Оксана Котел, адвокат, руководитель судебной практики Адвокатского бюро «Ревера Консалтинг Групп Лтд»
Если вас признали нарушителем по неуплате налогов
Если контролирующий орган выявит неуплату налогов (сборов) в бюджет, плательщик будет обязан:
1) уплатить налоги, так как неуплаченные суммы будут взысканы в принудительном порядке (путем обращения взыскания на денежные средства и другое имущество плательщика);
2) дополнительно к сумме налога уплатить пени за каждый календарный день просрочки уплаты налога, включая день уплаты (взыскания). Размер пеней определяется в процентах от неуплаченных сумм налога с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.
Пример. Пени рассчитываются с учетом действующих ставок рефинансирования
Сумма неуплаченного налога – 100 000 000 руб.
Период просрочки – с 1 апреля 2015 г. по 10 апреля 2016 г.
Ставки рефинансирования в периоды неуплаты налога:
25 % – с 01.04.2015 по 31.03.2016 (количество дней просрочки – 366);
24 % – с 01.04.2016 по 10.04.2016 (количество дней просрочки – 10).
Формула расчета пеней:
(100 000 000 × 366 × 25 % / 360) + (100 000 000 × 10 × 24 % / 360) = 26 083 333 руб.
Таким образом, размер пени за просрочку оплаты суммы налога в данном случае составил 26 083 333 руб.;
3) уплатить административный штраф, поскольку неуплата налога влечет административную ответственность. Размер штрафа зависит от того, кто выступает плательщиком.
Для юридических лиц размер штрафа составляет 20 % от неуплаченной суммы налога (но не менее 20 базовых величин). При этом для привлечения к административной ответственности не имеет значения, произошла ли неуплата налога со стороны плательщика умышленно или по неосторожности. Предполагается, что плательщики должны знать действующее законодательство, исчислять и уплачивать налоги в соответствии с ним.
Административная ответственность за неуплату налогов в бюджет установлена также для должностных лиц, по вине которых произошла такая неуплата. Размер штрафа зависит от формы вины (умышленно или по неосторожности эти лица допустили неуплату налогов) и размера неуплаченного налога и варьируется от 2 до 60 базовых величин (в настоящее время от 420 тыс. руб. до 12,6 млн. руб.).
Если плательщик после выявления факта неуплаты налогов до привлечения его к административной ответственности добровольно уплатит причитающиеся суммы, размер административного штрафа может быть уменьшен в 2 раза.
Неуплата налогов в бюджет может повлечь за собой уголовную ответственность для должностного лица плательщика, если будет доказано, что это лицо уклонялось от уплаты налогов и сумма неуплаченного налога в 1 000 и более раз превышает размер базовой величины, установленной на день совершения преступления (в настоящее время эта сумма равняется 210 млн. руб.).
Внимание! Привлечение лица к уголовной ответственности не отменяет обязанность уплатить сумму налога и пеней в бюджет.
В каких случаях неуплата налогов не является административным правонарушением
Неуплата налогов не является административным правонарушением в следующих случаях:
1) когда плательщик своевременно направил в свой обслуживающий банк поручение на перечисление сумм налогов, однако неуплата произошла по причине отсутствия на счете плательщика достаточных для этого средств;
2) когда плательщик до назначения проверки (составления акта проверки при камеральных проверках, которые проводятся без выезда к плательщику путем изучения представленных им документов) внес необходимые изменения в налоговую декларацию (расчет) и уплатил налоги в полном объеме;
3) когда неуплата или неполная уплата налогов не превышает 1 % от исчисленных этим плательщиком сумм налогов за календарный год или его часть (для должностного лица – за период выполнения им своих функций, но не более чем за проверенный период);
4) с 22 апреля 2016 г. также не является административным правонарушением неуплата налогов вследствие взаимодействия плательщика с так называемыми лжеструктурами (когда оформленные первичные учетные документы признаются не имеющими юридической силы для целей налогообложения), если плательщик по предписанию органа финансовых расследований КГК до назначения проверки представил в налоговый орган измененную налоговую декларацию (расчет) и в полном объеме уплатил причитающиеся суммы налогов.
Справочно: Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов»* установлена процедура самостоятельного исчисления и уплаты сумм налогов организациями, взаимодействовавшими со структурами, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – Реестр).
* Гл. бухгалтер. – 2016. – № 5. – С. 46–50.
