- Объединение фондов
- Основания для принятия законопроекта
- Что есть и что будет
- Наблюдательный совет как особенность схемы управления СФР
- Каковы виды деятельности СФР?
- Как изменятся подзаконные нормативы и правовые акты?
- Каковы выгоды от слияния двух фондов?
- Эволюция пенсионного законодательства
- Расходы ПФР
- Вопрос 5. Правовой статус государственных внебюджетных фондов
- Платежи в Пенсионный фонд РФ
- И гарантии долгосрочности
- Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России
- Новые отчётные формы
- Негосударственный пенсионный фонд
- Как платить страховые взносы в новый фонд
- Задачи и функции Пенсионного фонда РФ
- Государственный пенсионный фонд РФ
- Задачи пенсионного фонда РФ
- Зачем приватизировать пенсии
- Внебюджетные фонды, государственные внебюджетные фонды документы, система и управление, органы внебюджетных фондов
- Управление внебюджетными фондами
- Что нужно знать о пенсионном фонде
- Чем будет заниматься Социальный фонд России
Объединение фондов
Принятие законопроекта № 127389-8 (sozd.duma.gov.ru/bill/127389-8), внесенного в Госдуму 20.05.2022, идет довольно быстро. Это не случайно, поскольку нововведение позволит решить ряд актуальных вопросов.
Основания для принятия законопроекта
Проект федерального закона «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» является частью Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р. Эта стратегия включает разработку мер по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность и правовой статус Пенсионного фонда.
Законопроект также вписывается в Концепцию трансформации соцсферы, утвержденную Распоряжением Правительства РФ от 20.02.2021 № 431-р, которая предусматривает оптимизацию деятельности государственных внебюджетных фондов (за исключением ФФОМС).
Ранее (и пока не принят законопроект) основы правового статуса ФСС и ПФ РФ как финансово-кредитных учреждений определялись Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным еще в прошлом веке Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-1, и Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101. За прошедшие десятилетия требования законодательства к форме учреждений изменились, к тому же значительно расширился перечень задач фондов (например, добавилось выполнение определенных государственных функций). Здесь же следует учитывать и поэтапный переход к предоставлению госуслуг в рамках «Социального казначейства». Все это требует определения статуса и урегулирования деятельности фондов.
Что есть и что будет
Проектом устанавливается, что Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ФПСС, Социальный фонд, СФР) и его территориальные органы выступят в роли правопреемников двух реорганизуемых фондов и их территориальных органов. При этом все работники ФСС и ПФ РФ продолжат работать в Социальном фонде без испытательного срока и аттестации. Сокращений численности работников не будет.
Создание Социального фонда не дает основания для прекращения или изменения возникших ранее обязательств ФСС и ПФ РФ, в том числе обязательств, возникших в результате причинения вреда, неосновательного обогащения или из договоров (госконтрактов), стороной которых являются реорганизуемые фонды.
Учредителем СФР выступит Правительство РФ.
Наблюдательный совет как особенность схемы управления СФР
Предполагается, что в структуру СФР войдут органы управления, центральный аппарат, контрольно-ревизионная комиссия, территориальные органы и обособленные подразделения фонда, подведомственные Социальному фонду учреждения. Управлять фондом будет наблюдательный совет, то есть управление будет публичное, и это принципиальное отличие от структур фондов-предшественников.
Правительство РФ должно разработать положение о наблюдательном совете и утвердить его состав. Скорее всего, участниками наблюдательного совета будут в том числе представитель Госдумы, представитель Совета Федерации, координатор Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Каковы виды деятельности СФР?
