предельная база по УСН в 2022 году выглядят так:

  • минимум – 150 млн х 1,096 = 164,4 млн руб.;
  • максимум – 200 млн х 1,096 = 219,2 млн руб.

С 2023 года действует коэффициент-дефлятор, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 19.10.2022 № 573. Он равен 1,257. То есть величина доходов в 2023 году не должна превышать 251,4 млн. руб.

Лимиты по УСН на 2022 — 2023 годы

Лимит УСН на 2022 и на 2023 отчетные годы увеличен на коэффициент-дефлятор. Рассмотрим, превышение каких лимитов приведёт к слету с упрощенки.

Если в 2022 году доход организации составил от 164,4 до 219,2 млн руб., то единый налог уплачивается по ставкам 8 и 20 %. Однако если доход превысил даже максимальный порог, то у плательщика пропадает право на применение «упрощенки».

Как рассчитать налог при УСН по повышенным налоговым ставкам, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Как рассчитывается налоговая база на УСН

При расчете налогооблагаемой базы на УСН бухгалтеру важно грамотно классифицировать доходы и расходы. Именно они составляют основу, на которую умножается ставка.

Порядок признания доходов и расходов в рамках упрощенной системы закреплен ст. 346.17 НК РФ. На «упрощенке» доход считается полученным, когда деньги фактически поступили на расчетный счет или в кассу. Если они в натуральной форме, то оцениваются по рыночной стоимости согласно ст. 105.3 НК РФ.

Затраты считаются расходами только после их фактической оплаты. При этом расходы по товарам, которые закуплены для реализации, признаются по мере реализации таких товаров.

На заметку! Порядок расчета налоговой базы при УСН «Доходы минус расходы» и «Доходы» приведен в ст. 346.18 НК РФ.

Расчет базы с объектом «Доходы»

Уменьшение УСН на торговый сбор

На системе с объектом «Доходы» в базу идут только доходы (с начала года, нарастающим итогом). Затраты в расчет не берутся вообще. Но разрешается уменьшить исчисленный налог на 50 %, если плательщик в квартале перечислял страховые взносы, оплачивал больничное пособие (за первые 3 дня болезни), страховки по ДМС или торговые сборы.

Единый налог = Доходы х 6 %

Как уменьшить УСН на страховые взносы

Работодатели начисляют страховые взносы с доходов сотрудников, а предприниматели помимо этого обязаны перечислять фиксированные страховые платежи «за себя». Перечисленные в бюджет суммы можно учесть при расчете единого налога на «упрощенке». Компании и ИП на УСН уменьшение налога на сумму страховых взносов производят в определенном порядке – как именно, узнаете, ознакомившись с нашими примерами расчетов.

Как рассчитывается база налогообложения на УСН «Доходы» и величина авансов, покажем на примере ООО «Дружба».

За 2022 год предприятие заработало:

  • I кв. – 7 млн руб.;
  • II кв. – 3 млн руб.;
  • III кв. – 4 млн руб.;
  • IV кв. – 6 млн руб

Сумма страховых взносов в каждом квартале – 317 000 руб.

1. Определим авансовые платежи за каждый квартал.

За I квартал: 7 млн х 6 % = 420 тыс. Уплаченные страховые взносы позволяют нам уменьшить полученную сумму вдвое: 420 тыс. х 50 % = 210 тыс. руб.

За II квартал считаем аналогично: (3 млн х 6 %) х 50 % = 90 тыс. руб.

За III квартал: (4 млн х 6 %) х 50 % = 120 тыс. руб.

2. Рассчитаем годовой налог.

В IV квартале общество заработало 6 млн руб. Общий доход фирмы за 12 месяцев составил 20 млн руб.

Единый налог за 2022 год: 20 млн х 6 % = 1,2 млн руб.

За минусом страховых взносов: 1,2 млн х 50 % = 600 тыс. руб.

Сумма всех авансов в году: 210 тыс. + 90 тыс. + 120 тыс. = 420 тыс. руб.

