Новый 2023 год обещает быть насыщенным: ожидается большое количество изменений в регулировании различных отраслей, а также в целом предпринимательской и профессиональной деятельности специалистов. Объединение ПФР и ФСС, введение единого налогового платежа и единых сроков отчетности, продление моратория на проверки и переходного периода по МЧД – лишь часть того, что ждет бизнес в следующем году. Ниже рассмотрим ряд ключевых изменений российского законодательства.
Федеральный закон от 14.07.2022 года № 263-ФЗ
С 2023 г. заработает в полную силу институт единого налогового счета. Он предусматривает уплату любых налогов в обязательном порядке посредством единого налогового платежа на единый налоговый счет. Соответствующий закон подписан и опубликован 14 июля 2022 г.
Отметим некоторые нововведения:
- Будут установлены единые сроки уплаты налогов. Это позволит платить все налоги 1 раз в месяц единым налоговым платежом;
- При уплате налогов на единый счет налогоплательщику в платежном поручении нужно указать только сумму платежа и ИНН;
- ИФНС будет самостоятельно засчитывать единый налоговый платеж в счет исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов. Это исключит наличие у налогоплательщика одновременно задолженности и переплаты по разным видам налогов. А также обеспечит экономически обоснованный расчет суммы пеней на общую сумму задолженности;
Задание 11.1. Оценка внутреннего контроля за расчетами по единому социальному налогу
Цель задания: усвоить порядок проведения оценки внутреннего контроля за расчетами по единому социальному налогу.
ООО «Магнат» исчисляет и уплачивает налог отдельно в отношений каждого фонда. Сумма налога уменьшается на сумму произведенных им самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования. Исчисление авансовых платежей по налогу производится по итогу отчетного периода. Уплачиваютя авансовые платежи позднее срока, установленного банком для получения средств на оплату труда и не в полном объеме.
Расчеты о суммах начисленных и уплаченных авансовых платежей предоставляются в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм налога, относящегося к ним, ведется по каждому физическому лицу.
В Пенсионный фонд и Фонд социального страхования в установленные сроки предоставляются сведения по утвержденным формам.
Уплата налога осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд.
Фонд социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
Произвести оценку внутреннего контроля за расчетами по единому социальному налогу (табл. 11.1).
Таблица 11. J
Тесты для оценки внутреннего контроля за расчетами по единому социальному налогу Содержание вопроса или объект исследования Ответы Примечания Нет Да Нет ответа 1. Исчисляется ли и уплачивается налогоплательщиком сумма налога отдельно в отношении каждого фонда? 2. Уменьшает ли налогоплательщик сумму налога, уплачиваемую в составе налога в фонд социального страхования РФ на сумму произведенных им само-стоятельно расходов на цели государственного социального страхования? 3.
Производит ли налогоплательщик исчисление авансовых платежей по налогу по итогам отчетного периода? 4. Проводится ли уплата авансовых платежей ежемесячно в срок, устаношіенньїй для получения средств в банке на оплату труда, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным? 5. Предоставляются ли расчеты о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей в налоговый орган в сроки, установленные законодательством РФ?
Содержит* вопроса ИЛИ объект исследования Ответы Примеча-ния Нет Дя Нет
ответа 6. Ведется ли учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм налога, относящегося к ним, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты? 7. Представляются ли в Пенсионный фонд РФ сведения об индивидуальном персонифицированном учете в соответствии с законодательством? 8. Предоставляется ли в региональное отделение ФСС РФ сведения (отчеты) по форме, утвержден; ной ФСС РФ в установленные сроки? 1). Осуществляется ли уплата налога (авансовых платежей по налогу) отдельными платежными по- і рученкями % ПФ РФ, в ФСС РФ, В ФОМС РФ? ! 10. Своевременно ли представляется налоговая декларация по налогу? її. Правильно ли применяются налоговые льготы? 1.
Задание 11.2. Проверка правильности проведения расчетов по единому социальному налогу
Цель задания: усвоить порядок проведения аудита расчетов по in и ному социальному налогу.