Согласно законопроекту Социальный фонд будет осуществлять следующие виды деятельности:
1) обязательное пенсионное страхование;
2) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
3) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
4) осуществление капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, в случае перехода данных обязательств должника к Российской Федерации;
5) инвестирование средств пенсионных накоплений;
6) организация мероприятий в области медицинской, профессиональной и социальной реабилитации застрахованных лиц;
7) государственное пенсионное обеспечение граждан;
8) дополнительное матобеспечение отдельных категорий граждан, а также дополнительное соцобеспечение и иные виды обеспечения, устанавливаемые дополнительно к страховым пенсиям и к пенсиям по государственному пенсионному обеспечению;
9) предоставление мер социальной защиты (поддержки) гражданам отдельных категорий;
10) обеспечение инвалидов техсредствами реабилитации;
11) предоставление гражданам отдельных категорий путевок на санаторно-курортное лечение (с бесплатным проездом) в рамках оказания соцпомощи в виде набора соцуслуг;
12) финобеспечение оплаты четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами;
13) профессиональное обучение работников Социального фонда;
14) актуарные расчеты, долгосрочное прогнозирование развития системы обязательного социального пенсионного страхования, актуарная оценка ее финансового состояния;
15) иные виды деятельности, предусмотренные международными договорами РФ, законодательством РФ, НПА Президента РФ и Правительства РФ, а также иными нормативно-правовыми актами РФ.
Как изменятся подзаконные нормативы и правовые акты?
Предусматривается, что подзаконные нормативные правовые акты РФ, определяющие полномочия ФСС и ПФ РФ в установленной сфере деятельности, будут применяться в отношении ФПСС в части, не противоречащей положениям законопроекта. Скорее всего, нормативные правовые акты ФСС и ПФ РФ в установленных сферах деятельности продолжат действовать до момента издания нового нормативного правового акта ФПСС в соответствующих сферах деятельности. Новый фонд будет наделен полномочиями изменять и признавать утратившими силу нормативные правовые акты фондов-предшественников.
Каковы выгоды от слияния двух фондов?
Создание ФПСС позволит в том числе:
- централизовать на федеральном уровне услуги, предоставляемые государственными внебюджетными фондами;
- организовать единые офисы клиентского обслуживания на базе существующей территориальной сети двух реорганизуемых фондов, оптимизировать их количество и структуру;
- централизовать функции госзакупок, бюджетного учета и отчетности, кадрового учета.
К тому же новая структура поможет сформировать единый круг застрахованных лиц и единую предельную и облагаемую базу по страховым взносам.
Создание Социального фонда будет способствовать:
- повышению доступности услуг, оказываемых ФСС и ПФ РФ, – граждане смогут обращаться в единые клиентские службы, которые откроются в точках присутствия объединяемых фондов;
- обеспечению единого более высокого стандарта сервиса на базе единых клиентских служб;
- повышению прозрачности управления через деятельность Наблюдательного совета;
- ускоренному внедрению цифровой составляющей в соцсферу;
- снижению расходов на содержание оргструктуры.
Эволюция пенсионного законодательства
- Вафин Эдуард Яфасович, управляющий, ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, кандидат экономических наук, г. Казань,
- Хамидуллина Эльвира Альбертовна,
начальник юридического отдела, ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, г.
Зарождение пенсионного обеспечения имеет глубокие исторические корни, и в каждой стране оно происходило в соответствии с конкретными условиями. Человечество давно осознало необходимость оказания помощи всем, кто испытывает нужду по причине болезни или слабости преклонного возраста.
Постепенно забота о материальном благополучии детей, инвалидов и престарелых становилась нравственной нормой, показателем здоровья любого цивилизованного общества, обязанностью государства.
Политика любого социального государства, в том числе России, направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и личностное развитие человека.
Конституция России гарантирует права на труд и здоровье людей, устанавливает минимальный размер оплаты труда, обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Значительное внимание вопросу пенсионного обеспечения Россия начала уделять в конце XIX века. Это было вызвано ростом промышленного производства и, как следствие, увеличением производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В России пенсионное страхование традиционно базируется на принципе «солидарности» поколений, т.е. добровольной ответственности младших поколений перед старшими, финансовую основу которых составляют фиксированные отчисления от заработной платы работников.
Ключевые слова: пенсионное обеспечение, законодательство, история, пенсии, внебюджетные фонды, правовой статус
Привычная на сегодняшний день система пенсионного обеспечения на самом деле имеет глубокие исторические корни. И, несмотря на различия в подходах, методах, в организационном оформлении, в основе его формирования во всех странах мира есть немало общего. Общество рано или поздно приходит к необходимости оказания помощи тем, кто нуждается в ней из-за болезни или пожилого возраста.
