- В каком году отменен ЕСН и с чем это связывали?
- Налог на имущество
- 1 Понятие Единого социального налога, его ставки.
- Что изменила отмена ЕСН в страховых платежах?
- Двойное налогообложениеПравить
- Налоги для физических лиц
- Как оплатить
- Российская практикаПравить
- Как изменится порядок возмещения НДС
- Стоит ли ожидать возврата ЕСН?
- Налоговые вычеты
- КритикаПравить
- ИсторияПравить
- Плательщики ЕСНПравить
В каком году отменен ЕСН и с чем это связывали?
Единый социальный налог отменен с 2010 года. В России он был введен в 2001 году и действовал, таким образом, 9 лет.
Суть этого налога сводилась к тому, что он заменял собой страховые взносы во все внебюджетные фонды: ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев), ФОМС.
Почему отменили ЕСН? Причин тому оказалось несколько:
Налог на имущество
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2021 года; проверки требуют 2 правки.
Налог на имущество — прямой налог, устанавливаемый на имущество организаций или частных лиц.
1 Понятие Единого социального налога, его ставки.
Идея введения
единого социального налога, т.е.
объединения всех страховых взносов,
возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба
России (ныне Федеральная налоговая
служба РФ) предложила при сохранении
механизма сбора страховых взносов в
социальные внебюджетные фонды установить
для них единую унифицированную
налогооблагаемую базу и передать
функции учета и контроля одному ведомству.
Однако тогда эти предложения из-за
их несовершенства оказались
невостребованными, и вопрос остался
открытым.
До введения единого
социального налога был не совсем ясен
статус отчислений в государственные
социальные внебюджетные фонды. Формально
не являясь налогами, поскольку не входили
в установленную Законом «Об основах
налоговой системы Российской Федерации»
налоговую систему России, они по своему
экономическому содержанию для
налогоплательщиков были все-таки одной
их форм налогов. При этом, учитывая
высокие ставки этих взносов, они были
одним из определяющих моментов сокрытия
работодателями истинных размеров
выплачиваемой работникам заработной
платы и существования тем самым скрытых
форм оплаты труда.
После принятия
части второй Налогового кодекса РФ
и Федерального закона “О введении
в действие части второй Налогового
кодекса Российской Федерации и внесении
изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации о налогах”
с 1 января 2001 года вступил в силу
новый порядок исчисления и уплаты
взносов в государственные социальные
внебюджетные фонды.
Главой 24 части
второй Налогового кодекса РФ был введен
единый социальный налог (ЕСН).
Принципиальное
значение имеет также и то обстоятельство,
что с введением единого социального
налога для всех налогоплательщиков —
работодателей установлен единый порядок
исчисления налоговой базы по платежам
в социальные фонды, что, несомненно
облегчило исчисление налога не только
чисто технически, но и с позиций
предотвращения ошибок в расчетах.
Единый социальный
налог является одним из наиболее значимых
как в формировании доходов государства,
так и для финансового положения
налогоплательщиков.
Единый социальный
налог (взнос) — это налог, зачисляемый в
государственные внебюджетные фонды
(Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской
Федерации и фонды обязательного
медицинского страхования Российской
Федерации — далее фонды) и предназначенный
для мобилизации средств для реализации
права граждан на государственное
пенсионное и социальное обеспечение и
медицинскую помощь.
Налоговый кодекс
Российской Федерации (НК РФ)
определяет
налогоплательщиков, объект налогообложения,
налоговую базу, суммы, не подлежащие
налогообложению, налоговые льготы,
ставки налоговый и отчетный периоды, и
т.д.
