- Плательщики налога
- Налоговая база
- Местные налоги
- Земельный налог
- Налог на имущество физических лиц
- Торговый сбор
- Уплата ЕСХН и представление декларации
- Нюансы при расчете сельхозналога
- Утрата права или отказ от применения ЕСХН
- Шпаргалка
- Налоговая декларация
- Кто платит земельный налог
- Объект обложения земельным налогом
- Налоговая база по земельному налогу
- Изменение кадастровой стоимости земельного участка
- Как оспорить кадастровую стоимость участка
- Ставки земельного налога
- Виды разрешенного использования земельных участков
- Штрафы за нецелевое использование земли
- Сообщение об уплате налога
- Порядок заявления о льготах
- Декларация по земельному налогу (до отчета за 2020 год)
- Порядок исчисления налога
- Ограничения для ЕСХН
Плательщики налога
^К началу страницы
Плательщиками налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ).
В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.
Не признаются налогоплательщиками организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Не признаются налогоплательщиками организации, зарегистрированные на территории Курильских островов, в течение периода использования такими организациями права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций в соответствии со статьей 246.3 Кодекса. В случае утраты организацией в соответствии с пунктом 3 статьи 246.3 Кодекса такого права она признается налогоплательщиком с 1-го числа налогового периода, в котором утрачено такое право, и сумма налога (авансового платежа по налогу) подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 397 Кодекса днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).
Налоговая база
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Если иное не установлено пунктом 1 статьи 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 НК РФ.
За налоговый период 2023 года налоговая база в отношении земельного участка определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2022 года с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 НК РФ, в случае, если кадастровая стоимость такого земельного участка, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает кадастровую стоимость такого земельного участка, внесенную в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащую применению с 1 января 2022 года, за исключением случаев, если кадастровая стоимость соответствующего земельного участка увеличилась вследствие изменения его характеристик.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
Согласно статье 391 НК РФ предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:
- изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и пунктом 1.1 статьи 391 НК РФ;
- в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Местные налоги
Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории страны.
Виды налогов и сборов, которые могут удерживаться на территории государства, устанавливаются и изменяются Налоговым кодексом РФ. В этом же нормативном акте расписано, какие налоги и сборы к какому уровню налоговой системы относятся.
Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный.
Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования.
Местные налоги устанавливаются (а равно вводятся в действие и прекращают действие) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Специальные налоговые режимы могут отменять отдельные виды местных налогов.
Представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом РФ.
К местным налогам и сборам относятся:
Земельный налог
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности.
Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, а налоговой базой их кадастровая стоимость.
Величина максимальной налоговой ставки объектов, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом, приобретенных для личного подсобного хозяйства составляет 0,3%, а для прочих категорий объектов налоговая ставка не может превышать 1,5%.
Налог на имущество физических лиц
Налогоплательщиками являются физические лица — собственники имущества: жилых домов, квартир, дач, гаражей.
Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.
Торговый сбор
Торговый сбор уплачивается фирмами и предпринимателями за ведение торговой деятельности, в отношении которой установлен сбор, на предназначенных для этого объектах движимого или недвижимого имущества.
От уплаты сбора освобождаются предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, а также плательщики, работающие на ЕСХН.
Если же на территории муниципального образования или городе федерального значения введен торговый сбор, то не допускается применение ЕНВД.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
. пункта 1.5 Положения о местных налогах на территории города Красноярска, утвержденного . на имущество физических лиц является местным налогом (статья 15), он устанавливается данным .
. нужно заплатить. Земельный налог Это местный налог, размер которого устанавливают региональные органы .
. налогов и сборов, региональных и местных налогов должен был осуществляться по соответствующим . региональных налогов, соответственно, местные налоги шли в зачет исключительно местных налогов. Например, к федеральным .
. том числе по региональным и местным налогам) принимает налоговый орган по месту . представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах для исполнения обязанности .
. установленных сроков уплаты региональных и местных налогов; если сроки уплаты продлеваются для . сборах сроков уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) в . Закона) сроки уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) продлеваются . и прекращении действия региональных и местных налогов в электронной форме, утвержденного приказом . и прекращении действия региональных и местных налогов» (КНД 1190803). Сведения об .
