Сводка единого социального налога и сводка единого социального налога Замена его страховыми взносами

Сводка единого социального налога и сводка единого социального налога Замена его страховыми взносами ЕНП

Сводка единого социального налога и сводка единого социального налога Замена его страховыми взносами

Бухгалтер проводит расчеты: Freepik

Государство обеспечивает функционирование социальной сферы, управленческого аппарата, обороны страны, которые не приносят доходов. Средства на их содержание аккумулирует налоговая система, а социальный налог — один из видов налогообложения в стране. Кто платит социальный налог и каковы его размеры в 2023 году?

Введение

Одно из направлений
мобилизации
средств, предназначенных
для финансирования
мероприятий
по государственному
социальному
страхованию,
связано с
совершенствованием
работы по учету
и контролю за
поступлением
страховых
взносов в
государственные
социальные
внебюджетные
фонды.

Идея
введения единого
социального
налога, т.е.
объединения
всех страховых
взносов, возникла
еще в 1998 г., когда
Госналогслужба
России (ныне —
Министерство
по налогам и
сборам РФ)
предложила
при сохранении
механизма сбора
страховых
взносов в социальные
внебюджетные
фонды установить
для них единую
унифицированную
налогооблагаемую
базу и передать
функции учета
и контроля
одному ведомству.
Однако тогда
эти предложения
из-за их не
совершенства
оказались
невостребованными,
и вопрос остался
открытым.

Теперь же
после принятия
части второй
Налогового
кодекса РФ
и Федерального
закона от 5 августа
2000 г. № 118-ФЗ “О введении
в действие
части второй
Налогового
кодекса Российской
Федерации и
внесении изменений
в некоторые
законодательные
акты Российской
Федерации о
налогах” с
1 января 2001 года
вступил в силу
новый порядок
исчисления
и уплаты взносов
в государственные
социальные
внебюджетные
фонды.

Главой 24 части
второй Налогового
кодекса РФ был
введен единый
социальный
налог (ЕСН).

В составе
ЕСН консолидированы
взносы в Пенсионный
фонд, Фонд
социального
страхования
и фонды обязательного
медицинского
страхования
 — с целью мобилизации
средств для
реализации
права граждан
на государственное
пенсионное
и социальное
обеспечение
и медицинскую
помощь.

Отдельный
порядок установлен
для взносов
на обязательное
социальное
страхование
от несчастных
случаев на
производстве
и профессиональных
заболеваний.
Подобное исключение
обусловлено
тем, что ставки
взносов на
обязательное
социальное
страхование
от несчастных
случаев на
производстве
и профессиональных
заболеваний
дифференцированы
в зависимости
от категорий
профессионального
риска, к которым
относится сфера
деятельности
плательщика
(Закон РФ «Об
обязательном
социальном
страховании
от несчастных
случаев на
производстве
и профессиональных
заболеваний»
от 24 июля 1998 г. №
125-ФЗ). Таким образом,
включение
данных взносов
в состав ЕСН
не позволило
бы установить
единую для всех
предприятий,
не зависимо
от сферы деятельности,
шкалу ставок
и расчет налога
был бы значительно
усложнен.

Контроль
за правильностью
исчисления,
полнотой и
своевременностью
внесения в
фонды взносов,
уплачиваемых
в составе ЕСН,
согласно ст. 9
Федерального
закона № 118
осуществляется
налоговыми
органами Российской
Федерации. Они
же должны
осуществлять
и взыскание
сумм недоимки,
пени и штрафов
по платежам
во внебюджетные
фонды, образовавшиеся
по состоянию
на 1 января 2001 года
(за исключением
взносов на
обязательное
страхование
от несчастных
случаев).

Порядок
расходования
средств, уплачиваемых
(зачисляемых)
в фонды, а также
иные условия,
связанные с
использование
этих средств,
устанавливаются
законодательством РФ
об обязательном
социальном
страховании.

Часть вторая
Налогового
кодекса РФ
применяется
к правоотношениям,
регулируемым
законодательством
о налогах и
сборах, возникшим
после введения
ее в действие.
По правоотношениям,
возникшим до
введения ее
в действие,
часть вторая
НК РФ применяется
к тем правам
и обязанностям,
которые возникнут
после введения
ее в действие.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:С 01.01.2023 налоги и взносы будут перечисляться единым налоговым платежом (ЕНП) на единый налоговый счет в Федеральном казначействе. Таким образом, у каждого налогоплательщика будет свой единый налоговый счет.По нашему мнению, с 01.01.2023 в план счетов организации следует добавить новый счет Единый налоговый счет. При этом налоги и страховые взносы, как и ранее, следует начислять на соответствующих учетных счетах раздельно (в разрезе субсчетов).К сожалению, на данный момент официальных разъяснений и рекомендаций по интересующим вопросам (порядку переноса сальдо со счетов 68, 69 на 31.12.2022 и порядку отражения с 01.01.2023 налогов и страховых взносов на бухгалтерских счетах) нет.

