Это старая редакция документа
1. Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
2. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
3. Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц:
4. Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2.
5. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ.
6. При определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в пункте 3 настоящей статьи, на корректирующий коэффициент К2.
Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных статьей 346.27 настоящего Кодекса.
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.07.2008 N 155-ФЗ.
7. Значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно. Если нормативный правовой акт представительного органа муниципального района, городского округа, законы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о внесении изменений в действующие значения корректирующего коэффициента К2 не приняты до начала следующего календарного года и (или) не вступили в силу в установленном настоящим Кодексом порядке с начала следующего календарного года, то в следующем календарном году продолжают действовать значения корректирующего коэффициента К2, действовавшие в предыдущем календарном году.
8. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ.
9. В случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.
10. Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого произведена постановка организации или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога, рассчитывается начиная с даты постановки организации или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога.
Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого произведено снятие налогоплательщика с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, рассчитывается с первого дня налогового периода до даты снятия с учета в налоговом органе, указанной в уведомлении налогового органа о снятии организации или индивидуального предпринимателя с учета в качестве налогоплательщика единого налога.
В случае, если постановка организации или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога или их снятие с указанного учета произведены не с первого дня календарного месяца, размер вмененного дохода за данный месяц рассчитывается исходя из фактического количества дней осуществления организацией или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности по следующей формуле:
где ВД — сумма вмененного дохода за месяц;
БД — базовая доходность, скорректированная на коэффициенты К1 и К2;
ФП — величина физического показателя;
КД — количество календарных дней в месяце;
КД1 — фактическое количество дней осуществления предпринимательской деятельности в месяце в качестве налогоплательщика единого налога.
11. Значения корректирующего коэффициента К2 округляются до третьего знака после запятой. Значения физических показателей указываются в целых единицах. Все значения стоимостных показателей декларации указываются в полных рублях. Значения стоимостных показателей менее 50 копеек (0,5 единицы) отбрасываются, а 50 копеек (0,5 единицы) и более округляются до полного рубля (целой единицы).
В Москве сейчас только один вид деятельности облагается единым налогом на вмененный доход. Распространение наружной рекламы вызывает множество проблем. Однако не всегда понятно, кто же является налогоплательщиком в сфере рекламных услуг.
Что можно отнести к наружке
На систему налогообложения ЕНВД могут быть переведены компании и предприниматели, которые осуществляют деятельность по размещению наружной рекламы (подп. 10 п. 2 ст. 346.26 НК). В столице указанная деятельность переведена на вмененку законом г. Москвы от 24 ноября 2004 № 75.
Распространение наружной рекламы — деятельность по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или) использования щитов, стендов, плакатов, электронных табло и иных стационарных технических средств. Данные сведения должны быть предназначены для неопределенного круга лиц и рассчитаны на визуальное восприятие. Такое правило установлено статьей 346.27 Налогового кодекса.
К стационарным техническим средствам наружной рекламы можно отнести лишь те технические средства, которые непосредственно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями (то есть объектами недвижимого имущества). Они не должны предназначаться для перемещения в период действия срока, установленного для их размещения на соответствующих рекламных местах (письмо Минфина от 16 декабря 2004 г. № 03-06-05-05/39).
Однако не всегда деятельность по распространению рекламы можно отнести к обложению единым налогом на вмененный доход. В таблице 1 мы покажем, в каких случаях московские фирмы не вправе рассчитывать на вмененку, а подлежат налогообложению в общеустановленном порядке или в соответствии с УСН.
Базовая доходность и физический показатель установлены пунктом 3 статьи 346.29 Налогового кодекса в зависимости от способа воспроизведения информации на рекламном носителе, как показано в таблице 2.
К документам, подтверждающим ведение деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы, а также величину физических показателей базовой доходности, относятся любые имеющиеся у налогоплательщика сведения. Они должны содержать необходимую информацию о правовых основаниях использования тех или иных стационарных технических средств наружной рекламы, их типе (разновидности) и основных характеристиках. Это могут быть паспорт рекламного места, эскизы рекламных конструкций, договоры аренды (субаренды) стационарных технических средств наружной рекламы, договоры с заказчиком на размещение его рекламной информации, разрешения на размещение стационарных технических средств наружной рекламы. Такая позиция высказана в письме ФНС от 3 марта 2005 г. № 22-2-16/289.