. условиях предоставления налоговых льгот по местным налогам предпенсионерам, являющимся государственными гражданскими служащими .
Уплата ЕСХН и представление декларации
ЕСХН делится на два платежа:
- По итогам отчетного периода — первого полугодия — не позднее 25 календарных дней, то есть не позднее 25 июля.
- По итогам налогового периода, то есть по окончании года. Срок этого платежа — до 31 марта.
Декларация представляется по итогам налогового периода в тот же срок, что и уплачивается налог, — не позднее 31 марта. По итогам отчетного периода (первого полугодия) декларация не представляется.
Нюансы при расчете сельхозналога
Рассчитывая сельхозналог, бухгалтер допустил следующие ошибки:
- не сверился со списком допустимых Налоговым кодексом расходов (п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
- не учел требования п. 4 ст. 346.5 НК РФ в части алгоритма списания стоимости основных средств.
Из-за невнимательности бухгалтера в расходы была включена выплаченная контрагенту неустойка за нарушение условий поставки в сумме 30 000 руб. — такой расход отсутствует в п. 2 ст. 346.5 НК РФ и не мог участвовать в расчете сельхозналога.
Вторым серьезным упущением явилось полное списание в течение налогового периода остаточной стоимости сельхозтехники, числившейся в составе основных средств в момент перехода ООО «Полевод» на спецрежим.
Поскольку срок полезного использования техники превышал 3 года (но менее 15 лет), по п. 4 ст. 346.5 НК РФ ее остаточную стоимость необходимо было списывать тремя частями в 2021, 2022 и 2023 годах.
В 2020 году учитываемая в расходах сумма составила 120 000 руб. (50% × 240 000). В последующие периоды:
- 2021 год: 30% × 240 000 руб. = 72 000 руб.;
- 2022 год: 20% × 240 000 руб. = 48 000 руб.
Таким образом, в расчете сельхозналога излишне учтены расходы в сумме 150 000 руб.:
- 30 000 руб. — «запретный» при ЕСХН расход;
- 120 000 руб. (72 000 + 48 000) — преждевременное списание остаточной стоимости основных средств, приобретенных до перехода на ЕСХН.
Недоплата сельхозналога по итогам 2021 года: 9 000 руб. (150 000 руб. × 6/100).
Расчетные алгоритмы налоговых обязательств при различных режимах налогообложения изучайте с материалами нашего сайта:
Утрата права или отказ от применения ЕСХН
Если по итогам года оказалось, что нарушены требования к применению этого режима (например, о доле доходов от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова не менее 70% от всего дохода), то плательщик ЕСХН должен сообщить об этом по форме № 26.1-2. В этом случае будет произведен перерасчет налога за прошедший год, исходя из требований ОСНО, и недоимку надо будет заплатить в январе нового года.
От применения этого льготного режима можно также отказаться в добровольном порядке, сообщают об этом по форме № 26.1-3. Сделать это можно только по окончании налогового периода, то есть календарного года, в период с 1-го по 15-го января.
Наконец, о том, что плательщик ЕСХН прекратил деятельность сельхозпроизводителя, надо сообщить в течение 15 дней со дня прекращения такой деятельности по форме № 26.1-7.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
- Переход с ЕСХН на основную систему налогообложения
- Перечень сельскохозяйственной продукции и услуг
Налоговая декларация
Начиная с 2021 года (за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды) налогоплательщики-организации налоговые декларации по земельному налогу не представляют.
Уточненные налоговые декларации за налоговый период 2019 года и ранее представляются в налоговый орган по месту учета организации по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.
Земельный налог относится к местным налогам. Он устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При установлении земельного налога местные власти определяют налоговые ставки (в пределах, установленных Налоговым кодексом), а для налогоплательщиков-организаций — порядок уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть также определены для отдельных категорий налогоплательщиков:
- налоговые льготы;
- основания и порядок их применения;
- размер не облагаемой налогом суммы (п. 2 ст. 387 НК РФ).
Также своим решением они могут устанавливать или не устанавливать на своих территориях отчетные периоды по земельному налогу. В первом случае налогоплательщики-организации должны в течение года исчислять и уплачивать авансовые платежи по налогу. Во втором случае налог платят единовременно за весь год.