Итоговый платеж единого налога за год за минусо авансов составит: 600 тыс. — 420 тыс. = 180 тыс. руб.

Расчет базы с объектом «Доходы минус расходы»

При исчислении налоговой базы по УСН «Доходы минус расходы» из доходов убираются понесенные расходы.

Минимальный налог УСН за 2022 год: расчет

Налогоплательщики, применяющие упрощенный налоговый режим, авансовые платежи рассчитывают ежеквартально. После завершения налогового периода определяется оставшаяся к доплате сумма налога за год. В некоторых случаях по итогам года начисляется минимальный налог при УСН. Рассмотрим такие случаи и разъясним как правильно рассчитывать минимальный налог.

Если по итогам работы за квартал получилось отрицательное значение (доходы меньше расходов), то налоговую базу считают равной нулю. В таких случаях делать авансы не нужно. Но при уплате налога за год освобождения не будет.

Если по итогам года расходы превышают доходы, то нужно следовать правилу о минимальном налоге – налогоплательщик обязан перечислить в бюджет 1 % от полученных в году доходов (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). Еще «минималку» платят, если годовой налог, рассчитанный по стандартной формуле, получился меньше минимального. Поэтому в конце года бухгалтер сравнивает величину налога, исчисленного по стандартной и минимальной схеме.

Единый налог = (Доходы — Расходы) х 15 %

Минимальный налог = Доходы х 1 %

Рассмотрим процесс исчисления налогооблагаемой базы при УСН «Доходы минус расходы», а также авансов и годового налога на примере ООО «Веста».

В I квартале доход фирмы составил 300 тыс руб., а расходы – 190 тыс. руб. Авансовый платеж: (300 тыс. — 190 тыс.) х 15 % = 16,5 тыс. руб.

Во II квартале фирма заработала 550 тыс. руб., но потратила 280 тыс. руб.

Доходы за полугодие: 300 тыс. + 550 тыс. руб. = 850 тыс. руб.

Расходы за полугодие: 190 тыс. + 280 тыс. = 470 тыс. руб.

Налог за полугодие: (850 тыс. — 470 тыс.) х 15 % = 57 тыс. руб.

Но часть этой суммы мы уже перевели в бюджет по итогам I квартала, поэтому вычтем уплаченную сумму и перечислим остаток за II квартал: 57 тыс. — 16,5 тыс.= 40,5 тыс. руб.

В III квартале доходы фирмы составили 600 тыс. уб, а расходы – 370 тыс. руб.

Доходы за 9 месяцев: 850 тыс. + 600 тыс. = 1,450 млн руб.

Расходы за 9 месяцев: 470 тыс. + 370 тыс. = 840 тыс. руб.

Налог за 9 месяцев: (1,450 млн — 840 тыс.) х 15 % = 91,5 тыс. руб.

Опять же часть этой суммы мы уже перевели в бюджет по итогам I и II кварталов, поэтому вычтем уплаченные суммы. За III квартал перечислим остаток:

91,5 тыс. — 16,5 тыс. — 40,6 тыс. = 34,5 тыс. руб.

В IV квартале доходы общества составили 700 тыс. руб., а расходы – 250 тыс. руб. Доходы за 12 месяцев: 1,45 млн + 700 тыс. = 2,150 млн руб.

Расходы за 12 месяцев: 840 тыс. + 250 тыс. = 1,090 млн руб.

Налог за год: (2,150 млн — 1,090 млн) х 15 % = 159 тыс. руб.

Однако помним про минимальный налог сумма к уплате за год не может быть меньше 1 % от дохода. Если годовой доход равен 2,150 млн, то минимальный налог составит: 2,150 млн х 1 % = 21,5 тыс. руб.

В нашем случае налог, рассчитанный по стандартной формуле, превышает минимальный расчет (159 тыс. руб. и 21,5 тыс. руб.). Поэтому платить придется по общей сумме – 159 тыс. руб., предварительно удалив из нее перечисленные в году авансы.