Налогоплательщики
единого социального налога подразделяются
на две категории. Первая категории –
это работодатели. Они уплачивают налог
за тех работников, труд которых используют
в процессе своей деятельности. К ним
относятся организации; индивидуальные
предприниматели; родовые, семейные
общины малочисленных народов Севера,
занимающиеся традиционными отраслями
хозяйствования; крестьянские (фермерские)
хозяйства; физические лица, выступающие
в качестве работодателей. Вторая
категория – это индивидуальные
предприниматели; адвокаты, вне связи с
их деятельностью в качестве
работодателей; родовые, семейные
общины малочисленных народов Севера,
занимающиеся традиционными отраслями
хозяйствования; главы крестья6нских
фермерских хозяйств. Здесь глава
крестьянского (фермерского) хозяйства
может выступать как индивидуальный
предприниматель, а крестьянское
(фермерское) хозяйство как юридическое
лицо. При этом глава крестьянского
(фермерского) хозяйства и крестьянское
(фермерское) хозяйство могут выступать
в качестве работодателя, следовательно,
являться плательщиками налога как со
своего дохода, так и с выплат и
вознаграждений, начисленных наемным
работникам.
Если налогоплательщик
одновременно относится к нескольким
категориям, то он признается отдельным
налогоплательщиком по каждому отдельно
взятому основанию.
Если организация
или индивидуальный предприниматель
переведены на уплату единого налога на
вмененный доход для определенных видов
деятельности, но одновременно осуществляют
и иные виды деятельности, то они уплачивают
единый социальный налог (взнос) с выплат,
производимых в пользу наемных работников
по всем основаниям за выполнение работ
по видам деятельности, не переведенным
на уплату единого социального налога
на вмененный доход для определенных
видов деятельности, а индивидуальные
предприниматели – от доходов, полученных
от таких видов деятельности.
В 2001 году объектами
налогообложения являлись безвозмездные
выплаты, как в денежной, так и в натуральной
форме, (премии, стипендии, стоимость
наград или призов и т.п.), осуществляемые
налогоплательщиками – работодателями
в пользу физических лиц, не связанных
с ним трудовым договором, либо договором
гражданско-правового характера, предметом
которых является выполнение работ или
оказание услуг, либо авторским или
лицензионным договором, если только
эти выплаты не были произведены за счет
средств, оставшихся в распоряжении
организации после уплаты налога на
доходы организаций (налога на прибыль),
или средств, оставшихся в распоряжении
индивидуального предпринимателя либо
физического лица после уплаты налога
на доходы физических лиц.
В связи с этим,
выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
работодателями в пользу физических лиц
по трудовым и гражданско-правовым
договорам, предметом которых является
выполнение работ, оказание услуг, а
также по авторским договорам (вне
зависимости от формы, в которой они
производятся), не признаются объектом
обложения ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций
(индивидуальных предпринимателей) такие
выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим
налоговую базу по налогу на прибыль
(налогу на доходы физических лиц) в
текущем отчетном (налоговом) периоде.
По сравнению с порядком, действовавшем
в этом отношении до 01.01.2002 года,
данная норма позволяет легче
идентифицировать, какие именно выплаты
(вознаграждения) не подлежат обложению
ЕСН.
К объектам
налогообложения относятся, в том числе,
выплаты, осуществляемые физическим
лицом в отношении наемных работников,
труд которых используется в личном
(домашнем) хозяйстве в качестве домашних
работниц, личных секретарей, шоферов,
сторожей, нянь и др.
Объектом
налогообложения для главы крестьянского
(фермерского) хозяйства и крестьянского
(фермерского) хозяйства – работодателей
являются выплаты и вознаграждения,
производимые в пользу наемных работников.
Объектом
налогообложения для крестьянского
(фермерского) хозяйства является доход
главы крестьянского (фермерского)
хозяйства, включая доход членов данного
хозяйства.
Итак, с 1 января
2001 года взносы во внебюджетные фонды
прекращают свое самостоятельное
существование, но в рамках единого
социального налога сохраняется их
достаточная обособленность. Бюджеты
по каждому из фондов, в которые зачисляется
ЕСН утверждаются, как и прежде,
соответствующими федеральными законами.
