ЕСХН — пример расчета поможет сориентироваться начинающим сельхозтоваропроизводителям в алгоритме определения суммы этого налога. Из нашего материала вы узнаете о влияющих на размер ЕСХН расчетных нюансах и «опасных» расходах.
Земельный налог является местным налогом, устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (федеральной территории «Сириус»), а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – законами этих субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (федеральной территории «Сириус») и указанных субъектов Российской Федерации.
Перечень расходов, которые учитываются при расчете ЕСХН
Перечень расходов ЕСХН ограничен Налоговым кодексом и требует тщательного контроля при исчислении сельхозналога. Какие расходы разрешено учитывать и какие нюансы при этом могут возникнуть, расскажем в нашем материале.
КБК для уплаты ЕСХН в 2022 — 2023 годах
КБК ЕСХН в 2022-2023 годах утверждены разными приказами Минфина. Плательщики налога по-прежнему обязаны перечислять его в срок согласно принятым законодательством правилам и ежегодно отчитываться. Рассмотрим, изменились ли коды бюджетной классификации по единому сельхозналогу на 2023 год и какие коды применялись в 2022 году.
ЕСХН для КФХ — виды, сроки сдачи отчетности
ЕСХН для КФХ (крестьянско-фермерского хозяйства) — одна из оптимальных систем налогообложения, так как позволяет фермерам уплачивать относительно небольшой налог. Но использование ЕСХН предполагает составление фермерскими хозяйствами довольно больших объемов отчетности. Рассмотрим, что входит в нее, а также когда и в какие ведомства данная отчетность должна предоставляться.
Каков срок уплаты ЕСХН за год и что делать при убытке?
Срок уплаты ЕСХН за год так же, как и действия, совершаемые при получении убытка на этом спецрежиме, определяет НК РФ. Разберемся, в чем состоит суть этих моментов.
Заполняем и сдаем декларацию по ЕСХН за 2022 год
Декларация по ЕСХН за 2022 год сдается теми организациями и ИП, кто в течение года применял данный режим налогообложения. Расскажем в нашем материале о том, в какие сроки надо передать декларацию по сельхозналогу за 2022 год налоговикам, когда следует уплатить налог в бюджет, а также приведем пример расчета ЕСХН за год.
Переход на ЕСХН — как перейти и какие преимущества?
Переход на ЕСХН — процедура несложная, однако сделать это могут не все коммерсанты и не во всех случаях. Обо всех нюансах перехода на ЕСХН вы узнаете из нашего материала.
Учетная политика при ЕСХН — особенности формирования
Учетная политика ЕСХН отражает организационные и учетные нюансы деятельности сельхозкоммерсанта. Что предусмотреть в учетной политике ЕСХН и как ее составить, расскажет наш материал.
Срок сдачи отчетности по ЕСХН за 3 квартал
- Как рассчитать ЕСХН?
- Уплата единого налога
- Порядок и сроки уплаты налога
- Ставки налога
- Налоговая декларация
- Порядок исчисления налога
- Нюансы при расчете сельхозналога
- Льготы по налогу
- Объект налогообложения
- Переход на ЕСХН
- Налоговая отчетность
- Плательщики налога
- Какие предприятия и ИП относятся к сельскохозяйственным производителям
- Какие налоги заменяет ЕСХН
- Расчет единого налога на примере
- Налоговая база
- Итоги
Как рассчитать ЕСХН?
Расчет ЕСХН, на первый взгляд, не вызывает затруднений, поскольку предусматривает применение всего одной незамысловатой формулы: нужно вычесть из полученных доходов оплаченные расходы и умножить на ставку налога.
Однако не стоит обольщаться видимой простотой и не соблюдать должной осмотрительности при расчете сельхозналога.
Чтобы проиллюстрировать расчетные нюансы сельхозналога, рассмотрим пример расчета ЕСХН и разберем ошибки бухгалтера.