Согласно расчетно-платежной ведомости № 9 в сентябре 2001 г. начислены страховые взносы:
а) в Фонд социального страхования и обеспечения РФ в размере 1414 руб. (согласно расчету; 26 190 х 4%; 100% » 1047,6 руб.). В бухгалтерском учете сделаны следующие записи;
Д сч. 26, К сч, 69-1 — 1047,6 руб.;
б) в Пенсионный фонд России в размере 7333 руб. (согласно почету: 26190 х 28% : 100% = 7333 руб.).
Д сч. 26, К сч. 69-2 — 7333 руб.;
в) в Фонд обязательного медицинского страхования ~ 943 руб. (26190 х 3,6% : 100% = 943 руб.).
Д сч. 26, К сч. 69-3 — 943 руб.;
Д сч. 26, К сч. 69-4 — 786 руб.
Проверить правильность определения фонда оплаты труда для начисления страховых взносов в соответствующие фонды согласно законодательным актам. Результаты проверки отразить в рабочей таблице.
Проверить правильность применения тарифов страховых взносов. Проверить правильность ведения синтетического учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Результаты проверки расчетов по социальному страхований и обеспечению оформить актом (справкой).
Проверка правильности определения фонда оплаты труда для !
начисления страховых взносов № п/п Виды страховых взносов Фонд оплаты трудя для начисления страховых взносов Отклонения Определен на предприятии Следует определить больше меньше 1 ФСС 2 ПФ 3 ФОМС 4 ФСС (несчастный случай)
В 2023 году Правительством РФ запланированы масштабные изменения в учете и уплате налогов, страховых взносов и сборов
- Оплата налогов будет производиться одним платежом на единый налоговый счет
- Вводятся новые коды бюджетной классификации (КБК) для страховых взносов в составе единого налогового платежа
- Сроки уплаты НДФЛ в 2023 году будут зависеть от того, когда доходы выплачены работникам.
- Установлен новый срок, по которому нужно признавать для расчета НДФЛ доходы в виде зарплаты. Датой получения дохода будет считаться день выплаты денег работнику.
- ПФР и ФСС станут единым Фондом пенсионного и социального страхования РФ (Социальный фонд России), изменения коснутся порядка расчета и уплаты страховых взносов
- Отдельные тарифы страховых взносов в ПФР, ФСС и ФОМС будут отменены. При общих тарифах компании нужно будет платить взносы по единому тарифу
- Отменена обязанность организаций по формированию и выдаче справки по форме 182н с данными о заработной плате для оплаты больничных
- В перечень облагаемых выплат будут включены вознаграждения по договорам подряда и авторским договорам.
- Изменится порядок формирования и представления отчетности, появится единая форма сведений ЕФС-1, которая объединит формы СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М, СЗВ-ТД, ДСВ-3 и 4-ФСС
- Налогообложение
- Проверки и моратории
- ЕНП – Единый налоговый платеж
- НДПИ
- Изменения в льготах для ИТ-компаний
- Новый налоговый режим АУСН
- Новые формы отчетности
- Кадровый учет и персональные данные
- Новые формы документов КЭДО
- Хранение, обработка и уничтожение персональных данных
- Кадровые проверки
- Поддержка занятости
- Прочие изменения в трудовом законодательстве
- Бухучет
- 1 Понятие Единого социального налога, его ставки.
- Изменения в обязательном аудите
- Ограничение доступа к ГИР БО
Оплата налогов будет производиться одним платежом на единый налоговый счет
Новый порядок уплаты налогов, страховых взносов, сборов предусматривает единые сроки перечисления обязательных платежей — до 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Также единственным способом уплаты налогов и взносов станет перечисление их единым налоговым платежом (ЕНП) на единый налоговый счет (ЕНС).
В связи с открытием для каждой организации единого налогового счета (ЕНС) вводится новая отчетность о начислениях налогов, страховых взносов и сборов — «Уведомление».
При получении единого налогового платежа (ЕНП) налоговая инспекция разнесет уплату налогов, страховых взносов и сборов на основании сумм, которые указаны в уведомлении. Для корректного разнесения ЕНП уведомление необходимо представить налоговому органу по месту учета организации не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов.