Единый налог за 202 год составит: 159 тыс. — 16,5 тыс. — 40,5 тыс. — 34,5 тыс. = 67,5 тыс. руб.

Расходы, уменьшающие базу, должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. В противном случае ИФНС посчитает действие неправомерным – доначислит налог и применит санкции. Согласно ст. 122 НК РФ штраф за занижение налоговой базы по УСН составляет 20 % от неуплаченной суммы.

Единый налог на вменённый доход

Единый налог на вменённый доход (единый налог, ЕНВД) — это один из специальных налоговых режимов, при котором налог взимается с установленного законом, а не фактически полученного дохода.

Поскольку ЕНВД применяется для налогообложения только определенных видов деятельности, данный режим является вспомогательным и всегда должен применяться одновременно с другим режимом налогообложения (например, можно находиться на ЕНВД и общей системе налогообложения (ОСН), ЕНВД и упрощённой системе налогообложения (УСН) и т.д.). ЕНВД будет действовать до 1 января 2021 года на всей территории РФ, при этом в некоторых регионах данный налоговый режим может не применяться по решению местных органов власти (например, на момент написания статьи ЕНВД не применяется в Москве).

Единый налог на вменённый доход предусматривает:

  • Освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ), которые были получены от предпринимательской деятельности;
  • Освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц, которое используется для предпринимательской деятельности лиц (кроме офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания – подробнее см. п.3 ст. 346.11);
  • Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (кроме определённых законом случаев, например, при ввозе товаров на территорию РФ).

— через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.                   — через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 м² по каждому объекту.

  • Оказывают бытовые услуги;
  • Оказывают ветеринарные услуги;
  • Оказывают услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
  • Оказывают услуги стоянок;
  • Оказывают услуги по автоперевозке пассажиров и грузов, если имеют не более 20 транспортных средств;
  • Занимаются распространением наружной рекламы и размещением рекламы с использованием транспортных средств;
  • Оказывают услуги по временному размещению и проживанию, если общая площадь помещений в каждом объекте размещения составляет не более 500 м².
  • Деятельность ведётся в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
  • Налогоплательщики относятся к относятся к категории крупнейших;
  • На осуществляемую деятельность введён торговый сбор (на момент написания статьи актуально для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);
  • Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), которые реализуют свою с/х продукцию через свои объекты розничной торговли и общественного питания;
  • Налогоплательщики являются учреждениями образования, здравоохранения или социального обеспечения, если оказание услуг общественного питания является неотъемлемой частью их деятельности и такие услуги они оказывают самостоятельно;
  • Налогоплательщики, которые занимаются сдачей в аренду автозаправочных и автогазозаправочных станций.
  • Специальный налоговый режим должен быть введен на территории муниципального образования (города, сельского поселения и т.д), и вид деятельности предпринимателя должен входить в локальный перечень деятельности, допустимой на ЕНВД;
  • Средняя численность наёмных работников – до 100 человек (кроме организаций потребительской кооперации (до 01.01.2021));
  • Доля участия других организаций не превышает 25% (кроме организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, организаций потребительской кооперации, хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы).
Про налоги:  Получите мгновенные результаты: расчет единого налога стал проще

В случае, если были нарушены 2 и 3 пункты, то по итогам налогового периода налогоплательщик автоматически считается утратившим право на применение ЕНВД и переходит на общий режим налогообложения.Порядок перехода на ЕНВД:Перейти на ЕНВД можно через 5 дней со дня начала ведения деятельности, которая подпадает под ЕНВД. Для перехода необходимо подать заявление в налоговую службу по месту ведения деятельности или по месту нахождения организации/месту жительства ИП (для развозной и разносной торговли, размещения рекламы на транспортных средствах и осуществления автотранспортных перевозок). Нельзя перейти с упрощенной системы налогообложения (УСН) на ЕНВД в течение года по одному и тому же виду деятельности. С общей системы налогообложения (ОСН) на ЕНВД можно перейти в любое время. Перейти с ЕНВД на другой режим налогообложения можно с начала следующего календарного года.