В России первые зачатки пенсионного обеспечения возникли для поддержки ушедших со службы в связи с преклонным возрастом или ранений и болезней военнослужащих. Обеспечение им и их семьям предоставлялось в виде земельных наделов, приютов в старости, богаделен и т.д.
В 1663 году при царе Алексее Михайловиче раненым назначались «лечебные» денежные выплаты, размер которых зависел от тяжести полученных увечий.
Первые зачатки пенсионного законодательства можно разглядеть в Морском Уставе, утвержденном 13 января 1720 г. указом Петра I. В этом документе определено различие между пенсионным обеспечением морских чинов и поддержкой их вдов и сирот.
Но денежная помощь представлялась только тем вдовам и сиротам, которые не имели других доходов.
В 1827 году в России был издан пенсионный Устав, обобщающий все положения о пенсиях для служащих различных гражданских ведомств. В 1869 году принимается отдельное пенсионное положение для военнослужащих. Пенсионное обеспечение других слоев населения было делом местных органов и хозяев отдельных предприятий.
В 1896 г. был издан универсальный устав, сохранивший прежние сроки выслуги для госслужащих. При этом прослужившие 35 лет получали при отставке пенсию в размере полного годового оклада, половинные зарплаты назначались работникам со стажем службы 25 лет.
- 23 июня 1912 года был принят целый ряд законов:
- — «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве»;
- — «Об обеспечении рабочих на случай болезни»;
- — «Об утверждении Советов по делам страхования рабочих»;
- — «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих».
Таким образом, пенсионная система царской России постепенно интегрируется в систему экономических отношений и становится ее неотъемлемым элементом. Но разразившаяся первая мировая война, экономический кризис, вылившиеся в революцию и гражданскую войну, не позволили выстроить эффективную социальную политику и осуществить действенные меры в социальной сфере.
После Октябрьской революции в Советской России провозглашается полное социальное обеспечение трудящихся во всех случаях потери трудоспособности. Для воплощения в жизнь этой декларации с 1917 по 1922 годы Советским правительством было принято более ста декретов и распоряжений в области социального обеспечения.
- Постановлениями Совета народных комиссаров СССР были утверждены пенсии военнослужащим, а Президиум Верховного Совета СССР 26 июня 1941 года принял Указ «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего состава в военное время».
- После Великой Отечественной войны была проведена реформа социального обеспечения, в ходе которой приняты Законодательные акты, закрепившие новые условия предоставления пенсий и пособий: Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях в СССР», Закон СССР от 15 июля 1964 года «О пенсиях и пособиях членам колхозов» и др.
Закон «О государственных пенсиях в СССР» установил порядок назначения пенсии по старости на общих основаниях мужчинам, достигшим 60 лет, при общем стаже работы не менее 25 лет, женщинам, достигшим 55 лет, при стаже работы не менее 20 лет.
Законодателем выделяются виды пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, на общих и льготных условиях, за выслугу лет.
Средства на государственное пенсионное обеспечение закладывались в бюджете государственного социального страхования, который в свою очередь являлся составной частью государственного бюджета страны.
Специальными документами регулировались пенсионное обеспечение колхозников, работников науки, лиц, имеющих исключительные заслуги перед СССР, а также персональные пенсии республиканского и местного значения.
Но к середине 80-х годов в СССР в пенсионном обеспечении возобладали уравнительные тенденции, вытекающие из отсутствия непосредственной связи между трудовым вкладом и размером пенсии. Многое из того, что было заложено в пенсионном законодательстве СССР, устарело, пришло в противоречие с реальностью и перестало удовлетворять основные потребности пенсионеров.
Радикальные преобразования в экономике России 1990-2001 гг. обусловили принятие принципиально новых экономических и правовых решений в сфере пенсионного обеспечения, направленных на увеличение уровня материального обеспечения пенсионеров.
Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», принятый для решения этой задачи, создал единую систему пенсионного обеспечения независимо от характера трудовой и иной общественно-полезной деятельности, был направлен на повышение уровня пенсий и ликвидацию их уравнительности, дифференциацию размера пенсий с учетом продолжительности трудового стажа. Были введены страховые взносы, которые собирались в Пенсионном фонде РСФСР, не входили в федеральный бюджет и не подлежали изъятию.
- Но в условиях углубляющегося экономического кризиса, резкого скачка цен, постоянно меняющейся ситуации в стране задачи эти так и не были достигнуты, размеры пенсий катастрофически не покрывали потребности населения.
- Необходимые предпосылки реформирования системы пенсионного обеспечения в России сложились лишь в 2001 году.
- Новая модель пенсионной системы должна была исключить недостатки прежнего пенсионного законодательства, предоставить социальные гарантии обеспеченной старости для низкооплачиваемых граждан и обеспечить зависимость размера пенсии от размера заработной платы для высокооплачиваемых, обеспечить регулярное повышение размера пенсии пенсионерам и эффективно учитывать пенсионные обязательства перед ныне работающими гражданами.
Механизмом для решения данных задач должны были стать: Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон от 15.12.2001 г.
№ 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федеральный закон от 07.05.1998 г.
№ 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», Федеральный закон от 31.12.2001 г.
№ 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».
Однако и через десятилетие пенсионная система находилась в зависимости от трансфертов из федерального бюджета, предпринятые усилия не вылились в эффективный и самодостаточный механизм.
В результате с 1 января 2015 года в России начал действовать Федеральный закон от 28.12.2013г.
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который вводит новый механизм определения права на страховую пенсию и новый расчет размеров пенсии, в частности, необходимый стаж для выхода на пенсию увеличивается поэтапно с 5 до 15 лет.
Трудовая пенсия по старости трансформируется в 2 пенсии: страховую пенсию и накопительную пенсию, которые устанавливаются отдельными законами.
В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды Гражданин не работал.
Применение этих механизмов, реализацию их на практике обеспечивает Пенсионный фонд Российской Федерации, созданный в форме государственного внебюджетного фонда.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации включает в себя бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Государственные внебюджетные фонды — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Они формируются за счет обязательных платежей юридических и физических лиц в целях реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое определяет также и порядок расходования средств этих фондов, которые находятся в федеральной собственности. Одновременно средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
Государственные социальные внебюджетные фонды включают Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ.
Правовой статус Пенсионного фонда РФ определен Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года.
Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и подчиняется Правительству РФ, непосредственную координацию его деятельности осуществляет Министерство труда и социальной защиты РФ.
Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны, а средства фонда являются государственной собственностью.
Фонд социального страхования РФ создан для финансирования расходов по социальному страхованию.
Его источниками служат страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью; страховые взносы ряда категорий граждан и иные доходы.
Аккумулированные таким образом средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и иные цели социального страхования.
В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 29.11.2010г. № 326-ФЗ созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Но правовые основы медицинского страхования были заложены постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993г.
№ 4543-1, в соответствии с которым фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово — кредитным учреждением.
Доходы и расходы каждого государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных органов власти.
Они представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.
Бюджеты федеральных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение и утверждение Федеральным Собранием и принимаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете, а бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение органов власти субъектов Российской Федерации.
Отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона.
Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ. Таким органом в России является Счетная палата.
Таким образом, страховой принцип пенсионного, социального и медицинского обеспечения определил фонды в качестве страховщиков, аккумулирующих и перераспределяющих страховые средства застрахованным лицам при наступлении страховых случаев.
Список использованной литературы
- Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях»;
- «О государственных пенсиях в РСФСР» Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1;
- «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ, «Собрание законодательства РФ», 01.04.1996, N 14, ст. 1401;
Расходы ПФР
В законе прописано, на что должны тратиться деньги пенсионного фонда. Вот куда уходят средства:
- Выплата пенсий, положенных по закону.
- Доставка пенсий: почтовыми переводами, наличными, переводами на банковские счета пенсионеров.
- Финансовое и обеспечение деятельности ПФР: ремонт помещений, закупка обстановки и канцтоваров, зарплата работников.
- Уплата гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений — страхование накопительной части пенсии, которую ПФР инвестирует так же, как и НПФ.