Кто платит земельный налог
Плательщики земельного налога – это те фирмы, у которых есть определенные земельные участки, как правило, на праве собственности либо постоянного (бессрочного) пользования.
Обязанность уплачивать земельный налог возникает у налогоплательщика с момента государственной регистрации за ним вещного права на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
Не являются плательщиками земельного налога фирмы в отношении тех участков земли, которые:
- или находятся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе на праве безвозмездного срочного пользования;
- или переданы им по договору аренды.
Согласно статье 45 Земельного кодекса прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком происходит в случаях если:
- в принудительном порядке прекращено право пользования земельным наделом (при ненадлежащем использовании земельного участка, порче, неиспользовании земельного участка);
- если землепользователь добровольно отказался от принадлежащего ему права на земельный участок, подав соответствующее заявление в орган государственной регистрации.
Обязанность уплачивать земельный налог прекращается со дня внесения в реестр записи о вещном праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Обратите внимание: это правило действует и в случае принудительного изъятия у собственника иных объектов недвижимости, облагаемых налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости.
Срок уплаты земельного налога устанавливают только федеральные власти. За региональными властями сохранилось право устанавливать ставки и порядок перечисления налога.
с 1 января 2023 года для всех организаций установлен единый срок уплаты налога в составе единого налогового платежа. За истекший год организации должны уплатить земельный налог не позднее 28 февраля следующего года.
Сроки перечисления авансовых платежей – не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Лица, которые освобождены от обложения земельным налогом, перечислены в статье 395 Налогового кодекса, например, это:
- организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
- религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.
Объект обложения земельным налогом
Под обложение земельным налогом попадают участки, расположенные в пределах муниципального образования, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).
Не облагаются земельным налогом земельные участки:
- изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ. То есть те, что находятся в федеральной собственности и заняты государственными природными заповедниками и национальными парками, зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды, войска и воинские формирования, объектами организаций федеральной службы безопасности; органов госохраны и т.д.;
- ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
- из состава земель лесного фонда;
- ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
- входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Налоговая база по земельному налогу
Налоговая база по земельному налогу – это кадастровая стоимость земельных участков-объектов налогообложения (ст. 390 НК РФ). Ее определяют в соответствии с земельным законодательством РФ. Для установления такой стоимости проводят государственную кадастровую оценку земель.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ установлена периодичность проведения государственной кадастровой оценки. Очередная оценка будет проводиться в городах федерального значения по решению мэра через 2 года с года проведения последней оценки.
Такая периодичность начнет применяться по земельным участкам с 1 января 2022 года.
Также установлено, что в 2022 году будет проведена внеочередная кадастровая оценка земельных участков.
Базой считают кадастровую цену участка на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Обратите внимание: в статью 391 НК РФ в 2022 году внесено правило «заморозки» роста кадастровой стоимости. Оно устанавливает, что если с 1 января 2023 года кадастровая стоимость участка превышает значение на 1 января 2022 года, то налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, применяемая на 1 января 2022 года. Исключение – увеличение кадастровой стоимости из-за изменения характеристик земельного участка (категории земель, разрешенного использования, площади и т.п.).
Информация о кадастровой стоимости содержится в ЕГРН.
Фирмы сами определяют налоговую базу по налогу на землю, основываясь на данных из ЕГРН. Налоговики же получают эти сведения от органов, зарегистрировавших права на землю и осуществивших кадастровый учет.
Если земельный участок образован в течение календарного года, тогда налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Налоговую базу определяют отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Фирмы определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Для расчета налоговой базы применяется стоимость, информация о которой внесена в ЕГРН. Дата начала ее использования в этих сведениях указана.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результате определения кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость определяется в отношении как вновь учтенных объектов недвижимости, так и в отношении ранее учтенных объектов недвижимости, если произошло изменение их количественных или качественных характеристик (ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», далее — Закон № 135-ФЗ).
Другими словами, кадастровая стоимость земельных участков определяется в случаях:
- образования нового земельного участка;
- изменения площади земельного участка;
- изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Кадастровая стоимость земельных участков в перечисленных выше случаях определяется Росреестром.