Вводятся новые коды бюджетной классификации (КБК) для страховых взносов в составе единого налогового платежа
Страховые взносы в составе единого налогового платежа с 1 января 2023 года нужно будет платить по новым кодам бюджетной классификации (КБК). Для платежей с 1 января 2023 г. планируется ввести один общий КБК для страховых взносов, распределяемых ФНС по всем видам страхования, — 182 1 02 01000 01 1000 160. Еще три кода будут утверждены для каждого вида страхования в отдельности и три дополнительных КБК для взносов за периоды до 1 января 2023 года.
Сроки уплаты НДФЛ в 2023 году будут зависеть от того, когда доходы выплачены работникам.
Значительные изменения внесены в главу 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц».
Так, сроки уплаты НДФЛ в 2023 году будут зависеть от того, когда выплачены доходы работникам. Суммы исчисленного и удержанного налога за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца надо будет перечислять не позднее 28-го числа текущего месяца.
Установлен новый срок, по которому нужно признавать для расчета НДФЛ доходы в виде зарплаты. Датой получения дохода будет считаться день выплаты денег работнику.
С 2023 года датой получения дохода в виде оплаты труда будет считаться не последняя дата месяца, а фактический день выплаты такого дохода (перечисления на счет, указанный работником).
Проектом Правительства РФ предлагается урегулировать уплату НДФЛ с дохода работников, дистанционно трудящихся за рубежом. Их заработную плату, полученную от российских организаций и иностранных организаций, зарегистрированных на территории РФ, предлагают отнести к доходам от источников в РФ и облагать НДФЛ.
ПФР и ФСС станут единым Фондом пенсионного и социального страхования РФ (Социальный фонд России), изменения коснутся порядка расчета и уплаты страховых взносов
В законодательные нормы внесены изменения, касающиеся и страховых взносов.
Так как с 1 января 2023 года ПФР и ФСС России объединяются:
- организации будут иметь дело с Фондом пенсионного и социального страхования РФ, или сокращенно Социальным фондом России (СФР);
- пенсионные, медицинские взносы, взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, нужно будет перечислять одной платежкой в составе единого налогового платежа;
- для расчета страховых взносов будет применяться единая предельная величина базы, предлагаемый размер которой составит 1 917 000 рублей.
Обращаем ваше внимание, что взносы на страхование от несчастных случаев, как и сейчас, не будут входить в общий тариф.
Отдельные тарифы страховых взносов в ПФР, ФСС и ФОМС будут отменены. При общих тарифах компании нужно будет платить взносы по единому тарифу
Законодательные нормы будут предусматривать три группы пониженных тарифов страховых взносов:
- 15% – для субъектов МСП, общепита и участников «Сколково» – с выплат свыше МРОТ;
- 7,6% – для СОНКО и благотворительных организаций на УСН, IT-компаний, участников СЭЗ, резидентов ТОСЭР и т.д.;
- 0% – выплаты членам экипажей судов, участникам САР в Калининградской области и Приморском крае.
С 2023 г. организациям необходимо будет уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ, постоянно проживающим на территории РФ ВКС и временно пребывающим иностранным гражданам.
Отменена обязанность организаций по формированию и выдаче справки по форме 182н с данными о заработной плате для оплаты больничных
В следующем году обязанность организаций по формированию и выдаче справки по форме 182н с данными о заработной плате, для оплаты больничных, отменена. Данные для оплаты первых трех дней пособия по временной нетрудоспособности Фонд будет запрашивать у налоговых органов в рамках межведомственного взаимодействия.
В перечень облагаемых выплат будут включены вознаграждения по договорам подряда и авторским договорам.
Исполнители по ГПД войдут в число застрахованных лиц на случай ВНиМ.
Изменится порядок формирования и представления отчетности, появится единая форма сведений ЕФС-1, которая объединит формы СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М, СЗВ-ТД, ДСВ-3 и 4-ФСС
В 2023 году изменится и порядок формирования и представления отчетности.
В частности, работодатели больше не должны будут ежемесячно представлять в Пенсионный фонд РФ форму СЗВ-М, но обязанность подавать сведения персонифицированного учета сохраняется.
Вместо этой формы работодатели должны будут каждый месяц не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, подавать в налоговый орган персонифицированные сведения о физических лицах по новой форме, а в Социальный фонд России ежеквартально направлять единую форму сведений (ЕФС-1) за периоды, начиная с 1 января 2023 года. Единая форма сведений объединяет формы СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М, СЗВ-ТД, ДСВ-3 и 4-ФСС.