Обоснование позиции:Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ (далее — Закон N 263-ФЗ) вводит институт Единого налогового счета (далее — ЕНС), в рамках которого для каждого налогоплательщика консолидируются в единое сальдо расчетов с бюджетом все подлежащие уплате и уплаченные с использованием единого налогового платежа (ЕНП) налоги, сборы и страховые взносы. Закон N 263-ФЗ вступает в силу 01.01.2023. В НК РФ появится ст. 11.3 НК РФ Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет.Механизм единого налогового платежа позволит уплачивать обязательные платежи на один счет бюджетной системы без уточнения вида платежа, срока его уплаты, принадлежности к бюджету бюджетной системы РФ. Распределением денежных средств в счет уплаты причитающихся налоговых платежей организаций и предпринимателей будет заниматься налоговый орган.Таким образом, если раньше налоговые органы вели раздельный учет платежей и начислений в разрезе налогов и сборов, то с 2023 г. для оптимизации и упрощения процессов это будет единый учет одновременно по всем платежам и начислениям.Первое, на что стоит обратить внимание, — это сальдо единого налогового счета: разница между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и суммой совокупной обязанности налогоплательщика.Если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше суммы совокупной обязанности, то формируется положительное сальдо единого налогового счета, если она меньше — отрицательное. Когда суммы равны, формируется нулевое сальдо — иными словами, это отсутствие недоимки и переплаты.Специалисты отмечают, что начисленные на едином налоговом счете суммы налоговый орган будет «обнулять» суммами, перечисленными налогоплательщиком и (или) признаваемыми в качестве единого налогового платежа. Если налогоплательщик не сможет своевременно перечислить единый налоговый платеж и на едином налоговом счете не будет «общей переплаты», налоговый орган будет начислять пени в соответствии со ст. 75 НК РФ (Платежи по-новому: чего ожидать от введения единого налогового платежа и единого налогового счета (А. Князев, журнал «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», N 3, март 2022 г.)).В информации Федеральной налоговой службы от 14 июля 2022 года пояснено, что ЕНС позволит значительно упростить уплату налогов и взносов для бизнеса: всего один платеж в месяц 28 числа и только два реквизита в платежке. Одно сальдо расчетов с бюджетом — не нужно будет подавать заявления об уточнениях и зачетах между КБК и ОКТМО. Один день на возврат — положительное сальдо ЕНС будет признаваться деньгами налогоплательщика и возвращаться по его заявлению.С 01.01.2023 ПФР и ФСС России прекратят свое существование и вместо этих структур появится единый Фонд пенсионного и социального страхования РФ (далее — Фонд). Правовое положение нового Фонда, принципы его деятельности, функции, полномочия и многие другие вопросы, связанные с деятельностью Фонда, определяет Федеральный закон от 14.07.2022 N 236-ФЗ.С 01.01.2023 вводится единый тариф, объединяющий страховые взносы, исчисление и уплата которых осуществляется в соответствии с НК РФ:- на обязательное пенсионное страхование (ОПС);- на обязательное медицинское страхование (ОМС);- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) (подп. «б» п. 10 Федерального закона от 14.07.2022 N 239-ФЗ).Страховые взносы от НСиПЗ в эту компанию не попали. Начислять и уплачивать эти взносы по-прежнему надо отдельно в соответствии с действующим Законом N 125-ФЗ (смотрите Объединение ПФР и ФСС. Что год грядущий нам готовит? (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, июль 2022 г.)).Таким образом, начиная с 2023 года страховые взносы (на ОПС, ОСС по ВНиМ, ОМС) будут исчисляться единой суммой, а значит, для их уплаты потребуется сформировать всего лишь одно платежное поручение вместо 3-х.К сожалению, на данный момент официальных разъяснений и рекомендаций по интересующим вопросам (порядку переноса сальдо со счетов 68, 69 на 31.12.2022 и порядку отражения с 01.01.2023 налогов и страховых взносов на бухгалтерских счетах) нет.По нашему мнению, с 01.01.2023 в план счетов организации следует добавить новый счет Единый налоговый счет.На 01.01.2023 необходимо провести сверку расчетов с ФНС и перенести по конкретным налогам и взносам переплату и недоимку, пени и штрафы на новый счет Единый налоговый счет. Далее все взаиморасчеты с ФНС по налогам и страховым взносам следует отражать на счете Единый налоговый счет.При этом налоги и страховые взносы, как и ранее, следует начислять на соответствующих учетных счетах раздельно (в разрезе субсчетов).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:- Новый способ уплаты налогов усложнит работу компаний? (журнал «Практическая бухгалтерия», N 5, май 2022 г.);- Единый налоговый платеж: приняты новые документы (Н.А. Петрова, журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», N 7, июль 2022 г.);- Объединение ПФР и ФСС: изменения в сфере страховых взносов (С. Новикова, журнал «Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 8, август 2022 г.).

Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТТимашевская Елена

Контроль качества ответа:Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТаудитор, член ассоциации «Содружество» Мельникова Елена

6 сентября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Теперь
же после принятия
части второй
Налогового
кодекса РФ
и Федерального
закона от 5 августа
2000 г. № 118-ФЗ с 1 января
2001 года вступил
в силу новый
порядок исчисления
и уплаты взносов
в государственные
социальные
внебюджетные
фонды.

Главой
24 части второй
Налогового
кодекса РФ был
введен единый
социальный
налог (ЕСН).

В
составе ЕСН
консолидированы
взносы в Пенсионный
фонд, Фонд
социального
страхования
и фонды обязательного
медицинского
страхования
 — с целью мобилизации
средств для
реализации
права граждан
на государственное
пенсионное
и социальное
обеспечение
и медицинскую
помощь.

Отдельный
порядок установлен
для взносов
на обязательное
социальное
страхование
от несчастных
случаев на
производстве
и профессиональных
заболеваний.
Подобное исключение
обусловлено
тем, что ставки
взносов на
обязательное
социальное
страхование
от несчастных
случаев на
производстве
и профессиональных
заболеваний
дифференцированы
в зависимости
от категорий
профессионального
риска, к которым
относится сфера
деятельности
плательщика.
Контроль за
правильностью
исчисления,
полнотой и
своевременностью
внесения в
фонды взносов,
уплачиваемых
в составе ЕСН,
согласно ст. 9
Федерального
закона № 118
осуществляется
налоговыми
органами Российской
Федерации. Они
же должны
осуществлять
и взыскание
сумм недоимки,
пени и штрафов
по платежам
во внебюджетные
фонды, образовавшиеся
по состоянию
на 1 января 2001 года
(за исключением
взносов на
обязательное
страхование
от несчастных
случаев).