Как уже было
сказано, в настоящее время сохранился
только один вид внебюджетных страховых
взносов, а именно страховых взносов на
обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний. Взносы
на данный вид страхования согласно
статьи 11 Федерального закона от 05.08.2000
года № 118-ФЗ «О введении в действие части
второй Налогового кодекса Российской
Федерации и внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской
Федерации о налогах» не включаются в
состав единого социального налога
(взноса) и уплачиваются в соответствии
с федеральными законами об этом виде
социального страхования. Согласно
статье 18 Федерального закона от 24.07.1998
года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний» сбор указанных страховых
взносов возложен на страховщика, то
есть на Фонд социального страхования
Российской Федерации.
Ниже рассмотрим
размеры ставок и порядок уплаты единого
социального налога.
Сумма единого
социального налога исчисляется и
уплачивается налогоплательщиком
отдельно в отношении каждого фонда и
определяется как процентная доля
налоговой базы.
В данной курсовой
работе мы рассмотрим взаимоотношения
предприятия с внебюджетными фондами
социального характера, поэтому рассмотрим
ставки единого социального налога для
налогоплательщиков, занятых в
производстве.
Для налогоплательщиков
– организаций, за исключением выступающих
в качестве работодателей организаций,
занятых в производстве сельскохозяйственной
продукции, родовых, семейных общин
малочисленных народов Севера, занимающихся
традиционными отраслями хозяйствования,
и крестьянских (фермерских) хозяйств
применяются следующие ставки:
Таблица 1.1 — Расчет
платежей по уплате ЕСН для налогоплательщиков,
занятых в производстве, кроме производства
сельскохозяйственной продукции (НКРФ)
Единый социальный
налог уплачивается налогоплательщиками
отдельными платежными поручениями,
которые оформляются в отношении ПФР,
ФСС РФ, Федерального ФОМС и территориального
ФОМС. Зачисление единого социального
налога производится на отдельные лицевые
счета на балансовом счете «Доходы,
распределяемые органами федерального
казначейства между уровнями бюджетной
системы Российской Федерации» (приказ
Министерства финансов России от
15.01.2001 года № 3-н «Об утверждении Правил
зачисления взносов, уплачиваемых в
составе единого социального налога
(взноса) на счета органов федерального
казначейства Министерства финансов
Российской Федерации, и перечисления
этих средств в бюджеты государственных
социальных внебюджетных фондов.
При определении
налоговой базы не учитываются доходы,
полученные работниками от других
работодателей. Налог начисляется каждым
работодателем отдельно. При расчете
налоговой базы работодатели должны
учитывать все категории работников
(внешних совместителей, работников,
работающих по гражданско-правовым
договорам, предметом которых является
выполнение работ, оказание услуг, а
также выплаты по авторским и лицензионным
договорам).
Ежемесячно, не
позднее 20 числа месяца, следующего за
отчетным периодом, налогоплательщик
представляет в налоговый орган по месту
учета расчет по налогу (в целом по
работникам) по утвержденной форме.
Имеющаяся разница между суммой
уплаченных авансовых платежей за
налоговый период и суммой налога,
подлежащей уплате на основе налоговой
декларации, должна быть уплачена не
позднее 15 числа месяца, следующего за
месяцем предоставления декларации.
Налогоплательщик
может воспользоваться правом на зачет
(возврат) излишне уплаченных сумм в
порядке статьи 7 НК РФ.
Сумма единого
социального налога, подлежащая уплате
по месту нахождения обособленного
подразделения, определяется исходя из
величины налоговой базы, относящейся
к тому обособленному подразделению. В
этом случае сумма налога по месту
нахождения организации определяется
как разница между общей суммой налога
и совокупной суммой налога, подлежащей
уплате по месту нахождения обособленных
подразделений организации.
Налоговые льготы
по ЕСН носят ярко выраженный социальный
характер. Например, освобождаются от
уплаты единого социального налога
организации любых организационно-правовых
форм с сумм доходов, не превышающих 100
000 рублей в течении налогового периода,
начисленных на каждого работника,
являющегося инвалидом I, II или III групп.
