1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Не являются объектом налогообложения:
1) утратил силу с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда;
Информация об изменениях
Пункт 2 дополнен подпунктом 11 с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 324-ФЗ
11) суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;
Пункт 2 дополнен подпунктом 12 с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 324-ФЗ
12) воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;
Пункт 2 дополнен подпунктом 13 с 2 июля 2021 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ
13) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил, зарегистрированные в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 23 апреля 2012 года N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна».
Вопрос 1: Может ли физическое лицо, без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, продавать нарисованные картины с использованием социальных сетей, либо через иностранные галереи с уплатой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц?
Ответ: Виды деятельности, при осуществлении которых реализация потребителям товаров, а также выполнение работ (оказание услуг) признается объектом налогообложения единым налогом, для плательщиков — физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь указаны в подпункте 3.1 пункта 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Налоговый кодекс).
Вид деятельности, указанный в вопросе, не относится к видам деятельности физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, при осуществлении которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог).
Вопрос 2: Может ли физическое лицо, без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, по заказам граждан шить чехлы для рюкзаков из ткани или сетки с уплатой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц?
Ответ: Виды деятельности, при осуществлении которых реализация потребителям товаров, а также выполнение работ (оказание услуг) признается объектом налогообложения единым налогом, для плательщиков — физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь указаны в подпункте 3.1 пункта 3 статьи 337 Налогового кодекса.
Деятельность, указанная в вопросе, не относится к видам деятельности физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, при осуществлении которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Вопрос 3: Может ли физическое лицо, без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлять полировку изделий из алюминия, например деталей мотоциклов, автомобильных дисков с уплатой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц?
Деятельность по полировке изделий из алюминия, не относится к видам деятельности физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, при осуществлении которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Вопрос 4: Может ли физическое лицо, без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, изготавливать изделия из древесины (фонари, полки, стеллажи) с помощью лобзика и шуруповёрта с уплатой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц?
Деятельность по изготовлению изделий из древесины (фонари, полки, стеллажи), не относится к видам деятельности физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, при осуществлении которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Вопрос 5: Может ли физическое лицо, без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, изготавливать кондитерские изделия под заказ физических лиц с уплатой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц? Можно ли осуществлять их доставку?
В целях применения единого налога потребителем является физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абзац пятый статьи 335 Налогового кодекса).
В соответствии с подпунктом 3.1.24 пункта 3 статьи 337 Налогового кодекса объектом налогообложения единым налогом для плательщиков физических лиц признается, реализация потребителям товаров, а также выполнение работ (оказание услуг) при осуществлении по заказам потребителей такого вида деятельности как приготовление пищи в домашних хозяйствах граждан.
Таким образом, реализация физическим лицам приготовленных по их заказам в домашних хозяйствах граждан кондитерских изделий, признается объектом налогообложения единым налогом, при этом с учётом абзаца одиннадцатого части четвертой пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь, такая деятельность должна осуществляться самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.
Налоговым кодексом не установлено ограничений в отношении способа передачи приготовленной пищи физическим лицам при осуществлении указанного вида деятельности.
Плательщики на этой системе освобождены от уплаты налога на прибыль (индивидуальные предприниматели — от НДФЛ), а также частично от налога на имущество. Вместо этого они уплачивают единый налог с разницы доходов и расходов. При этом лицо должно иметь статус сельхозпроизводителя. К ним относят юрлиц, крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП, которые занимаются производством, переработкой или продажей продукции растениеводства, животноводства, рыбным хозяйством, а также оказывают услуги в области сельского хозяйства. Кроме этого, ключевое условие применения спецрежима — лимит доходов от прочей деятельности. Доля выручки от производства, переработки и продажи сельхозпродукции в общей сумме поступлений должна быть равна не менее 70 %. В эту же сумму можно включить доходы от оказания услуг сельхозпроизводителям.
В настоящее время порядок налогообложения лиц на ЕСХН несколько изменился. Какие нововведения появились в системе ЕСХН с 2022 года? Последние новости вы можете найти в нашей статье.
Напомним, что еще с 1 января 2019 года у сельхозпроизводителей на спецрежиме появилась обязанность уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость. Она установлена Федеральным законом от 27 ноября 2017 № 335-ФЗ, вносящим поправки в Налоговый кодекс. Ранее для плательщиков ЕСХН НК РФ предусматривалось освобождение от НДС. Исключением являлся налог, вносимый в бюджет при ввозе импортной продукции. Теперь компании и ИП на ЕСХН должны оформлять все необходимые документы как плательщики налога на добавленную стоимость. В частности, вести книгу покупок и продаж и составлять счета-фактуры для контрагентов. Кроме того, нужно представлять в налоговую декларации по НДС.
