С 1 января 2023 года для организации и ИП вводится принципиально новый порядок уплаты налогов и страховых взносов. Рассказываем, как нужно будет платить налоги с будущего года.
- Что меняется в порядке уплаты налогов с 2023 года
- Как с 2023 года заполнять платежки на перечисление ЕНП
- Когда налоги будут считаться неуплаченными
- Единый налоговый платеж
- Бухгалтерия. ру сообщала в новостях
- Единый налоговый платеж и единый налоговый счет
- Совокупная обязанность налогоплательщика
- ФНС рассказывает о преимуществах
- Как инспекция будет распределять средства с ЕНС
- Как открыть ЕНС и пополнять его?
- Какую сумму нужно вносить на ЕНС
- Входящее сальдо на ЕНС по состоянию на 1 января 2023 года
- Как сформируют входящее сальдо по ЕНС на 1 января 2023 и особые случаи
- Возврат переплаты по ЕНП
- Как изменится порядок возмещения НДС
- Как платить страховые взносы после 1 января 2023 года
- Как регистрироваться в Едином фонде после 1 января 2023 года
- Как меняется уплаты взносов после 1 января 2023 года
- Изменения по страховым взносам с 1 января 2023 года
- Что изменят в персонифицированной отчетности с 2023 года?
Что меняется в порядке уплаты налогов с 2023 года
С 2023 года вступают в силу масштабные поправки в НК РФ, полностью меняющие порядок и сроки уплаты в бюджет подавляющего большинства налогов и страховых взносов (Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ). Изменения связаны с введением института единого налогового счета (ЕНС) и единого налогового платежа (ЕНП), применение которых станет обязательным как для организаций и ИП, так и для граждан.
В соответствии с изменениями каждой компании будет открыт свой собственный счет (единый налоговый счет), с которого она будет уплачивать в бюджет все необходимые налоги и страховые взносы. Средства на ЕНС будут перечисляться не в качестве того или иного налога, а именно в виде единого налогового платежа – без конкретизации налоговой обязанности.
Не в качестве единого налогового платежа в бюджет будут вноситься (новая редакция абз. 4 п. 1 ст. 58 НК РФ):
- государственная пошлина, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ,
- НДФЛ, уплачиваемый иностранными гражданами со своих доходов от осуществления трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента.
Кроме того, исключение сделано для самозанятых плательщиков налога на профессиональный доход и плательщиков сборов за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Указанный налог и сборы можно будет уплачивать как с помощью внесения ЕНП, так и отдельными платежками (новая редакция абз. 2 п. 1 ст. 58 НК РФ).
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. С 1 января 2023 года меняется порядок и сроки уплаты в бюджет налогов и страховых взносов.
2. Изменения связаны с введением института единого налогового счета (ЕНС) и единого налогового платежа (ЕНП).
3. Каждой компании будет открыт ЕНС, с которого она будет уплачивать в бюджет все необходимые налоги и страховые взносы.
4. Деньги на ЕНС будут поступать в виде ЕНП – без конкретизации налоговой обязанности.
5. Налоговые органы будут самостоятельно производить зачет поступивших на единый счет сумм ЕНП в счет уплаты налогов.
6. Обязанность по уплате налогов будет считаться исполненной со дня перечисления денежных средств на единый налоговый счет в качестве ЕНП.
7. Применение ЕНС обязательно для организаций, ИП и граждан, но для некоторых налогоплательщиков сделано исключение, и они могут уплачивать свои платежи как с помощью внесения ЕНП, так и отдельными платежками.
Для всех прочих плательщиков вводится безальтернативная уплата налогов и страховых взносов путем перечисления ЕНП на единый налоговый счет. Поступающие на счет денежные средства будут формировать сальдо единого налогового счета. На этом же счету будет учитываться и совокупная налоговая обязанность компании-плательщика в денежном выражении. Налоговики самостоятельно станут производить зачет поступивших на единый счет сумм ЕНП в счет уплаты налогов. Списание денег с ЕНС в указанных целях будет производиться с соблюдением следующей последовательности (новая редакция п. 8 ст. 45 НК РФ):
- погашение налоговой недоимки начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- уплата налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с момента возникновения обязанности по их уплате;
- уплата пеней;
- уплата процентов;
- уплата штрафов.