При наличии информации и документов, подтверждающих совершение субъектом, включенным в Реестр, правонарушения в экономической сфере, ДФР составляет заключение, которое, помимо прочего, содержит указание на то, какие первичные учетные документы этого субъекта для целей налогообложения не имеют юридической силы.
Материал о том, можно ли вернуть уплаченные налоги, пени по сделкам с лжеструктурой, доступен для подписчиков электронного «ГБ»
В какие сроки плательщик может быть привлечен к административной ответственности за неуплату налогов
Неуплата налогов – длящееся административное правонарушение. Его начало отсчитывается с момента наступления срока уплаты соответствующего налога и продолжается до момента фактической оплаты плательщиком этого налога (взыскания в принудительном порядке).
За неуплату налогов административное взыскание в виде штрафа может быть наложено не позже 6 месяцев со дня обнаружения этого факта со стороны контролирующих органов. То есть если в отношении плательщика 1 марта 2016 г. составлен акт проверки, в котором зафиксирован факт неуплаты налогов, то штраф может быть наложен не позднее 1 сентября 2016 г.
В каких случаях наступает уголовная ответственность при уклонении от уплаты налогов
Уклонение от уплаты налогов закон связывает с сознательным (умышленным) невыполнением плательщиком обязанности производить установленные законодательством налоговые платежи в бюджет.
Уголовным преступлением уклонение от уплаты налогов становится при одновременном выполнении следующих условий:
– если оно совершается умышленно строго определенными Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК) способами (способы установлены в ч. 1 ст. 243 УК);
– причиняет ущерб в крупном или особо крупном размере.
Способы уклонения от уплаты налогов, при которых может наступить уголовная ответственность:
1) сокрытие налоговой базы – умышленное неотражение в документах налогового учета (отчетности) фактических данных об объектах налогообложения. Проще говоря, это случаи, когда плательщик получает доход, подлежащий налогообложению, но умышленно не отражает его в своей налоговой отчетности (по сути, утаивает, скрывает факт получения этого дохода).
Примером сокрытия объекта налогообложения является ситуация, когда лицо получает доход от участия в деятельности иностранной организации (имеет счет в иностранном банке, с которого снимаются деньги, или корпоративную карточку, на которую перечисляется доход) или получает доход от деятельности в сети Интернет, однако такие доходы не отражаются плательщиком в налоговой декларации (по сути, утаиваются от налоговых органов Республики Беларусь).
Сокрытие налоговой базы имеет место при приеме выручки от реализации товаров, работ, услуг без отражения ее в учетных документах с целью утаивания полученного дохода.
Справочно: если лицо занимается предпринимательской деятельностью без государственной регистрации и от этой деятельности получает доход, такое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности не за уклонение от уплаты налогов, а за незаконную предпринимательскую деятельность;
2) умышленное занижение налоговой базы. Оно выражается в ситуациях, когда в документы налогового учета заведомо вносят несоответствующие действительности сведения и они приводят к уменьшению размера сумм налогов, подлежащих уплате (это может быть необоснованное завышение затрат, учитываемых при налогообложении, необоснованное принятие к вычету НДС и т.п.).
В качестве примера приведем ситуацию, когда организация сознательно взаимодействует со лжеструктурами, т.е. оформляет не соответствующие действительности товаросопроводительные документы на поставку или приемку товара (так называемые бестоварные накладные), что приводит в результате к недоплате НДС и налога на прибыль;
3) уклонение от представления налоговой декларации (расчета). Проявляется, если умышленно не представить декларацию (расчет) в налоговый орган в установленный срок при наличии такой возможности с целью уклониться от уплаты налога;
4) внесение в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений – умышленное указание в ней любых не соответствующих действительности данных, которые влияют на исчисление уплачиваемого налога.
Чаще всего в практике встречаются первые два способа уклонения от уплаты налогов (путем сокрытия и занижения налоговой базы).
Как правильно определиться с величиной ущерба
Для цели привлечения к уголовной ответственности под ущербом, причиненным уклонением от уплаты налогов, понимается не величина сокрытой или заниженной налоговой базы, а сумма неуплаченного (не поступившего в бюджет) налога. Установленные пени и штрафы за неуплату налогов в эту сумму не включают.
Крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов на сумму, в 1 000 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (в настоящее время 1 000 базовых величин – 210 млн. руб.). В данном случае уклонение от уплаты налогов относится к менее тяжким преступлениям и ответственность за него наступает по ч. 1 ст. 243 УК.
