- Кратко об истории системы налогообложения в России
- Налоговая система — это. (понятие и структура)
- Элементы налоговой системы Российской Федерации
- Какие бывают налоги в РФ
- Виды систем налогообложения в РФ
- Как лучше выбрать систему налогообложения
- Итоги
- Федеральные налоги и сборы
- Региональные налоги
- Местные налоги и сборы
- Чем отличается налог от сбора
- Налоги и специальные режимы
- Страховые взносы
- Основные элементы налогообложения
- Обязательные элементы налогообложения и их характеристика
- Нарушения, связанные с неверным определением элементов налогообложения
- Необязательные элементы налогообложения
Кратко об истории системы налогообложения в России
Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.
Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.
Налоговая система — это. (понятие и структура)
Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.
Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхвзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.
Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:
- федеральный;
- региональный;
- местный.
Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.
Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:
- Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
- Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
- Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).
Система налогового администрирования в Россиии является одной из самых прогрессивных. Единый налоговый счет — очередной этап цифрового развития налоговой системы. Что это такое, описано в статье, опубликованной в КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в статью. Это бесплатно.
Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.
Элементы налоговой системы Российской Федерации
Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.
В структуру налоговой системы России включены:
- все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
- субъекты обложения налогами и сборами;
- нормативно-правовая основа;
- государственные органы власти в области налогообложения и финансов.
Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.
Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ. Понятие налога и сбора определено в НК РФ.
Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).
К системе налоговых органов РФ относятся:
- Министерство финансов РФ.
- Федеральная налоговая служба РФ.
Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.
Главными функциями ФНС РФ являются:
- учет плательщиков налогов и сборов;
- контроль за выполнением требований налогового законодательства;
- надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.
О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».
ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. Единая централизованная система налоговых органов состоит из:
- Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
- Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.
Какие бывают налоги в РФ
Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новые экспериментальные режимы налогообложения:
Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.
О новой автоматизированной упрощенке мы рассказывали здесь.
Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:
- НДФЛ;
- налог на прибыль организаций;
- НДС;
- акцизы;
- водный налог;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- госпошлина.
В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, АУСН, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).
Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.
Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.
В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.
Более подробно о прямых и косвенных налогах читайте в статье «Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?».
Виды систем налогообложения в РФ
Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.
Налоговая система РФ включает в себя 4 наиболее используемых режима налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года) и совсем свежий — АУСН (с 01.07.2022):
Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.
УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:
- среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
- остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
- доходы за 9 мес. не превышают суммы 112,5 млн руб., скорректированной на коэффициент-дефлятор (в 2022 году для перехода на УСН с 2023 года с учетом индексации на коэффициент 1,257 она равна 141,4 млн руб.).
Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.
О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».
ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.
Подробности см. здесь.
Экспериментальный режим НПД предполагает небольшой годовой доход: до 2,4 млн. руб. Действовать он будет до 31.12.2028.
Какие налоги платит самозанятый в 2022 году, мы писали в статье.
На экспериментальном режиме АУСН расчет налогов делает налоговая в онлайн-режиме. С 01.07.2022 его могут начать применять вновь созданные ИП и организации, а с 01.01.2023 перейти все желающие, кто отвечает требованиям данной системы. Эксперимент продлится до 31.12.2027.
Подробнее о новой системе можно прочитать в статье.
Как лучше выбрать систему налогообложения
Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:
Если ваш бизнес только начинает развиваться, советуем обратить внимание на спецрежимы. Рассмотрим основной — УСНО.
Налогоплательщику прежде всего следует определиться с видом объекта налогообложения. При УСНО их 2:
Чтобы решить какой вид УСН выбрать, нужно изучить величину документально подтвержденных расходов. Если она составляет не менее 60% от суммы доходов, то выгоднее УСН 15%, если менее, то лучше выбрать УСН 6%.
Нюансы применения УСН см. в разделе «УСН».