Если поступивших денег на момент уплаты налогов окажется больше суммы налоговых платежей, подлежащих внесению в бюджет, сальдо будет считаться положительным. Если же общей суммы ЕНП, внесенной на счет, окажется недостаточно для погашения совокупной налоговой обязанности за конкретный период, сальдо ЕНС будет считаться отрицательным. Отрицательное сальдо послужит основанием для взыскания налогов в принудительном порядке, в том числе и через суд.
Чтобы не допустить образования на счете отрицательного сальдо, плательщики должны своевременно вносить на свой счет ЕНП в достаточной сумме. Новая редакция ст. 45 НК РФ, вступающая в силу с 1 января 2023 года, не устанавливает конкретных сроков уплаты ЕНП. ЕНП может уплачиваться в любое время как единым платежом (в счет уплаты всех налогов за год), так и отдельными платежами в течение всего года.
Вместе с тем, это не освобождает компании от соблюдения сроков уплаты конкретных налогов. С 2023 года вводится единый срок уплаты по всем налогам. Таким сроком будет являться 28-е число соответствующего месяца (новая редакция ст. 287 НК РФ). Чтобы не просрочить уплату, компания должна следить за тем, чтобы на ее счете к указанному моменту было достаточно денежных средств для уплаты того или иного налога. При недостаточности средств на ЕНС организации должны перечислить необходимые средства не позднее предельного срока уплаты налога. Порядок перечисления денег в счет уплаты налогов с 2023 года также претерпит существенные изменения.
Как с 2023 года заполнять платежки на перечисление ЕНП
Перечисление денежных средств в качестве ЕНП на единый налоговый счет будет осуществляться компаниями
по правилам, подготовленным Минфином
. Документ устанавливает порядок указания в платежных распоряжениях информации, идентифицирующей плательщика и получателя налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджет, администрируемых ФНС. Новый порядок заполнения платежек вступит в силу через 180 дней после официального опубликования нового приказа Минфина.
Согласно новым правилам, большинство действующих статусов налогоплательщиков, указываемых сейчас в реквизите «101» распоряжений об уплате налогов и страховых взносов, будет упразднено. В частности, отменяется статус «01» (для плательщиков-организаций), «02» (для налоговых агентов) и «13» (для физлиц, ИП, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, и глав КФХ). При перечислении единого налогового платежа в реквизите «Назначение платежа» будет указываться значение ноль («0»).
Для реквизита 101 будут введены следующие коды статусов:
- 32 – плательщик – физлицо при осуществлении перевода денежных средств в уплату иных платежей, администрируемых налоговыми органами, в бюджетную систему РФ (за исключением единого налогового платежа), у которого отсутствует ИНН;
- 33 – налогоплательщик-организация, ИП, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, представивший в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов в виде распоряжения на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ;
- 34 – налогоплательщик–организация, физлицо, ИП, нотариус, адвокат, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, составившие распоряжения о переводе денежных средств при перечислении единого налогового платежа, а также при перечислении иных платежей, администрируемых налоговыми органами;
- 35 ‒ таможенный орган (в рамках бесспорного взыскания).
При перечислении единого налогового платежа в реквизите «104» нужно будет указывать КБК, предназначенный для единого налогового платежа. В реквизитах «106» – «109» нужно будет указывать значение ноль «0». В реквизите «Получатель» также указывается значение ноль («0»).
При перечислении иных платежей, администрируемых налоговыми органами (за исключением единого налогового платежа) в реквизите «104» по новым правилам нужно будет указывать КБК иного платежа. В реквизитах «106» – «109» также указывается значение ноль «0», а в реквизите «Получатель» — сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках сокращенное наименование администратора доходов бюджета.
Некоторые ошибки и неточности в платежных распоряжениях могут повлечь признание перечисленного налога неуплаченным.