ООО «Полевод» начало предпринимательскую деятельность в качестве сельхозтоваропроизводителя с 2021 года, применяя ранее ОСНО. На момент перехода на спецрежим в бухучете ООО «Полевод» числится сельхозтехника остаточной стоимостью 240 000 руб. и сроком полезного использования 5 лет.
В течение 2021 года покупатели выплатили фирме за зерно 1 540 000 руб. Фирмой оплачены следующие расходы:
- зарплата основных рабочих, вспомогательного персонала и АУП (включая страховые взносы) — 420 000 руб.;
- оплата ГСМ и прочие материальные расходы — 180 000 руб.;
- взносы на добровольное страхование урожая от засухи — 40 000 руб.;
- арендные выплаты — 240 000 руб.;
- выплата контрагенту неустойки за опоздавшие поставки — 30 000 руб.;
- расходы на оплату канцелярских принадлежностей — 25 000 руб.;
- оплаченная стоимость сертификата качества — 50 000 руб.
В 1-м полугодии (это отчетный период по ЕСХН) расходы превысили доходы, поэтому авансовый платеж ООО «Полевод» не уплачивало.
Бухгалтер рассчитал ЕСХН по итогам года следующим образом:
(Д) / 1 540 000 руб.;
Р = (420 000 + 180 000 + 40 000 + 240 000 + 30 000 + 25 000 + 50 000 + 240 000) = 1 225 000 руб.
СН = (Д – Р) × 6 / 100
СН = (1 540 000 – 1 225 000) × 6 / 100 = 18 900 руб.
При этом бухгалтер допустил в расчете несколько ошибок, в результате чего сельхозналог был занижен. Об этом расскажем в следующем разделе.
Плательщики и неплательщики НДС по-разному отражают этот налог в учете. Сельхозпроизводители могут как уплачивать НДС, так и быть освобожденными от него. Оформите пробный бесплатный доступ к К+ и вы получите точный алгоритм учета НДС для обоих случаев.
Уплата единого налога
Единый сельскохозяйственный налог перечисляется налогоплательщиком (п. 5 ст. 346.9 НК РФ):
- до 25 июля — авансовый платеж за 1-е полугодие;
- до 31 марта следующего после налогового периода года — оставшаяся сумма единого налога за вычетом авансовых платежей.
Единый налог перечисляется в налоговую инспекцию платежным поручением банка с указанием необходимых кодов бюджетной классификации и реквизитов.
В случае неуплаты единого налога предусмотрен штраф в размере 20–40% от суммы налога.
Как учитывать штрафы за несвоевременную или неполную уплату налогов (взносов) и штрафы в связи с нарушениями при сдаче отчетности, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Порядок и сроки уплаты налога
^К началу страницы
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус»).
Срок уплаты налога – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, срок уплаты авансовых платежей по налогу – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
С 01.01.2023 срок уплаты налога – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, срок уплаты авансовых платежей по налогу – не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. При этом для исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления указанных сроков.
Организациям, в которых гражданин Российской Федерации, призванный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (далее – мобилизованное лицо) на дату его призыва на военную службу является единственным учредителем (участником) организации и одновременно осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа, продлен срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) на период прохождения соответствующим мобилизованным лицом военной службы и до 28-го числа включительно третьего месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации или увольнения мобилизованного лица с военной службы. Оплата при этом может производиться равными частями в размере одной шестой от общей суммы ежемесячно либо в общеустановленном порядке (постановление Правительства Российской Федерации от 20.10.2022 № 1874).
В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативным правовым актом представительного органа федеральной территории «Сириус») не предусмотрено иное.
Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями налоговые органы передают (направляют) указанным налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими налоговыми органами суммах налога.
Сообщение об исчисленной сумме налога направляются налогоплательщикам-организациям в следующие сроки:
- в течение десяти дней после составления налоговым органом сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за истекший налоговый период, но не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период;
- не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за предыдущие налоговые периоды;
- не позднее трех месяцев со дня получения налоговым органом сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, о том, что соответствующая организация находится в процессе ликвидации;
- не позднее одного месяца со дня истечения установленного срока уплаты авансового платежа по налогу по истечении каждого отчетного периода, подлежащего уплате организацией (находящейся в процессе ликвидации), которой передано (направлено) сообщение об исчисленной сумме налога в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 363 НК РФ.