Если фирма распространяет рекламу любым способом нанесения изображения, кроме его автоматической смены, то для расчета нужно брать физический показатель — площадь информационного поля, то есть размер нанесенного изображения (ст. 346.27 НК). Финансовое ведомство в письме от 10 февраля 2006 г. № 03-11-04/3/77 разъяснило, что размер базовой доходности не ставится в зависимость от объема размещаемой рекламной информации, расположенной на информационном поле. Следовательно, для расчета единого налога на вмененный доход следует применять всю площадь поля.
В этой связи отсутствие рекламной информации на одном из стационарных технических средств наружной рекламы не может служить основанием для корректировки базовой доходности на коэффициент, учитывающий фактический период времени осуществления предпринимательской деятельности. Право на это возникает только у тех налогоплательщиков-рекламораспространителей, которые полностью приостанавливали в течение налогового периода ведение своей предпринимательской деятельности.
Однако с налоговым ведомством можно не согласиться. Ведь в пункте 6 статьи 346.29 Налогового кодекса прямо указано, что возможность корректировать базовую доходность на фактический период осуществления предпринимательской деятельности применяется ко всем видам деятельности, облагаемым ЕНВД. Для распространения наружной рекламы никаких исключений не предусмотрено. Кроме того, место постановки вмененщика на учет не может влиять на его право корректировать значение коэффициента К2. Предпринимательская деятельность в любом случае ведется исходя из физических показателей, которые ее характеризуют. А под местом осуществления деятельности понимается место нахождения физических показателей (письмо Минфина от 26 сентября 2005 г. № 03-11-02/44).
Кроме того, специалисты финансового ведомства в письме от 26 января 2007 г. № 03-11-04/3/21 согласны с такой позицией. Чиновники указали, что, если в определенный период времени одна из сторон двусторонней рекламной конструкции не используется под размещение рекламы, фирма вправе уменьшить налог. То есть скорректировать коэффициент К2 с учетом фактического времени ведения предпринимательской деятельности. А причины простоя в этой ситуации не имеют значения. Основанием для такой корректировки может служить соответствующее распоряжение руководителя организации. Аналогичное мнение высказали финансисты в письме от 28 декабря 2006 г. № 03-11-04/3/558.
Если компания размещает свою рекламу с автоматической сменой изображения, то для расчета налога будет применяться экспонирующая площадь (ст. 346.27 НК). Под этим показателем понимают не совокупность поверхностей всех демонстрируемых на технических средствах изображений, а площадь, позволяющую экспонировать рекламное изображение. Она ограничена размерами конструкции, равна площади каждого из изображений и не зависит от их количества (письмо Минфина от 28 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/224).
В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса, фирмы, использующие в своей рекламной деятельности электронные табло, рассчитывать ЕНВД должны исходя из площади светоизлучающей поверхности. В нее не включается размер металлической конструкции (письмо Минфина от 14 апреля 2005 г. № 03-06-05-04/96).
Кроме того, светоизлучающей поверхностью будут являться светодиоды, общий размер которых меньше площади плоскости электронного табло, где эти светодиоды расположены (смонтированы). Следовательно, и величина налога будет меньше. Такие разъяснения даны в письме финансового ведомства от 24 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/221.
Большинство бухгалтеров сталкиваются с рекламой и соответственно налогом на нее. Но в некоторых ситуациях даже опытный счетовод не может сказать: платить налог или нет? И неудивительно. Налог на рекламу без труда возьмет первый приз в номинации «самый непонятный и запутанный налог России».
Налог в стиле минимализма
Всем «нормальным» налогам – от НДС до налога на игорный бизнес – посвящены отдельные главы Налогового кодекса. Но налог на рекламу не таков. Главу о нем вы в кодексе не найдете.
Правда, в этой же статье есть важная оговорка: вводить налог на рекламу должны местные власти городов и районов. Этого мы коснемся чуть позже, а пока вспомним, что статья 17 Налогового кодекса говорит о существенных элементах, без которых ни один налог не может обойтись: объект, база, налогоплательщики, ставка, налоговый период и т. д.