Когда налоги будут считаться неуплаченными
По новым правилам обязанность по уплате налогов будет считаться исполненной со дня перечисления денежных средств на единый налоговый счет в качестве ЕНП. В то же самое время налоговая обязанность не сможет считаться исполненной в одном из следующих случаев (новая редакция п. 13 ст. 45 НК РФ):
- при отзыве налогоплательщиком неисполненного поручения на перечисление денежных средств на единый налоговый счет (при одновременном отсутствии на счете достаточной денежной суммы);
- возврата физлицу местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи либо МФЦ наличных денежных средств, принятых для их перечисления в счет уплаты налога;
- неправильного указания в платежном поручении номера счета Федерального казначейства;
- неправильного указания в платежном поручении наименования банка получателя.
Кроме того, налог посчитают неуплаченным, если на день предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые исполняются в первоочередном порядке. То есть если в результате перечисления ЕНП на едином счете не окажется достаточного остатка для удовлетворения всех требований, налоговая обязанность за плательщиком сохранится.
Единый налоговый платеж с 1 января 2023 года он становится обязательным для всех компаний. Новый способ расчета с государством коснется практически всех налогов. Но, самые кардинальные изменения произойдут в порядке уплаты страховых взносов, персонифицированной отчетности, сроках уплаты налогов, сдачи деклараций и расчетов.
Поправки в НК РФ, согласно которым единый налоговый платеж становится обязательной нормой для всех, внесены в НК РФ Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ.
Порядок уплаты налогов, сборов, взносов и новые сроки сдачи отчетности, изменены в НК РФ на основании Федерального закона от 14.07.2022 г. № 239-ФЗ.
Предлагаем вам подборку материалов, которые помогут постепенно, в рабочем режиме подготовится к изменениям.
Все эти изменения найдут отражение в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера» в декабре 2022 года, как раз к новому году, чтобы, с одной стороны, у вас было время изучить все нововведения, в другой стороны, вы не запутались в новых и старых правилах.
Единый налоговый платеж
Новый способ расчета с государством вводится с 1 января 2023 года и затрагивает все налоги, кроме НДФЛ для иностранцев, налога на самозанятых, госпошлин и сборов за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов.
Бухгалтерия. ру сообщала в новостях
Решено: переход на единый налоговый счет с 2023 года обязателен для всех
В. Путин подписал закон о Едином налоговом счете
Все налоги и взносы будут перечисляться одним платежом. Схема работы на ЕНС следующая:
- Компания или ИП вносит единый платеж и не указывает никакой уточняющей информации.
- Сумма поступает на счет Федерального казначейства.
- Налоговая распределяет средства по назначению, исходя из имеющихся данных и информации, которую предоставит сам плательщик.
Единый налоговый платеж и единый налоговый счет
У каждого налогоплательщика будет свой спецсчет в Федеральном казначействе, открытый ФНС. Он называется единый налоговый счет (ЕНС).
Все налоги (за редким исключением), авансовые платежи по налогам и страховым взносам нужно платить путем внесения денежных средств на счет единым налоговым платежом (ЕНП).
Независимо от того, какой режим налогообложения применяет организация или ИП, единым налоговым платежом можно будет оплатить:
- все налоги и сборы, в том числе НДФЛ за работников;
- авансовые платежи по налогам;
- страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское страхование и на случай временной нетрудоспособности и материнства;
- пени, штрафы и проценты, начисленные ИФНС.
За счет единым налогового платежа нельзя оплачивать:
- госпошлину;
- налог на профессиональный доход;
- сборы за пользование объектами животного мира.
Совокупная обязанность налогоплательщика
Денежная сумма, которую в целом организация или ИП должна уплатить в госбюджет, составляет совокупную обязанность налогоплательщика. Сведения о сумме обязательств будут отражаться на ЕНС на основании деклараций, расчетов и уведомлений компании об исчисленных суммах.
Уведомления нужно будет направлять по тем платежам, по которым отчетность не представляется, например, авансовым платежам по УСН, или при досрочном перечислении средств единого платежа.