Вопрос 5. Правовой статус государственных внебюджетных фондов
Бюджетная система Российской Федерации включает в себя, как отмечалось ранее, бюджетыгосударственных внебюджетных фондов (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ).
Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Создание подобных внебюджетных фондов денежных средств позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических целей и задач.
Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое определяет также и порядок их расходования. Средства этих фондов находятся в федеральной собственности.
Одновременно средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
- Правовой основой формирования и использования внебюджетных фондов являются Бюджетный Кодекс Российской Федерации и другие нормативные акты.
- К государственным внебюджетным фондам Российской Федерации относятся:
- – Пенсионный фонд Российской Федерации;
- – Фонд социального страхования Российской Федерации;
- – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Государственные внебюджетные фонды управляются органами государственной власти. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.
Бюджеты названных фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Аналогичный порядок составления, представления и утверждения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предусмотрен ст. 145 Бюджетного кодекса РФ.
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет: единого социального налога: добровольных взносов физических и юридических лиц; других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Особенностью расходования средств государственных внебюджетных фондов является их целевое использование в соответствии с бюджетами указанных фондов.
- Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.
- По окончании бюджетного года орган управления фонда составляет отчет о его исполнении и Правительство Российской Федерации представляет его на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.
- Отчет об исполнении бюджета территориального внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации.
- Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне, в республиках, входящих в состав Федерации, краях, областях, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства.
- К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие:
- — целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования;
- — участие на долговременной основе в финансовых федеральных и региональных программах по социальной поддержке населения;
- — расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и др.
- К источникам образования Пенсионного фонда относятся:
- — единый социальный налог;
- — страховые взносы;
- — средства федерального бюджета;
- — суммы пеней и иных финансовых санкций;
- — доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
- — добровольные взносы;
- — иные источники, не запрещенные законодательством РФ.
- Средства Пенсионного фонда расходуются в соответствии с названными ранее целями на выплату пенсии и некоторых пособии, в том числе выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органам социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, а также на другие цели.
Непосредственное руководство Пенсионным фондом осуществляет Правление и исполнительная дирекция, которая с участием Министерства финансов РФ разрабатывает проект бюджета пенсионного фонда, утверждаемый Правлением. Затем проект бюджета обсуждается и утверждается Государственной Думой.
В соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.
Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды – соответственно представительными и исполнительными органами власти республик в составе РФ, автономной области, автономного округа, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
- Средства, поступающие в данные фонды, – собственность государства, они не включаются в состав бюджетов.
- Основным источником образования федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются: единый социальный налог (взнос), бюджетные ассигнования, доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса, добровольные взносы и иные поступления.
- Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого, страховыми медицинскими организациями, предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования, другие мероприятия.
Особое место среди государственных внебюджетных фондов занимает Фонд социального страхования Российской Федерации, созданный в соответствии с постановлением Правительства РФ» от 12 февраля 1994 г. № 101 «О фонде социального страхования Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, для финансирования расходов по социальному страхованию.
Источником образования фонда социального страхования являются: единый социальный налог (взнос), страховые взносы по установленным тарифам согласно закону на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады, ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах, добровольные взносы граждан и юридических лиц, прочие доходы.
Аккумулированные таким образом средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание; частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев; частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и иные цели социального страхования.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусмотрено расходование средств Фонда как страховщика и на названные цели.
Платежи в Пенсионный фонд РФ
До 60% бюджета ПФР пополняется за счет страховых взносов. Взносы с плательщиков собирает налоговая — так сделали для удобства сбора и контроля уплаты всех взносов. Потом деньги передают в ПФР, и тот уже распоряжается ими. При этом деньги считаются собственностью РФ.
Кто вносит платежи — перечислено в налоговом кодексе. Это:
- Работодатели или заказчики — за людей, которым выплачивают зарплату или другое вознаграждение.
- ИП, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие — за себя.
Если плательщик относится к обеим категориям, то он платит взносы по каждому основанию. Например, ИП с работниками платит взносы и за себя, и за своих работников.
Сумму взносов за работников и за себя считают .