Сообщение об исчисленной сумме налога составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа.
В сообщении об исчисленной сумме налога должны быть указаны объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, сумма исчисленного налога.
Сообщение об исчисленной сумме налога передается налоговым органом налогоплательщику-организации в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае невозможности передачи указанными способами сообщение об исчисленной сумме налога направляется по почте заказным письмом. В случае направления сообщения об исчисленной сумме налога по почте заказным письмом такое сообщение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налогоплательщик-организация (ее обособленное подразделение) вправе в течение двадцати дней со дня получения Сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими (в том числе в случае несоответствия уплаченной налогоплательщиком суммы налога сумме налога, указанной в сообщении об исчисленной сумме налога, за соответствующий период) представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Представленные налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснения и (или) документы рассматриваются налоговым органом в течение одного месяца со дня их получения. В целях получения налоговым органом дополнительных сведений и (или) документов, связанных с исчислением налога, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов не более чем на один месяц, уведомив об этом налогоплательщика-организацию (ее обособленное подразделение).
О результатах рассмотрения представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов налоговый орган информирует налогоплательщика-организацию (ее обособленное подразделение) в срок, указанный в абзаце первом пункта 7 статьи 363 НК РФ, а в случае, если по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов сумма налога, указанная в сообщении об исчисленной сумме налога, изменилась, налоговый орган передает (направляет) налогоплательщику-организации (ее обособленному подразделению) уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение десяти дней после составления такого сообщения.
Налогоплательщику-организации направляется требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если выявлена недоимка по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, либо если недоимка выявлена при отсутствии необходимых пояснений и (или) документов.
В отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), заключенного с Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации или только с субъектом Российской Федерации, или с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, или с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка и (или) сроков уплаты налога, в течение всего периода действия соглашения при наличии о нём сведений в реестре СЗПК.
Ставки налога
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») и не могут превышать:
- 0,3% в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
- не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации);
- 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 НК РФ).
В отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), заключенного с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием или с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговых ставок, в течение всего периода действия соглашения при наличии о нём сведений в реестре СЗПК.
Налоговая декларация
Начиная с 2021 года (за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды) налогоплательщики-организации налоговые декларации по земельному налогу не представляют.
Уточненные налоговые декларации за налоговый период 2019 года и ранее представляются в налоговый орган по месту учета организации по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.
Порядок исчисления налога
Порядок исчисления налога, а также авансовых платежей определен ст. 396 НК РФ
- Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, с учетом особенностей, установленных статьей 396 НК РФ;
- Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками-организациями как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 396 НК РФ, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка;
- В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом, если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте;
- В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 статьи 396 НК РФ;
- Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительный орган федеральной территории «Сириус») при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода;
- В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трех лет начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке;
- В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего три года с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Налогоплательщики-организации обязаны направить в налоговый орган по своему выбору сообщение о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и (или) объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам (далее – Сообщение), в случае неполучения сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельные участки, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сообщение не представляется в случае, если организации было передано (направлено) сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога в отношении этого объекта или если организация применяет налоговую льготу в отношении соответствующего объекта налогообложения.
Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком налоговому органу Сообщения влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении земельного участка, по которому не представлено (несвоевременно представлено) Сообщение (п. 3 ст. 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
С 1 января 2023 года налогоплательщики – участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений (заключенных после 1 июня 2022 года, стороной которых является Российская Федерация) вправе применить налоговый вычет для СЗПК с учетом следующих условий и в следующем порядке:
- Сумма налога (авансового платежа по налогу), исчисленная в соответствии со статьей 396 НК РФ в отношении земельных участков, используемых при реализации инвестиционного проекта, предусмотренного соглашением о защите и поощрении капиталовложений, уменьшается на сумму налогового вычета для СЗПК в порядке и на условиях, установленных статьей 396.1 НК РФ.