Конечно, когда был принят закон об основах налоговой системы, кодекса еще не существовало. Не было ничего слышно и о том, что такое «существенные элементы налогообложения». Тем не менее в столь лаконичном определении законом налога на рекламу эти элементы присутствуют.
Во-вторых – объект налогообложения. Если понимать текст федерального закона буквально, то налог платить нужно только со стоимости рекламных услуг. Например, с платы за размещение рекламного объявления в газете или с расходов на рекламную кампанию, заказанную сторонней фирме. Рекламная акция, проведенная своими силами, к возникновению налога приводить не должна (фирма же не может оказать услугу самой себе). Равно как и затраты на рекламные товары – например, покупка и раздача авторучек с логотипом фирмы.
И наконец, в-третьих – ставка налога. Она ограничена 5 процентами, но местные власти могут установить и более низкую ставку.
«Но позвольте! – возразят искушенные читатели, – налог на рекламу при рекламе услуг и работ платят точно так же, как и при рекламе товаров. И начислять его приходится со всех рекламных расходов, а не только по услугам других организаций». Действительно, с налогом на рекламу дела обстоят не так просто.
Особенности национального налогообложения
По идее муниципальные власти должны определить только то, о чем федеральный закон умалчивает: конкретную ставку налога, отчетный период, сроки уплаты и т. д.
Но не тут-то было. Местные законодатели этими рамками свою фискальную фантазию не ограничивают. Они по-своему решают, кто, как и с каких именно затрат должен платить этот налог. И, хотя конкретные формулировки и определения в местных положениях о рекламе могут быть очень своеобразными, цель у них одна – обеспечить максимальные поступления в муниципальный бюджет. Поэтому легко выделить общие черты большинства местных законов.
Начинаются такие законы с определений. И когда доходит очередь до понятия «налогоплательщик», поначалу все выглядит довольно прозаично: плательщики налога на рекламу – это организации, рекламирующие свою продукцию. Но затем нередко следует добавление: «а также филиалы, представительства и прочие обособленные подразделения, расположенные на территории города N-ска». Поясним, что это означает. Предположим, ваша фирма зарегистрирована в Москве. Но деятельность фирма ведет не только в столице, но и в московской области, поэтому у вас есть филиал, к примеру, в г. Электрогорске. Организовав в этом городе рекламную акцию, вы, следуя местному положению, должны будете заплатить в городской бюджет налог на рекламу.
Теперь допустим, что вы решили провести рекламную кампанию в рамках всей области. В таком случае целый ряд городских и районных областных бюджетов будет претендовать на заветные 5 процентов налога. Но налог также придется заплатить в бюджет Москвы, то есть по месту регистрации фирмы. Понятно, что эта ситуация абсурдна.
По этой причине арбитражные суды целиком или частично отменили не одно местное положение о налоге на рекламу. Такова, например, участь положения о рекламе в г. Перми. Арбитражный суд пермской области решил, что муниципальные власти нарушили федеральный закон об основах налоговой системы, включив в состав налогоплательщиков все обособленные подразделения, которые зарегистрированы в г. Перми (постановление от 6 октября 2003 г. по делу № А50-8340/
2003-А6). Добавим, что при этом была нарушена и статья 19 Налогового кодекса, которая указывает: обособленные подразделения исполняют обязанности фирмы по уплате налогов только в случаях, когда это прямо предусмотрено кодексом.
Вообще, решение пермских судей очень показательно и затрагивает целый ряд спорных вопросов. Поэтому мы к нему еще вернемся.
А пока сделаем вывод: независимо от того, что написано в региональных законах, платить налог на рекламу нужно по месту основной регистрации фирмы. При этом не имеет значения, где конкретно проходит рекламная кампания. Отчасти это признают и налоговые инспекторы. Но, например, управление МНС России по Санкт-Петербургу все же делает оговорку: «Филиалы и иные обособленные подразделения привлекаются к уплате налога, если рекламируется деятельность только данного филиала» (письмо от 1 апреля 2003 г. № 07-04/6624). Впрочем, эта оговорка бессмысленна, так как филиал не может вести никакой самостоятельной деятельности. Филиалы и любые другие обособленные подразделения не являются юридическими лицами, и деятельность через них ведет сама головная фирма.