Особо крупным размером ущерба признают уклонение от уплаты сумм налогов на сумму, в 2 500 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (в настоящее время 2 500 базовых величин – 525 млн. руб.). В данном случае уклонение от уплаты налогов относится к тяжким преступлениям и ответственность за него наступает по ч. 2 ст. 243 УК.
Кого привлекают к уголовной ответственности
К уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов могут привлечь физических лиц, на которых возложены обязанности по исчислению и уплате налогов, а также по представлению в налоговые органы документов налогового учета и (или) отчетности.
Такими лицами являются:
– руководители (директора) юридических лиц – плательщиков;
– бухгалтеры и другие должностные лица плательщиков, если на них (руководителем организации) были специально возложены соответствующие полномочия;
– лица, которые фактически осуществляли руководство плательщиком (учредители, члены наблюдательного совета и т.п.), при условии, что действующий руководитель или другое лицо, которые обязаны исчислять налоги и вести налоговую отчетность, не знали о своем участии в уклонении от уплаты налогов;
– лица, организовавшие, или склонившие действующего руководителя к уклонению от уплаты налогов, или содействовавшие такому уклонению советами, указаниями и т.п. Такие лица несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники в зависимости от способа своего участия.
Уклонение от уплаты налогов, повлекшее причинение ущерба:
– в крупном размере (ч. 1 ст. 243 УК), – наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок;
– в особо крупном размере (ч. 2 ст. 243 УК), – наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Конкретный вид и размер наказания определяет суд по итогам рассмотрения уголовного дела с учетом всех обстоятельств и материалов дела.
Случаи, когда от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов могут освободить
Если лицо впервые совершило уклонение от уплаты налогов в крупном размере (такое преступление является менее тяжким), оно может быть освобождено от уголовной ответственности судом, прокурором или следователем с согласия прокурора в следующих случаях:
1) с привлечением к административной ответственности, если:
– это лицо возместило ущерб (т.е. уплатило налоги и пени в полном объеме);
– будет признано, что для его исправления достаточно применения мер административного взыскания;
2) без привлечения к административной ответственности, если это лицо:
– после совершения преступления добровольно явилось с повинной или активно способствовало выявлению и (или) раскрытию преступления;
– возместило причиненный преступлением ущерб;
– внесло на депозитный счет органа, ведущего уголовный процесс, уголовно-правовую компенсацию в размере 50 % неуплаченного налога, но не менее 30 базовых величин.
Если лицо совершило уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере (такое преступление является тяжким), оно может быть освобождено от уголовной ответственности Президентом Республики Беларусь, если это лицо:
– раскаялось и способствовало раскрытию преступления;
– добровольно возместило причиненный ущерб, включая расходы на восстановление нарушенных имущественных прав и неполученные доходы (упущенную выгоду) от оборота имущества, вред, нанесенный государственным или общественным интересам;
– способствовало устранению других последствий совершенного преступления.
Справочно: на практике для освобождения от уголовной ответственности по данному основанию лицу необходимо возместить ущерб (т.е. уплатить сумму налога) с определенным коэффициентом, размер которого варьируется в зависимости от обстоятельств конкретного дела. Можно сказать, что таким образом государство компенсирует свои расходы и вред, который причинен преступлением его интересам.
Порядок освобождения от уголовной ответственности в данном случае предусмотрен Положением о порядке осуществления в Республике Беларусь помилования осужденных, освобождения от уголовной ответственности лиц, способствовавших раскрытию и устранению последствий преступлений, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 03.12.1994 № 250 (с изменениями и дополнениями), и заключается в следующем:
1) лицо, раскаявшееся в совершенном преступлении, добровольно уплатившее налоги и начисленные пени в полном объеме, возместившее иные расходы, пишет личное ходатайство на имя Президента Республики Беларусь об освобождении от уголовной ответственности, которое направляется в Администрацию Президента Республики Беларусь;
2) поступившее ходатайство рассматривает специальная комиссия по вопросам помилования, созданная при Президенте Республики Беларусь.