В
первой главе
своей курсовой
работы я рассмотрел
эволюцию развития
ЕСН, а также
основные элементы
налога, такие
как: плательщики
данного налога:
существует
две основные
категории:
работодатели
и так называемые
самозанятые
граждане
(индивидуальные
предприниматели,
адвокаты,
крестьянские
хозяйства, а
также родовые,
семейные общины
малочисленных
народов Севера,
занимающиеся
традиционными
отраслями
хозяйствования).
Если налогоплательщик
относится сразу
к двум категориям,
то он уплачивает
налог по двум
основаниям.
Например,
индивидуальный
предприниматель,
использующий
труд наемных
работников,
платит ЕСН как
с полученных
доходов от
предпринимательской
деятельности
за вычетом
связанных с
ними расходов,
так и с начисленных
выплат в пользу
работников;
объект налогообложения:
это — выплаты
в пользу работников,
доходы от предприн-ой
и иной деятельности,
а также введен
новый объект
налогообложения
— безвозмездные
выплаты тем
физическим
лицам, которые
не являются
работниками
налогоплательщика;
необлагаемые
выплаты:
одним из наиболее
важных новшеств
является применение
по отдельным
видам доходов
необлагаемого
минимума,
представлен
перечень сумм
не подлежащих
налогообложению
ЕСН в ст.237-238 НК
РФ, например
в п.1 ст. 237: если
сумма не превышает
1000 рублей в расчете
на календарный
месяц, то она
не облагается
налогом в случаях
когда: а) выплаты
в виде материальной
помощи, б) иные
безвозмездные
выплаты, в) выплаты
в натуральной
форме производимые
с/х продукцией
и (или) товарами
для детей; ставки
единого социального
налога: На
необходимость
введения для
страховых
взносов во
внебюджетные
фонды обратно
пропорциональной
(или регрессивной)
шкалы ставки
были указаны
КС РФ в Постановлении
от 23.12.99 г. №18-П, но
они были указаны
только в отношении
самозанятых
граждан, поэтому
законодатель
ввел в ст. 241
регрессионную
шкалу для всех
налогоплательщиков;
льготы;порядок
исчисления
и уплаты налога:
Введение
регрессивной
шкалы вызвало
необходимость
установить
для ЕСН иной
порядок определения
налоговой базы,
нежели тот, что
был предусмотрен
для взносов,
поэтому налоговая
база ЕСН определяется
отдельно по
каждому работнику,
налоговым
периодом по
ЕСН является
год (ст.240 НК РФ),
но налогоплательщики-работодатели
обязаны ежемесячно
исчислять и
уплачивать
авансовые
взносы, поэтому
налоговая база
по каждому
работнику
определяется
с начала налогового
периода по
истечении
каждого месяца
нарастающим
итогом, учет
и отчетность:
с введением
ЕСН введены
и новые формы
отчетности,
декларация
по ЕСН подается
в налоговый
орган один раз
в год вместе
с балансом. В
соответствии
с п.2 ст.80 НК РФ
декларация
может быть
направлена
по почте.

Про налоги:  Подавайте как профессионал: ключевые документы, необходимые для успеха

Во
второй главе
я сравнил поступление
взносов в
государственные
внебюджетные
фонды в 2000 и 2001 гг.
В результате
я пришел к выводу,
что темп роста
поступлений
единого социального
налога и сумм
в счет погашения
задолженности
предыдущих
лет по взносам
в 2001 году по сравнению
с поступлениями
страховых
взносов в
государственные
социальные
внебюджетные
фонды в 2000 году
составил 112,4
процента. Также
во второй главе
я затронул
проблемы взимания
единого социального
налога, основной
проблемой
является огромные
задолженности
по ранее начисленным
платежам в
государственные
внебюджетные
фонды, которую
решить только
силами налоговых
органов в короткий
промежуток
времени не
возможно.

В
третьей главе
я рассмотрел
перспективы
развития ЕСН,
где отметил
какие органы
осуществляют
контроль за
поступлениями
ЕСН. Также описал,
каким образом
взимается ЕСН
в странах Европы,
Ближнего Востока
и США. И высказал
свои пути решения
тех проблем,
которые сейчас
возникли при
взимании ЕСН.

В
целом изменения
и дополнения,
внесенные в
гл.24 НК РФ Законом
N 198-ФЗ, направлены
на облегчение
налогового
бремени налогоплательщика
с предоставлением
ему возможностей
для развития
его производственной
базы.Так, значительно
снижена налоговая
нагрузка в
отношении
благотворительных
и подобного
рода организаций.

Значительные
изменения
претерпели
нормы, касающиеся
вопросов применения
ставок налогообложения.
Длительное
время при взимании
страховых
взносов в
государственные
внебюджетные
социальные
фонды сохранялся
высокий уровень
процентных
отчислений.
С целью устранения
тенденций
сокрытия реально
получаемых
работниками
доходов и увеличения
объемов выплат
неучтенными
наличными
средствами
или их переведения
в доходы, не
подлежащие
налогообложению
(например, с
использованием
страховых и
банковских
схем), при определении
ставок ЕСН в
основу был
положен регрессивный
подход. В 2001 г.
организация
имела право
применять
регрессивные
ставки налогообложения
при условии
выплаты достаточно
высокой средней
заработной
платы работникам
организации
в предыдущем
году и ее сохранении
на минимально
допустимом
уровне в текущем.
Теперь же
предусмотрено
упрощение этих
условий. Поэтому
уже многие
организации
пользуются
в течение года
регрессивными
ставками
налогообложения
и, тем самым,
снижают уровень
своих издержек.

Глава
I.
ЕСН: характеристика
и сущность._____________4стр.

Глава
II.
Роль ЕСН в доходах
бюджетов всех
уровней.__21 стр.

Глава
III.
Перспективы
развития
ЕСН._______________29 стр.

1
Эволюция
развития ЕСН.

Наиболее
известной
формой организации
финансовых
ресурсов в
общегосударственном
масштабе выступает
государственный
бюджет. Бюджет,
согласно ст.
6 Бюджетного
кодекса, является
формой образования
и расходования
фонда денежных
средств, предназначенных
для финансового
обеспечения
задач и функций
государственного
и местного
самоуправления.

Но
ряд факторов
обуславливает
целесообразность
использования
другой формы
аккумулирования
финансовых
ресурсов –
внебюджетных
фондов, обслуживающих
социальные
и экономические
потребности
отдельных групп
населения или
общества в
целом. Необходимость
создания социальных
фондов, предназначенных
для естественных
потребностей,
была научно
обоснована
К. Марксом.
Возникновение
и рост таких
фондов является
объективной
закономерностью
существования
и развития
общества.

Институт
социального
страхования
в западноевропейских
странах возник
в период перерастания
капитализма
в монополистическую
фазу и учащения
экономических
кризисов. Первая
система государственного
страхования
возникла в
Германии в
конце XIX
века, чуть позже
в Австрии, Дании,
Франции, Великобритании.
Но, несмотря
на то, что своими
корнями социальные
услуги уходят
еще в XIX
столетие,
относительно
широкое распространение
они получили
после II
мировой войны,
в связи с тяжелыми
последствиями
предшествующего
мирового
экономического
кризиса, мировыми
разрушениями
и резким падением
уровня жизни
населения,
вызванными
войной.

Одним
из важнейших
факторов, под
воздействием
которого возрастает
необходимость
социального
страхования,
его роль и значение
в жизни рабочего
класса, было
ускорение
пролетаризации
населения,
когда в процесс
капиталистического
производства
вовлекалась
все новая и
новая рабочая
сила.