Работодатель ежемесячно платит за работника 22% от начисленной зарплаты до тех пор, пока сумма заработка за год не достигнет 1 565 000 . Это ограничение актуально для 2022 года. После этого страховой взнос будет рассчитываться по формуле: зарплата × 10%.
Например, зарплата Иванова — 170 000 . С января по сентябрь 2020 года Иванов заработает 1 530 000 , а работодатель будет ежемесячно платить пенсионные страховые взносы:
В октябре сумма заработка Иванова станет 1 700 000 — превысит лимит 1 565 000 . Поэтому часть взносов в октябре нужно исчислить по ставке 22%, а часть — по 10%.
В ноябре и декабре за Иванова нужно будет заплатить:
Если ИП или организация входит в реестр МСП, то с 1 апреля 2020 года коронавируса они уплачивают страховые взносы в другом порядке:
- с зарплаты в части 13 890 — 22%, то есть 3055,8 ;
- с зарплаты в части, превышающей 13 890 , — 10%.
ИП и люди, которые занимаются частной практикой, — нотариусы, адвокаты, оценщики, медиаторы — должны платить пенсионные взносы за себя.
В 2022 году они должны заплатить 34 445 . Если годовой доход превысит 300 000 , то сверх этой суммы они должны заплатить еще 1%.
Например, адвокат Александр за год заработал 1 500 000 . Он должен заплатить:
34 445 + (1 500 000 − 300 000 ) × 1% = 46 445 .
Для ИП из отраслей, пострадавших от коронавирусной инфекции, сумму страхового взноса уменьшили на 12 130 . Поэтому в 2020 году нужно будет заплатить 20 318 фиксированной суммы.
И гарантии долгосрочности
Кроме «приватизации» в блок предложений Минфина по развитию пенсионного и страхового рынка вошли следующие инициативы:
— развитие корпоративных пенсионных программ;
— стимулирование НПФ к долгосрочным инвестициям;
— модернизация инструментов для долгосрочных инвестиций физлиц;
— налоговое стимулирование;
— внедрение системы гарантирования долгосрочных сбережений.
Аналогичные предложения, не считая инициативы «приватизировать» пенсионные накопления, ЦБ излагал в своем докладе «Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях». В документе регулятор, например, сообщал, что корпоративные системы добровольных пенсионных накоплений нужно поддержать – они могут стать основой новой системы сбережений. Под «поддержкой» ЦБ и Минфин подразумевали налоговое стимулирование, но его конкретные параметры на встрече не назывались, сообщил Аксаков. Ранее обсуждалась идея установить налоговые льготы на доходы граждан, которые направляются в НПФ, напомнил он. Например, если гражданин направляет до 6% дохода в НПФ, то его облагаемая НДФЛ база уменьшится на 36%. Соответственно, появляется стимул направлять средства в накопительную систему, а дальше инвестировать их в разные активы, резюмировал Аксаков.
Также в докладе о перспективах финрынка регулятор сообщал, что рассмотрит вопрос отмены части требований к структуре инвестиционных портфелей НПФ. При этом риски фондов будут ограничены требованиями к их стресс-тестированию. На встрече упоминалось, что перечень доступных долгосрочных инструментов могут расширить и для физлиц, рассказал Аксаков, но также уточнил, что конкретных примеров на сессии не называлось.
Реализация этой политики должна позволить повысить дополнительный пенсионный доход граждан с 8% в 2022 г. до 9,1% в 2025-м и 10,8% – в 2030 г.
Представители Минфина и ЦБ не ответили на запрос «Ведомостей».
Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России
На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.
Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.
Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:
- Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.
- Подать заявление на получение пенсии.
- Выбрать способ получения пенсии.
- Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.
- Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.
- Оформить справку для предоставления в организации.
Новые отчётные формы
До 2023 года в фонды сдавали несколько видов отчётностей по работникам:
Кроме того, информация о страховых взносах отражалась в расчёте РСВ, а сведения об удержании НДФЛ с выплат работникам – в форме 6-НДФЛ. Эти отчёты сдают в налоговую инспекцию.