Совокупная обязанность формируется на основании (пп. «а» п. 1, п. 2 ст. 1 Закона № 263-ФЗ):
- налоговых деклараций (в т. ч. уточненных);
- уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей, страховых взносов, представленных в налоговую;
- налоговых уведомлений; сообщений об исчисленных ИФНС суммах налогов; решений налоговой (в т. ч. отсрочке, рассрочке по уплате налогов, сборов, взносов, о привлечении к ответственности);
- судебного акта или решения УФНС;
- исполнительных документов;
- расчетов суммы налога на АУСН или НПД;
- сведений о выданных разрешениях на добычу объектов животного мира, водных биологических ресурсов;
- решения о признании задолженности безнадежной;
- уведомлений о постановке на учет плательщика торгового сбора;
- иных документов, предусматривающих возникновение, изменение, прекращение обязанности по уплате налогов, сборов, с взносов, пеней, штрафов и (или) процентов.
ФНС рассказывает о преимуществах
36 вопросов и ответов от ФНС о едином налоговом счете
Единый налоговый счет. Ответы на популярные вопросы
Как инспекция будет распределять средства с ЕНС
ИФНС самостоятельно станет засчитывать единый налоговый платеж в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате налогов.
Это будет происходить в определенной последовательности:
- в первую очередь недоимки,
- во вторую – предстоящие платежи по налогам и взносам,
- в третью – пени,
- в четвертую – проценты, в пятую – штрафы (п. 6 ст. 45.2 НК РФ).
Федеральная налоговая служба разработала форму уведомления рассчитанных суммах налогов, сборов и взносов для бизнеса, применяющего ЕНП.
Как открыть ЕНС и пополнять его?
ФНС сама откроет каждому налогоплательщику единый налоговый счет (ЕНС) (п. 4 ст. 11.3 НК РФ). На этот счет компании или ИП могут поступать денежные средства:
- перечисленные в добровольном порядке самой компаний или ИП;
- образовавшиеся в результате уточнения платежа;
- в порядке возмещения или налогового вычета (то есть при возмещении НДС и акцизов баланс единого налогового счета будут пополнять);
- по зачету сумм в счет исполнения обязанности другого лица (на день принятия инспекцией соответствующего решения).
Данные о состоянии ЕНС будут доступны бухгалтеру в онлайн режиме:
- в личном кабинете налогоплательщика,
- через ТКС,
- в учетной системе налогоплательщика (ERP — система) по API.
Какую сумму нужно вносить на ЕНС
Сумма ЕНП равна общей сумме обязанностей по уплате налогов, сборов и страховых взносов. То есть, это сумма всех налогов и страховых взносов, которые платит компания или ИП. Платить больше или авансом не нужно.
Входящее сальдо на ЕНС по состоянию на 1 января 2023 года
По состоянию на 1 января 2023 года на нем должно быть отражено входящее сальдо. Входящее сальдо на ЕНС будет равно разнице между излишне перечисленными средствами и неисполненной «налоговой» обязанностью.
Как сформируют входящее сальдо по ЕНС на 1 января 2023 и особые случаи
Организациям и ИП дано право перечислять денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления срока уплаты по налогу, т. е. до представления декларации или расчета.
В случае досрочной уплаты нужно подать в ИФНС уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов.
Возврат переплаты по ЕНП
Неиспользованную сумму на ЕНП можно вернуть до срока уплаты налогов, куда она могла быть направлена.
Утвердили форму заявления на возврат единого налогового платежа
Сумму единого налогового платежа, которая осталась после уплаты всех налоговых долгов, можно вернуть на расчетный счет по заявлению налогоплательщика (п. 8 ст. 45.2 НК РФ).
Как изменится порядок возмещения НДС
На основании статьи 176 НК РФ если по итогам налогового периода сумма вычетов по НДС превышает общую сумму налога, исчисленную по облагаемым операциям, полученная разница подлежит возмещению, а именно зачету в счет будущих платежей, погашению имеющейся задолженности или возврату на расчетный счет налогоплательщика.
С 1 января 2023 года такая разница будет увеличивать сальдо ЕНС (новый абз. 28 п. 2 ст. 11 НК РФ).
Подробнее: Порядок возмещения НДС с 1 января 2023 меняется
Как платить страховые взносы после 1 января 2023 года
Параллельном с введением ЕНС заработает Единый социальный фонд (ЕСФ), созданный после объединения ПФР и ФСС. Это влечет за собой серьезные изменения по плате страховых взносов.