Новая система налогообложения может применяться и организациями, и ИП. Она напоминает обычную упрощенку, но также имеет и значительные различия. Основная особенность АУСН в том, что учет доходов и расходов ведется в онлайн-режиме, на основе данных банка и кассы налогоплательщика. Отчетность не предусмотрена, а налоговики самостоятельно рассчитывают налог.
Об исчислении и уплате НДФЛ при АУСН мы рассказали в нашем материале.
Практические рекомендации по выбору оптимальной системы налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей дают эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ и переходите в Готовые решения по указанным ссылкам.
Итоги
Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.
Федеральные налоги, а также региональные и местные налоги и сборы перечислены в Налоговом кодексе РФ. Классификацию налогов — федеральных, региональных и местных — с указанием номера регулирующей их нормы мы рассмотрим в данной статье.
Федеральные налоги и сборы
В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.
Суммы федеральных налогов поступают в одноименный бюджет РФ.
О порядке применения КБК по различным налогам вам расскажут материалы этой рубрики.
А порядок действий при совершении ошибки в КБК подробно рассмотрен экспертами КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
ВАЖНО! С 01.01.2023 меняется порядок уплаты налогов в связи с введением единого налогового платежа. Подробнее об этом мы рассказывали в статье.
Региональные налоги
Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот.
Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.
Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.
ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).
Местные налоги и сборы
Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).
О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».
Обратите внимание! С 2021 года сроки уплаты транспортного и земельного налога стали едины, т.к. регламентированы на федеральном уровне. Местными и региональными властями они больше не утверждаются.
Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.
Чем отличается налог от сбора
Отличия налога от сбора заключается в следующем:
- Сбор взимается в связи с желанием плательщика обладать определенным правом (лицензией или разрешением). Например, торговый сбор (взимается только в Москве, т.е. это местный сбор) за право использовать объекты для торговли.
- Сборы носят разовый характер, а налоги уплачиваются периодически.
- Целью взимания сбора является компенсация дополнительных расходов бюджета, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг.
Налоги и специальные режимы
Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.
Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе.
Выделяют следующие режимы:
Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».
Как работать на новом режиме налогообложения, мы рассказывали в статье.
В чем отличие АУСН от обычной УСН? Эксперты КонсультантПлюс подробно разобрали плюсы и минусы налогового новшества. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».
- соглашение о разделе продукции;
- патентная система.
С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».
Рассмотрим виды налогов и сборов в РФ.
Страховые взносы
С 2017 года в Налоговый кодекс введена гл. 34, в которой предусматривается уплата страховых взносов на пенсионное, медицинское, социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ). До 2017 года эти взносы уплачивались в бюджет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования соответственно.
Плательщики страховых взносов приведены в ст. 419 НК РФ, объект налогообложения указан в ст. 420, а ставки взносов перечислены в ст. 425–430 НК РФ.
Ответы на вопросы, связанные с исчислением, уплатой и представлением отчетности по страховым взносам ищите в рубрике «Страховые взносы».
Классификация налогов и сборов в РФ заключается в их группировке по определенному признаку. Основным из таких признаков является их группировка по уровням бюджета. Федеральных налогов довольно много. В связи с тем, что в их состав входят такие крупные налоги, как налог на прибыль и НДС, объем федеральных налогов значительно превышает суммы сборов в региональные или местные бюджеты.
Элементы налогообложения определяют важные составляющие для любого налога и сбора. Какие элементы налогообложения бывают, какие наиболее значимы для расчета налога или характерны строго для определенных видов налогов, рассмотрим в статье.
Основные элементы налогообложения
Ст. 17 НК РФ в рамках рассматриваемого в данной статье вопроса содержит такие понятия:
- Объект налогообложения (ст. 38 НК РФ).
- Налоговая база (ст. 53 НК РФ).
- Налоговая ставка (ст. 53 НК РФ).
- Налоговый период (ст. 55 НК РФ).
- Порядок исчисления (ст. 52 НК РФ).
- Порядок и сроки уплаты (ст. 57, 58 НК РФ).
Это элементы налогообложения, которые присущи каждому налогу. В зависимости от типа налога значения того или иного элемента налогообложения различны. В случае отсутствия хотя бы одного из элементов невозможно произвести расчет и оплату налога.