Налог  на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается законами субъектов Российской Федерации о налоге (главой 30 НК РФ для федеральной территории «Сириус») и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (федеральной территории «Сириус»).

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, и порядок уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Плательщики налога

^К началу страницы

Кто платит налог

Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ

Кто не платит налог

  • UEFA (Union of European Football Associations) и дочерние организации UEFA в период по 31 декабря 2021 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе
    «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
    Федерации»;
  • конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет «Россия-2018», дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018», производители медиаинформации FIFA, поставщики
    товаров (работ, услуг) FIFA, определенные Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и
    внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным
    законом, а также в период по 31 декабря 2021 года включительно Российский футбольный союз, локальная организационная структура, коммерческие партнеры UEFA, поставщики товаров (работ, услуг) UEFA и вещатели UEFA, определенные указанным
    Федеральным законом, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA
    2020 года, предусмотренных указанным Федеральным законом.
  • не признаются налогоплательщиками организации, зарегистрированные на территории Курильских островов, в течение периода использования такими организациями права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций в соответствии со статьей 246.3 Кодекса. В случае утраты организацией в соответствии с пунктом 3 статьи 246.3 Кодекса такого права она признается налогоплательщиком с 1-го числа налогового периода, в котором утрачено такое право, и сумма налога (авансового платежа по налогу) подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 383 Кодекса днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).

Объекты налогообложения

Объектами налогообложения признаются:

  • недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации
    в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ,
    если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
    В целях главы 30 НК РФ иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет
    объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета;
  • недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении
    такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.

Не признаются объектами налогообложения

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;
  • объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • космические объекты;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  • суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;
  • воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».
  • Имущество международной компании, расположенное за пределами территории Российской Федерации и используемое в связи с ее участием в реализации проектов по геологическому изучению, разведке, добыче полезных ископаемых и выполнением иных работ, предусмотренных указанными проектами, при условии, что такие проекты осуществляются в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или иными соглашениями (контрактами) на условиях риска;
  • Имущество, закрепленное на праве оперативного управления за учреждениями, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, основными задачами которого являются материально-техническое обеспечение деятельности и социально-бытовое обслуживание Президента Российской Федерации, оказывающими государственные услуги и выполняющими работы по санаторно-курортному лечению и организованному отдыху (указанное имущество не признается объектом налогообложения с 1 января 2023 года).

Порядок определения налоговой базы исходя из среднегодовой стоимости имущества

Налоговая база (ст. 375 НК РФ) определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено
указанной статьей НК РФ.

При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета,
утвержденным в учетной политике организации.

В случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей главы 30 НК РФ определяется без учета таких затрат.

В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным
нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

В случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации, либо на территории субъекта Российской Федерации и в федеральной территории «Сириус», либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации, федеральной территории «Сириус» в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, федеральной территории «Сириус».

Налогообложение в федеральной территории «Сириус» производится исходя из налоговой базы, определенной как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с главой 30 НК РФ.

Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая
база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным
периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Про налоги:  Что платят предприниматели на едином налоге на

Пример расчета средней стоимости:

СрСт = (26400+25200+24000+757175)/(3+1)=208193,75 руб.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества,
налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на
1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Пример расчета среднегодовой стоимости:

СрГодСт = (26 400 руб. + 25 200 руб. + 24 000 руб. + 757 175 руб. + 740 350 руб. + 723 525 руб. + 706 700 руб. + 689 875 руб. + 673 050 руб. + 656 225 руб. + 639 400 руб. + 622 575 руб. + 605 750 руб.) / (12 мес. + 1 мес.) = 530 017,31 руб.

Налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических
сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных
в балансовой стоимости данных объектов.

Указанное положение не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 1 января 2010 года.

Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества

Если иное не установлено пунктом 2 статьи 375 НК РФ, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце 1 пункта 2 статьи 375 НК РФ, за налоговый период 2023 года определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2022 года с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, в случае, если кадастровая стоимость таких объектов недвижимого имущества, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает кадастровую стоимость таких объектов недвижимого имущества, внесенную в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащую применению с 1 января 2022 года, за исключением случаев, если кадастровая стоимость соответствующих объектов недвижимого имущества увеличилась вследствие изменения их характеристик.

Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества, в отношении следующих
видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного
    питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных
    организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

В статье 378.2 НК РФ даны определения указанных выше объектов.

Переход к применению налоговой базы в качестве кадастровой стоимости по объектам, указанным в пп. 1), 2), 4), осуществляется после принятия об этом соответствующего закона субъекта Российской Федерации по месту нахождения объектов недвижимого имущества.

Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1), 2) и 4), может быть принят только после утверждения в установленном порядке
результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1) и 2), в отношении которых на очередной налоговый период налоговая база по налогу определяется исходя из кадастровой стоимости (далее – Перечень), формируется уполномоченным органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу. Перечень размещается на официальном сайте вышеуказанного органа или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет».

Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в пп. 1) и 2), не включенные в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в Перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период.

Начиная с 2021 года в ст.ст. 375, 378.2 НК РФ предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:

  • применяется кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом нижеприведенных особенностей;
  • изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и пунктом 15 статьи 378.2 НК РФ;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае, если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах1, 2, 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, не определена, определение налоговой базы по текущему налоговому периоду в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ без учета положений статьи 378.2 НК РФ.

Особенности определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества, особенности налогообложения имущества, переданного в доверительное управление, особенности налогообложения имущества при исполнении концессионных соглашений определено, соответственно, статьями 377-378.1 НК РФ

В отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), заключенного с Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации или только с субъектом Российской Федерации, или с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, или с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием,  не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты налога в течение всего периода действия соглашения при наличии о нём сведений в реестре СЗПК.

Налоговый период. Отчетный период

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговая ставка

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено статьей 380 НК РФ.

Налогообложение в федеральной территории «Сириус» производится исходя из налоговой базы, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ, по налоговой ставке в размере 2,2 процента.

В отношении объектов недвижимого имущества (за исключением объектов недвижимого имущества, используемых в деятельности по организации и проведению азартных игр), построенных в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Правительством Российской Федерации, налоговые ставки для организаций, обладавших правом на проведение чемпионата мира FIA «Формула-1», в том числе правом на популяризацию мероприятия и правом называть мероприятие российского этапа указанного чемпионата «Чемпионат мира FIA «Формула-1», устанавливаются в 2022 году в размере 0,7 процента, в 2023 году — 1,5 процента, в 2024 году — 2 процентов.

В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, за исключением объектов, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 статьи 380 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2 процента.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, и (или) его кадастровой стоимости.

Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, не могут превышать в 2017 году 1 процент, в 2018 году — 1,3
процента, в 2019 году — 1,3 процента, в 2020 – 2023 годах — 1,6 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 23.11.2017 № 1421).

Налоговая ставка устанавливается в размере 0 процентов в отношении объектов недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия,
для которых выполняются условия, установленные пунктом 3.1 статьи 380 НК РФ. При этом перечень имущества, относящегося к объектам недвижимого
имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектам газодобычи, объектам производства и хранения гелия, утверждается Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ
от 22.11.2017 № 2595-р).

При этом в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 380 НК РФ.

В отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), заключенного с Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации или только с субъектом Российской Федерации, или с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, или с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием,  не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговых ставок, в течение всего периода действия соглашения при наличии о нём сведений в реестре СЗПК.

Перейти Получить информацию о ставках и льготах в Вашем регионе можно с помощью сервиса: «Имущественные налоги: ставки и льготы»

Оцените статью
ЕНП Эксперт