В Санкт-Петербурге ситуация вообще экзотическая. Налог на рекламу самостоятельно установили отдельные муниципальные округа северной столицы, введя свои налоговые и отчетные периоды, сроки уплаты и другие условия. В результате в пределах одного города картина получилась довольно пестрая.
Этого не скажешь о Москве – здесь налог на рекламу один для всех, и налогоплательщики определены в нем очень корректно: налог в бюджет столицы обязаны платить только московские фирмы-рекламодатели. Впрочем, и в московском, и в других муниципальных законах предостаточно других «вольностей». Например в том, как определен объект налогообложения.
Больше, чем вы думали
Вспомним: из закона об основах налоговой системы следовало, что налог на рекламу нужно платить только при рекламе товаров. Но все муниципальные законодатели в один голос требуют платить налог также при рекламе услуг и работ.
К аналогичным выводам приходят арбитражные суды в спорах по конкретным налоговым проверкам (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 января 2002 г. по делу № А43-5270/01-30-153). Таким образом, платить налог придется как при рекламе товаров, так и при рекламе работ и услуг.
Примерно такая же ситуация с другой проблемой: платить или не платить налог, если фирма провела рекламную акцию самостоятельно. С одной стороны, «услуг по рекламе» в этом случае не возникает, а с другой – местные положения все равно требуют заплатить налог и арбитражные суды с этим соглашаются.
Вопрос о том, как именно следует уплачивать налог, казалось бы, не должен вызывать никаких трудностей. Но именно этому вопросу законодатели уделяют особое внимание, проявляя недюжинную изобретательность.
Здравствуйте, я ваш рекламный агент
Как правило, этим грешат законодатели на периферии. Ведь известно, что значительная часть бизнеса «прописана» в Москве или в Санкт-Петербурге. Соответственно налог на рекламу уходит в бюджеты этих городов. Эту несправедливость и стремятся поправить власти в регионах. Особенно «продвинутые» в налоговом плане законодатели при этом называют фирмы, распространяющие рекламу, налоговыми агентами.
Это незаконно. Например, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа отменил положение о налоге на рекламу Новосибирской области, поскольку в нем плательщиками налога были названы фирмы, которые оказывают рекламные услуги (постановление от 11 марта 2003 г. по делу № Ф04/1034-255/А45-2003). Нельзя привлекать распространителей рекламы к уплате налога и в качестве налоговых агентов. Хотя бы потому, что налоговые агенты по определению не получают, а сами выплачивают суммы, из которых они обязаны удержать налог (ст. 24 НК РФ).
Тем не менее в большинстве случаев незаконные местные положения остаются в силе. Более того, иногда рекламным агентствам запрещают размещать рекламу прежде, чем они заплатят налог в местную казну. Простого решения у этой проблемы не существует. Ведь если даже вы уплатите налог на рекламу по счету, который выставило рекламное агентство, при проверке инспекторы смогут доначислить налог по месту основной регистрации фирмы. И формально они будут правы.
Вы можете попробовать убедить фирму, оказывающую вам рекламные услуги, не включать в счет налог на рекламу. То, что распространителей рекламы нельзя считать налоговыми агентами, подтверждают и арбитражные суды (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 июня 2001 г. по делу № А82-91/2001-А/1). Если это не пройдет – вы должны быть готовы к спору со своей инспекцией. Не исключено, что свои интересы фирме придется отстаивать в арбитражном суде.
Судебные перспективы у такого спора неплохие. Так, например, судьи Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа постановили: если фирма заплатила налог на рекламу по счету рекламного агентства, то доначислять этот налог еще раз инспекция не вправе (постановление от 11 сентября 2003 г. по делу № А33-18259/02-С3н-Ф02-2827/03-С1).
Несмотря на своеобразие и неповторимость каждого конкретного положения о налоге на рекламу, почти везде местные власти едины в одном: платить налог нужно по максимальной ставке – 5 процентов. Но, пожалуй, ставка – это единственное, в чем бухгалтерам сомневаться не приходится. Дальше снова возникают вопросы. Что вообще нужно считать рекламой? В какой момент нужно начислять налог? Об этом – следующая статья.