Переход
к рынку ознаменовался
в России рядом
кардинальных
изменений в
организационной
структуре
хозяйства, в
ходе чего произошла
модернизация
финансовой
системы и прежде
всего ее центрального
звена – общегосударственных
финансов. Постепенно
стали возникать,
отделяться
от бюджетной
системы один
за другим
внебюджетные
фонды.

В
силу ряда
обстоятельств,
таких, как
продолжающийся
спад производства,
неплатежи,
бюджетный
дефицит, инфляция,
рост непредвиденных
расходов, средств
для социальных
программ хронически
не хватает.
Кризисная
ситуация в
финансировании
социальной
сферы в России
имеет свою
историю. Недостаточность
выделяемых
ресурсов и их
неэффективное
использование
были отмечены
задолго до
проведения
коренных
экономических
преобразований.
На рубеже 70-80-х
гг. в стране
велись поиски
модернизации
действующего
механизма
хозяйственно
деятельности
учреждений
социального
обслуживания,
а также новых
форм финансирования,
к числу которых
относится и
институт внебюджетных
фондов.

Социалистическая
экономика,
базировавшаяся
на планово-централизованной
системе управления
экономическим
и социальным
развитием,
сформировала
и утвердила
систему социального
обслуживания
населения, в
основу которой
был положен
принцип бесплатности.
Ориентиры
социальной
политики на
бесплатность
в социально-культурном
обслуживании
населения были
логическим
следствием
господствовавших
идеологических
установок.
Данная система
и связанная
с ней модель
финансирования
основных отраслей
социальной
сферы за счет
бюджета некоторое
время достаточно
успешно выполняли
свои функции.
Однако по мере
роста спроса
и увеличения
выплат на социальные
услуги централизованное
финансирование
социального
обслуживания
стало давать
сбой. Поэтому
через государственный
бюджет, как
показала практика
прошлых лет,
не всегда удавалось
достаточно
последовательно
проводить в
жизнь те или
иные социальные
и экономические
программы. В
начале 90-х годов
ситуация обострилась,
так как в результате
гигантского
бюджетного
дефицита, инфляции,
продолжающегося
спада производства
и его эффективности
вся система
пенсионного
обеспечения
и социального
страхования
начала финансироваться
по «остаточному»
принципу. В
этих условиях
развитие социальной
сферы стало
отставать от
требований
времени.

Немаловажными
факторами,
обуславливающими
целесообразность
образования
внебюджетных
фондов, являются
бюджетный
дефицит, инфляция.

Создание
в начале 90-х гг.
внебюджетных
фондов позволило
ослабить негативные
последствия
либерализации
цен и несколько
сдержать снижение
уровня жизни
пенсионеров
и других незащищенных
слоев населения.
Тогда самостоятельный
статус фондов
препятствовал
прямому покушению
государственных
финансовых
органов на
средства внебюджетных
социальных
фондов при
подготовке
и исполнении
федерального
бюджета и других
звеньев бюджетной
системы. К сожалению,
анализ практики
бюджетирования
на федеральном
и местном уровнях
в последнее
время показал,
что использование
средств внебюджетных
фондов, и нередко
не по назначению,
получило достаточно
широкое распространение.
На федеральном
уровне это
проявилось,
например, в
отношении
Пенсионного
Фонда России,
в форме платежей
и задолженностей
по формированию
средств для
выплаты военнослужащим
рядового,
сержантского
и старшинского
состава, а также
социальных
пенсий. На местных
уровнях – в
форме прямого
привлечения
средств соответствующих
подразделений
ПФР для выплат
местных пособий.

Внебюджетные
фонды представляют
собой достаточно
динамичный
элемент финансовой
системы. Это
обусловлено
тем, что они, в
отличие, от
государственного
бюджета, находятся
в распоряжении
специального
государственного
органа. Поэтому,
в сравнении
с бюджетом,
перераспределение
внутри внебюджетных
фондов и их
использование
осуществляется
более оперативно.
Кроме того,
внебюджетные
фонды создаются
для реализации
конкретных
целей. Таким
образом, необходимость
образования
внебюджетных
фондов вызвана
объективной
закономерностью
существования
и развития
общества, что
связано в первую
очередь с
потребностью
перераспределения
финансовых
ресурсов для
решения наиболее
важных направлений,
не предусмотренных
бюджетом.

С
вступлением
в силу второй
части Налогового
кодекса на
территории
Российской
Федерации
вводится в
действие единый
социальный
налог (далее
— ЕСН). Он призван
заменить собой
страховые
взносы в Пенсионный
фонд РФ, Фонд
социального
страхования
РФ и фонды
обязательного
медицинского
страхования
РФ. Весь контроль
за правильностью
исчисления
и уплаты ЕСН
возлагается
на налоговые
органы (ст.9
Федерального
закона от 05.08.2000
N 118-ФЗ «О введении
в действие
части второй
Налогового
кодекса РФ и
внесении изменений
в некоторые
законодательные
акты РФ о налогах»).
     В состав
ЕСН не включены
страховые
взносы на
обязательное
страхование
от несчастных
случаев на
производстве
и профессиональных
заболеваний,
которые будут
уплачиваться
в соответствии
со специальным
законодательством,
регулирующим
этот вид страхования
(ст.11 Закона о
введении), и
независимо
от ЕСН.      Если
сравнить
законодательство
о взносах,
действующие
до Нового года
и 24 главу НК РФ,
то становится
ясно, что каких-либо
кардинальных
изменений не
произошло.
Фактически
проведена лишь
некоторая
унификация
правовых норм,
вызванная
объединением
взносов в ПФР,
ФСС, ФОМС под
одним общим
названием, а
также урегулированы
некоторые из
существующих
спорных вопросов.