Обязательные элементы налогообложения и их характеристика
- Объектом налогообложения (далее ОН) служит показатель, возникновение которого связано с осуществлением операций предпринимательской или любой иной деятельности, последствия которой повлекли за собой необходимость оплаты налога.
ОН можно выделить как самый важный элемент налогообложения, т.к. при его отсутствии нельзя говорить об обязанности исчисления налога.ОН любого из налогов не тождественны и имеют разное физическое выражение. Например, по налогу на прибыль ОН – прибыль, сформированная в результате хозяйственной деятельности (ст. 247 НК РФ), а по водному налогу – водные объекты (ст. 333.9 НК РФ). Кроме того, для некоторых налоговых режимов можно выбрать самостоятельно ОН, например, на упрощенке (ОН – «доходы» или «доходы минус расходы»).ООО произвело 730 л спирта этилового (крепость 96%). Произведенное сырье было распределено следующим образом:
200 л реализовано парфюмерной фабрике для производства духов;150 л переданы в уставный капитал другого российского спиртзавода;480 л передано цеху для производства водки.В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ 200 л этилового спирта, реализованного парфюмерной фабрике для производства духов, является ОН. С учетом подп. 10 п. 1 ст. 182 НК РФ 150 л этилового спирта, переданного в уставный капитал другого российского спиртзавода, является ОН. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 183 НК РФ 480 л этилового спирта, переданного цеху по производству водки, не облагаются акцизом, т.е. в данном случае ОН нет.Компания, производящая спортивное оборудование, в течение года реализовала свою продукцию на сумму 2 000 000 руб. (без НДС). Расходы организации на производство товаров в этом году составили 1 500 000 руб., в том числе расходы на приобретение призов во время рекламной кампании – 100 000 руб.Доход от продажи продукции 2 000 000 руб. является доходом от реализации (ст. 249 НК РФ).В соответствии с п. 44 ст. 270 НК РФ приобретение призов в рамках рекламной кампании не подлежит налогообложению налогом на прибыль, т.е. расходы в сумме 100 тыс. руб. не включаются в ОН.Таким образом, ОН в целях исчисления налога на прибыль будут признаваться:
доходы в сумме 2 000 000 руб.;расходы в сумме 1 400 000 руб. (1 500 000 руб. – 100 000 руб.). - 200 л реализовано парфюмерной фабрике для производства духов;
- 150 л переданы в уставный капитал другого российского спиртзавода;
- 480 л передано цеху для производства водки.
- доходы в сумме 2 000 000 руб.;
- расходы в сумме 1 400 000 руб. (1 500 000 руб. – 100 000 руб.).
Об объекте налогообложения по НДС см. материал по НДС «Ст. 146 НК РФ: вопросы и ответы».
О расчете НБ по земельному налогу см. материал «Как определяется налоговая база по земельному налогу?».
О ставках по налогу на прибыль см. материал «Ст. 284 НК РФ: вопросы и ответы».
О заполнении данного реквизита в платежке см. материал «Указываем налоговый период в платежном поручении».
Об особенностях определения налогового периода по УСН см. материал «Отчетный и налоговый период по УСН».
О раздельном учете см. материал «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?».
О сроках уплаты налогов для 2022 года см. материал «Таблица сроков уплаты налогов в 2022 году». Новые сроки уплаты для 2023 года мы привели в этой статье.
Вышерассмотренные элементы налогообложения аккумулируют всю информацию о налоге, поэтому в случае, если один из элементов не будет учтен или будет интерпретирован неверно, налогоплательщик может быть привлечен к ответственности.
Нарушения, связанные с неверным определением элементов налогообложения
В гл. 15 ч. 1 НК РФ приведена ответственность за совершение налоговых правонарушений, при этом некоторые нормы предусматривают наказание в связи с неверным применением элементов налогообложения. Следует обратить внимание на следующие нормы: ст. 120, 122, 123, 129.2, 129.3, 129.5 НК РФ.