При рассмотрении ходатайства принимаются во внимание:
– степень общественной опасности совершенного преступления;
– раскаяние лица в совершенном преступлении, его активное содействие в раскрытии преступления;
– возмещение им причиненного ущерба, вреда, нанесенного государственным или общественным интересам;
– уплата дохода, полученного преступным путем;
– устранение иных последствий преступления;
– данные, характеризующие его личность, и возможность исправления без привлечения к уголовной ответственности;
3) решение Президента Республики Беларусь об освобождении лица от уголовной ответственности принимается в форме указа, который в 3-дневный срок с момента его издания направляется Генеральному прокурору для исполнения. Лицо, освобожденное от уголовной ответственности, ознакамливается с данным указом;
4) прекращение уголовного дела в отношении лица, освобожденного от уголовной ответственности, осуществляется соответствующим прокурором.
С комментариями юристов о применении норм Указа № 14 читатели могут ознакомиться в материале Д. Семашко и Н. Шекиной «Как повлияет работа со лжеструктурами на ответственность организаций в свете нового Указа Президента» в журнале «Главный Бухгалтер», 2016, № 5, с. 50–51.
Бухгалтера могут оштрафовать на 2940 рублей, если налоги не уплачены или недоплачены умышленно. Следующий штраф в течение года будет еще больше.
Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 131-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» внесены поправки в статьи 13.5–13.7 КоАП, которые определяют размер санкций за отсутствие учета начисленных или выплаченных (выданных в натуральной форме) плательщику доходов либо неотражение (неполное отражение) доходов в учете; неуплату или неполную уплату суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа; невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины). Новые размеры санкций вступят в силу с 29 октября 2018 года.
В решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 10 июля 2018 г. № Р-1136/2018 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» отмечено, что повышение размеров штрафов, применяемых в качестве административных взысканий за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 13.5–13.7 КоАП, посягающих на установленный законодательством порядок налогообложения, направлено на стимулирование правомерного поведения хозяйствующих субъектов и иных лиц, дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию ответственности при применении тех или иных мер государственного принуждения; повышение предупредительного воздействия административных взысканий, их минимизацию в указанных сферах правоотношений и создание таким образом надлежащих условий для развития предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нормативный акт: Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
Дата вступления в силу: 01.03.2021
C 1 марта 2021 г. вступил в силу новый КоАП, который содержит изменения в том числе в части регулирования ответственности за нарушения налогового законодательства. Ответственность за нарушения против порядка налогообложения теперь определена в главе 14 КоАП (ранее — глава 13).
Рассмотрим подробнее принятые новшества.
9239
Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Исключение ответственности
В новой редакции КоАП упразднена ответственность за следующие нарушения налогового законодательства:
— нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ранее ответственность составляла до 5 базовых величин, далее — БВ).
Справочно.Ответственность за деятельность без постановки на учет в налоговом органе сохранена в ст. 14.1 КоАП. Размер ответственности при этом не изменился.
— отсутствие при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг документа об уплате единого налога или справки (ответственность составляла от 2 до 5 БВ).
Или доступ к статье за 10,00 руб.
Доступ к статье откроется сразу после оплаты
Купите доступ к порталу jurist.by и получите:
Вот уже на протяжении 21 года журнал «Юрист» является ведущим профессиональным правовым
изданием Беларуси.
Мы публикуем готовые решения правовых задач, алгоритмы действий для юристов-практиков со
ссылками на нормы права и судебную практику.
Сегодня журнал «Юрист» – это множество самостоятельных и успешных проектов, большое
количество друзей и единомышленников!
За 10 лет в наших мероприятиях приняли участие более 3000 специалистов, выступили более 500
спикеров из Беларуси и других стран!
Раковчук Кирилл Викторовичначальник юридического отдела УП «ШАТЕ-М плюс»
«Портал jurist.by – это бесценный и надежный помощник для корпоративных юристов,
адвокатов,
экспертов. Всегда важные и полезные статьи от профессионалов высокого уровня,
эксклюзивные
судебные кейсы, интересные конференции. Удобные сервисы портала помогают
грамотно
проанализировать информацию и оперативно принять решение, что на сегодняшний
день
очень
актуально при совершении сделок и хозяйственных операций».
Напреева Алина Святославовнаведущий юрисконсульт отдела правового обеспечения корпоративной деятельности юридического департамента ЗАО «Альфа-Банк»
«Выражаю благодарность за долговременное и плодотворное сотрудничество с ООО
«Информационное
правовое агентство Гревцова». Ваш журнал «Юрист» содержит статьи на актуальные
проблемные
вопросы, возникающие в юридической практике.Хочется также поблагодарить за
организацию и
проведение семинаров на различные актуальные темы, посещать ваши семинары всегда
познавательно и интересно».