Какие положительные и отрицательные стороны есть у новой обязанности сельхозпроизводителей? Уплата НДС — это дополнительная налоговая нагрузка для предприятий, что является негативным фактором. Автоматически увеличивается объем составляемой отчетности, а следовательно, и трудозатраты. Также появление обязанности уплачивать новый налог означает дополнительный контроль со стороны налоговой службы.
С другой стороны, плательщики единого сельхозналога теперь являются более привлекательными для контрагентов. Покупателям зачастую невыгодно приобретать товары у тех лиц, которые не должны уплачивать НДС. В этих случаях они теряют свое право на получение вычета. Предполагается, что введение НДС для сельхозпроизводителей повысит спрос на их продукцию.
У фирм и предприятий на ЕСХН есть право получить освобождение от уплаты НДС. Это возможно в следующих ситуациях:
- Для новых компаний — уведомление на получение освобождения от НДС и уведомление о начале работы на спецрежиме относятся к одному календарному году. Если новая организация не перейдет на ЕСХН сразу, то получит право воспользоваться освобождением от НДС через три месяца как обычный плательщик.
- Для действующих — соблюдение норматива по выручке от с/х деятельности. Пороговая величина постепенно будет снижаться. Так, чтобы получить освобождение от НДС в 2022 году, доход без учета налога в 2021 году не должен был превысить 70 млн руб. за год. Критерии для последующих лет приведены в таблице:
Если сельхозпроизводитель планирует реализовать право не платить НДС, он должен подать соответствующее уведомление в налоговую. Уведомление об освобождении от НДС для ЕСХН подается включительно до 20 числа месяца, с которого плательщик начинает использовать свое право не платить налог. Форма уведомления об использовании права на освобождение от НДС при ЕСХН в 2022 году утверждена Приложением № 2 к Приказу Минфина от 26.12.2018 № 286н. Электронный формат рекомендован письмом от 25.11.2021 № ЕА-4-15/16426.
Не могут получить освобождение от НДС те компании и ИП, которые продавали подакцизную продукцию в течение трех календарных месяцев до подачи уведомления. Исключены из списка запрещенных — виноград, вино, включая шампанское и игристое, виноматериалы и виноградное сусло из собственного винограда.
При начале продажи подакцизных товаров либо при нарушении лимита выручки сельхозпроизводитель теряет право не платить НДС. В дальнейшем такие лица не имеют права на повторное освобождение. Обратите внимание, что, если получение освобождения является добровольным, то обратная процедура невозможна, кроме как при нарушении приведенных условий.
Единый сельскохозяйственный налог в 2022 году в общем случае уплачивается по стандартной ставке в 6 %. При этом власти субъектов РФ могут установить дифференцированные значения ставки в диапазоне от 0 до 6 %. Такая возможность появилась с начала 2019 года. Размер ставки зависит от:
- вида с/х продукции (или работ/услуг);
- размера доходов от ведения бизнеса в сфере сельского хозяйства;
- места, где лицо осуществляет деятельность;
- численности сотрудников компании или ИП.
Вариация ставок позволяет найти баланс между нагрузкой на плательщиков и величиной налоговых поступлений. Некоторые регионы уже воспользовались правом ввести на их территории пониженные ставки. Например, в Московской области установлена нулевая ставка налога до 31 декабря 2021 года. До этой же даты установлены ставки местными законами в Свердловской (5 %) и в Кемеровской областях (3 %).
Сдавайте декларацию ЕСХН через интернет
Укажите данные вашей организации, и Контур.Экстерн поможет рассчитать сельскохозяйственный налог, проверит декларацию на ошибки и моментально передаст ее в налоговую, а затем подготовит платежку для банка.
Важный вопрос при применении ЕСХН — налогообложение имущества. В качестве ключевых изменений в системе ЕСХН последних лет следует указать поправку в Налоговом кодексе, касающуюся налога на имущество. Начиная с прошедшего 2018 года от обложения налогом освобождается только то имущество, которое задействовано при ведении с/х деятельности. К нему относятся активы, которые задействованы при производстве, переработке, реализации сельхозтоваров либо при оказании услуг другим сельхозпроизводителям. Ранее такая оговорка отсутствовала.