Действие ст. 120, 123 и 129.2 НК РФ связано с неверным учетом объектов налогообложения, в частности по объектам игорного бизнеса, а также по операциям, связанным с выполнением обязанности налогового агента. Ст. 122, 129.3 и 129.5 НК РФ указывают на занижение налоговой базы, в т.ч. по контролируемым сделкам.
Ответственность за налоговые правонарушения рассмотрена в материале «Ответственность за налоговые правонарушения: основания и размер санкций».
Необязательные элементы налогообложения
Перечисленные выше элементы налогообложения обязательны для определения налога. Но НК РФ также содержит небольшое количество элементов налогообложения, неприменение или неверное применение которых не приведет к нарушению порядка налогообложения.
К таким элементам относятся:
- налоговая льгота;
- отчетный период;
- налоговые вычеты.
Понятие «налоговая льгота» содержится в ст. 56 НК РФ и отражает право налогоплательщика получить полное или частичное освобождение от уплаты налога. Так как для налогоплательщика льгота – это право, то он самостоятельно должен определить для себя, хочет он воспользоваться ею или нет. В случае если компания, ИП или физлицо решат применить льготу, то необходимо будет собрать пакет документов, обосновывающих ее, и подать их вместе с заявлением на применение льготы в ИФНС. Также в процессе применения льготы от нее можно отказаться. В каждом субъекте РФ может быть установлен свой перечень налоговых льгот.
Пример. В собственности у Иванова С. К. квартира площадью 40 кв. м в Москве (СЗАО). В августе 2020 года ему назначена пенсия по старости. В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 407 НК РФ, начиная с августа, Иванов С. К. применяет освобождение от уплаты налога, следовательно, за 2020 г. он уплатит налог за 7 месяцев (с января по июль).
Об особенностях определения элементов налогообложения субъектами РФ см. материал «Федеральные, региональные и местные налоги в 2022-2023 годах».
Важно! Потенциальный льготник может воспользоваться льготой за предыдущие периоды путем подачи уточненной декларации или заявления (для физлиц) (постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 30.07.2013 № 57).
Отчетный период (далее ОП) – временной промежуток, после завершения которого производится оплата налогов и/или их начисление, дробящий на части НП или соответствующий ему. Например, по налогу на прибыль для компаний или ИП, применяющих авансовую систему оплаты, ОП признается каждый из месяцев года (ст. 285 НК), а НП – год. А вот по налогу на добавленную стоимость ОП и НП идентичны и составляют квартал.
Налоговые вычеты по аналогии с налоговой льготой позволяют уменьшить величину налога, но основным ее отличием является то, что льгота носит постоянный характер, связанный со спецификой деятельности компании или со статусом физлица, тогда как право на вычет возникает в результате совершения определенных операций. Данный элемент присущ только четырем налогам:
О налоговых вычетах по НДС см. материал «Что такое налоговые вычеты по НДС?».
- акцизы;
- НДФЛ;
О вычетах по НДФЛ мы рассказываем в нашей рубрике.
Приведенные в статье виды элементов налогообложения позволяют сформировать полноценную картину о том или ином налоге. При этом компаниям, ИП и физлицам необходимо правильно определять тот или иной элемент налогообложения, что поможет избежать вопросов со стороны ИФНС.
При многочисленности и разнообразии налогов классификация позволяет устанавливать их сходство и различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания. Основные классификации налогов:
4.1 по способу взимания — прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком является владелец имущества или дохода. Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, работ, услуг.
4.2 по уровню управления – федеральные, региональные и местные
В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, они подразделяются на:
· федеральные – элементы которых, определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, но зачислять они могут в бюджеты различных уровней;
· региональные налоги – их отличительная черта в том, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъекта
· местные налоги – они вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, они вступают в силу согласно решения, принятого на местном уровне и поступают в местные бюджеты.
4.3 по целевой направленности- абстрактные (общие) и целевые (специальные)
Абстрактные предназначены для формирования доходной части бюджета в целом, а целевые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создаются специальные внебюджетные фонды.