- Размер налогового вычета для СЗПК определяется суммой, отраженной в уведомлении о налоговом вычете для СЗПК применительно к налогу (авансовому платежу по налогу) в отношении соответствующего объекта налогообложения, которое представлено в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии со статьей 25.18 НК РФ (далее — Уведомление).
- Налоговый вычет для СЗПК применяется начиная с налогового периода, следующего за годом представления Уведомления.
- В результате применения налогового вычета для СЗПК сумма налога (авансового платежа по налогу) может быть снижена до нуля. Неиспользованная часть налогового вычета учитывается при исчислении суммы налога (авансового платежа по налогу) в последующие налоговые (отчетные) периоды, если применение налогового вычета предусмотрено Уведомлением в отношении соответствующего объекта налогообложения.
- Налоговый вычет для СЗПК применяется до наступления хотя бы одного из следующих оснований:
- общая сумма налога (авансового платежа по налогу), не уплаченная в связи с применением налогового вычета для СЗПК, стала равна сумме, указанной в Уведомлении в отношении соответствующего объекта налогообложения;
- истек срок применения налогового вычета для СЗПК, указанный в Уведомлении в отношении соответствующего объекта налогообложения;
- налогоплательщик утратил статус участника соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
- Если в Уведомлении указаны налоговые вычета для СЗПК с различными сроками их применения в отношении соответствующего объекта налогообложения, в первую очередь сумма налога (авансового платежа по налогу) уменьшается на суммы налоговых вычетов для СЗПК с меньшим сроком применения.
- Если по одному соглашению о защите и поощрении капиталовложений представляется несколько Уведомлений в отношении соответствующего объекта налогообложения, уменьшение суммы налога (авансового платежа по налогу) осуществляется в хронологическом порядке представления таких Уведомлений.
- Для применения налогового вычета налогоплательщик обязан обеспечить ведение раздельного учета земельных участков, используемых при реализации инвестиционного проекта в рамках каждого соглашения о защите и поощрении капиталовложений, и земельных участков, используемых при осуществлении иной деятельности.
Нюансы при расчете сельхозналога
Рассчитывая сельхозналог, бухгалтер допустил следующие ошибки:
- не сверился со списком допустимых Налоговым кодексом расходов (п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
- не учел требования п. 4 ст. 346.5 НК РФ в части алгоритма списания стоимости основных средств.
Из-за невнимательности бухгалтера в расходы была включена выплаченная контрагенту неустойка за нарушение условий поставки в сумме 30 000 руб. — такой расход отсутствует в п. 2 ст. 346.5 НК РФ и не мог участвовать в расчете сельхозналога.
Вторым серьезным упущением явилось полное списание в течение налогового периода остаточной стоимости сельхозтехники, числившейся в составе основных средств в момент перехода ООО «Полевод» на спецрежим.
Поскольку срок полезного использования техники превышал 3 года (но менее 15 лет), по п. 4 ст. 346.5 НК РФ ее остаточную стоимость необходимо было списывать тремя частями в 2021, 2022 и 2023 годах.
В 2020 году учитываемая в расходах сумма составила 120 000 руб. (50% × 240 000). В последующие периоды:
- 2021 год: 30% × 240 000 руб. = 72 000 руб.;
- 2022 год: 20% × 240 000 руб. = 48 000 руб.
Таким образом, в расчете сельхозналога излишне учтены расходы в сумме 150 000 руб.:
- 30 000 руб. — «запретный» при ЕСХН расход;
- 120 000 руб. (72 000 + 48 000) — преждевременное списание остаточной стоимости основных средств, приобретенных до перехода на ЕСХН.
Недоплата сельхозналога по итогам 2021 года: 9 000 руб. (150 000 руб. × 6/100).