Чтобы узнать, когда, по какой ставке и с каких расходов вашей фирме нужно платить налог на рекламу, следует прочитать положение о налоге на рекламу того региона, в котором фирма зарегистрирована. Поскольку налог местный, это положение принимают власти в масштабах города, района и т. д. Обратите внимание: налог нужно перечислять по месту регистрации фирмы независимо от того, где проводится рекламная акция.
Нужно ли сдавать «нулевые» декларации по налогу на рекламу?
Из статьи 80 Налогового кодекса следует, что декларации должны сдавать только налогоплательщики. В большинстве местных положений о налоге на рекламу сказано, что плательщики налога – это «организации, рекламирующие продукцию (работы, услуги)». Следовательно, если ваша фирма ничего не рекламирует, она не является налогоплательщиком. Поэтому сдавать пустые декларации по налогу на рекламу вы не обязаны.
В. Калгин, эксперт ПБ
1. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе — общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
1.1. В городе федерального значения Москве система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может быть введена в действие на период до двух лет со дня изменения границ города федерального значения Москвы в отдельных муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если на день их изменения указанная система налогообложения действовала в таких муниципальных образованиях на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных районов, городских округов.
2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее в настоящей главе — единый налог) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
1) оказания бытовых услуг. Коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяются Правительством Российской Федерации;
2) оказания ветеринарных услуг;
3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
4) оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);
4.1) утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ;
5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
6) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
7) розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
9) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
10) распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
11) размещения рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств;
12) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;
13) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;
14) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.
2.1. Единый налог не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в следующих случаях:
в случае осуществления таких видов деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
в случае осуществления таких видов деятельности налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса;
в случае установления в муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии с главой 33 настоящего Кодекса торгового сбора в отношении таких видов деятельности.
Единый налог не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 6 — 9 пункта 2 настоящей статьи, в случае, если они осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса на уплату единого сельскохозяйственного налога, и указанные организации и индивидуальные предприниматели реализуют через свои объекты организации торговли и (или) общественного питания произведенную ими сельскохозяйственную продукцию, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства.
2.2. На уплату единого налога не вправе переходить:
1) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.
Положения настоящего подпункта не применяются в отношении организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также в отношении хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
2) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
3) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ;
4) образовательные организации, медицинские организации и организации социального обслуживания в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, предусмотренной подпунктом 8 пункта 2 настоящей статьи, если оказание услуг общественного питания является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных организаций и эти услуги оказываются непосредственно указанными организациями;
5) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в подпунктах 13 и 14 пункта 2 настоящей статьи, в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.
2.3. Если по итогам налогового периода у налогоплательщика средняя численность работников превысила 100 человек и (или) им было допущено нарушение требования, установленного подпунктом 2 пункта 2.2 настоящей статьи, и (или) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 6 и 7 пункта 2 настоящей статьи, им была осуществлена реализация товаров, не относящаяся к розничной торговле в соответствии с абзацем двенадцатым статьи 346.27 настоящего Кодекса, он считается утратившим право на применение системы налогообложения, установленной настоящей главой, и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором были допущены нарушения указанных требований. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Абзац утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ.
3. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя устанавливаются:
2) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 настоящей статьи.
При введении единого налога в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога;
3) значения коэффициента К2, указанного в статье 346.27 настоящего Кодекса, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.
4. Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).
Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
Исчисление и уплата иных налогов, сборов и страховых взносов осуществляются налогоплательщиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
5. Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом в соответствии с настоящей главой, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.
7. Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными настоящим Кодексом.
8. Организации и индивидуальные предприниматели при переходе с общего режима налогообложения на уплату единого налога выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты (частичной оплаты), полученной до перехода на уплату единого налога в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на уплату единого налога, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на уплату единого налога, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателем в связи с переходом налогоплательщика на уплату единого налога.
9. Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, перешедшему на уплату единого налога, по приобретенным им товарам (работам, услугам, имущественным правам), которые не были использованы в деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, подлежат вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.