4.4 по субъекту – налоги с физических лиц, налоги с юридических лиц, смежные налоги
4.5 по уровню бюджета – закрепленные и регулирующие
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд. Регулирующие – разноуровневые. Они поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
4.6 по характеру отражения в бухгалтерском учете различают налоги:
· включаемые в себестоимость (земельный налог, единый социальный налог);
· уменьшающие финансовый результат ( налог на имущество, налог на рекламу);
· уплачиваемые за счет прибыли ( налог на прибыль);
· включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины);
· выплачиваемые из доходов работника ( налог на доходы физических лиц).
Элементы налога, являющиеся общепризнанными в большинстве стран:
4) единица обложения;
5) налоговая ставка;
6) налоговые льготы;
7) налоговая база;
8) налоговый период;
9) порядок исчисления налога
10) порядок и сроки уплаты налога.
Из этих элементов 2,5, 7, 8, 9,10 согласно Налоговому кодексу РФ являются обязательными в законодательных актах для того, чтобы налог считался установленным.
1. Субъект налога — налогоплательщиком и плательщиком сбора признаются юридические или физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Налога взимаются с юридических лиц и физических лиц (населения).
Субъект налога может быть формальным, если он переносит налог на другое лицо, которое становится носителем налога или конечным плательщиком (в косвенном обложении).
Согласно Налоговому кодексу, кроме налогоплательщиков, действуют:
а) налоговые агенты, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению соответствующих налогов в бюджет (например, предприятие по подоходному налогу);
б) законный представитель налогоплательщика (организации или физические лица), уполномоченный по закону представлять его интересы в отношении с налоговыми органами;
в) сборщики налога, которые осуществляют сбор налогов и перечисление их в бюджет: сборщиками налогов выступают госорганы, органы местного самоуправления и должностные лица.
Различают два понятия: налоговый резидент и налоговый нерезидент.
К налоговым резидентам относятся физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году, а к нерезидентам — менее 183 дней в календарном году.
Налоговые резиденты платят все налоги, предусмотренные Налоговым кодексом, а для налоговых нерезидентов установлены специальные правила по оплате налогов.
2. Объект налога — имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать налога. Часто название налога вытекает из объекта (налог на имущество и др.).
3. Источник налога — это доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), за счет которого оплачивается налог.
4. Единица обложения — единица измерения объекта (например, по налогу на доходы физических лиц – рубль, налогу на землю — гектар).
5. Налоговая ставка — размер налога на единицу измерения обложения. В зависимости от построения налоговых начислений различают твердые и долевые ставки.
Твердые ставки определяются в абсолютной сумме (акциз с табака курительного 300 руб. за 1 кг табачного листа – в 2007 году). Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных, которые подразделяются на прогрессивные, пропорциональные, регрессивные.
Пропорциональные ставки — ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения (налог на прибыль организаций взимается в размере 20% от стоимости).
Прогрессивные ставки — ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения.
Регрессивные ставки понижаются по мере роста объекта налога (например, единый социальный налог).
6. Налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогообложения плательщика в соответствии с действующим законодательством (вычеты, скидки). Различают следующие налоговые льготы:
1) общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога;
2) специальные, предоставляемые отдельными группами плательщиков. Они используются государством для регулирования рыночной экономики.
— необлагаемый минимум объекта;
— изъятие из налогообложения определенных элементов объекта;
— освобождение отдельных лиц или категорий налогоплательщиков;
— понижение налоговых ставок;
— отсрочка (налоговый кредит) взимания налога.
7. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
8. Налоговый период — это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Он может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
9. Порядок исчисления налога. Обязанность по исчислению налога может быть возложена на налогоплательщика, налоговый орган (налог на имущество физических лиц), налогового агента (НДФЛ). Налоговый орган не позднее чем за 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление, где указаны размер налога, подлежащий к уплате, расчет налоговой базы и срок оплаты. Уведомление передается руководителю организации или физическому лицу под расписку. Если налогоплательщик уклоняется от получения уведомления, то оно направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
10. Порядок и сроки уплаты налога.При уплате налога с нарушением срока налогоплательщик уплачивает пени.