Как регистрироваться в Едином фонде после 1 января 2023 года
С 1 января 2023 года в России заработает единый Фонд пенсионного и социального страхования, созданный в результате объединения ПФР и ФСС.
Как меняется уплаты взносов после 1 января 2023 года
Три главных новшество по уплате страховых взносов в 2023 году:
- Вводится Единая предельная база для исчисления страховых взносов.
- Вводится Единый тариф страховых взносов с 1 января 2023 года.
- Вводятся новые льготные тарифы и сохраняются пониженные для отдельных категорий компаний и сфер деятельности.
- Страховые взносы нужно считать и платить в виде единой суммы. Казначейство само будет распределять сумму по видам страхования.
- Меняется срок уплаты взносов – не позднее 28-го числа следующего календарного месяца.
Изменения по страховым взносам с 1 января 2023 года
Вводят новую отчетность – персонифицированные сведения о физлицах, включающие персональные данные физических лиц и сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в их пользу за предшествующий календарный месяц. Эти сведения заменят нынешнюю форму СЗВ-М.
Что изменят в персонифицированной отчетности с 2023 года?
Поправки, которые утверждены Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ и Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ, меняют почти все сроки сдачи отчетности и уплаты налогов, взносов.
С 1 января 2023 года почти для всех налогов, взносов и сборов установлен единый день уплаты и единый день сдачи отчетности. Применятся будет общее для всех налогов правило: сначала сдается отчетность, потом платится налог:
- Сдача отчетности — до 25-го числа.
- Уплата налогов — до 28-го числа месяца.
Сроки уплаты налогов и сдачи отчетности в 2023 году: что изменили в НК РФ
Федеральный закон от 14.07.2022 г. № 239-ФЗ,
Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их несовершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.
До введения единого социального налога был не совсем ясен статус отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Формально не являясь налогами, поскольку не входили в установленную Законом «Об основах налоговой системы Российской Федерации» налоговую систему России, они по своему экономическому содержанию для налогоплательщиков были все-таки одной их форм налогов. При этом, учитывая высокие ставки этих взносов, они были одним из определяющих моментов сокрытия работодателями истинных размеров выплачиваемой работникам заработной платы и существования тем самым скрытых форм оплаты труда.
После принятия части второй Налогового кодекса РФ и Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” с 1 января 2001 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.
Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН).
Принципиальное значение имеет также и то обстоятельство, что с введением единого социального налога для всех налогоплательщиков — работодателей, был установлен единый порядок исчисления налоговой базы по платежам в социальные фонды, что, несомненно, облегчило исчисление налога не только чисто технически, но и с позиций предотвращения ошибок в расчетах.
Единый социальный налог являлся одним из наиболее значимых как в формировании доходов государства, так и для финансового положения налогоплательщиков.
Я посчитала данную тему наиболее интересной из предложенных тем для рассмотрения. С 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него нынешние плательщики налога уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации, согласно Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ), который был опубликован 28.07.2009 в «Российской газете» № 137. Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года не изменены, а с 1 января 2011 года будут увеличены ставки отчислений в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования (об этом будет сказано ниже).
В своей контрольной работе я рассмотрю единый социальный налог до 2010 года и реформу 2010-2011 годов.
Единый социальный налог (ЕСН) — федеральный налог в Российской Федерации, зачисляемый в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд Российской Федерации (далее- ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее — ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее- ТОМС) — и предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Налоговый кодекс Российской Федерации определял налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую базу, суммы, не подлежащие налогообложению, налоговые льготы, ставки, налоговый и отчетный периоды, и т.д.
Налогоплательщики единого социального налога подразделялись на две категории. Первая категории – это работодатели. Они уплачивали налог за тех работников, труд которых использовали в процессе своей деятельности. К ним относились организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица, выступающие в качестве работодателей. Вторая категория – это индивидуальные предприниматели; адвокаты, вне связи с их деятельностью в качестве работодателей; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; главы крестьянских фермерских хозяйств. Здесь глава крестьянского (фермерского) хозяйства мог выступать как индивидуальный предприниматель, а крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо. При этом глава крестьянского (фермерского) хозяйства и крестьянское (фермерское) хозяйство могли выступать в качестве работодателя, следовательно, являться плательщиками налога, как со своего дохода, так и с выплат и вознаграждений, начисленных наемным работникам.