Ранее проходили регистрацию. Как восстановить пароль?
Для восстановления пароля необходимо нажать кнопку «Вход», далее
перейти по ссылке «Забыли пароль?». На открывшейся странице введите e-mail, который вы
используете для входа на портал. После этого зайдите в вашу электронную почту и перейдите по
ссылке в письме для завершения процедуры восстановления пароля, задайте новый пароль.
Если я куплю доступ к порталу на 5 дней, а после этого захочу
купить доступ на 6/12 месяцев, зачтется ли предыдущий платеж?
Нет, не зачтется. По истечении 5 дней доступ к порталу закроется.
Новый доступ предоставляется согласно оплаченному периоду.
Вариант 1. Пройти регистрацию на участие по следующей ссылке
https://profint.by/registraciya, и специалист
отдела продаж свяжется с вами для выставления счета.
Вариант 2. Позвонить в отдел продаж по номеру +375 29 896
76
10 (Анна), запросить счет для оплаты и пройти регистрацию по телефону.
Можно ли платить ежемесячно, а не разово?
Можно оплатить следующие периоды доступа к порталу: 5 дней, 3/6/12
месяцев.
Какие есть способы оплаты доступа к порталу?
Оплатили доступ к материалам портала. Как получить доступ в
закрытый Telegram-журнал «Юрист»?
Заполните форму регистрации https://profint.by/telegram_jurist, и мы
вышлем
вам ссылку-приглашение.
В Беларуси с 29 октября вырастут штрафы за некоторые налоговые нарушения. Эти изменения, в частности, касаются административной ответственности за правонарушения против порядка налогообложения и хранения бухгалтерских документов. Они предусмотрены Законом от 17 июля 2018 г. № 131-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» и с 29 октября вступят в силу.
Размеры штрафы повышаются как для физических лиц, так и для юридических лиц, а также для индивидуальных предпринимателей.
Так, с 29 октября вырастут размеры налагаемых штрафов для физических лиц за умышленную неуплату или неполную уплату налога сбора (пошлины). Это касается тех, кто не является должностным лицом юридического лица или ИП. Штраф составит 40% от неуплаченной суммы налога, но не меньше 10 базовых величин. Сейчас предусмотрен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога, но не меньше 5 базовых величин. За совершенное повторно нарушение штраф вырастет до 100-200 базовых величин.
Для ИП за неуплату или неполную уплату суммы налога предусмотрен штраф 40% от неуплаченной суммы налога, но не меньше 2 базовых величин (в настоящее время 20%, но не менее 2 базовых).
Для юрлиц штраф за аналогичное нарушение составит 40% от неуплаченной суммы налога, но не меньше 10 базовых величин (в настоящее время 20%, но не меньше десяти базовых).
Для ИП повышается штраф за отсутствие начисленных или выплаченных плательщику доходов либо неотражение в учете выплаченных доходов, которые повлекли доначисление сумм налогов. Размер штрафа составит от 2 до 50 базовых величин ( в настоящее время от 2 до 10 базовых). За повторное нарушение он повысится вдвое и оставит от 4 до 100 базовых.
Юридических лиц за подобное нарушение смогут оштрафовать на сумму от 5 до 100 базовых величин (в настоящее время от 5 до 50 базовых). За повторное нарушение предусмотрен штраф до 200 базовых.
Для ИП и должностных лиц юрлица повышаются штрафы за уничтожение бухгалтерских документов (по предпринимательской деятельности, учету доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения) до истечения установленных сроков их хранения либо их сокрытие. Это касается также иных документов, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов.
Для ИП за неудержание либо неполное удержание или перечисление налога предусмотрен штраф до 40% от суммы, подлежащей удержанию, но не меньше 2 базовых (в настоящее время 20%). Для юрлиц за аналогичное нарушение — до 40% от суммы, но не меньше 10 базовых (в настоящее время 20%). Штраф будут начислять, если неудержанная и (или) неперечисленная сумма налога, сбора (пошлины) составляет более 4 базовых для ИП, более 10 базовых для юрлиц. Также наказание последует, если не удержанная и не перечисленная сумма налога превысит 5% от удержанных и перечисленных за проверенный период сумм налога.
Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале