Если вы только открываете бизнес или хотите продолжить ее, выбрав единый сельскохозяйственный налог, то наш сегодняшний гайд — для вас. Еще раз напомним «прописные истины» и разберем подводные камни, о которых нужно знать.
Единый сельскохозяйственный налог — это льготный режим для аграрных производителей, позволяющий платить в бюджет по минимуму. Как и другие спецрежимники, плательщики сельхозналога были освобождены от уплаты многих налогов, но сейчас ситуация изменилась. Как совмещать уплату ЕСХН и НДС в 2023 году, и как отразятся эти нововведения на налоговой нагрузке сельхозпроизводителей?
Земельный налог является местным налогом, устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (федеральной территории «Сириус»), а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – законами этих субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (федеральной территории «Сириус») и указанных субъектов Российской Федерации.
- С какими проблемами может столкнуться плательщик ЕСХН?
- Кому подходит ЕСХН
- Отчетность, учет и уплата налога на ЕСХН
- Льготы по налогу
- Совмещение ЕСХН с другими налоговыми режимами
- Можно ли при расчете ЕСХН учесть расходы на оплату проезда сотрудников до работы?
- Ограничения для ЕСХН
- Утрата права или отказ от применения ЕСХН
- Элементы системы налогообложения ЕСХН
- Порядок и сроки уплаты налога
- Плательщики налога
- Как перейти на ЕСХН
- Как отказаться от ЕСХН
- Ставки налога
- Налоговая база
- Кто может быть плательщиком ЕСХН
- Может ли объединение фермеров в КХФ продавать свою продукцию на рынке?
- Ограничения при ЕСХН
- Налоговая отчетность
- Объект налогообложения
- Порядок исчисления налога
- В чем выгода применения ЕСХН
- С чем можно совмещать
- Как плательщику сельхозналога получить освобождение от НДС
- Включаются ли проценты по депозитам в доходы при ЕСХН?
- Налоговая декларация
- Запреты
- Новый налог для сельхозпроизводителей
- Оплата налога
- Плюсы и минусы НДС для ЕСХН
С какими проблемами может столкнуться плательщик ЕСХН?
Поскольку на этом режиме налоговая база рассчитывается с учетом произведенных расходов, то возникает та же проблема их признания в целях налогообложения, что и у плательщиков УСН Доходы минус расходы, то есть – документальное подтверждение и экономическое обоснование расходов. Порядок определения и признания доходов и расходов для ЕСХН, а также конкретный перечень расходов приведен в статье 346.5 НК РФ.
Но, в отличие от упрощенца, у плательщика ЕСХН нет обязанности уплаты минимального налога (1% от полученных доходов), если по итогам года деятельность оказалась убыточной. Более того, полученный убыток можно переносить на будущие налоговые периоды в течение 10 лет.
Кому подходит ЕСХН
Этот режим налогообложения подходит для организаций, фермерских хозяйств (КФХ) и индивидуальных предпринимателей, которые производят и продают:
- продукцию растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства;
- продукцию, полученную в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.
или оказывают услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства:
- по подготовке полей;
- по посеву и выращиванию зерновых и плодовых культур;
- по обрезке фруктовых деревьев;
- по перегонке и выпасу скота и так далее.
Плательщики ЕСХН освобождаются от налога на прибыль (доходы) и налога на имущество, используемое в производстве.
Отказаться от НДС можно по заявлению (в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 145 НК РФ.), если в предыдущем 2020 году годовые доходы не превысили 80 млн руб., в 2021 году — 70 млн руб., в 2022 и последующие годы — 60 млн руб.
На ЕСХН можно перейти в течение 30 дней после регистрации в налоговой или только с начала года, подав уведомление в декабре.
Отчетность, учет и уплата налога на ЕСХН
Плательщики сельхозналога сдают одну декларацию в год, заполняемую в установленном порядке, в срок не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Если деятельность прекращена до окончания налогового периода, то декларацию надо сдать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности.