Форму ЕФС-1 целиком каждый раз заполнять не потребуется. Для разделов и подразделов сохраняется прежняя периодичность сдачи:
- при приеме на работу, увольнении, приостановлении и возобновлении трудового договора, заключении и расторжении договора ГПХ — не позднее следующего рабочего дня;
- при переводе, переименовании, установлении (присвоении), запрете занимать должность — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.
Подраздел 3 (ДСВ-3) — ежеквартально, до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
Раздел 2 (4-ФСС) — ежеквартально, до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
Подразделы 1.2 и 2 (СЗВ-СТАЖ) — ежегодно, не позднее 25 января года, следующего за отчетным.
в связи с переходом на единый налоговый платеж рекомендуем провести сверку с ФНС до 31 декабря 20222.
Изменения вступают в силу 1 января 2023 года. О любых изменениях, поправках к документу и дополнительных комментариях мы сообщим дополнительно
Налогообложение
Прежде всего, в новом году вступают в силу ряд изменений Налогового кодекса. Новшества коснутся почти всех налогов, а также взносов и отчетности. С 1 января 2023 года начнет действовать новая система уплаты налогов и сборов организациями и предпринимателями.
Проверки и моратории
1 октября 2022 года Правительство РФ утвердило особенности проверок для бизнеса на 2023 год (Постановление Правительства РФ от 1 октября 2022 года № 1743). Согласно планам контрольных мероприятий, в следующем году плановые проверки будут проводиться только в отношении организаций, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса (согласно № 248-ФЗ).
ЕНП – Единый налоговый платеж
С начала 2023 года вводится понятие «единый налоговый платеж» (ЕНП) (Федеральный закон от 14.07.2022 №263-ФЗ). ФНС сочла удачным эксперимент по уплате всех налогов физлицами одним налоговым платежом и решила распространить его на бизнес. И если с июля 2022 года такой порядок уплаты для компаний и ИП добровольный, то со следующего года он становится обязательным. Почти все налоги и взносы необходимо будет вносить на один счет в единый срок и сдавать почти все отчеты в один день.
Предполагается, что оплата налогов станет проще и удобнее, однако, пока остается под вопросом насколько эффективно будет работать система ЕНП.
Срок подачи уведомления – не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов. Например, по НДС и налогу на прибыль такое уведомление подавать не нужно, поскольку декларации по этим налогам надо сдать раньше, чем срок их уплаты.
Уплаченную и признаваемую в качестве ЕНП сумму денег, которая числится на ЕНС, налоговая инспекция будет засчитывать в счет уплаты налогов в такой очередности: 1) недоимка — начиная с наиболее раннего момента ее выявления; 2) текущие налоги, авансовые платежи, страховые взносы, сборы — по мере возникновения обязанности по их уплате; 3) пени; 4) проценты; 5) штрафы.
Стоит учитывать, что если на дату платежа на ЕНС денег недостаточно, их распределят пропорционально суммам к уплате. То есть недоимки возникнут по всем налогам и взносам одновременно, а не по какому-то одному платежу.
С 2023 года перечисление НДФЛ будет осуществляться в составе ЕНП – один раз в месяц. Но если плательщику удобно платить подоходный налог сразу же после удержания, это не будет нарушением. Удерживать подоходный налог придется при каждой выплате доходов.
По новым правилам дата получения дохода – дата его фактической выплаты. Это касается и аванса, для которого раньше датой получения считался последний день месяца. То есть НДФЛ теперь надо удерживать и с первой, и со второй половины зарплаты (п. 12 ст. 2 263-ФЗ, пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ в новой редакции).
НДПИ
В 2023 году планируются платежные изменения и изменения в формах отчетности в отношении налога на добычу полезных ископаемых.
В частности, за отчетные периоды 2022 года отчетность следует сдавать по старым формам. С возникновением трудностей относительно заполнения декларации, следует обращаться к письмам ФНС от 28.07.2022 № СД-4-3/9812 и от 30.12.2021 № СД-4-3/18591, в которых приведены разъяснения относительно формирования отчетности по старым формам. А начиная с января 2023 года, заполнять декларацию по НДПИ нужно уже на новом бланке, форма которого утверждена приказом ФНС от 20.09.2022 № ЕД-7-3/854.