После объединения фондов в СФР будут сдавать новую форму ЕФС-1, она заменит собой все отчёты, кроме СЗВ-М. Форму СЗВ-М тоже отменят, но вместо неё утвердили новый ежемесячный отчёт «Персонифицированные сведения о физических лицах», который подаётся в налоговую.
Итого, вместо пяти отчётов останется только два. На первый взгляд, это кажется упрощением работы бухгалтерии и бизнеса, но это не так. В отчёте ЕФС-1 несколько разделов, причём, каждый сдаётся в свои сроки и по разным основаниям.
Кроме того, внесены небольшие изменения в другие отчёты, поэтому их надо сдавать на новых бланках:
Важно: вся новая отчётность подаётся за периоды, начиная с 2023 года, а за 2022 год работодатели отчитываются на прежних бланках. Подробности смотрите в нашем календаре бухгалтера.
Негосударственный пенсионный фонд
Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) — накопить денежные средства на счету налогоплательщика.
Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.
Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.
При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.
Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.
Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.
Как платить страховые взносы в новый фонд
Сейчас в каждом регионе РФ есть отдельные подразделения ПФР и ФСС. С 2023 года эта структура изменится, вместо них будут работать единые клиентские службы, которые будут обслуживать и граждан, и бизнес.
Что станет с действующими офисами фондов? Часть из них закроют, потому что в рамках объединения происходит сокращение персонала. Другие могут объединить или перевести на другой адрес. Конкретные адреса отделений СФР должен утвердить приказ Минтруда, но пока на официальном сайте правовых актов размещён только его проект.
Кроме того, планируют запустить Единую централизованную цифровую платформу в социальной сфере (ГИС «ЕЦП»), которую свяжут с Госуслугами.
Что касается порядка уплаты взносов, то их будут перечислять в рамках единого налогового платежа. При этом сроки перечисления взносов за работников сдвинули на 28-ое число (вместо 15-го числа) месяца, следующего за днём выплаты. Однако взносы ИП за себя платят в прежние сроки: не позже 31 декабря текущего года для фиксированной суммы и 1 июля следующего года для дополнительного взноса.
Исключение – взносы за работников по профзаболеваниям и травматизму. Их платят вне рамок ЕНП и в прежние сроки, то есть 15-го числа месяца, следующего за выплатой.
Задачи и функции Пенсионного фонда РФ
Задача ПФР — управление деньгами, а также выплата пенсий и социальных пособий жителям РФ.
Для этого ПФР:
- Ставит граждан на пенсионный учет.
- Устанавливает и выплачивает страховые пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии и пенсии госслужащим.
- Доплачивает разницу между социальной пенсией и прожиточным минимумом, установленным в регионе проживания пенсионера.
- Выплачивает пенсионные накопления — накопительную часть пенсии.
- Выплачивает ряд детских пособий, например, единовременное пособие при рождении ребенка, а также ежемесячные пособия по уходу за ребенком до полутора лет, если родители не работают.
- Устанавливает и выплачивает ежемесячные денежные выплаты ветеранам боевых действий и ветеранам труда.
- Выдает сертификаты на маткапитал
У ПФР есть и более глобальные функции. Например, он инвестирует деньги застрахованных лиц в ценные бумаги, а также сотрудничает с другими странами по вопросам пенсионного обеспечения.
Государственный пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд РФ — целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово — кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.
Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.
Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.
Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.
И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.
Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:
— страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:
1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе — организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;
3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);
— средства из федерального бюджета РФ;
— добровольные взносы;
— другие поступления.
Задачи пенсионного фонда РФ
Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:
- обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;
- капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;
- организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;
- работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;
- осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.
Зачем приватизировать пенсии
Под «приватизацией» пенсионных накоплений подразумевается передача в собственность граждан накоплений, сформированных по системе обязательного пенсионного страхования (ОПС), но замороженных с 2014 г., с предоставлением им права более свободно распоряжаться этими средствами, подтвердил «Ведомостям» председатель комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков. Сегодня сбережения фактически находятся в госсобственности, хотя это скорее технический нюанс, но его предполагается преодолеть.