Основным документом налоговой отчетности является налоговая декларация. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация подается каждым налогоплательщиком по каждому налогу.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета лично либо через представителя, направлена по почте с описью вложения. При отправке по почте датой представления считается дата отправки.
Едиными и обязательными для всех налогов являются элементы налога. Именно эти элементы наиболее полно характеризуют конкретное налоговое обязательство, а их совокупность определяет логику построения того или иного налога. Обязательные и необязательные элементы налога представлены в таблице.
Функциями налога являются:
— фискальная – налогообложение носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и все юридические лица, которые согласно законодательству обязаны уплатить налоги. Это связно с тем, что главное предназначение налога – образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций – обороны, защиты правопорядка, решения социальных и иных задач.
— распределительная – с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финн ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.
— стимулирующая – государство может стимулировать определенные виды налогоплательщиков и отраслей с помощью налоговых ставок, льгот, вычетов. Отменяя, вводя, повышая или снижая одни налоги государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей и одновременно сдерживает развитие других.
— контрольная – с одной стороны – проверка эффективности хозяйствования, а с другой – контроль за действенностью проводимой экономической политики государства. Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет. Нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений в налоговую систему.
Наряду с налогами в налоговую систему включены также и сборы, на которые, также как и на налоги распространяется установленный НК порядок исчисления, уплаты в бюджет, администрирования и налоговая ответственность за налоговые правонарушения и практически все другие условия.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).
В отличие от налога сбор не имеет безвозмездного характера, не является регулярным платежом. Не предусмотрено, что он устанавливается исключительно законом и направляется в бюджетную систему или во внебюджетные государственные фонды.
Классификация налогов – это их группировка по определенным критериям и признакам. Имеется большое число классификаций налогов в зависимости от основания. Рассмотрим основные из них.
1. По принадлежности к уровню власти:
— федеральные – устанавливаются федеральным налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны.
— региональные – устанавливаются федеральным законодательством, но вводятся в действие региональными законами и обязательны к уплате на соответствующей территории.
— местные – вводятся в действие законодательными органами власти регионов. Эти органы определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов (в пределах, установленных федеральным законодательством), налоговые льготы, порядок и сроки уплаты.
2. По методу взимания:
— прямые – те, бремя которых должен нести непосредственно налогоплательщик. Непосредственно на доход или имущество налогоплательщика (НДФЛ, на прибыль, на имущество физических и юридических лиц и др.). Основанием для обложения служат владение и пользование доходом и имуществом.
— косвенные — взимаются в процессе движения доходов, или оборота товаров, работ, услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара (в тариф на работы, услуги) и оплачиваются потребителем. Владелец товара при его реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Таким образом продавец товара (субъект налогообложения) выступает в качестве посредника меду государством и фактическим плательщиком налога – потребителем этого товара. (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
3. По субъекту уплаты:
— с юридических лиц;
— с физических лиц;
— общие (например, налог на землю).
4. По объекту обложения:
— реальные (имущественные) – облагается продажа, покупка или владение имуществом и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика (например, земельный, налог на имущество).
— личные – учитывается финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с доходов физических и юридических лиц (например налог на прибыль корпораций, НДФЛ).
— ресурсные (рентные) – взимание определяется разработкой, использованием и добычей природных ресурсов (например НДПИ, земельный).
— вмененные – объектом обложения выступает доход, определяемый государством, который не зависит от фактических финансовых показателей деятельности и определяется потенциальными возможностями налогоплательщика, связанными с владением и распоряжением имеющегося у него имущества (напр. единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес, объектом которого является не фактический, а условно рассчитанный доход с каждого игрового поля).
— взимаемые с фонда оплаты труда – объектом обложения выступают расходы налогоплательщика, связанные с выплатой заработной платы и других видов вознаграждения работникам.
5. По способу обложения:
— «у источника» — налог изымается налоговым агентом до получения дохода (НДФЛ).
— «по декларации» — после получения дохода налогоплательщик в установленный срок подает в налоговый орган декларацию – официальное заявление налогоплательщика о своих налоговых обязательствах за определенный период времени. Налоговый орган проверяет декларацию и самостоятельно исчисленную налогоплательщиком сумму налога (например у физических лиц — НДФЛ от предпринимательской деятельности, у юридических лиц – НДС, налог на прибыль и др.).
— «по кадастру» — применяется в отношении налогов, имеющих немобильный объект обложения – неменяющуюся налоговую базу (напр. земельный налог (размер участка), транспортный налог (объем двигателя), налог на имущество физических лиц). Налоговым органом на основе кадастра (реестра) в установленный срок исчисляется сумма налога и вписывается в уведомление налогоплательщику.
6. По применяемым ставкам:
— прогрессивные – с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается и их размер (транспортный налог, налог на имущество физических лиц).
— регрессивные – уменьшаются с увеличением дохода.
— пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.
Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает о том, как устроена российская система налогов и сборов, и какие конкретно налоги платит бизнес.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Продолжаем налоговый ликбез. Сегодня разберемся какие налоги есть в нашей стране и куда они платятся. Этому посвящена глава 2 НК РФ, но я сожму её до одного поста.
В России есть три вида налогов и сборов:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
Обязательны к уплате на всей территории страны, полностью описываются НК РФ. Неважно где находится налогоплательщик — правила везде одинаковы. Большая часть федеральных налогов сразу поступает в федеральный бюджет, крохи от некоторых достаются регионам. Некоторые федеральные налоги платятся всеми (например, НДС). Другие — только теми, кто занимается определенными видами деятельности (например, НДПИ). К федеральным налогам относятся:
- налог на добавленную стоимость (НДС);
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- налог на прибыль организаций;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- водный налог;
- государственная пошлина;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
- налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Обязательны к уплате на территориях субъектов федерации. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — региональными законами. Москва доверила регионам определять налоговые ставки в пределах установленного коридора, порядок и сроки уплаты налогов. Поэтому, например, транспортный налог в Челябинской области может быть вдвое выше, чем в Чеченской республике. Все региональные налоги полностью поступают в бюджет региона и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Вот эти налоги:
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес;
- налог на имущество организаций.
Обязательны к уплате на территориях городов, районов и прочих муниципальных образований. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — решениями городских дум, советов районных депутатов и прочими нормативными актами представительных органов муниципалитетов. Местным депутатам, как и региональным, разрешено определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все местные налоги и сборы полностью поступают в бюджет муниципалитета и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Всего в стране есть три вида местных налогов и сборов:
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы составляют так называемую ОСНО — общую систему налогообложения. Кроме нее НК РФ предусматривает специальные налоговые режимы, применение которых освобождает от обязанности платить некоторые налоги. Переход на них доступен для малого бизнеса, соответствующего ряду ограничений, и компаний или ИП из отдельных отраслей. Поступления от таких налогов делятся между бюджетами различных уровней. Вот перечень спецрежимов:
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
- упрощённая система налогообложения (УСН);
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- патентная система налогообложения (ПСН).
Кроме этих налогов и сборов, есть ещё обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и обязательное медицинское страхование, о которых я уже писал в прошлом выпуске рубрики.
Вы прослушали краткий пересказ статей 12-18 НК РФ. Респектуйте в комментариях, если чувствуете, что сэкономили кучу времени 😄 А в следующих выпусках ликбеза я расскажу как устроены налоги и сборы в целом и самые распространённые из них в частности.
Подарок нашим читателям: онлайн-курс Алексея Иванова «Бухгалтерия для бизнеса» из 26 видео. В нем простым языком с примерами рассказывается о том, как понимать бухгалтерские отчёты и использовать их для управления бизнесом.