Что касается платежных изменений, с января 2023 года по декабрь 2026 года включительно действует новый вычет на платеж с добычи железной руды. В частности, введено разовое сезонное повышение платы на природный газ, добытый с сентября по ноябрь 2022 года. Кроме того, изменен список объектов налогообложения, теперь в нем присутствует щебень. В то же время строительный камень, на основе которого добывается щебень, в списке отсутствует.
Правила расчета НДПИ в отношении угля и нефти будут также изменены с 1 января 2023 года. Соответствующие поправки в НК РФ содержит официально опубликованный Федеральный закон от 21.11.2022 № 443-ФЗ. В частности, новые нормы статьи 342 НК РФ устанавливают, что в отношении антрацита и угля (в том числе коксующегося) ставки НДПИ, определенные с учетом коэффициентов, в период с 1 января по 31 марта 2023 года (включительно) увеличиваются на величину, равную 380 рублей за 1 тонну (плюс 14,4 млрд руб. для бюджета). Также предусматривается увеличение налоговой нагрузки в отношении организаций, осуществляющих добычу нефти, на период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2025 года.
Изменения в льготах для ИТ-компаний
Специалисты Минфина еще в октябре 2022 года указали, что с 2023 года изменятся условия применения пониженной ставки по налогу на прибыль и пониженных тарифов страховых взносов. В своем письме от 04.10.2022 № 03-03-06/1/95687 ведомство указало, что для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций (в размере 0 % в 2022-2024 годах) и пониженных тарифов страховых взносов (в совокупном размере 7,6%) являются:
- получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;
- не менее 70% доходов по итогам отчетного периода получено от деятельности в области информационных технологий (перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 и пункте 5 статьи 427 НК РФ).
Однако с 1 января 2023 года в этой доле не будут учитывать доход, который получают от предоставления прав на собственные программы, используемые в получении финансовых услуг. Соответственно, ряд компаний не сможет выполнить условие о минимальной доле дохода в 70% для получения льгот в 2023 году. При этом перечень видов доходов, которые включаются в необходимую долю доходов от осуществления IT-деятельности с целью применения пониженных ставок по налогу на прибыль и страховых взносов, является закрытым.
Соответственно, если IT-организация с документом о государственной аккредитации не выполняет условие о минимальной доле доходов от IT-деятельности по итогам отчетного периода (год), то она не вправе применять пониженные ставки по налогу на прибыль и страховых взносов в 2023 году.
Новый налоговый режим АУСН
С 1 января 2023 года организации и ИП могут перейти на новый спецрежим — автоматизированную упрощенную систему налогообложения (Федеральный закон от 25.02.2022 № 17-ФЗ). Однако налогоплательщик должен соответствовать определенным критериям.
Основные ограничения по АУСН:
- доход до 60 млн рублей.
- численность работников до 5 человек.
Новые формы отчетности
С 2023 года начнут действовать новые формы отчетности:
Предполагается, что новую форму будем заполнять уже с 1 квартала 2023 года.
Кадровый учет и персональные данные
Пенсионный фонд и Фонд социального страхования объединяют в Фонд пенсионного и социального страхования РФ (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Сокращенное наименование новой структуры — СФР, Социальный фонд России. Появится единая предельная база для исчисления страховых взносов. Ее будут ежегодно индексировать, в 2023 году база составит 1 917 000 рублей (Постановление Правительства от 25.11.2022 № 2143).
Так как фонды объединили, отчетность по персонифицированному учету и взносам на травматизм тоже соединили в одну форму ЕФС-1. Она объединила в себе 4-ФСС, СЗВ-ТД, СИоЗП (для бюджетников), СЗВ-СТАЖ и ДСВ-3. Форму СЗВ-М отменяют. Последний раз по ней надо отчитаться за декабрь 2022 года. СЗВ-М заменит новый ежемесячный отчет — персонифицированные сведения о физических лицах. Его нужно отправлять в ИФНС до 25 числа месяца, следующего за отчетным.