Сейчас возможности россиян, которые обладают такими средствами, ограничены переводом из одного НПФ в другой, напомнил Аксаков. Планируется сформировать систему, когда граждане смогут выбрать, оставлять ли им деньги под управлением фонда – ПФР или НПФ – либо инвестировать самостоятельно, хотя и по четко регламентированным критериям, пояснил депутат. На данный момент, по его словам, модель формируется, пока подробности обсуждать преждевременно. Но речь идет именно об инвестициях, право вывести средства, «как с депозита», не предполагается, уточнил Аксаков. Конкретные детали на совещании не обсуждались – они сейчас прорабатываются, подтвердил другой участник сессии.
Внебюджетные фонды, государственные внебюджетные фонды документы, система и управление, органы внебюджетных фондов
К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами.
Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации.
Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели – страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.
- Внебюджетные фонды документы
- Государственные внебюджетные фонды
- Органы внебюджетных фондов
- Система внебюджетных фондов
- Управление внебюджетными фондами
После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов.
Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах – ФОМС и ПФР.
Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.
К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;
- Фонд социального страхования Российской Федерации – фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;
- Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.
Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.
Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):
- Районные филиалы территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
- Территориальные фонды;
- Директор фонда;
- Правление Фонда.
Фонд Социального Страхования (ФСС):
- Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда социального страхования РФ;
- Отраслевые и региональные отделения;
- Председатель Фонда.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):
- Региональные организации Пенсионного фонда;
- Исполнительная дирекция и Правление.
Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы.
Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов – развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью.
Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.
Управление внебюджетными фондами
В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба.
Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств.
Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Что нужно знать о пенсионном фонде
- Пенсионный фонд не орган государственной власти, но действует по указанию государства и отчитывается перед ним.
- У ПФР самостоятельный бюджет, который не входит ни в федеральный, ни в региональный, ни в местный бюджеты. Изымать из него деньги никто не может.
- Пенсионный фонд назначает и выплачивает пенсию строго в порядке, установленном законом. Сам ПФР ничего не определяет.
- Страховые взносы сейчас платят в налоговую, но часть отчетности за работников нужно сдавать в пенсионный фонд.
Чем будет заниматься Социальный фонд России
На самом деле, ничего глобального или революционного в объединении фондов нет. Да, есть изменения, которые мы рассмотрим дальше, но в целом всё останется по-прежнему.
Дело в том, что ПФР и ФСС занимались схожими функциями. Так, Пенсионный фонд России выплачивал пенсии, материнский капитал, пособия и выплаты на детей. Фонд социального страхования оформлял больничные, родовые сертификаты, путёвки на санаторно-курортное лечение.
В конечном счёте, все эти выплаты предназначаются для повышения уровня жизни граждан. А расчёт и поступление страховых взносов на эти цели уже несколько лет контролирует ФНС. Так что объединение фондов – это, скорее, структурная реорганизация для более удобного управления ими со стороны государства.
Функции и полномочия СФР перечислены в статье 5 закона № 236-ФЗ. Среди них:
- назначение и выплата пенсий, социальных выплат, пособий и компенсаций;
- организация и ведение индивидуального учёта в системах обязательного пенсионного и социального страхования;
- инвестирование средств пенсионных накоплений;
- предоставление государственных гарантий, мер социальной защиты отдельным категориям граждан;
- организация медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц.
Больше информации о работе новой структуры можно узнать из официальной промостраницы.
Предполагается, что Единый Соцфонд облегчит получение гражданами социальных услуг по принципу «одного окна», который успешно применяется в других сферах. Однако главную проблему – недостаточное соотношение трудоспособного населения и пенсионеров – объединение фондов решить не может. При этом существенно повышать нагрузку на страхователей, тем более в такой непростой экономической ситуации, тоже нельзя.
По сути, объединение ПФР и ФСС мало затронет деятельность бизнеса, но к нему надо будет приспособиться. Ведь из-за этого изменятся сроки сдачи и сами формы отчётности, сдвинутся сроки перечисления страховых платежей, по-новому будут считать предельную базу для расчёта взносов. Все важные изменения мы рассмотрели в отдельности.