ПЛАТЕЛЬЩИКИ

Платить
ЕСН будут те
же категории
лиц, что и платят
взносы во
внебюджетные
фонды за одним
исключением
— с первого января
перестает
существовать
такая категория
налогоплательщиков
как наемные
работники (до
введения ЕСН
они уплачивают
в ПФР страховые
взносы по
однопроцентной
ставке).      Существует
две основные
категории:
работодатели
и так называемые
самозанятые
граждане
(индивидуальные
предприниматели,
адвокаты,
крестьянские
(фермерские)
хозяйства, а
также родовые,
семейные общины
малочисленных
народов Севера,
занимающиеся
традиционными
отраслями
хозяйствования).
До введения
ЕСН последние
были освобождены
от уплаты взносов
в ФСС с полученных
доходов, это
правило сохранится
и впредь, — в
соответствии
с подп.»4″ п.1 ст.239
НК РФ самозанятые
граждане освобождены
от уплаты ЕСН
в этой части.
     Если
налогоплательщик
относится сразу
к двум категориям,
то он уплачивает
налог по двум
основаниям.
Например,
индивидуальный
предприниматель,
использующий
труд наемных
работников,
платит ЕСН как
с полученных
доходов от
предпринимательской
деятельности
за вычетом
связанных с
ними расходов,
так и с начисленных
выплат в пользу
работников.
     Среди
плательщиков
специально
не выделены
занимающиеся
частной практикой
нотариусы,
детективы и
охранники,
поскольку они
включены в
категорию
«индивидуальные
предприниматели»,
что соответствует
п.2 ст.11 НК РФ.
     Плательщики,
переведенные
на уплату единого
налога на вмененный
доход, ЕСН не
платят, как и
не платили до
2001 года страховые
взносы.

Про налоги:  Обеспечьте соблюдение требований: уплатите единый сельскохозяйственный сбор в срок
ОБЪЕКТ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Интересные
новшества
использованы
при определении
объекта налогообложения
и налогооблагаемой
базы ЕСН. Наряду
с существовавшими
ранее объектами
налогообложения
(выплаты в пользу
работников,
доходы от
предпринимательской
и иной деятельности)
глава 24 НК РФ
вводит новый
— безвозмездные
выплаты тем
физическим
лицам, которые
не являются
работниками
налогоплательщика.
     Однако
на сегодняшний
день законодатель
затрудняется
привести какой-либо
пример таких
выплат, поскольку
в той же статье
установлено
важное исключение
— не подлежат
налогообложению
те безвозмездные
выплаты неработникам,
которые производятся
из прибыли,
остающейся
в распоряжении
предприятия.
     Не ясно
— возникает или
нет указанный
объект налогообложения
у индивидуальных
предпринимателей.
С одной стороны
предпринимателей
и физических
лиц пункт 1 ст.235
НК РФ относит
к разными категориям
налогоплательщиков.
А с другой стороны
в норме, содержащей
исключение,
говориться
только о прибыли
и предприятиях.
Этот вопрос
требует внесение
соответствующих
поправок.

Если
все-таки проанализировать
содержания
главы НК РФ о
ЕСН в целом, то
более склоняешься
к выводу, что
рассматриваемое
ограничение
налогооблагаемой
базы относится
только к вышеназванным
безвозмездным
выплатам физическим
лицам.

До
2001 часто возникали
вопросы по
поводу того,
должны ли включаться
в объект тарифообложения
доходы в виде
материальной
выгоды, полученной
по тем или иным
основаниям.
Применительно
к ЕСН этот вопрос
решен однозначно
— согласно п.1
ст.237 НК РФ доходы,
начисленные
работодателем
работнику в
виде материальной
выгоды подлежат
налогообложению.
Боле того, во
избежании
споров законодатель
перечислил
некоторые из
видов материальной
выгоды, подлежащей
налогообложению:
     — выгода
от оплаты за
счет работодателя
приобретаемых
для работника
или для членов
его семьи товаров
(работ, услуг)
или прав (например
коммунальных
услуг, питания,
отдыха, обучения
в интересах
работника);
     — выгода
от приобретения
работником
или членами
его семьи у
работодателя
товаров (работ,
услуг) по более
низким ценам,
чем те, что
применяются
в обычных условиях;
     — экономия
на процентах
при получении
займа от работодателя
(определяется
по правилам
главы НК РФ о
налоге на доходы
физических
лиц);      —
материальная
выгода в виде
сумм страховых
взносов по
договорам
добровольного
страхования
в случае если
эти взносы
вносятся за
счет средств
работодателя.
     Здесь
следует напомнить,
что в период
существования
страховых
взносов ПФР
в своих письмах
разъяснял, что
взносы с материальной
выгоды в виде
экономии на
процентах и
от приобретения
у работодателя
товаров по
сниженным ценам
не уплачиваются,
поскольку ее
нельзя рассматривать
как выплату,
начисленную
в пользу работника
(Письмо ПФР от
15.06.99 N ЕВ-16-27/5567 «О начислении
страховых
взносов в ПФР»,
Письмо ПФР от
10.04.97 N ЕВ-01-24/2816 под таким
же названием).
Теперь как мы
видим гл.24 НК
РФ вполне допускает
рассматривать
материальную
выгоду как
начисленную
выплату.

НЕОБЛАГАЕМЫЕ
ВЫПЛАТЫ

Одним
из наиболее
важных новшеств
является применение
по отдельным
видам доходов
необлагаемого
минимума.
     Во-первых,
в части сумм,
не превышающих
1000 рублей в расчете
на календарный
месяц, не подлежат
налогообложению
следующие
выплаты (п.1 ст.237
НК РФ):      —
выплаты в виде
материальной
помощи;      —
иные безвозмездные
выплаты;      —
выплаты в натуральной
форме, производимые
сельскохозяйственной
продукцией
и (или) товарами
для детей.
     Во-вторых,
следующие
выплаты не
облагаются
в части сумм,
не превышающих
2000 рублей в год
(п.2 ст.238 НК РФ):      —
выплаты в виде
материальной
помощи в пользу
работников
или бывших
работников,
которые уволились
в связи с выходом
на пенсию по
инвалидности
или по возрасту;
     — суммы
оплаты или
возмещения
бывшим работникам
пенсионерам
по возрасту
и (или) инвалидности)
и (или) членам
их семей стоимости
приобретенных
медикаментов,
назначенных
им лечащим
врачом.