Новые формы документов КЭДО
Приказом Минтруда России от 20 сентября 2022 г. № 578н утверждены единые требования к составу и форматам кадровых электронных документов. Они вступят в силу 1 марта 2023 года. В состав кадрового электронного документа с 1 марта 2023 года должны входить:
- сам файловый документ в формате PDF/A-1А;
- приложения, если есть, в различных форматах текстовых файлов, изображений, таблицы и т.д.
- структурированное описание ЭД в файле формата XML;
- МЧД, если есть (до 1 сентября 2023 года — необязательно).
Хранение, обработка и уничтожение персональных данных
С 1 сентября 2022 г. вступило в силу множество изменений в законе №152-ФЗ, введенных Федеральным законом от 14.07.2022 г. № 266-ФЗ. Однако некоторые отложили на следующий год – в частности, изменения, связанные с передачей персональных данных за границу, вступят в силу только 01.03.2023 (ч. 2 ст. 6 Закона № 266-ФЗ). Главное нововведение заключается в том, что при трансграничной передаче персональных данных нужно будет отправлять уведомление в Роскомнадзор. То есть помимо уведомления о начале обработки персональных данных придется отправлять отдельное уведомление о намерении осуществлять трансграничную передачу персональных данных, которое следует отправить до начала трансграничной передачи персональных данных (п. 3 ст. 12 Закона).
Роскомнадзор также утвердил Требования к документальному оформлению факта уничтожения персональных данных, которые будут действовать с 1 марта 2023 по 1 марта 2029 года. Поскольку ранее требований к фиксации факта уничтожения персональных данных закон не устанавливал, операторы персональных данных самостоятельно определяли порядок фиксации факта их уничтожения. К 1 марта 2023 года следует привести установленный порядок в соответствие с требованиями, закрепленным приказом Роскомнадзора от 28.10.2022 № 179.
В планах также существенные нововведения в части штрафов за утечки персональных данных. Сейчас речь идет о фиксированном штрафе за первичное нарушение, который будет определяться исходя из объема утечки и критичности данных, далее, за повторную утечку, будут вменять оборотный штраф в размере 3% от оборота.
Кадровые проверки
Плановые проверки будут проводиться в отношении компаний, деятельность которых относится к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска (Постановление Правительства РФ от 01.10.2022 №1743). Также под проверки попадут объекты, являющиеся опасными производственными объектами II класса опасности и гидротехническими сооружениями II класса.
Однако напоминаем, что Генпрокуратура уже опубликовал списки организаций, подлежащих плановым проверкам в 2023 году. Узнать, стоит ли ожидать проверку, можно здесь.
Поддержка занятости
На весь 2023 год продлевают меры поддержки рынка труда и предупреждения безработицы в условиях введенных антироссийских санкций, а именно механизм, обеспечивающий помощь работодателям в создании рабочих мест для граждан, находящихся под риском увольнения (Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2022 года №2309). Затраты работодателя на такие мероприятия частично будут возмещены. Для этого на 2023 год в бюджете предусмотрено свыше 12,8 млрд рублей.
Прочие изменения в трудовом законодательстве
В январе 2023 года Гознак начнет печать бумажные трудовые книжки и вкладыши к ним на новых бланках. Разделы со сведениями о работе станут объемнее: 14 разворотов в трудовой книжке и 12 во вкладыше. А вот разделы с награждениями, напротив, тоньше: семь и пять разворотов в трудовой и во вкладыше соответственно.
С 2023 года справку о заработке по форме 182н отменят. Сведения о заработке Социальный фонд получит сам. Работодатель для оплаты первых трёх дней больничного будет использовать сведения фонда.
Бухучет
Новых обязательных к применению Федеральных стандартов бухучета с 2023 года не вводят. Однако ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы», который станет обязательным с 2024 года, можно применять досрочно.
Однако стоит помнить, что в 2022 году в некоторые стандарты были внесены изменения:
- капитальные затраты на нематериальные активы и на НИОКР по новому ФСБУ относятся к НМА. Раздел, основанный на ПБУ 17/02 по учету НИОКР, надо исключить из учетной политики;
- в ФСБУ 26/2020 внесли изменения по капвложениям в основные средства. Эти изменения можно также применить досрочно, независимо от применения ФСБУ 14/2022.