Имущество, которое используется в сельхоздеятельности, можно разделить на две группы. Одно напрямую используется для производства. Например, посевная техника, здания, где содержатся животные и т.д. Другое является вспомогательным, в частности, гаражи для техники, склады и т.д. Право не уплачивать налог относится к обеим группам. Однако льгота не действует на офисные помещения, общежития, административные здания и другие подобные объекты недвижимости.
1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:
2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти, органам местного самоуправления и органам публичной власти федеральной территории «Сириус» (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению), а также передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного назначения в казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, в казну федеральной территории «Сириус»;
3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов публичной власти федеральной территории «Сириус», в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления и нормативными правовыми актами федеральной территории «Сириус»;
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ пункт 2 статьи 146 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 4.1, вступающим в силу с 1 января 2012 г. Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 39-ФЗ установлено, что действие положения подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
4.1) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
4.2) оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением;
5) передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления и органам публичной власти федеральной территории «Сириус», а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
5.1) передача на безвозмездной основе имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления и (или) органам публичной власти федеральной территории «Сириус», государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
6) операции по реализации земельных участков (долей в них);
7) передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);
8) передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;
8.1) передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Норма настоящего подпункта применяется при передаче такого имущества некоммерческой организацией — собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;
9.3) передача в собственность на безвозмездной основе образовательным и научным некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, и (или) государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего казну федеральной территории «Сириус»;
10) оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, и (или) государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего казну федеральной территории «Сириус»;
11) выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, федеральной территории «Сириус», реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;
12) операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего казну федеральной территории «Сириус», выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
13) связанные с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Организационным комитетом «Россия-2018», дочерними организациями Организационного комитета «Россия-2018», Российским футбольным союзом, производителями медиаинформации FIFA и поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, определенными указанным Федеральным законом и являющимися российскими организациями, а также связанные с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, предусмотренных указанным Федеральным законом, операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Российским футбольным союзом и локальной организационной структурой, коммерческими партнерами UEFA, поставщиками товаров (работ, услуг) UEFA и вещателями UEFA, определенными указанным Федеральным законом, в период по 31 декабря 2021 года включительно.
Федеральным законом от 20 апреля 2014 г. N 78-ФЗ пункт 2 статьи 146 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 14, применяющимся к правоотношениям, возникшим со дня вступления в силу Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 39-ФЗ
14) реализация автономной некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Федеральным законом «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя», имущества и имущественных прав и оказание этой организацией услуг по представлению интересов вкладчиков;
15) операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами);
Пункт 2 дополнен подпунктом 16 с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 351-ФЗ
16) передача на безвозмездной основе органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, акционерным обществом, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и хозяйственными обществами, созданными с участием такого акционерного общества в указанных целях, являющимися управляющими компаниями особых экономических зон;
17) передача на безвозмездной основе:
в собственность некоммерческой организации, основными уставными целями которой являются популяризация и проведение чемпионата мира FIA «Формула-1», объекта недвижимого имущества для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии «Формула-1», а также одновременно с указанным объектом недвижимого имущества нематериальных активов и (или) необходимых для обеспечения функционирования указанного объекта недвижимого имущества объектов инфраструктуры, движимого имущества;
в государственную или муниципальную собственность объекта недвижимого имущества, предназначенного для проведения спортивных мероприятий по конькобежному спорту, а также одновременно с указанным объектом недвижимого имущества необходимых для обеспечения функционирования указанного объекта недвижимого имущества объектов инфраструктуры, движимого имущества;
18) передача на безвозмездной основе органам государственной власти, органам местного самоуправления и (или) органам публичной власти федеральной территории «Сириус» результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды, а также объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды, в случае заключения этим налогоплательщиком в отношении данных объектов концессионных соглашений в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
Пункт 2 дополнен подпунктом 19 с 1 июля 2019 г. — Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ
19) передача на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества;
Пункт 2 дополнен подпунктом 20 с 15 апреля 2019 г. — Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ
20) передача на безвозмездной основе имущества в собственность Российской Федерации для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике;
Пункт 2 дополнен подпунктом 21 с 2 июля 2021 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ
21) выполнение работ (оказание услуг), передача имущественных прав на безвозмездной основе органами государственной власти, органами местного самоуправления, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства и ее дочерними обществами, организациями, включенными в единый реестр организаций инфраструктуры поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также организациями, осуществляющими функции по поддержке экспорта в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке экспорта в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в случае, если выполнение работ (оказание услуг), передача имущественных прав осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
Пункт 2 дополнен подпунктом 22 с 14 июля 2022 г. — Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 323-ФЗ
22) оказание населению услуг по подключению (технологическому присоединению), в том числе фактическому присоединению, к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, расположенного в домовладениях, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или ином предусмотренном законом праве, намеревающимся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков, принадлежащих указанным физическим лицам на праве собственности или ином предусмотренном законом праве, при условии, что на основании актов Правительства Российской Федерации данные услуги оказываются без взимания платы с физических лиц;
Пункт 2 дополнен подпунктом 23 с 1 октября 2022 г. — Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 323-ФЗ
23) передача газа и (или) оказание услуг по его транспортировке по газораспределительным сетям на безвозмездной основе потребителям, использующим газ для обеспечения постоянного горения Вечного огня и периодического горения Огня памяти на воинских захоронениях и мемориальных сооружениях, находящихся вне воинских захоронений, в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-I «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» при условии, что на основании актов Правительства Российской Федерации передача газа и оказание услуг по его транспортировке по газораспределительным сетям осуществляются без взимания платы с потребителей.