Интерес
представляет
перечень сумм,
не подлежащих
налогообложению
ЕСН. Предусмотренный
ст.238 НК РФ, он
призван заменить
существовавшие
до 1 января перечни
выплат для
каждого из
внебюджетных
фондов и во
многом их повторяет.
Однако есть
и различия.
     В частности
ЕСН не будут
уплачиваться
с сумм, направленных
работодателем
на лечение и
медицинское
обслуживание
своих работников
их детей, супругов
и родителей,
но только при
условии, что
эти расходы
осуществляются
за счет средств,
оставшихся
после уплаты
налога на прибыль
(доходы) организации.
     То же самое
относится и
к суммам, направленным
на компенсацию
работникам
и членам их
семей стоимости
путевок в
санаторно-курортные
учреждения.
     Кроме
того не будут
облагаться
ЕСН суммы страховых
платежей (пенсионных
взносов) которые
платит организация
по договорам
добровольного
пенсионного
страхования
(добровольного
пенсионного
обеспечения)
своих работников.
Условие при
этом то же — уплата
платежей (взносов)
должна осуществляться
за счет средств,
оставшихся
после уплаты
налога на прибыль
(доходы) организации.
     По другим
договорам
добровольного
страхования
суммы страховых
взносов могут
льготироваться
только если
такой договор
предусматривают
выплаты в возмещение
вреда жизни
и здоровью
застрахованных
и оплату страховщиками
медицинских
расходов
застрахованных,
при условии
отсутствия
выплат самим
застрахованным
физическим
лицам.      Освобождается
от ЕСН также
оплата расходов
на содержание
детей работников
в дошкольных
учреждениях
и лагерях при
условии, что
указанные
выплаты осуществляются
из прибыли,
остающейся
после налогообложения.
     Изменения
произошли в
отношении
выплат за счет
членских профсоюзных
взносов. В
соответствии
с подп.»16″ п.1 ст.238
НК РФ эти выплаты
не будут облагаться
налогом, при
условии, что
осуществляются
не чаще одного
раза в три месяца
и не превышают
10 000 руб в год.      Как
и раньше ЕСН
в части сумм,
зачисляемых
в ФСС, не начисляется
на любые вознаграждения
по договорам
гражданско-правового
характера, в
том числе и по
тем, предметом
которых является
выполнение
работ, оказание
услуг и по авторским
договорам.

СТАВКИ

На
необходимость
введения для
страховых
взносов во
внебюджетные
фонды обратно
пропорциональной
(или регрессивной)
шкалы, ставки
указаны Постановлении
Конституционным
Судом РФ в п.5
от 23.12.99 N 18-П. Суть
обратно пропорциональной
шкалы заключается
в том, что с
увеличением
размера налогооблагаемой
базы ставка
налога не
увеличивается
(как это было
для подоходного
налога), а уменьшается.
     Однако
свой вывод КС
РФ сделал только
в отношении
самозанятых
граждан, поскольку
фиксированная
ставка тарифа,
не зависящая
от размера
полученного
дохода, приводит
к тому, что эта
категория
плательщиков
перечисляет
в частности
в ПФР суммы,
многократно
превышающие
размер их будущих
пенсий.      Тем
не менее обратно
пропорциональная
шкала введена
ст.241 НК РФ для
всех плательщиков,
а не только для
индивидуальных
предпринимателей.
Кроме того,
устанавливая
ставки, законодатель
также пытался
учесть и другие
выводы КС РФ,
— в частности
об установлении
более низких
тарифов для
предпринимателей
и адвокатов.
     До принятия
гл.24 НК РФ очень
много говорили
о существенном
снижении страховых
взносов и о
преимуществах
для плательщиков
ведения новой
шкалы ставок.
Однако после
ознакомления
со ст.241 НК РФ
наступает
некоторое
разочарование.

Во-первых,
ставки снижены
не значительно.
Например у
работодателей
организаций
это произошло
в основном за
счет ликвидации
Государственного
фонда занятости
населения. Для
них максимальная
ставка ЕСН по
сравнению с
существовавшей
ранее суммарной
ставкой во
внебюджетные
фонды уменьшилась
всего на 2,9%.      Самое
большое снижение
произошло у
адвокатов, а
именно на 6,6%.
     У индивидуальных
предпринимателей
максимальная
ставка ЕСН
будет всего
на 1,4% меньше чем
совокупный
тариф во внебюджетные
фонды, которые
они уплачивали
со своих доходов
до 1 января.

Во-вторых,
хотя статья
241 НК РФ устанавливает
четыре регрессивных
(обратно пропорциональных)
шкалы для всех
категорий
плательщиков,
для работодателей
в применении
этой шкалы
установлены
существенные
ограничения,
что в большинстве
случае делает
ее применение
невозможным.
Соответственно
взносы уплачиваются
по максимальной
ставке не зависимо
от размера
начисленных
работникам
выплат. Суть
ограничений
в следующем.
     Согласно
ст.245 НК РФ в 2001 году
плательщики-работодатели
вправе применять
регрессивную
шкалу только
если фактический
размер выплат,
начисленных
в среднем на
одного работника
во втором полугодии
2000 года, должен
превышать 25
000 рублей. При
этом те организации,
в которых работают
менее 30 человек,
для расчета
не принимают
во внимание
выплаты в пользу
30% наиболее
оплачиваемых
работников;
те же организации,
в которых численность
работников
более 30 человек,
в расчет не
берут 10% наиболее
оплачиваемых
из них.

Налогоплательщики-работодатели,
которые получили
право применять
регрессивную
шкалу, обязаны
будут осуществлять
ежемесячный
контроль за
величиной
налоговой базы.
Если при уплате
ЕСН за прошедший
месяц налоговая
база в среднем
на одного работника
будет меньше
4 200 рублей умноженных
на количество
месяцев с начала
года, то налогоплательщикам
придется уплачивать
ЕСН по максимальной
ставке в отношении
всех работников,
независимо
от величины
налоговой базы
по каждому
работнику
отдельно.      В
случае, если
затем в течении
года произойдет
превышение
налоговой базы
в среднем на
одного работника,
то предприятие
может опять
перейти на
регрессивную
шкалу.      Данные
ограничения
введены видимо
с целью избежать
злоупотреблений
со стороны
работодателей
регрессивной
шкалой, например
выплата всех
денег одному
работнику, а
затем их прераспределение
в конвертах
между остальным
персоналом.

ЛЬГОТЫ

Налоговые
льготы практически
не изменились
по сравнению
с теми, которые
были предусмотрены
для плательщиков
страховых
взносов во
внебюджетные
фонды. Следует
обратить внимание
лишь на три
момента:      —
введен лимит
размера выплат
(дохода) который
можно прольготировать:
не более 100 000 руб.
за налоговый
период на каждого
работника и
не более 100 000 руб.
за налоговый
период дохода
от предпринимательской
и другой деятельности.
     — с 1-го января
не является
условием для
применения
льготы получение
инвалидом
какой-либо
пенсии.      —
льготы не
распространяются
на организации,
занимающиеся
производством
и реализацией
подакцизных
товаров, минерального
сырья, других
полезных ископаемых,
а также иных
товаров в
соответствии
с перечнем,
утверждаемым
Правительством
РФ.

ПОРЯДОК
ИСЧИСЛЕНИЯ
И УПЛАТЫ НАЛОГА

Введение
регрессивной
шкалы вызвало
необходимость
установить
для ЕСН иной
порядок определения
налоговой базы,
нежели тот, что
был предусмотрен
для взносов.
     Налоговая
база по ЕСН
должна определяться
отдельно по
каждому работнику.
     Налоговым
периодом по
ЕСН является
год (ст.240 НК РФ),
но налогоплательщики-работодатели
обязаны ежемесячно
исчислять и
уплачивать
авансовые
взносы. В связи
с этим налоговая
база по каждому
работнику
определяется
с начала налогового
периода по
истечении
каждого месяца
нарастающим
итогом.      При
этом не должны
учитываться
доходы, полученные
работником
от других
работодателей.
Соответственно,
если совокупная
налоговая база,
исчисленная
по нескольким
местам работы,
подпадает по

Про налоги:  Единый налог для юристов

Элементы налогообложения

Как и в случае с действующей УСН, налогоплательщики выбирают один из двух объектов налогообложения: «доходы» или «доходы минус расходы». Налоговый период для обоих объектов одинаковый — календарный месяц. А вот ставки разные — 8% и 20% соответственно. Причем в течение всего периода эксперимента повысить их не смогут.

Порядок определения и признания доходов и расходов

Определять доходы будут так же, как и сейчас на УСН: учитывают все, кроме указанных в норме. Для расходов устанавливают такой же принцип, т.е. подход отличается от действующего сейчас на «упрощенке»: в законе закрепляют перечень тех затрат, которые не уменьшают доходы. Это, например, предъявленные покупателю налоги, матпомощь работникам, надбавки к пенсии, премии за счет средств специального назначения.

Для признания доходов и расходов используют кассовый метод:

Расчет и уплата налога

По итогам каждого месяца инспекция сама посчитает налог. Сведения о доходах и расходах она получит:

  • с помощью ККТ;
  • от уполномоченного банка;
  • через личный кабинет налогоплательщика. Это касается денег, которые получили без использования кассы и не через банковский счет. Сведения о них нужно передать не позднее 5-го числа следующего месяца. Кроме того, через личный кабинет нужно передать информацию о доходах, которые организация получила до перехода на спецрежим, но не учла из-за применения метода начисления.

За нарушение банком сроков и порядка передачи сведений о доходах и расходах установят штраф.

Инспекция не позднее 15-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, должна сообщать налогоплательщику через личный кабинет в том числе о налоге к уплате. Организация или ИП может договориться с банком, по сути, об автоматическом перечислении налога в бюджет. В этом случае согласие на такой порядок уплаты нужно предоставить налоговикам, а они будут сообщать сумму не только налогоплательщику, но и банку.

По общему правилу сумму рассчитают как процент ставки от базы. Однако исчислять станут и минимальный налог — это 3% доходов. Если у налогоплательщика, который выбрал объект «доходы минус расходы», исчисленный налог меньше минимального, перечислить придется как раз последний. Похожий порядок есть сейчас для УСН.

Уплатить налог нужно не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сроки и регионы — участники эксперимента

Эксперимент будет длиться 5,5 лет: с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года. Проводить его станут в 4 субъектах РФ:

  • Москве;
  • Московской области;
  • Калужской области;
  • Татарстане.

Принять участие в эксперименте смогут организации и ИП, которые зарегистрированы по месту нахождения или жительства на территории этих регионов.

Требования к налогоплательщикам

Перейти на спецрежим смогут и ИП, и организации, у которых:

  • средняя численность работников в месяц не более 5 человек. Среди них не должно быть налоговых нерезидентов РФ;
  • учитываемые в базе доходы не превышают за год 60 млн руб. ;
  • остаточная стоимость ОС не более 150 млн руб.;
  • нет филиалов или обособленных подразделений;
  • доля участия других организаций по общему правилу не более 25%;
  • счета только в банках, которые есть в перечне уполномоченных. Такой список составит ФНС.

Совмещать автоматизированную УСН с другими режимами налогообложения нельзя.

Не смогут применять новый спецрежим налогоплательщики, которые по НК РФ не вправе перейти на УСН: банки, страховщики, НПФ, ломбарды, бюджетные учреждения и др. Помимо этих категорий запрет предусмотрели, в частности:

  • для некоммерческих организаций;
  • участников договора простого товарищества, инвестиционного товарищества, доверительного управления имуществом или концессионного соглашения;
  • тех, кто работает по договорам поручения, комиссии или агентским договорам либо совершает сделки с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, оказывает кредитные или иные финансовые услуги;
  • тех, кто с 1 июля добровольно перейдет на уплату единого налогового платежа.

Размеры социального налога в 2023 году

Как рассчитать социальный налог в РК в 2023 году? Этот вид налога рассчитывается по-разному для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц:

  • Для ИП и лиц, занятых частной практикой, социальный налог исчисляется с применением месячного расчетного показателя (МРП), установленного бюджетом РК на текущий год. В 2023 году МРП равен 3 450 тенге.
  • Для юридических лиц основой начисления социального налога становится заработная плата работников.

Суммы социального налога для ИП и лиц, занятых частной практикой

Индивидуальные предприниматели и лица, занятые частной практикой, должны исчислять размер социального налога за себя и за каждого своего работника по такой схеме:

  • За себя — 2 МРП минус социальные отчисления.
  • За каждого работника — 1 МРП минус социальные отчисления.

Например, сумма социального налога за работника, у которого заработная плата 100 000 тенге, определяется так:

  • Из зарплаты делаются пенсионные отчисления 10% и взносы на обязательное медицинское страхование 1%, которые социальным налогом не облагаются: 100 000–10 000–1 000=89 000 тенге.
  • Затем определяются социальные отчисления по ставке 3,5%: 89 000×3,5%=3115 тенге.
  • Сумма социального налога за работника будет такой: 3 450–3 115=335 тенге.