1 Понятие Единого социального налога, его ставки.
Идея введения
единого социального налога, т.е.
объединения всех страховых взносов,
возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба
России (ныне Федеральная налоговая
служба РФ) предложила при сохранении
механизма сбора страховых взносов в
социальные внебюджетные фонды установить
для них единую унифицированную
налогооблагаемую базу и передать
функции учета и контроля одному ведомству.
Однако тогда эти предложения из-за
их несовершенства оказались
невостребованными, и вопрос остался
открытым.
До введения единого
социального налога был не совсем ясен
статус отчислений в государственные
социальные внебюджетные фонды. Формально
не являясь налогами, поскольку не входили
в установленную Законом «Об основах
налоговой системы Российской Федерации»
налоговую систему России, они по своему
экономическому содержанию для
налогоплательщиков были все-таки одной
их форм налогов. При этом, учитывая
высокие ставки этих взносов, они были
одним из определяющих моментов сокрытия
работодателями истинных размеров
выплачиваемой работникам заработной
платы и существования тем самым скрытых
форм оплаты труда.
После принятия
части второй Налогового кодекса РФ
и Федерального закона “О введении
в действие части второй Налогового
кодекса Российской Федерации и внесении
изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации о налогах”
с 1 января 2001 года вступил в силу
новый порядок исчисления и уплаты
взносов в государственные социальные
внебюджетные фонды.
Главой 24 части
второй Налогового кодекса РФ был введен
единый социальный налог (ЕСН).
Принципиальное
значение имеет также и то обстоятельство,
что с введением единого социального
налога для всех налогоплательщиков —
работодателей установлен единый порядок
исчисления налоговой базы по платежам
в социальные фонды, что, несомненно
облегчило исчисление налога не только
чисто технически, но и с позиций
предотвращения ошибок в расчетах.
Единый социальный
налог является одним из наиболее значимых
как в формировании доходов государства,
так и для финансового положения
налогоплательщиков.
Единый социальный
налог (взнос) — это налог, зачисляемый в
государственные внебюджетные фонды
(Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской
Федерации и фонды обязательного
медицинского страхования Российской
Федерации — далее фонды) и предназначенный
для мобилизации средств для реализации
права граждан на государственное
пенсионное и социальное обеспечение и
медицинскую помощь.
Налоговый кодекс
Российской Федерации (НК РФ)
определяет
налогоплательщиков, объект налогообложения,
налоговую базу, суммы, не подлежащие
налогообложению, налоговые льготы,
ставки налоговый и отчетный периоды, и
т.д.
Налогоплательщики
единого социального налога подразделяются
на две категории. Первая категории –
это работодатели. Они уплачивают налог
за тех работников, труд которых используют
в процессе своей деятельности. К ним
относятся организации; индивидуальные
предприниматели; родовые, семейные
общины малочисленных народов Севера,
занимающиеся традиционными отраслями
хозяйствования; крестьянские (фермерские)
хозяйства; физические лица, выступающие
в качестве работодателей. Вторая
категория – это индивидуальные
предприниматели; адвокаты, вне связи с
их деятельностью в качестве
работодателей; родовые, семейные
общины малочисленных народов Севера,
занимающиеся традиционными отраслями
хозяйствования; главы крестья6нских
фермерских хозяйств. Здесь глава
крестьянского (фермерского) хозяйства
может выступать как индивидуальный
предприниматель, а крестьянское
(фермерское) хозяйство как юридическое
лицо. При этом глава крестьянского
(фермерского) хозяйства и крестьянское
(фермерское) хозяйство могут выступать
в качестве работодателя, следовательно,
являться плательщиками налога как со
своего дохода, так и с выплат и
вознаграждений, начисленных наемным
работникам.
Если налогоплательщик
одновременно относится к нескольким
категориям, то он признается отдельным
налогоплательщиком по каждому отдельно
взятому основанию.