Использование льгот должно быть
подтверждено документально (на основании
сведений о работающих инвалидах с
указанием групп инвалидности, номера
и даты выдачи справки учреждения
медико-социальной экспертизы,
подтверждающей факт установления
инвалидности на каждого инвалида, а
также сведений о величине выплат,
начисленных в пользу работающих
инвалидов).
При определении
налоговой базы не подлежат налогообложению
суммы, указанные в статье 238 НК РФ.
Согласно
п. 4 ст. 237 НК РФ при расчете налоговой
базы выплаты и иные
вознаграждения
в натуральной форме
в
виде товаров (работ, услуг)
учитываются как стоимость этих товаров
(работ, услуг) на день их
выплаты, исчисленная исходя из их
рыночных цен (тарифов), а при государственном
регулировании цен (тарифов) на эти товары
(работы, услуги)
— исходя из государственных регулируемых
розничных цен.
При
включении в налоговую базу выплат
работникам, в том числе и
в натуральной форме, следует учитывать
положения п. 3 ст. 236 НК
РФ, согласно которым выплаты и
вознаграждения (вне зависимости
от формы, в которой они производятся)
не признаются объектом налогообложения,
если
у
налогоплательщиков-организаций такие
выплаты
не отнесены к расходам, уменьшающим
налоговую базу по налогу на
прибыль
организаций.
Выплатами,
уменьшающими налоговую базу по налогу
на прибыль организаций,
признаются выплаты, включение которых
в состав расходов
при определении налоговой базы
предусмотрено главой 25 НКРФ. При этом
источники расходов и порядок отражения
таких выплат
в бухгалтерском учете не имеют значения.
Таким образом, к
выплатам, которые не являются объектом
обложения единым социальным
налогом, относятся выплаты, определенные
ст. 270 НК РФ.
В
соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях
налогообложения прибыли
налогоплательщик уменьшает полученные
доходы на сумму произведенных
расходов (за исключением расходов,
указанных в
ст. 270 НК РФ).
Статьей
252 НК РФ предусматривается включение в
состав расходов,
учитываемых для целей налогообложения
прибыли, обоснованных и документально
подтвержденных затрат (а в случаях,
предусмотренных
ст. 265 НК РФ, — убытков), осуществленных
(понесенных)
налогоплательщиком.
Если
же это условие не соблюдено, то расходы
по оплате труда для целей
налогообложения прибыли не учитываются.
Перечень
расходов по оплате труда, учитываемых
для целей налогообложения
прибыли, предусмотрен ст. 255 НК РФ.
В
соответствии с п. 21 ст. 270 НК РФ к расходам,
не уменьшающим
налоговую базу по налогу на прибыль,
относятся расходы на любые
виды вознаграждений, предоставляемых
руководству или работникам помимо
вознаграждений, предусмотренных в
трудовых договорах (контрактах).
Если
в дальнейшем в трудовом договоре будут
конкретно указаны выплаты
или начисления работнику или сделаны
ссылки на выплаты или начисления,
предусмотренные коллективным договором
и (или) локальными нормативными актами,
то они включаются в состав расходов
на оплату труда и подлежат обложению
налогом.
В
соответствии с п. 49 ст. 270 НК РФ при
определении налоговой базы по налогу
на прибыль не учитываются иные расходы,
не соответствующие
критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
На
выплаты, начисляемые организациями за
счет нераспределенной
прибыли прошлых лет,
начисление
налога в текущем году не производится
при условии, что такие выплаты отнесены
к расходам, не
уменьшающим налоговую базу по налогу
на прибыль, то есть к расходам,
перечисленным в ст. 270 НК РФ. Что, собственно
говоря, всегда
должно иметь место, поскольку речь идет
о выплатах за счет прибыли
(естественно, при условии, что в качестве
таковых не маскируются
обычные расходы на оплату труда).