Таким же образом работодатель рассчитывает социальный налог за себя, вычитая социальные отчисления из 2 МРП.

Суммы социального налога для юридических лиц

Для юридических лиц ставка социального налога в 2023 году составляет 9,5% (с 2025 года предполагается ее увеличение до 11%). Как начислить социальный налог на одного работника, определено в ст. 486 НК. При заработной плате 100 000 тенге расчет такой:

  • Из зарплаты вычитается обязательный пенсионный взнос 10% и взносы на обязательное медицинское страхование 1%: 100 000–10 000–1 000=89 000 тенге. Эта сумма облагается социальным налогом за вычетом социальных отчислений.
  • Далее определяется сумма социального налога, для чего облагаемую сумму следует умножить на ставку социального налога 9,5%: 89 000×9,5%=8 455 тенге.
  • Из той же суммы рассчитываются социальные отчисления по ставке 3,5%: 89 000×3,5%=3 115 тенге.
  • Из рассчитанной суммы социального налога вычитаются социальные отчисления: 8 455–3 115=5 340 тенге.

Полученный результат и будет суммой социального налога к уплате за работника, у которого зарплата 100 тыс. тенге. Но эта сумма не вычитается из зарплаты работника, потому что социальный налог обязан платить работодатель.

Сводка единого социального налога и сводка единого социального налога Замена его страховыми взносами

Купюры тенге рядом с кошельком: iStockPhoto

Уплата социального налога не отражается на зарплате работающих. Но зарплата принимается во внимание при расчете размеров налога. При этом он исчисляется по-разному для индивидуальных предпринимателей, лиц, занятых частной практикой и для юридических лиц. Своевременная уплата налогов освобождает от штрафных санкций.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/fines-and-taxes/1776352-kak-rasscitat-socialnyj-nalog-v-rk/

Учет, отчетность и проверки

Налогоплательщик должен вести учет доходов и расходов в личном кабинете. В основном туда будут попадать сведения от ККТ и банков. Кроме того, для перечисления НДФЛ нужно сообщать в банк:

  • о данных физлица, которые позволят идентифицировать налогоплательщика;
  • доходах, которые получили физлица от организации или ИП;
  • стандартных и профессиональных вычетах.

Организации и ИП освобождают от сдачи:

Что касается проверок, то фиксируют особый порядок:

  • камеральную налоговую проверку будут проводить с 1 февраля в течение 3 месяцев за предшествующий календарный год или за те налоговые периоды, которые прошли с регистрации налогоплательщика до окончания прошлого года. Специальные правила будут для смены режима, реорганизации и ликвидации;
  • камеральные и выездные проверки по взносам на травматизм проводить не будут. Исключение — проверка сведений и документов для назначения и выплаты пособий.

Льготы и освобождения

Главное отличие от действующей сейчас УСН: для организаций и ИП, которые перейдут на новый спецрежим, установили нулевой тариф взносов. Это касается пенсионных, медицинских взносов, а также взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Размер взносов на травматизм фиксированный — 2 040 руб. в год с ежегодной индексацией. При этом скидки и надбавки таким страхователям устанавливать не будут.

В остальном освобождение от налогов такое же, как и сейчас у УСНщиков:

  • от налога на прибыль, кроме налога с доходов КИК, дивидендов, по операциям с отдельными долговыми обязательствами;
  • НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности, кроме дивидендов, а также доходов, которые облагают по ставке 35% и 9%;
  • налога на имущество организаций (кроме объектов, базу по которым считают исходя из кадастровой стоимости), а также физлиц в отношении объектов для предпринимательской деятельности, за исключением торговой и административной недвижимости;
  • НДС, кроме налога при ввозе товаров и тех сумм, которые перечисляют налоговые агенты.

Хотя обязанности налоговых агентов организации и ИП должны продолжать исполнять, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ станут банки. При этом социальные и имущественные вычеты получить через работодателя сотрудники не смогут.

Что надо знать о социальном налоге

В представлении граждан страны понятия о социальных отчислениях и социальном налоге могут не отличаться. Но это разные явления как по источникам получения, так и по своему назначению.

Всем работающим известно, что из их зарплаты делаются социальные отчисления. Они накапливаются на личных счетах в Государственном фонде социального страхования, при необходимости человек получит из них социальные выплаты.

Но социальный налог берется не из зарплаты работников. О его существовании они могут и не знать. Кто платит социальный налог в Казахстане? Этот вид налога платит работодатель за работников из своих средств.

Эти отчисления поступают в государственный бюджет, а дальше расходуются на образование, здравоохранение, обеспечение безопасности страны, финансирование государственных программ и другие государственные нужды. Регулирует все вопросы о социальном налоге раздел 12 Налогового кодекса РК.

Налоговый кодекс в ст. 482, п. 1 определяет, что в круг плательщиков этого налога входят:

  • Индивидуальные предприниматели.
  • Лица, занятые частной практикой (нотариусы, адвокаты, судебные исполнители, профессиональные медиаторы).
  • Юридические лица резиденты РК и нерезиденты.

Кто освобожден от уплаты социального налога в Казахстане? В ст. 482, п. 2 Налогового кодекса указано, что от этого освобождены:

  • Индивидуальные предприниматели, работающие на основе патента или с использованием специального мобильного приложения.
  • Крестьянские и фермерские хозяйства, работающие в рамках специального налогового режима.
  • Предприятия, на которых трудоустроены лица с инвалидностью (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения).

Из объекта налогооблажения при исчислении социального налога исключены средства государственных и международных грантов, премии, стипендии, пенсионные отчисления, взносы на медицинское страхование, алименты, дивиденды (ст. 341 НК).

Рассчитываться по социальному налогу плательщики должны ежемесячно до 25 числа, следующего за отчетным месяцем (ст. 487). Так, за февраль 2023 года социальный налог должен быть уплачен до 25 марта.

Платить социальный налог, как и любой другой вид налога, можно онлайн на сайте электронного правительства eGov.kz. Для этого в заявке заполните все необходимые данные, после чего нажмите кнопку «Оплатить». При этом ЭЦП не требуется. Чек об оплате налога придет в личный кабинет на сайте.

Сводка единого социального налога и сводка единого социального налога Замена его страховыми взносами

Монеты в стеклянной колбе: Freepik

Оцените статью
ЕНП Эксперт