Индивидуальные предприниматели на ЕСХН ведут специальную Книгу учета доходов и расходов, предназначенную для этого режима, организации – только регистры бухгалтерского учета.
Если Вы не успели вовремя заплатить налоги или взносы, то помимо самого налога, придется также заплатить неустойку в виде пени, рассчитать которую можно с помощью нашего калькулятора:
Чтобы вы без каких-либо материальных рисков могли попробовать вариант аутсорсинга бухучета и решить подходит ли он вам, мы совместно с фирмой 1С готовы предоставить нашим пользователям месяц бесплатного бухгалтерского обслуживания:
Сельхозналог платят два раза в год: один раз в виде авансового платежа по итогам полугодия не позднее 25 июля, а второй раз – по итогам года, включительно до 31 марта следующего года, учитывая уже внесенный авансовый платеж.
Кроме того, если плательщик сельхозналога не получил освобождение от уплаты НДС по нормам статьи 145 НК РФ, то он должен платить налог на добавленную стоимость и сдавать соответствующие декларации.
Льготы по налогу
^К началу страницы
От уплаты земельного налога освобождаются:
- учреждения и органы уголовно-исполнительной системы — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения и органы функций;
- организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
- религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а также земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов;
- общероссийские общественные
организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций
инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители
составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков,
используемых ими для осуществления уставной деятельности; - организации,
уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских
общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди
их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда
— не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для
производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров,
минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому
Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими
общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением
брокерских и иных посреднических услуг); - учреждения,
единственными собственниками имущества которых являются указанные
общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных
участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных,
лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и
иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания
правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям; - организации народных
художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах
традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для
производства и реализации изделий народных
художественных промыслов; - общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации- в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
- организации
— резиденты особой
экономической зоны, за исключением организаций, указанных в п. 11 статьи 395 НК РФ, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой
экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права
собственности на каждый земельный участок; - организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 №244-ФЗ «Об
инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков,
входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и
предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на
эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом; - судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной
особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых
принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства
и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного
назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве
резидента особой экономической зоны сроком на десять лет; - организации — участники свободной экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению (без учета применения налоговой льготы) за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне и уплате в бюджет.
- организации, признаваемые фондами в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 года № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного научно-технологического центра (льгота действует с 1 января 2019 года).
В случае, если в период применения налоговых льгот, предусмотренных подпунктами 9, 11 и 12 пункта 1 статьи 395 НК РФ, осуществлены раздел или объединение земельных участков, то указанные налоговые льготы не применяются в отношении образованных в результате раздела или объединения земельных участков.
Налогоплательщики-организации, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с НК РФ, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом вышеуказанного запроса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.
По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.
В уведомлении о предоставлении налоговой льготы должны быть указаны основания предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения и периоды, применительно к которым предоставляется налоговая льгота. В сообщении об отказе от предоставления налоговой льготы должны быть указаны основания отказа от предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.
В отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), заключенного с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием или с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговых льгот, в течение всего периода действия соглашения при наличии о нём сведений в реестре СЗПК.
Указанные особенности не распространяются на последующие акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие налоговые льготы, условия и сроки применения и прекращения действия указанных льгот.
Совмещение ЕСХН с другими налоговыми режимами
Организации не могут совмещать ЕСХН с другим режимом. Индивидуальные предприниматели вправе работать на ЕСХН и ПСН, но при этом надо вести раздельный учет доходов и расходов. При совмещении режимов общий доход для определения доли от реализации сельхозпродукции не менее 70% будет считаться по всем режимам. Не совмещают ЕСХН с режимами УСН и ОСНО.
Таким образом, можно сделать вывод, что ЕСХН – щадящий специальный режим, и если сельхозпроизводитель (или рыболовецкая организация) смогут соответствовать всем указанным требованиям, то налоговая нагрузка для них будет минимальной.