В
соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не
подлежат налогообложению все виды
установленных законодательством РФ,
законодательными актами субъектов
РФ, решениями представительных органов
местного
самоуправления компенсационных выплат
(в пределах норм, установленных
в соответствии с законодательством
РФ), связанных, в том числе
с выполнением физическим лицом трудовых
обязанностей.
В
частности, разъездной характер работы
должен
подтверждаться должностной
инструкцией работника.
При
отсутствии обеспечения работника
специальным транспортом на
время выполнения служебных обязанностей
для оплаты проезда сотрудников,
работа которых носит разъездной характер,
организация
может применяться следующие формы
оплаты:
—
приобретение проездных билетов или
выдача денежных средств под
отчет работникам для приобретения
проездных билетов.
Пользование
проездными билетами осуществляется в
рабочее время
для проезда к месту выполнения работ
(оказания услуг).
Для
подтверждения производственного
характера поездок используется
книга (журнал) местных командировок;
При
наличии документально подтвержденных
расходов физического
лица производственного (служебного)
характера оплата организацией
в любой форме стоимости проезда не
рассматривается как произведенная
в интересах физического лица и,
следовательно, в соответствии
с пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежит
налогообложению ЕСН.
Условия
освобождения компенсационных выплат,
связанных с возмещением
расходов по командировкам, определены
пп. 2 п. 1 ст. 238 НК
РФ.
Кроме
того, в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ
выплаты и вознаграждения
не признаются объектом обложения ЕСН,
если такие выплаты
не отнесены к расходам, уменьшающим
налоговую базу по
налогу на прибыль в текущем отчетном
(налоговом) периоде.
В
соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ в
прочие расходы включаются
суточные в пределах норм, установленных
Правительством РФ. Согласно п. 38 ст.
270 НК РФ в случае превышения установленных
норм такие расходы для целей налогообложения
прибыли не принимаются.
Формой
ведения налогоплательщиком учета сумм
начисленных по
каждому физическому лицу выплат и иных
вознаграждений, сумм единого
социального налога, относящегося к ним,
а также сумм налоговых
вычетов, является индивидуальная
карточка. Приказом МНС России от
27.07.2004 № САЭ-3-05/443 утверждены формы
индивидуальных
и сводных карточек учета сумм начисленных
выплат и иных вознаграждений,
сумм начисленного единого социального
налога, страховых
взносов на обязательное пенсионное
страхование (налогового
вычета) и порядок их заполнения.
Определяются
суммы налога,
подлежащие
зачислению в федеральный
бюджет и в каждый из внебюджетных фондов
(ФСС, ФФОМС и ТФОМС), как
процентная доля, соответствующая
налоговой ставке, от налоговой базы.
Сумма ЕСН,
уплачиваемая в Фонд социального
страхования РФ, уменьшается на сумму
самостоятельно произведенных
налогоплательщиком расходов на цели
государственного социального страхования,
предусмотренные законодательством РФ.
Что изменила отмена ЕСН в страховых платежах?
О том, как эти 30% распределены по фондам, читайте в статье «Из чего складываются 30,2% страховых взносов?».
Приведенные изменения свидетельствуют о том, что замена ЕСН на страховые взносы привела к существенному увеличению налогового бремени для всех плательщиков этих взносов.
Двойное налогообложениеПравить
Двусторонние международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения Страны, с которыми договор действует Страны, с которыми договор подписан, но не вступил в силу
Налоги для физических лиц
Налоги в бюджеты различных уровней обязаны платить как компании, так и граждане. Именно эти средства впоследствии участвуют в финансировании различных сфер общественной жизни: здравоохранения, образования, дорожной отрасли и т.д. Налоги физлиц и организаций отличаются, некоторые из них удерживаются автоматически, другие необходимо платить самостоятельно.