В общем случае сведения о кадастровой стоимости используются с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. Но в некоторых случаях – в особом порядке (ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ):
- в случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости — с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку;
- в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда — с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка
В общем случае изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах (п. 1 ст. 391 НК РФ). То есть платить налог с новой налоговый базы нужно только со следующего налогового периода, за исключением двух случаев:
- при исправлении технической ошибки, допущенной Росреестром при ведении государственного кадастра недвижимости;
- при изменении кадастровой (реестровой) стоимости объекта на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) — это ошибка, допущенная органом кадастрового учета при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, ведущая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН.
Кадастровая (реестровая ошибка) — это воспроизведенная в ЕГРН ошибка в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином установленном порядке (ч. 1, 3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной Росреестром, учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость земельного участка может быть изменена по решению специальной комиссии или по решению суда.
Подобные изменения влекут за собой пересчет налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости.
С 11 августа 2020 года действуют изменения, внесенные Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ.
Установлено правило о ретроспективном применении кадастровой стоимости объекта недвижимости в налогообложении. Если исправление ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, привело к ее уменьшению, то новое значение будет распространено на весь период со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости.
В случае увеличения кадастровой стоимости ее новое значение будет применяться со следующего года.
А в случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из них – по закону об оценочной деятельности.
Если же кадастровая стоимость определена в размере ее рыночной оценки, применять ее следует «задним числом» — с 1 января года, в котором подано заявление и принято положительное решение (но не раньше даты регистрации объекта в кадастре).
С 1 января 2021 года заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, можно будет подать в течение 5 лет со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости.
С января 2021 года установлены два случая, когда нужно пересчитать земельный налог из-за корректировки кадастровой стоимости.
- Кадастровая стоимость объекта меняется вследствие того, что установлена его рыночная стоимость. Перерасчет налога производится задним числом за все периоды, в течение которых применялась изменяемая кадастровая стоимость (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).
- Кадастровая стоимость меняется из-за изменения характеристик объекта. Алгоритм расчета следующий (п. 7.1 ст. 396 НК РФ):
- за период с 1 января до даты изменения сумма налога вычисляется исходя из прежней кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с 1 января до указанной даты, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если изменение произошло после 15-го числа, текущий месяц считается за полный месяц;
- за период с даты изменения по 31 декабря сумма налога вычисляется исходя из измененной кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с указанной даты до конца налогового периода, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если изменение произошло 15-го числа или ранее, текущий месяц считается за полный месяц.
Напомним: если земля принадлежит вам меньше года (например, несколько месяцев), то налог платится только за эти месяцы. Рассчитайте земельный налог за несколько месяцев с учетом коэффициента владения по формуле:
Сумма земельного налога за неполный год=Налоговая базаxСтавка налогаxКоличество месяцев, в течение которых участок был зарегистрирован на владельца / 12 месяцев
Как оспорить кадастровую стоимость участка
Процедура установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости для юридического лица предполагает следующий порядок действий:
- определить (оценить) размер рыночной стоимости земельного участка с привлечением профессиональных оценщиков. При этом рыночная стоимость земельного участка должна быть определена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость;
- оспорить кадастровую стоимость участка в досудебном порядке, что предусмотрено Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Обращение в комиссию возможно в течение пяти лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, но до момента определения новой кадастровой стоимости.
Срок рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости — один месяц с даты поступления заявления в комиссию.
Заметим, что обращение с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости в суд возможно в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный месячный срок.
По итогам рассмотрения административного искового заявления суд выносит решение, которое вступает в законную силу через месяц после вынесения решения.
Следует также помнить, что уточненную налоговую декларацию по земельному налогу в случае успешного оспаривания кадастровой стоимости земельного участка следует подавать не ранее момента внесения органом кадастрового учета новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Ставки земельного налога
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Максимальное значение тарифа может быть от 0,3 (в частности, по землям сельскохозяйственного назначения) до 1,5 (по прочим землям) процента (п. 1 ст. 394 НК РФ).
Дифференциация налоговых ставок производится в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также от места нахождения объекта налогообложения.