Если налогоплательщик одновременно относился к нескольким категориям, то он признавался отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.
Если организация или индивидуальный предприниматель были переведены на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, но одновременно осуществляли и иные виды деятельности, то они уплачивали единый социальный налог (взнос) с выплат, производимых в пользу наемных работников по всем основаниям за выполнение работ по видам деятельности, не переведенным на уплату единого социального налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а индивидуальные предприниматели – от доходов, полученных от таких видов деятельности.
В 2001 году объектами налогообложения являлись безвозмездные выплаты, как в денежной, так и в натуральной форме, (премии, стипендии, стоимость наград или призов и т.п.), осуществляемые налогоплательщиками – работодателями в пользу физических лиц, не связанных с ним трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, либо авторским или лицензионным договором, если только эти выплаты не были произведены за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций (налога на прибыль), или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.
В 2002 году порядок исчисления единого социального налога изменился, в связи с пенсионной реформой были внесены значительные изменения в главу 24 Налогового кодекса. В частности, введен налоговый вычет, который в обязательном порядке налогоплательщик уплачивал в пенсионный фонд, а так же уточнен состав налогоплательщиков, внесены поправки в объект налогообложения, уточнены некоторые важные моменты формирования налоговой базы по единому социальному налогу.
В связи с этим, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам (вне зависимости от формы, в которой они производятся), не признавались объектом обложения ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций (индивидуальных предпринимателей) такие выплаты не были отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (налогу на доходы физических лиц) в текущем отчетном (налоговом) периоде. По сравнению с порядком, действовавшем в этом отношении до 01 января 2002 года, данная норма позволяла легче идентифицировать, какие именно выплаты (вознаграждения) не подлежат обложению ЕСН.
К объектам налогообложения относились, в том числе, выплаты, осуществляемые физическим лицом в отношении наемных работников, труд которых используется в личном (домашнем) хозяйстве в качестве домашних работниц, личных секретарей, шоферов, сторожей, нянь и др.
Объектом налогообложения для главы крестьянского (фермерского) хозяйства и крестьянского (фермерского) хозяйства – работодателей являлись выплаты и вознаграждения, производимые в пользу наемных работников.
Объектом налогообложения для крестьянского (фермерского) хозяйства являлся доход главы крестьянского (фермерского) хозяйства, включая доход членов данного хозяйства.
Итак, с 1 января 2001 года взносы во внебюджетные фонды прекращают свое самостоятельное существование, но в рамках единого социального налога сохраняется их достаточная обособленность.
Как уже говорилось ранее, плательщиками единого социального налога в соответствии со ст. 235, 236 Налогового кодекса признавались организации, производящие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Поэтому, если организация не производила указанных выплат, она не являлась плательщиком ЕСН и, соответственно, не обязана была представлять налоговые декларации по ЕСН.
Согласно п. 3 ст. 243 Налогового кодекса данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражал в расчёте, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом (I кварталом, I полугодием, 9 месяцами). Налоговая декларация по налогу представлялась не позднее 30 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом (годом). Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истёкшим налоговым периодом, представлял в территориальный орган ПФР (п. 7 ст. 243 Налогового Кодекса РФ).
Для исчисления единого социального налога и взноса на обязательное пенсионное страхование объектом налогообложения для работодателей являлись:
· выплаты по трудовым договорам;
· вознаграждения в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам;
От уплаты налога освобождались:
1. большинство установленных законодательством пособий и компенсаций, не облагаемых налогом на доходы физических лиц;
2. компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении;
3. страховые взносы организации за своих работников по договорам: добровольного медицинского страхования, заключенным на срок не менее года;
4. по договорам добровольного личного страхования на случай трудового увечья или наступления смерти застрахованного работника;
5. другие доходы.
Также не облагались налогом любые выплаты, которые фирма не относит к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Единым социальным налогом не облагались доходы сотрудников, которые являются инвалидами I, II и III группы. Чтобы не платить налог с доходов инвалидов, в налоговую инспекцию необходимо было представить список инвалидов с номерами и датами выдачи справок, подтверждающих факт инвалидности.