Как оплатить
Оплатить налоги можно оффлайн:
Перед тем, как оплачивать налоги оффлайн, необходимо получить квитанцию-извещение с идентификационным номером. Это можно сделать в отделении налоговой по месту регистрации объекта налогообложения.
Можно значительно сэкономить время, заплатив налоги через интернет. Сделать это можно через:
Российская практикаПравить
В 1992—2001 годах налог регулировался Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и рассчитывался путём корректировки финансового результата, полученного по данным бухгалтерского учёта. С 2002 года налог регламентируется главой 25 части II Налогового Кодекса РФ и исчисляется по данным налогового учёта.
В 1995—2001 годах базовая ставка налога составляла 35 % и была выше для банков, страховщиков и др., в 2002—2008 годах унифицированная ставка была равна 24 %. С 2009 года ставка по налогу на прибыль равна 20 %, из них 2 % зачислялось в федеральный бюджет, 18 % — в бюджет субъекта РФ (п. 1 ст. 284 НК РФ). С 2017 по 2024 год в федеральный бюджет зачисляется 3%, 17% — в бюджет субъекта РФ (п. 1 ст. 284 НК РФ).
В РФ плательщиками налога на прибыль являются (п. 1 ст. 246 НК РФ):
Прибыль определяется как сумма доходов, уменьшенная на величину расходов (ст. 247 НК РФ). Все доходы организации делятся на облагаемые и необлагаемые налогом на прибыль. Перечень последних содержится в статье 251 НК РФ и является закрытым. Все доходы, которые там не упомянуты, автоматически облагаются налогом на прибыль.
Затраты также подразделяются на расходы, которые уменьшают и не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Формально перечень расходов, которые не учитываются при расчете налога на прибыль, перечислен в статье 270 НК РФ. Однако это не означает, что все иные затраты автоматически уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Условия для учёта расходов при расчете налога на прибыль
Чтобы расход учитывался при расчете налога на прибыль, необходимо одновременное выполнение следующих условий:
В итоге налогом на прибыль облагается разница между облагаемыми доходами и расходами, которые уменьшают налоговую базу отчетного периода.
Период учёта доходов и расходов в налоговом учёте
Налогооблагаемая прибыль рассчитывается исходя из доходов и расходов именно отчетного или налогового периода. Но рассчитываться она может двумя способами: методом начисления и кассовым методом.
При кассовом методе налогоплательщик отражает доход в налоговом учёте по мере получения денег на счет или в кассу, поступления иного имущества, работ, услуг или имущественных прав или погашения задолженности перед ним иным способом (п. 2 ст. 273 НК РФ). Аналогичные правила действуют и в отношении расходов, они признаются только после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ). Но этот метод могут использовать только те организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров, работ или услуг из учёта НДС не превышает 1 млн руб. за каждый квартал (п. 1 ст. 273 НК РФ).
Большинство налогоплательщиков превышает установленный предел, поэтому они обязаны применять метод начисления. В этом случае доход признается в том периоде, в котором он имел место независимо от фактического получения денег или иной оплаты (п. 1 ст. 271 НК РФ).
Для иллюстрации предположим, что организация реализовала товар на сумму 1 млн руб. 30 марта (это I квартал), а деньги за поставку так и не получила. При методе начисления доход в 1 млн руб. считается полученным в I квартале, так как прошла реализация, следовательно, организация должна заплатить налог на прибыль не позднее 28 апреля (п. 1 ст. 287, п. 3 ст. 289 НК РФ).
Период признания расхода при методе начисления также имеет свои особенности. Некоторые расходы организация обязана признавать раньше, чем они наступают в соответствии с условиями договора. К примеру, организация получила заем на несколько лет с выплатой процентов одной суммой в конце срока займа. Однако для целей налогового учёта компания-заемщик обязана признавать проценты в составе расходов ежемесячно (п. 8 ст. 272 НК РФ).
Ряд расходов НК РФ обязывает отражать в более поздние периоды по сравнению с периодом их несения. Особенно ярко это демонстрируется на примере прямых и косвенных расходов (ст. 318 НК РФ).
Налогоплательщик сам определяет, какие расходы относятся непосредственно к производству, то есть являются прямыми. По умолчанию к ним относится материальные расходы, расходы на оплату труда производственных рабочих с учётом страховых отчислений и амортизация производственного оборудования (п. 1 ст. 318 НК РФ). Такие расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль пропорционально объему продукции, отгруженному покупателям. Конкретный порядок признания прямых расходов налогоплательщик устанавливает самостоятельно исходя из особенностей своего производства, однако в общем виде механизм изложен в статье 319 НК РФ.
Проиллюстрируем общий механизм на примере. Предположим, в I квартале прямые расходы организации на производство 800 ед. готовой продукции составили 800 тыс. руб. Если компания отгрузит в этом же периоде покупателям 100 ед. данной готовой продукции (без учёта остатков на складе), то её налогооблагаемую прибыль в этом периоде уменьшат прямые расходы в сумме 100 тыс. руб., если отгрузит 500 ед., то 500 тыс. руб. Оставшаяся сумма будет учтена в следующих периодах по мере отгрузки продукции.
Все прочие расходы являются косвенными и признаются в налоговом учёте в периоде их несения (п. 2 ст. 318 НК РФ).
Авансовая система платежей по налогу на прибыль
Налог на прибыль уплачивается по итогам налогового периода, то есть календарного года, не позднее 28 марта следующего года (п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ). Однако для более равномерного наполнению бюджета законодатель предусмотрел авансовые платежи по налогу на прибыль, которые налогоплательщик обязан уплачивать каждый месяц не позднее 28 числа (п. 1 ст. 287 НК РФ).
При ежемесячной отчетности налогоплательщик платит авансовый платеж исходя из фактически полученной налогооблагаемой прибыли (п. 1 ст. 287 НК РФ).
При ежеквартальной отчетности уплата авансовых платежей происходит по более сложной схеме, так как размер налогооблагаемой прибыли определяется только по итогам квартала. В этом случае упрощенно сумма ежемесячного платежа рассчитывается как 1/3 от авансового платежа за предыдущий квартал (п. 2 ст. 286 НК РФ).
Приведем пример. За I квартал налогооблагаемая прибыль организации составила 1,5 млн руб. Налог на прибыль с неё будет равен 300 тыс. руб. (1 500 000 руб. х 20 %). В этом случае не позднее 28 апреля она должна перечислить ежемесячный авансовый платеж в размере 100 тыс. руб. (300 000 руб. х 1/3), 28 мая — 100 тыс. руб. и 28 июня — 100 тыс. руб. Далее на основании декларации за полугодие фактический авансовый платеж за II квартал составил 360 тыс. руб. Следовательно, не позднее 28 июля организация обязана доплатить за II квартал ещё 60 тыс. руб. (360 000 руб. — 300 000 руб.) и перечислять ежемесячный авансовый платеж за этот месяц. Его сумма на III квартал будет рассчитываться уже исходя из 360 тыс. руб. и составит 120 тыс. руб. ежемесячно.
Если же в приведенном примере фактический авансовый платеж за II квартал составит 30 тыс. руб., то у компании образуется переплата в размере 270 тыс. руб. (100 000 руб. х 3 мес. — 30 000 руб.). В этом случае ежемесячный платеж на III квартал составит 10 тыс. руб. (30 000 руб. х 1/3).
Как изменится порядок возмещения НДС
На основании статьи 176 НК РФ если по итогам налогового периода сумма вычетов по НДС превышает общую сумму налога, исчисленную по облагаемым операциям, полученная разница подлежит возмещению, а именно зачету в счет будущих платежей, погашению имеющейся задолженности или возврату на расчетный счет налогоплательщика.
С 1 января 2023 года такая разница будет увеличивать сальдо ЕНС (новый абз. 28 п. 2 ст. 11 НК РФ).
Подробнее: Порядок возмещения НДС с 1 января 2023 меняется
Стоит ли ожидать возврата ЕСН?
Вопрос о передаче страховых взносов под контроль налоговых органов в 2016 году активно обсуждался как одна из мер пополнения бюджета. Именно поэтому вспомнили про ЕСН.
ИФНС, как и при ЕСН, с 2017 года контролирует взносы в ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев) и ФОМС. Основные правила расчета взносов (наличие предела облагаемой базы, ставки, перечень необлагаемых выплат) сохранены.
Налоговые вычеты
Налоговые вычеты не относятся к льготам. По словам юриста Владислава Кима, нет единого мнения относительно правовой природы такой категории, это иной инструмент снижения налогового бремени, предусмотренный исключительно по налогу на доходы физических лиц. Регулирование вопроса о вычетах по НДФЛ сосредоточено в ст. ст. 218 – 222 НК РФ. Согласно этим статьям, можно выделить семь типов вычетов:
Информацию о страховых взносах и физлицах, по доходам которых они исчислены, работодатели представляли до 2023 года в разные инстанции: РСВ отправляли в налоговую инспекцию, персотчетность (СЗВ-М, СЗВ-ТД и др.) — в ПФР, а сведения по взносам «на травматизм» сдавали в ФСС.
С 2023 года эта стройная и привычная система преобразуется, благодаря чему отчетов станет меньше по количеству, они изменят свой вид и содержание.
Детальнее о новом едином отчете в объединенный фонд рассказываем здесь.
На первый взгляд, число отчетов с 2023 года уменьшится в два раза. При этом не факт, что работы у бухгалтеров поубавится и процедура представления отчетности упростится. К примеру, у единой формы сведений, объединяющей с 2023 года 4-ФСС и ряд персотчетов, нет общей отчетной даты — предполагается, что отдельные разделы нужно будет представлять в разные сроки. Как эти особенности повлияют на трудоемкость подготовки отчетности по взносам, покажет время.
КритикаПравить
Это платежи, которых нет в Налоговом кодексе. Их начинают взимать с введением какого-то закона — например, экологические сборы, сборы за утилизацию отходов, за очистку воды и прочее.Их уже набралось больше 50. Правда, некоторые эксперты говорят, что все 70. Не буду спорить. Уже много! А главное, никто не контролирует, нужна ли такая сумма того или иного сбора, кто ее рассчитывает, куда она идет. В то же время эти платежи становятся непосильным бременем для предприятий.Вот мы и предлагаем создать реестр неналоговых платежей, принять закон, который будет базовым с точки зрения подходов к ним.Сергей Катырин
ИсторияПравить
Объектами налогообложения имущественных налогов в данном случае являются:
При этом, имущественные налоги уплачиваются физическими лицами по месту жительства (транспортный налог) или по месту нахождения объекта налогообложения (земельный налог, налог на имущество).
Так, например если квартира или земельный участок находятся на территории г. Санкт-Петербург, а физическое лицо проживает (зарегистрировано) в другом муниципальном образовании, то налог будет исчисляться налоговой инспекцией г. Санкт-Петербурга.
Плательщики ЕСНПравить
Плательщиками единого социального налога в соответствии со статьями 235 и 236 Кодекса признавались организации и индивидуальные предприниматели в случае оформления юридического лица, производившие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам; также налогоплательщиками являлись индивидуальные предприниматели, адвокаты. Если организация не производила указанных выплат, она не являлась плательщиком ЕСН и не была обязана представлять налоговые декларации по ЕСН.
Согласно пункту 3 статьи 243 Кодекса данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражал в расчёте, представлявшемся в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следовавшего за отчётным периодом (I кварталом, I полугодием, 9 месяцами).
Налоговая декларация по налогу представлялась не позднее 30 марта года, следовавшего за истёкшим налоговым периодом (годом). Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждавшим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следовавшего за истёкшим налоговым периодом, представлял в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 7 ст. 243 Кодекса).