Налоговые ставки по земельному налогу:
1) 0,3% в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом (ЖФ) и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (ЖКК), за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к ЖФ и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКК, или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Для применения пониженной ставки земельного налога в отношении земель сельскохозяйственного назначения необходимо, чтобы земельный участок:
- относился к землям сельскохозяйственного назначения в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах;
- использовался для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению.
В противном случае ставка устанавливается в пределах до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка (письмо Минфина России от 26 мая 2016 г. № 03-05-04-02/30117).
В отношении земельных участков, приобретенных для осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока, который начинает течь с даты госрегистрации права на участок.
Исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) по участкам под жилищное строительство производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Этот срок начинает течь с даты госрегистрации права на участок и вплоть до регистрации прав на построенный объект.
Виды разрешенного использования земельных участков
Виды разрешенного использования земельных участков можно определить по классификатору, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540 (в редакции приказа от 4 февраля 2019 г. № 44). Налоговики также могут направить запрос органу, уполномоченному принимать решение об установлении соответствия между видами разрешенного использования.
Однако для этого необходимо использования земельных участков по целевому назначению (см. Определения Верховного Суда РФ от 21 декабря 2018 № 307-КГ18-20670 по делу № А66-16992/2017 и от 30 октября 2018 г. № 305-КГ18-16987 по делу № А41-80451/2017).
В классификаторе видов разрешенного использования земельных участков приведено следующее описание вида разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства»:
- размещение жилого дома (отдельно стоящего здания с количеством надземных этажей не более чем 3, высотой не более 20 метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости);
- выращивание сельскохозяйственных культур;
- размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
Таким образом, если земельный участок с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (ИЖС) используется в предпринимательской деятельности и предназначен для дальнейшей перепродажи, льготную ставку земельного налога применять нельзя.
Поэтому если участок для ИЖС используется в предпринимательской деятельности, земельный налог нужно платить по общей ставке – 1,5%. Это положение применяется с 1 января 2020 года (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).
Об использовании земельных участков для ИЖС в предпринимательской деятельности свидетельствуют:
- наличие множественности земельных участков, принадлежащих одному лицу, основным видом деятельности которого является продажа недвижимости;
- установление признаков коммерческого землепользования (для извлечения прибыли), в том числе создание на соответствующей территории инфраструктуры (построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки и т.п.), установление фактов дальнейшей реализации земельных участков, т.е. их использования налогоплательщиком в предпринимательской деятельности (Письмо Минфина от 15 января 2020 г. № 03-05-06-02/1158).
Таким образом, строительство на землях ИЖС домов и их последующая продажа в целом или по частям (в долях) и создание и эксплуатация на земельном участке коммерческого объекта (например, гостиницы), тоже может свидетельствовать об использовании земельного участка в предпринимательской деятельности.
Штрафы за нецелевое использование земли
За нецелевое использование земли фирму могут оштрафовать по статье 8.8 КоАП РФ. Пунктом 1 этой статьи установлены такие штрафы.
Если кадастровая стоимость земельного участка определена:
- на граждан — от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10 000 рублей;
- на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 000 рублей;
- на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 рублей.
Если кадастровая стоимость земельного участка не определена:
- на граждан в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
- на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей;
- на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.
Компания взяла участок земли в аренду на 49 лет ля эксплуатации гостиницы.
При проверке соблюдения компанией земельного законодательства прокурор установил, что фирма использует участок не по назначению — эксплуатации зданий с целью оказания гостиничных услуг.
В чем усмотрели нарушение?
Выяснилось, что на одном и том же участке, вместе с гостиницей, работает кафе. У него имеется отдельный вход, и заведение открыто для посещения неограниченного круга лиц.
Прокурор усмотрел в этом нецелевое использование земли и составил протокол по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ. Росреестр на основании этого протокола вынес постановление и назначил фирме штраф в размере 700 000 рублей.
Фирма не согласилась и обратилась в суд.
Суд не обнаружил состава правонарушения и отменил штраф. Ведь размещение кафе гостиницы не исключает использование земли в соответствии с ее целевым назначением. А питание было организовано в первую очередь для постояльцев гостиницы.