Расчетные алгоритмы налоговых обязательств при различных режимах налогообложения изучайте с материалами нашего сайта:
Льготы по налогу
От уплаты земельного налога освобождаются:
- учреждения и органы уголовно-исполнительной системы — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения и органы функций;
- организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
- религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а также земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов;
- общероссийские общественные
организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций
инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители
составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков,
используемых ими для осуществления уставной деятельности; - организации,
уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских
общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди
их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда
— не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для
производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров,
минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому
Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими
общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением
брокерских и иных посреднических услуг); - учреждения,
единственными собственниками имущества которых являются указанные
общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных
участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных,
лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и
иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания
правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям; - организации народных
художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах
традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для
производства и реализации изделий народных
художественных промыслов; - общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации- в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
- организации
— резиденты особой
экономической зоны, за исключением организаций, указанных в п. 11 статьи 395 НК РФ, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой
экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права
собственности на каждый земельный участок; - организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 №244-ФЗ «Об
инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков,
входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и
предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на
эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом; - судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной
особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых
принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства
и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного
назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве
резидента особой экономической зоны сроком на десять лет; - организации — участники свободной экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению (без учета применения налоговой льготы) за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне и уплате в бюджет.
- организации, признаваемые фондами в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 года № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного научно-технологического центра (льгота действует с 1 января 2019 года).
В случае, если в период применения налоговых льгот, предусмотренных подпунктами 9, 11 и 12 пункта 1 статьи 395 НК РФ, осуществлены раздел или объединение земельных участков, то указанные налоговые льготы не применяются в отношении образованных в результате раздела или объединения земельных участков.
Налогоплательщики-организации, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с НК РФ, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом вышеуказанного запроса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.
По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.
В уведомлении о предоставлении налоговой льготы должны быть указаны основания предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения и периоды, применительно к которым предоставляется налоговая льгота. В сообщении об отказе от предоставления налоговой льготы должны быть указаны основания отказа от предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.
В отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), заключенного с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием или с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговых льгот, в течение всего периода действия соглашения при наличии о нём сведений в реестре СЗПК.
Указанные особенности не распространяются на последующие акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие налоговые льготы, условия и сроки применения и прекращения действия указанных льгот.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
- земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
- земельные участки из состава земель лесного фонда;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
- земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Отчетный период – первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Переход на ЕСХН
Переход на единый сельскохозяйственный налог носит добровольный характер. Это право, но не обязанность плательщика. Если компания или индивидуальный предприниматель только что прошли регистрацию в налоговых органах, они могут подать заявление о переходе на ЕСХН в течение 30 календарных дней со дня постановки на учет.
Для перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей налогоплательщику недостаточно просто иметь желание и подать уведомление. Он также должен соответствовать нескольким критериям:
- Выручка от продажи сельскохозяйственной продукции должна составлять минимум 70% от общей суммы доходов плательщика.
- Для компаний рыбного хозяйства в качестве дополнительного условия для перехода на ЕСХН установлена численность персонала — не более 300 человек (п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ).
- Реализуемые товары должны относиться к сельскохозяйственной продукции (что именно к ней относится, мы указали ранее). Более подробный перечень такой продукции можно найти в Общероссийском классификаторе продукции (п. 3 ст. 346.2 НК РФ).
При этом компании должны быть заняты именно производством сельскохозяйственных товаров, а не просто перепродавать их.
Не могут применять данный налоговый режим:
- компании, производящие подакцизную продукцию;
- организации, занятые в игорном бизнесе;
- бюджетные, автономные и казенные учреждения.
Рекомендуем вам ознакомиться с порядком перехода на УСН «Подаем уведомление о переходе на УСН в 2021–2022 годах».
Налоговая отчетность
Плательщикам единого налога сельскохозяйственная система налогообложения дает некоторую налоговую свободу. Так, декларацию по налогу плательщик должен представить только по итогам налогового периода (года) в срок до 31 марта года, следующего за истекшим.
Если сельскохозяйственное предприятие или индивидуальный предприниматель просрочили сдачу отчетности, им будет выставлено требование об уплате штрафа в размере 5–30% от суммы налога, но не меньше 1 000 руб.
О порядке сдачи отчетности при УСН читайте в статье «Порядок сдачи отчетности при УСН».
Плательщики налога
Плательщиками налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ).
В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.
Не признаются налогоплательщиками организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Не признаются налогоплательщиками организации, зарегистрированные на территории Курильских островов, в течение периода использования такими организациями права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций в соответствии со статьей 246.3 Кодекса. В случае утраты организацией в соответствии с пунктом 3 статьи 246.3 Кодекса такого права она признается налогоплательщиком с 1-го числа налогового периода, в котором утрачено такое право, и сумма налога (авансового платежа по налогу) подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 397 Кодекса днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).
Какие предприятия и ИП относятся к сельскохозяйственным производителям
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей была введена с целью притока в данную отрасль нашей экономики новых производителей, а также для уменьшения налоговой нагрузки и облегчения жизни уже существующих предприятий в этой отрасли. Она имеет еще одно известное название — единый сельскохозяйственный налог, сокращенно ЕСХН. Этому специальному режиму посвящена гл. 26.1 НК РФ.
Ст. 346.2 НК РФ в качестве налогоплательщиков определяет следующие категории:
- сельскохозяйственные компании и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются непосредственным производством, переработкой и дальнейшей продажей сельскохозяйственных товаров и продукции;
- предприятия, занятые в рыбных хозяйствах.
При этом выручка от продажи такой продукции должна составлять минимум 70% от общей суммы выручки. Для компаний, занятых рыбным промыслом, еще одним условием применения ЕСХН является численность наемной рабочей силы — не больше 300 человек.
В перечень продукции сельскохозяйственного производства входят:
- растениеводство;
- животноводство;
- сельское хозяйство на земле;
- лесное хозяйство;
- разведение рыб и других ресурсов водного пространства.
Как организации применяют ЕСХН, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Какие налоги заменяет ЕСХН
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей предполагает освобождение от основных налогов, которые уплачивают предприятия с общим налоговым режимом:
- От налога на прибыль организаций, для индивидуальных предпринимателей — от НДФЛ с собственных доходов.
- Налога на имущество организаций (или физлиц).
До 2019 года ЕСХН-спецрежимники были освобождены от уплаты НДС налога. Но с января 2019 года ситуация изменилась. Теперь они обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость. Но при соблюдении ряда условий они вправе получить освобождение от уплаты налога.
Какие условия должны соблюдаться для освобождения от НДС и в каких случаях плательщик ЕСХН платит НДС и подает декларацию, детально разъснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
ЕСХН не освобождает предприятия, в том числе индивидуальных предпринимателей, от начисления и уплаты НДФЛ с доходов своих сотрудников. Они все равно остаются налоговыми агентами в части перечисления этого налога. Никаких налоговых льгот в этом случае не предусмотрено.
Более подробно ознакомиться с порядком уплаты НДФЛ налоговыми агентами можно в статье «Общий порядок и сроки уплаты НДФЛ»
Расчет единого налога на примере
Расчет единого сельскохозяйственного налога производится по простой формуле:
Ст х Б,
где: Ст — ставка налога;
Б — налоговая база.
Ставка в данном случае составляет 6%. В качестве налоговой базы выступают доходы, уменьшенные на сумму расходов (п. 1 ст. 346.6 НК РФ). Доходы и расходы учитываются нарастающим итогом с 1 января налогового периода.
В качестве доходов к учету принимаются доходы от реализации и внереализационные доходы, определенные в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Предприятие может уменьшить полученную выручку на произведенные расходы, к примеру:
- на расходы, связанные с покупкой и капитальным ремонтом основных фондов;
- канцелярию;
- расходы на покупку и создание нематериальных активов;
- платежи по аренде и лизингу;
- материальные затраты;
- оплату труда наемного персонала;
- обязательное и добровольное страхование;
- расходы на пожарную безопасность;
- транспортные затраты, в том числе на содержание транспортных средств;
- командировочные расходы;
- услуги бухгалтерии, юристов, аудиторов и нотариусов;
- услуги связи, почтовые и телеграфные расходы;
- проведение различного рода экспертиз;
- комиссионные вознаграждения;
- рекламу и др.
Полный перечень таких расходов можно найти в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Сельскохозяйственные организации также вправе учесть в качестве расходов убытки прошлых лет.
Рассмотрим простой пример расчета «сельскохозяйственного» налога. Все данные в нем носят условный характер.
ИП Асатин А. С. занимается рыбохозяйственной деятельностью (разведением рыб) для последующей продажи продукции. С 2021 года он применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Исходные данные за 2021 год:
- Доходы от продажи разведенной рыбы за 2021 год, признанные в соответствии с гл. 25 НК РФ, — 9 000 000 руб.
- Расходы за 2021 год, признанные в соответствии с п. 2 ст. 346.5 НК РФ, — 6 500 000 руб. Сюда входят материальные затраты, расходы на оплату труда наемного персонала, командировки, затраты на техническое обслуживание и содержание оборудования (основных фондов), транспортировка и пр.
- Убыток за 2020 год — 200 000 руб.
- Уплата единого налога (аванс за 1-е полугодие) — 20 000 руб.
- Уплата единого налога (аванс за 2-е полугодие) — 30 000 руб.
Рассчитаем сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет.
- Определяем налогооблагаемую базу: 9 000 000 – 6 500 000 = 2 500 000 руб.
- Уменьшаем налогооблагаемую базу на убыток 2020 года: 2 500 000 – 200 000 = 2 300 000 руб.
- Начисляем сумму единого налога за 2021 год: 2 300 000 х 6% = 138 000 руб.
- Рассчитаем окончательную сумму единого налога для перечисления в бюджет за 2021 год. Для этого вычтем суммы авансовых платежей: 138 000 – 20 000 – 30 000 = 88 000 руб.
Итак, ИП Асатин А. С. должен до 31 марта 2022 года перечислить в бюджет 88 000 руб. До этого же числа он обязан представить налоговую декларацию за 2021 год.
О группировке расходов для целей налогообложения прибыли см. в статье «Понятие расходов и их группировки согласно нормам ст.252 НК РФ».
Налоговая база
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Если иное не установлено пунктом 1 статьи 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 НК РФ.
За налоговый период 2023 года налоговая база в отношении земельного участка определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2022 года с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 НК РФ, в случае, если кадастровая стоимость такого земельного участка, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает кадастровую стоимость такого земельного участка, внесенную в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащую применению с 1 января 2022 года, за исключением случаев, если кадастровая стоимость соответствующего земельного участка увеличилась вследствие изменения его характеристик.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
Согласно статье 391 НК РФ предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:
- изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и пунктом 1.1 статьи 391 НК РФ;
- в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Итоги
Применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей является добровольным. Для перехода на нее необходимо подать в налоговую инспекцию по месту регистрации уведомление на установленном бланке.
Приятная особенность единого сельскохозяйственного налога — отчетный период в полгода и перечисление налогов авансовыми платежами 1 раз в 6 месяцев. Этим он и отличается от большинства налогов в нашей экономической системе.
Применять такой специальный режим имеют право только производители сельскохозяйственной и рыбной продукции. Но и они должны соответствовать определенным требованиям.
ЕСХН не освобождает предприятия сельскохозяйственной сферы от функции налогового агента при начислении и уплате НДФЛ с заработной платы своих сотрудников. Полученную выручку можно сократить на сумму собственных расходов, определенных по налоговым нормам гл. 25 НК РФ.
Есть еще одно удобство для налогоплательщика. Сроки перечисления единого налога те же, что и сроки сдачи налоговой декларации. За неподачу налоговых отчетов и просрочку уплаты налога предусмотрены штрафные санкции.
Расчет сельхозналога не отнимет много времени, если учесть такие налоговые нюансы, как закрытый перечень признаваемых расходов, особый алгоритм списания остаточной стоимости имущества и др.