Ставки налогов и их распределение определялись статьей 241 Налогового Кодекса РФ.
Ставка налога рассчитывалась, исходя из зарплаты сотрудника, при этом действовала регрессивная шкала: чем больше зарплата, тем меньше налог.
Обычный размер ставки — для наемного работника, имеющего годовой доход менее 280 тыс. руб. — составлял 26 %. Типичный пример распределения этих денег для такого работника выглядит так:
· ПФР— 20 %
Итого: 26 %
Все указанные проценты относились к заработной плате до вычитания из нее подоходного налога.
При расчете ЕСН надо помнить о регрессе: чем выше база для начисления налога (она рассчитывалась для каждого сотрудника нарастающим итогом с января каждого года), тем ниже ставки отчислений. Вот существовавшая сетка ставок для каждого предела:
- Новости и аналитика
- Новости
29 августа 2022
С 1 января 2023 года вступает в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», вводящий институт единого налогового счета (и единого налогового платежа) для всех налогоплательщиков (см. также новость от 15 июля 2022 года). В ст. 4 Закона установлены правила перехода на ЕНП:
- Сальдо ЕНС организации или физлица налоговые органы сформируют 1 января 2023 года в порядке, аналогичном установленному ст. 11.3 Налогового кодекса, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах: Сальдо ЕНС на 1 января 2023 года представляет собой разницу между излишне перечисленными денежными средствами и суммами неисполненных обязанностей с учетом особенностей, установленных ч. 5 и ч. 6 ст. 4 Закона.
- В случае представления после 1 января 2023 года налоговых деклараций (расчетов) (в том числе уточненных) по налогам, сборам, страховым взносам, срок уплаты которых истек до 31 декабря 2022 года, указанные в них суммы учитываются при формировании сальдо ЕНС вместе с суммой пеней с учетом особенностей, установленных ч. 7 ст. 4 Закона.
- После 1 января 2023 года налоговые органы не будут рассматривать заявления о возврате переплаты, ее зачете и об отсрочке (рассрочке), если документы подали ранее, но инспекция не вынесла решение до 31 декабря 2022 года включительно (ч. 8 ст. 4 Закона).
- Направленные (вынесенные) после 1 января 2023 года требование об уплате задолженности, решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах, приостановление операций по счетам прекращают действие аналогичных требований и решений, направленных (вынесенных) до 31 декабря 2022 года. Налоговые органы должны их отозвать. Постановления о взыскании налога за счет имущества, направленные до 31 декабря 2022 года судебному приставу-исполнителю, подлежат исполнению в порядке, предусмотренном НК РФ в редакции до 31 декабря 2022 года. При этом перечисление денежных средств в счет исполнения требований, содержащихся в таких постановлениях, осуществляется в качестве ЕНП, как и исполнение после 1 января 2023 года требований, содержащихся в исполнительных документах, полученных налоговыми органами по заявлениям, направленным до 31 декабря 2022 года в суд общей юрисдикции (ч. 9 ст. 4 Закона).
- Денежные средства, поступившие после 1 января 2023 года в счет погашения налоговой недоимки, учитываются в качестве ЕНП.
- В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы РФ, срок уплаты и иные реквизиты (ч. 12 ст. 4 Закона). Денежные средства, поступившие по распоряжениям на перевод денежных средств, учитываются в качестве ЕНП. Правом на представление в течение 2023 года уведомлений в виде распоряжений на перевод денежных средств можно воспользоваться при условии, что ранее указанные уведомления в налоговые органы не представлялись.
2023,
бухучет и отчетность,
ЕНС,
ИП,
исполнительное производство,
исполнительный лист,
налоги, сборы, взносы,
физлица,
юрлица,
ФНС России
Документы по теме:
Единый налоговый счет: основные преимущества и принцип работы
В настоящее время в Госдуме на рассмотрении находится законопроект, предусматривающий введение с 1 января 2023 года института Единого налогового счета, который позволит сократить количество налоговых платежей и минимизировать ошибки при направлении средств в бюджет.