(Постановление АС Московского округа от 28 февраля 2019 г. № Ф05-941/2019).
Сообщение об уплате налога
Организациям самостоятельно рассчитывать, уплачивать налог и сдавать декларации нужно в последний раз за 2019 год.
Начиная с отчетности за 2020 год плательщики земельного налога освобождены от сдачи отчетности по нему. Изменения, касающиеся отчетности по налогу, были внесены Федеральным законом от 15 апреля 2019 года № 63-ФЗ.
Сообщения налоговики отправят после того, как истекут налоговый период и срок уплаты налога, то есть когда плательщик должен был исполнить обязанности по уплате налогов.
То есть, отправка сообщений не заменяет обязанности плательщика по самостоятельному расчету и уплате налога. Их цель — информирование плательщика о сумме налога за конкретный период для взыскания недоимки, если она будет обнаружена.
Обратите внимание, что Налоговый кодекс дает возможность фирмам в течение 20 дней с момента получения уведомления предоставить налоговикам документы, которые подтвердят, что вы правильно рассчитали уплаченный налог, применили льготу или обоснованно освобождены от налога. Налоговикам придется рассмотреть пояснения и документы, а если найдутся основания, то и произвести перерасчет указанной в сообщении суммы.
Также компания может в любой момент запросить выписку из Единого госреестра налогоплательщиков, чтобы знать, какими сведениями руководствуются чиновники при расчете налогов. Об этом написали финансисты еще в письме от 19 июня 2019 года № 03-05-05-02/44672.
Если инспекция не прислала сообщение о сумме налога
Если вы не получили сообщение об исчисленном налоге, нужно направить в инспекцию сообщение о наличии объекта налогообложения (п. 2.2 ст. 23 НК РФ). Представляется оно однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим годом. К сообщению прилагаются копии документов, подтверждающих права на объекты.
Направлять сообщение об объектах налогообложения не требуется, если не истекли сроки для направления организации сообщений об исчисленных налоговым органом суммах этих налогов.
Например, сообщение об исчисленной сумме налога за 2021 год должно было быть передано инспекцией не позднее 6 месяцев со дня истечения срока уплаты (1 марта 2022 года), то есть до 2 сентября 2022 года. То есть сообщение о наличии объектов, признаваемых объектами налогообложения, организация не должна направлять ранее 1 сентября 2022 года.
Как заполнить сообщение об объекте налогообложения
Бланк сообщения состоит из титульного листа; листа с информацией о транспортных средствах и листа с информацией о земельных участках (поскольку форма предназначена не только для земельного, но и для транспортного налога).
На титульном листе указывают:
- код налогового органа;
- данные об организации;
- номер контактного телефона;
- код, отображающий способ получения результатов рассмотрения сообщения («1» — лично, «2» — по почте, «3» — через интернет с помощью оператора ЭДО).
При заполнении листа с информацией о земельных участках необходимо указать:
- кадастровый номер земельного участка;
- дату государственной регистрации в ЕГРН права собственности или права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, а при отсутствии такой даты — дату возникновения указанного права на земельный участок;
- имеющуюся в ЕГРН дату государственной регистрации прекращения права собственности или права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, а при отсутствии такой даты — дату прекращения указанного права на земельный участок (при наличии такой даты).
Сообщение можно заполнить рукописным способом чернилами черного цвета или на компьютере.
- исправление ошибок с помощью корректирующего средства; двусторонняя печать документа на бумаге;
- скрепление листов, приводящее к порче документов.
Порядок заявления о льготах
Со 2 июля 2021 г. для налогоплательщиков-организаций введен беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами (п. 85 ст. 2, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ).
Декларация по земельному налогу (до отчета за 2020 год)
Декларацию по земельному налогу в последний раз сдавали за налоговый период 2020 года. Начиная с отчета за 2021 год отчитываться в налоговую инспекцию по земельному налогу не нужно.
Сдавали декларацию в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка.
Декларация по земельному налогу состоит из:
- титульного листа;
- раздела 1 «Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет»;
- раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога».
В таком составе декларацию должны были сдавать все налогоплательщики.
Прежде всего заполняли раздел 2. Затем данные из него переносили в раздел 1 декларации. Титульный лист — в последнюю очередь.
Порядок исчисления налога
Порядок исчисления налога, а также авансовых платежей определен ст. 396 НК РФ
- Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, с учетом особенностей, установленных статьей 396 НК РФ;
- Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками-организациями как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 396 НК РФ, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка;
- В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом, если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте;
- В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 статьи 396 НК РФ;
- Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительный орган федеральной территории «Сириус») при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода;
- В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трех лет начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке;
- В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего три года с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Налогоплательщики-организации обязаны направить в налоговый орган по своему выбору сообщение о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и (или) объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам (далее – Сообщение), в случае неполучения сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельные участки, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сообщение не представляется в случае, если организации было передано (направлено) сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога в отношении этого объекта или если организация применяет налоговую льготу в отношении соответствующего объекта налогообложения.
Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком налоговому органу Сообщения влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении земельного участка, по которому не представлено (несвоевременно представлено) Сообщение (п. 3 ст. 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
С 1 января 2023 года налогоплательщики – участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений (заключенных после 1 июня 2022 года, стороной которых является Российская Федерация) вправе применить налоговый вычет для СЗПК с учетом следующих условий и в следующем порядке:
- Сумма налога (авансового платежа по налогу), исчисленная в соответствии со статьей 396 НК РФ в отношении земельных участков, используемых при реализации инвестиционного проекта, предусмотренного соглашением о защите и поощрении капиталовложений, уменьшается на сумму налогового вычета для СЗПК в порядке и на условиях, установленных статьей 396.1 НК РФ.
- Размер налогового вычета для СЗПК определяется суммой, отраженной в уведомлении о налоговом вычете для СЗПК применительно к налогу (авансовому платежу по налогу) в отношении соответствующего объекта налогообложения, которое представлено в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии со статьей 25.18 НК РФ (далее — Уведомление).
- Налоговый вычет для СЗПК применяется начиная с налогового периода, следующего за годом представления Уведомления.
- В результате применения налогового вычета для СЗПК сумма налога (авансового платежа по налогу) может быть снижена до нуля. Неиспользованная часть налогового вычета учитывается при исчислении суммы налога (авансового платежа по налогу) в последующие налоговые (отчетные) периоды, если применение налогового вычета предусмотрено Уведомлением в отношении соответствующего объекта налогообложения.
- Налоговый вычет для СЗПК применяется до наступления хотя бы одного из следующих оснований:
- общая сумма налога (авансового платежа по налогу), не уплаченная в связи с применением налогового вычета для СЗПК, стала равна сумме, указанной в Уведомлении в отношении соответствующего объекта налогообложения;
- истек срок применения налогового вычета для СЗПК, указанный в Уведомлении в отношении соответствующего объекта налогообложения;
- налогоплательщик утратил статус участника соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
- Если в Уведомлении указаны налоговые вычета для СЗПК с различными сроками их применения в отношении соответствующего объекта налогообложения, в первую очередь сумма налога (авансового платежа по налогу) уменьшается на суммы налоговых вычетов для СЗПК с меньшим сроком применения.
- Если по одному соглашению о защите и поощрении капиталовложений представляется несколько Уведомлений в отношении соответствующего объекта налогообложения, уменьшение суммы налога (авансового платежа по налогу) осуществляется в хронологическом порядке представления таких Уведомлений.
- Для применения налогового вычета налогоплательщик обязан обеспечить ведение раздельного учета земельных участков, используемых при реализации инвестиционного проекта в рамках каждого соглашения о защите и поощрении капиталовложений, и земельных участков, используемых при осуществлении иной деятельности.
Ограничения для ЕСХН
Дополнительные ограничения для применения этого режима, выглядят так:
- Не могут работать на ЕСХН производители подакцизных товаров (алкоголь, табак и др.), а также те, кто занимается игорным бизнесом.
- Для того, чтобы иметь возможность перейти (для уже работающих хозяйствующих субъектов) или сохранить право на ЕСХН, налогоплательщик должен выполнять условие о том, что доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова составляет не менее 70% от всего его дохода.
- Среднегодовая численность рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, не превышает 300 человек. Для сельскохозяйственных организаций такого требования нет.