Единый налог на вменённый доход
Единый налог на вменённый доход (единый налог, ЕНВД) — это один из специальных налоговых режимов, при котором налог взимается с установленного законом, а не фактически полученного дохода.
Поскольку ЕНВД применяется для налогообложения только определенных видов деятельности, данный режим является вспомогательным и всегда должен применяться одновременно с другим режимом налогообложения (например, можно находиться на ЕНВД и общей системе налогообложения (ОСН), ЕНВД и упрощённой системе налогообложения (УСН) и т.д.). ЕНВД будет действовать до 1 января 2021 года на всей территории РФ, при этом в некоторых регионах данный налоговый режим может не применяться по решению местных органов власти (например, на момент написания статьи ЕНВД не применяется в Москве).
Единый налог на вменённый доход предусматривает:
- Освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ), которые были получены от предпринимательской деятельности;
- Освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц, которое используется для предпринимательской деятельности лиц (кроме офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания – подробнее см. п.3 ст. 346.11);
- Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (кроме определённых законом случаев, например, при ввозе товаров на территорию РФ).
— через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей. — через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 м² по каждому объекту.
- Оказывают бытовые услуги;
- Оказывают ветеринарные услуги;
- Оказывают услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
- Оказывают услуги стоянок;
- Оказывают услуги по автоперевозке пассажиров и грузов, если имеют не более 20 транспортных средств;
- Занимаются распространением наружной рекламы и размещением рекламы с использованием транспортных средств;
- Оказывают услуги по временному размещению и проживанию, если общая площадь помещений в каждом объекте размещения составляет не более 500 м².
- Деятельность ведётся в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
- Налогоплательщики относятся к относятся к категории крупнейших;
- На осуществляемую деятельность введён торговый сбор (на момент написания статьи актуально для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);
- Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), которые реализуют свою с/х продукцию через свои объекты розничной торговли и общественного питания;
- Налогоплательщики являются учреждениями образования, здравоохранения или социального обеспечения, если оказание услуг общественного питания является неотъемлемой частью их деятельности и такие услуги они оказывают самостоятельно;
- Налогоплательщики, которые занимаются сдачей в аренду автозаправочных и автогазозаправочных станций.
- Специальный налоговый режим должен быть введен на территории муниципального образования (города, сельского поселения и т.д), и вид деятельности предпринимателя должен входить в локальный перечень деятельности, допустимой на ЕНВД;
- Средняя численность наёмных работников – до 100 человек (кроме организаций потребительской кооперации (до 01.01.2021));
- Доля участия других организаций не превышает 25% (кроме организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, организаций потребительской кооперации, хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы).
В случае, если были нарушены 2 и 3 пункты, то по итогам налогового периода налогоплательщик автоматически считается утратившим право на применение ЕНВД и переходит на общий режим налогообложения.Порядок перехода на ЕНВД:Перейти на ЕНВД можно через 5 дней со дня начала ведения деятельности, которая подпадает под ЕНВД. Для перехода необходимо подать заявление в налоговую службу по месту ведения деятельности или по месту нахождения организации/месту жительства ИП (для развозной и разносной торговли, размещения рекламы на транспортных средствах и осуществления автотранспортных перевозок). Нельзя перейти с упрощенной системы налогообложения (УСН) на ЕНВД в течение года по одному и тому же виду деятельности. С общей системы налогообложения (ОСН) на ЕНВД можно перейти в любое время. Перейти с ЕНВД на другой режим налогообложения можно с начала следующего календарного года.