Можно ли при расчете ЕСХН учесть расходы на оплату проезда сотрудников до работы?
Можно учесть, если они являются частью системы оплаты труда и предусмотрены трудовыми или коллективными договорами. Если же такие расходы не являются формой оплаты труда, а носят социальный характер, то они не могут уменьшать налоговую базу по ЕСХН.
Ограничения для ЕСХН
Дополнительные ограничения для применения этого режима, выглядят так:
- Не могут работать на ЕСХН производители подакцизных товаров (алкоголь, табак и др.), а также те, кто занимается игорным бизнесом.
- Для того, чтобы иметь возможность перейти (для уже работающих хозяйствующих субъектов) или сохранить право на ЕСХН, налогоплательщик должен выполнять условие о том, что доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова составляет не менее 70% от всего его дохода.
- Среднегодовая численность рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, не превышает 300 человек. Для сельскохозяйственных организаций такого требования нет.
Здесь нужно будет не только вести книгу учета доходов и расходов, но и регистрировать ее в ФНС.
Возникают сложности с отнесением доходов и расходов. Они должны соответствовать статье 346.5 и быть связаны с вашей хоздеятельностью. Для расчета налога доходы и расходы нужно учитывать по кассовому методу, т.е. по факту поступления и списания со счета. Однако признание расходов требует особого внимания. Кроме оплаты, потребуются дополнительные документы.
- для материальных расходов: оплата приобретение материалов (получение услуги);
- для товаров — оплата приобретение реализация;
- для основных средств — оплата приобретение ввод в эксплуатацию ( регистрация права).
Утрата права или отказ от применения ЕСХН
Если по итогам года оказалось, что нарушены требования к применению этого режима (например, о доле доходов от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова не менее 70% от всего дохода), то плательщик ЕСХН должен сообщить об этом по форме № 26.1-2. В этом случае будет произведен перерасчет налога за прошедший год, исходя из требований ОСНО, и недоимку надо будет заплатить в январе нового года.
От применения этого льготного режима можно также отказаться в добровольном порядке, сообщают об этом по форме № 26.1-3. Сделать это можно только по окончании налогового периода, то есть календарного года, в период с 1-го по 15-го января.
Наконец, о том, что плательщик ЕСХН прекратил деятельность сельхозпроизводителя, надо сообщить в течение 15 дней со дня прекращения такой деятельности по форме № 26.1-7.
Элементы системы налогообложения ЕСХН
ЕСХН можно назвать простой для понимания системой налогообложения. Что нужно знать об этой системе?
- Налоговым периодом, то есть периодом времени, по окончании которого считают сумму налога к уплате, является календарный год.
- Отчетным периодом, по итогам которого нужно рассчитать и оплатить авансовый платеж по налогу, является полугодие. Декларацию по итогам отчетного периода не сдают, но до 25 июля надо заплатить авансовый платеж, исходя из полученных в первом полугодии доходов.
- Объектом налогообложения для ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину расходов, а налоговой базой является денежное выражение таких доходов. Правила признания доходов и расходов для расчета сельхозналога очень схожи с теми, что действуют при расчете налоговой базы при расчете УСН Доходы минус расходы.
- Налоговая ставка равна 6%, и не имеет региональных особенностей, а местные власти не могут ограничить действие ЕСХН на своей территории.
Обращаем внимание всех ООО на ЕСХН — организации могут уплатить налоги только путем безналичного перечисления. Это требование ст. 45 НК РФ, согласно которому обязанность организации по уплате налога считается выполненной только после предъявления в банк платежного поручения. Платить налоги ООО наличными деньгами Минфин запрещает. Рекомендуем вам открыть расчетный счет на выгодных условиях.
Порядок и сроки уплаты налога
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус»).
Срок уплаты налога – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, срок уплаты авансовых платежей по налогу – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
С 01.01.2023 срок уплаты налога – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, срок уплаты авансовых платежей по налогу – не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. При этом для исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления указанных сроков.
Организациям, в которых гражданин Российской Федерации, призванный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (далее – мобилизованное лицо) на дату его призыва на военную службу является единственным учредителем (участником) организации и одновременно осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа, продлен срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) на период прохождения соответствующим мобилизованным лицом военной службы и до 28-го числа включительно третьего месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации или увольнения мобилизованного лица с военной службы. Оплата при этом может производиться равными частями в размере одной шестой от общей суммы ежемесячно либо в общеустановленном порядке (постановление Правительства Российской Федерации от 20.10.2022 № 1874).
В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативным правовым актом представительного органа федеральной территории «Сириус») не предусмотрено иное.
Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями налоговые органы передают (направляют) указанным налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими налоговыми органами суммах налога.
Сообщение об исчисленной сумме налога направляются налогоплательщикам-организациям в следующие сроки:
- в течение десяти дней после составления налоговым органом сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за истекший налоговый период, но не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период;
- не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за предыдущие налоговые периоды;
- не позднее трех месяцев со дня получения налоговым органом сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, о том, что соответствующая организация находится в процессе ликвидации;
- не позднее одного месяца со дня истечения установленного срока уплаты авансового платежа по налогу по истечении каждого отчетного периода, подлежащего уплате организацией (находящейся в процессе ликвидации), которой передано (направлено) сообщение об исчисленной сумме налога в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 363 НК РФ.
Сообщение об исчисленной сумме налога составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа.
В сообщении об исчисленной сумме налога должны быть указаны объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, сумма исчисленного налога.
Сообщение об исчисленной сумме налога передается налоговым органом налогоплательщику-организации в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае невозможности передачи указанными способами сообщение об исчисленной сумме налога направляется по почте заказным письмом. В случае направления сообщения об исчисленной сумме налога по почте заказным письмом такое сообщение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налогоплательщик-организация (ее обособленное подразделение) вправе в течение двадцати дней со дня получения Сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими (в том числе в случае несоответствия уплаченной налогоплательщиком суммы налога сумме налога, указанной в сообщении об исчисленной сумме налога, за соответствующий период) представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Представленные налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснения и (или) документы рассматриваются налоговым органом в течение одного месяца со дня их получения. В целях получения налоговым органом дополнительных сведений и (или) документов, связанных с исчислением налога, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов не более чем на один месяц, уведомив об этом налогоплательщика-организацию (ее обособленное подразделение).
О результатах рассмотрения представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов налоговый орган информирует налогоплательщика-организацию (ее обособленное подразделение) в срок, указанный в абзаце первом пункта 7 статьи 363 НК РФ, а в случае, если по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов сумма налога, указанная в сообщении об исчисленной сумме налога, изменилась, налоговый орган передает (направляет) налогоплательщику-организации (ее обособленному подразделению) уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение десяти дней после составления такого сообщения.
Налогоплательщику-организации направляется требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если выявлена недоимка по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, либо если недоимка выявлена при отсутствии необходимых пояснений и (или) документов.
В отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), заключенного с Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации или только с субъектом Российской Федерации, или с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, или с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка и (или) сроков уплаты налога, в течение всего периода действия соглашения при наличии о нём сведений в реестре СЗПК.
Плательщики налога
Плательщиками налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ).
В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.
Не признаются налогоплательщиками организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Не признаются налогоплательщиками организации, зарегистрированные на территории Курильских островов, в течение периода использования такими организациями права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций в соответствии со статьей 246.3 Кодекса. В случае утраты организацией в соответствии с пунктом 3 статьи 246.3 Кодекса такого права она признается налогоплательщиком с 1-го числа налогового периода, в котором утрачено такое право, и сумма налога (авансового платежа по налогу) подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 397 Кодекса днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).
Как перейти на ЕСХН
Переход на уплату сельскохозяйственного налога носит добровольный характер, и возможен как при регистрации предпринимательского субъекта, так и в случае, если ООО или ИП уже работают на каком-то режиме. Уведомление подается в регистрирующий налоговый орган по форме № 26.1-1.
- Вновь зарегистрированные ИП и юридические лица для перехода на ЕСХН должны подать уведомление в течение 30 дней после регистрации.
- Уже работающие хозяйствующие субъекты могут подать уведомление не позднее 31 декабря текущего года, чтобы перейти на уплату сельхозналога с начала нового года. При этом они должны указать в уведомлении данные о доле доходов от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова. Эта доля должна быть не менее 70% от общего дохода.
Как отказаться от ЕСХН
Есть три формы заявлений в зависимости от причины отказа от ЕСХН.
По форме № 26.1-2. придется доложить в налоговую об уменьшении доли доходов от сельхоздеятельности (или нарушение других требований). В каком бы месяце это не случилось, вам пересчитают налог на прибыль и НДС с начала года. Если вы не хотите увеличить налоговую нагрузку, то лучше в добровольном порядке отказаться.
Заявление на следующий год принимают по форме № 26.1-3 с 1 по 15 января. Если вынуждены покинуть ЕСХН в течение года, то уведомите налоговую по форме № 26.1-7.
Ставки налога
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») и не могут превышать:
- 0,3% в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
- не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации);
- 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 НК РФ).
В отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), заключенного с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием или с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговых ставок, в течение всего периода действия соглашения при наличии о нём сведений в реестре СЗПК.
Налоговая база
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Если иное не установлено пунктом 1 статьи 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 НК РФ.
За налоговый период 2023 года налоговая база в отношении земельного участка определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2022 года с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 НК РФ, в случае, если кадастровая стоимость такого земельного участка, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает кадастровую стоимость такого земельного участка, внесенную в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащую применению с 1 января 2022 года, за исключением случаев, если кадастровая стоимость соответствующего земельного участка увеличилась вследствие изменения его характеристик.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
Согласно статье 391 НК РФ предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:
- изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и пунктом 1.1 статьи 391 НК РФ;
- в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Кто может быть плательщиком ЕСХН
Полная характеристика налогоплательщиков, имеющих право на ЕСХН, приводится в ст. 346.2. НК РФ. Ими могут быть только:
- Организации и индивидуальные предприниматели, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые производят, перерабатывают и реализовывают сельскохозяйственную продукцию. Это условие надо рассматривать комплексно, то есть учесть все эти требования. Просто переработчики и реализаторы сельхозпродукции не имеют право на ЕСХН.
- Градообразующие и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, при условии, что численность работающих в них, с учетом проживающих с ними членов семей, составляет не менее 50% численности населения этого населенного пункта. Сюда же относят рыболовецкие артели (колхозы). При этом рыболовство должно производиться на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих на праве собственности, или на основании договоров фрахтования.
- Организации и ИП, которые оказывают услуги сельскохозяйственным производителям в области растениеводства и животноводства.
Может ли объединение фермеров в КХФ продавать свою продукцию на рынке?
На ЕСХН можно продавать и не только свою собственную сельхозпродукцию, но выручка от продажи не должна превышать 30% от общего оборота.
Ограничения при ЕСХН
Кроме того, рыболовы должны иметь свои или зафрахтованные суда, а численность сотрудников до 300 человек.
Налоговая отчетность
Существует единственная декларация до 31 марта следующего года.
Важный момент: в конце 2020 была принята новая форма этой декларации. За какой год по ней отчитываться и что поменялось?
Новый бланк следует применять, начиная с представления отчетности за 2020 год с 29 марта 2021. До этого дня используется старый бланк.
Основное изменение отразилось во 2 разделе, в котором появилась строка 046. В нее заносятся сведения о применяемой ставке (от 0% до 6%). Если в вашем регионе нет льготного тарифа, вы ставите прочерки. Если есть действующий закон, то переписывается его буквенное или цифровое обозначение (например 0002000315.1 расшифровывается так — подпункт 15.1 пункта 3 статьи 2 закона субъекта РФ)
Объект налогообложения
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
- земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
- земельные участки из состава земель лесного фонда;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
- земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Отчетный период – первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Порядок исчисления налога
Порядок исчисления налога, а также авансовых платежей определен ст. 396 НК РФ
- Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, с учетом особенностей, установленных статьей 396 НК РФ;
- Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками-организациями как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 396 НК РФ, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка;
- В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом, если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте;
- В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 статьи 396 НК РФ;
- Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительный орган федеральной территории «Сириус») при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода;
- В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трех лет начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке;
- В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего три года с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Налогоплательщики-организации обязаны направить в налоговый орган по своему выбору сообщение о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и (или) объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам (далее – Сообщение), в случае неполучения сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельные участки, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сообщение не представляется в случае, если организации было передано (направлено) сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога в отношении этого объекта или если организация применяет налоговую льготу в отношении соответствующего объекта налогообложения.
Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком налоговому органу Сообщения влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении земельного участка, по которому не представлено (несвоевременно представлено) Сообщение (п. 3 ст. 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
С 1 января 2023 года налогоплательщики – участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений (заключенных после 1 июня 2022 года, стороной которых является Российская Федерация) вправе применить налоговый вычет для СЗПК с учетом следующих условий и в следующем порядке:
- Сумма налога (авансового платежа по налогу), исчисленная в соответствии со статьей 396 НК РФ в отношении земельных участков, используемых при реализации инвестиционного проекта, предусмотренного соглашением о защите и поощрении капиталовложений, уменьшается на сумму налогового вычета для СЗПК в порядке и на условиях, установленных статьей 396.1 НК РФ.
- Размер налогового вычета для СЗПК определяется суммой, отраженной в уведомлении о налоговом вычете для СЗПК применительно к налогу (авансовому платежу по налогу) в отношении соответствующего объекта налогообложения, которое представлено в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии со статьей 25.18 НК РФ (далее — Уведомление).
- Налоговый вычет для СЗПК применяется начиная с налогового периода, следующего за годом представления Уведомления.
- В результате применения налогового вычета для СЗПК сумма налога (авансового платежа по налогу) может быть снижена до нуля. Неиспользованная часть налогового вычета учитывается при исчислении суммы налога (авансового платежа по налогу) в последующие налоговые (отчетные) периоды, если применение налогового вычета предусмотрено Уведомлением в отношении соответствующего объекта налогообложения.
- Налоговый вычет для СЗПК применяется до наступления хотя бы одного из следующих оснований:
- общая сумма налога (авансового платежа по налогу), не уплаченная в связи с применением налогового вычета для СЗПК, стала равна сумме, указанной в Уведомлении в отношении соответствующего объекта налогообложения;
- истек срок применения налогового вычета для СЗПК, указанный в Уведомлении в отношении соответствующего объекта налогообложения;
- налогоплательщик утратил статус участника соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
- Если в Уведомлении указаны налоговые вычета для СЗПК с различными сроками их применения в отношении соответствующего объекта налогообложения, в первую очередь сумма налога (авансового платежа по налогу) уменьшается на суммы налоговых вычетов для СЗПК с меньшим сроком применения.
- Если по одному соглашению о защите и поощрении капиталовложений представляется несколько Уведомлений в отношении соответствующего объекта налогообложения, уменьшение суммы налога (авансового платежа по налогу) осуществляется в хронологическом порядке представления таких Уведомлений.
- Для применения налогового вычета налогоплательщик обязан обеспечить ведение раздельного учета земельных участков, используемых при реализации инвестиционного проекта в рамках каждого соглашения о защите и поощрении капиталовложений, и земельных участков, используемых при осуществлении иной деятельности.
Налоговая база тут — доходы минус расходы, умноженные на региональную ставку (от 0 до 6% на усмотрение местных властей).
В чем выгода применения ЕСХН
Сравним налоговую базу и налоговую ставку систем, объектом налогообложения которых являются полученные доходы:
Как видим, хотя налоговая ставка на ЕСХН и на УСН Доходы одинакова, но налоговая база на УСН Доходы больше, так как не учитывает произведенные расходы, а значит, будет больше и налог к уплате.
Сопоставить ЕСХН по налоговой нагрузке можно было только с УСН Доходы минус расходы (при условии минимально возможной ставки в 5%, которая применяется далеко не во всех регионах). Однако сейчас плательщики сельхозналога, так же, как и те, кто работает на ОСНО, обязаны платить НДС. От уплаты этого налога можно освободиться, если доход сельхозпроизводителя в 2022 году не превысит 60 млн рублей.
С чем можно совмещать
Индивидуальные предприниматели могут по другим видам деятельности приобрести патент, но выполнив два условия:
- 70% всего дохода должно приходится на сельхоз ОКВЭДы;
- запрещено самостоятельно продавать собственную продукцию.
У организаций варианты для совмещения отсутствуют.
Как плательщику сельхозналога получить освобождение от НДС
Мы уже говорили, что от уплаты НДС при ЕСХН (кроме ввозного) можно освободиться. Для этого надо выполнять определённые ограничения:
- не превышать лимит полученных доходов;
- не реализовывать подакцизные товары в течение трёх предшествующих календарных месяцев.
Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость носит заявительный характер, т.е. для этого надо обратиться в свою ИФНС по месту учёта. Причём общие условия, при которых налогоплательщики НДС могут получить освобождение, для сельхозпроизводителей не действуют.
Те, кто работает на ЕСХН, вправе подать уведомление при выполнении одного из двух условий, указанного в статье 145 НК РФ:
- переход на уплату единого сельхозналога и освобождение от НДС происходит в одном календарном году;
- доходы сельхозпроизводителя, уже работающего на спецрежиме, за предыдущий год не превысили установленных лимитов (без учёта налога).
Начиная с 2022 года и далее лимит составляет 60 млн рублей. Форма уведомления разработана приказом Минфина России от 26.12.2018 № 286н. В документе надо указать наименование налогоплательщика, его ИНН, адрес, контакты для связи, дату, с которой заявлено освобождение от НДС.
К уведомлению для уже действующих производителей надо приложить выписку из баланса и выписку из книги учета сельскохозяйственных товаропроизводителей на ЕСХН. Обратиться в налоговый орган необходимо не позже 20-го числа месяца, с которого заявляется право на освобождение.
При этом НК РФ устанавливает для плательщиков сельхозналога особенную норму — если освобождение от уплаты НДС получено, то отказаться от него добровольно уже нельзя (п. 4 статьи 145). Если же сельхозпроизводитель превысил допустимые лимиты доходов или стал продавать подакцизную продукцию, то право на освобождение он утрачивает и больше получить его не сможет.
Включаются ли проценты по депозитам в доходы при ЕСХН?
Они относятся к внереализационным доходам (п.6 ст 250 НК РФ) и увеличивают ваш налог от сельхоздеятельности. При определении объекта налогообложения учитывают доходы:
- от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
- внереализационные доходы.
Налоговая декларация
Начиная с 2021 года (за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды) налогоплательщики-организации налоговые декларации по земельному налогу не представляют.
Уточненные налоговые декларации за налоговый период 2019 года и ранее представляются в налоговый орган по месту учета организации по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.
Запреты
Запрещено производить подакцизный алкоголь, кроме вина (подакцизный виноград, игристого вино (шампанское), виноматериалы, виноградное сусло).
Но и тут ограничение: виноград нужно выращивать самостоятельно, а не закупать у других производителей.
Новый налог для сельхозпроизводителей
С 2019 года прекратила действие норма статьи 346.1 (3) НК РФ, согласно которой плательщики ЕСХН были освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость (кроме ввозного).
Это означает, что на ЕСХН необходимо:
- начислять НДС при реализации товаров, работ, услуг и при получении авансов;
- в пятидневный срок передавать покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога на добавленную стоимость;
- запрашивать от поставщиков счета-фактуры для учёта входящего НДС;
- проявлять необходимую осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (чтобы не получить отказ в вычете);
- вести книги продаж и покупок;
- каждый квартал представлять декларацию по НДС в электронном виде;
- вовремя перечислять НДС в бюджет (тремя равными частями не позже 25 числа каждого из трех месяцев, следующих после отчётного квартала).
Обратите внимание, что основная налоговая ставка НДС выросла. Вместо 18% она теперь составляет 20%. Однако для некоторых продовольственных товаров применяется льготная ставка — 10% (статья 164 НК РФ).
В этот перечень включена основная продукция сельхозпроизводителей:
- скот и птица в живом весе;
- мясо и мясопродукты, за исключением деликатесных;
- молоко и молочная продукция;
- яйца и яйцепродукты;
- масла растительные, маргарин, жиры специального назначения;
- сахар;
- зерно, комбикорм, кормовые смеси, зерновые отходы;
- маслосемяна и продукты их переработки;
- хлеб и хлебобулочные изделия;
- крупы, мука, макаронные изделия;
- рыба живая, за исключением ценных пород;
- море- и рыбопродукты, кроме деликатесных;
- продукты для детского и диабетического питания;
- овощи.
Оплата налога
Первый аванс нужно заплатить до 25 июля. Окончательный расчет — до 31 марта следующего года.
Расчет производится нарастающим итогом за минусом уплаченного аванса.
Убытки прошлых лет можно учесть при расчете годового налога в составе расходов.
Как происходит перенос убытков? Если по итогу года расходы превысили доходы, образуются убытки, налогооблагаемая база не возникает, к уплате 0. Полученный убыток можно переносить на будущие периоды в течение 10 лет. Если убытки фиксировались несколько лет, то они переносятся в той очередности, в которой были получены.
А можно ли ИП на ЕСХН уменьшать налог на страховые взносы? Страховые взносы за «себя» и сотрудников включаются в расходы в том периоде, когда были оплачены. Уже рассчитанный налог уменьшению не подлежит.
Как ИП на ЕСХН рассчитать страховые взносы в размере 1% с дохода свыше 300 тысяч рублей?
— Ваша формула расчета: (Доход — 300 000 — Расходы) х 1%. В состав расходов входят оплаченные страховые фиксированные взносы и дополнительные взносы в связи с превышением 300 000 руб. в предыдущем году.
Плюсы и минусы НДС для ЕСХН
Государство по-прежнему поддерживает сельхозпроизводителей, тем более сейчас, когда поставлена задача импортозамещения товаров, попавших под санкции. И как бы это странно ни звучало, но обязанность платить новый налог может, в некоторых случаях, снизить общую фискальную нагрузку.
Возможность стать плательщиком НДС, не отказываясь при этом от льготного режима, выгодна в первую очередь крупным аграрникам, которые закупают дорогую технику и оборудование. Ну а небольшие организации и ИП могут освободиться от такой обязанности.
Основной плюс уплаты налога на добавленную стоимость — это возможность учесть входящий НДС, ведь многие контрагенты сельхозпроизводителей работают на общей системе налогообложения. Кроме того, плательщики ЕСХН теперь получили право выставлять счета-фактуры с выделенной суммой НДС, что привлечет к сотрудничеству с ними крупные организации.
К минусам совмещения ЕСХН и НДС можно отнести обязанность по оформлению дополнительной отчётности (счета-фактуры, книги покупок и продаж, декларации) и уплату самого налога.
Рекомендуем нашим пользователям принимать решение об уплате или отказе от НДС на ЕСХН после консультации со специалистами. Здесь действительно надо учесть много нюансов, которые могут существенно отразиться на развитии вашего бизнеса. В частности, после освобождения от НДС вычет по налогу получить нельзя, но и в расходы эти суммы теперь не включаются.