Если организация
или индивидуальный предприниматель
переведены на уплату единого налога на
вмененный доход для определенных видов
деятельности, но одновременно осуществляют
и иные виды деятельности, то они уплачивают
единый социальный налог (взнос) с выплат,
производимых в пользу наемных работников
по всем основаниям за выполнение работ
по видам деятельности, не переведенным
на уплату единого социального налога
на вмененный доход для определенных
видов деятельности, а индивидуальные
предприниматели – от доходов, полученных
от таких видов деятельности.
В 2001 году объектами
налогообложения являлись безвозмездные
выплаты, как в денежной, так и в натуральной
форме, (премии, стипендии, стоимость
наград или призов и т.п.), осуществляемые
налогоплательщиками – работодателями
в пользу физических лиц, не связанных
с ним трудовым договором, либо договором
гражданско-правового характера, предметом
которых является выполнение работ или
оказание услуг, либо авторским или
лицензионным договором, если только
эти выплаты не были произведены за счет
средств, оставшихся в распоряжении
организации после уплаты налога на
доходы организаций (налога на прибыль),
или средств, оставшихся в распоряжении
индивидуального предпринимателя либо
физического лица после уплаты налога
на доходы физических лиц.
В связи с этим,
выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
работодателями в пользу физических лиц
по трудовым и гражданско-правовым
договорам, предметом которых является
выполнение работ, оказание услуг, а
также по авторским договорам (вне
зависимости от формы, в которой они
производятся), не признаются объектом
обложения ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций
(индивидуальных предпринимателей) такие
выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим
налоговую базу по налогу на прибыль
(налогу на доходы физических лиц) в
текущем отчетном (налоговом) периоде.
По сравнению с порядком, действовавшем
в этом отношении до 01.01.2002 года,
данная норма позволяет легче
идентифицировать, какие именно выплаты
(вознаграждения) не подлежат обложению
ЕСН.
К объектам
налогообложения относятся, в том числе,
выплаты, осуществляемые физическим
лицом в отношении наемных работников,
труд которых используется в личном
(домашнем) хозяйстве в качестве домашних
работниц, личных секретарей, шоферов,
сторожей, нянь и др.
Объектом
налогообложения для главы крестьянского
(фермерского) хозяйства и крестьянского
(фермерского) хозяйства – работодателей
являются выплаты и вознаграждения,
производимые в пользу наемных работников.
Объектом
налогообложения для крестьянского
(фермерского) хозяйства является доход
главы крестьянского (фермерского)
хозяйства, включая доход членов данного
хозяйства.
Итак, с 1 января
2001 года взносы во внебюджетные фонды
прекращают свое самостоятельное
существование, но в рамках единого
социального налога сохраняется их
достаточная обособленность. Бюджеты
по каждому из фондов, в которые зачисляется
ЕСН утверждаются, как и прежде,
соответствующими федеральными законами.
Как уже было
сказано, в настоящее время сохранился
только один вид внебюджетных страховых
взносов, а именно страховых взносов на
обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний. Взносы
на данный вид страхования согласно
статьи 11 Федерального закона от 05.08.2000
года № 118-ФЗ «О введении в действие части
второй Налогового кодекса Российской
Федерации и внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской
Федерации о налогах» не включаются в
состав единого социального налога
(взноса) и уплачиваются в соответствии
с федеральными законами об этом виде
социального страхования. Согласно
статье 18 Федерального закона от 24.07.1998
года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний» сбор указанных страховых
взносов возложен на страховщика, то
есть на Фонд социального страхования
Российской Федерации.
Ниже рассмотрим
размеры ставок и порядок уплаты единого
социального налога.
Сумма единого
социального налога исчисляется и
уплачивается налогоплательщиком
отдельно в отношении каждого фонда и
определяется как процентная доля
налоговой базы.
В данной курсовой
работе мы рассмотрим взаимоотношения
предприятия с внебюджетными фондами
социального характера, поэтому рассмотрим
ставки единого социального налога для
налогоплательщиков, занятых в
производстве.
Для налогоплательщиков
– организаций, за исключением выступающих
в качестве работодателей организаций,
занятых в производстве сельскохозяйственной
продукции, родовых, семейных общин
малочисленных народов Севера, занимающихся
традиционными отраслями хозяйствования,
и крестьянских (фермерских) хозяйств
применяются следующие ставки:
Таблица 1.1 — Расчет
платежей по уплате ЕСН для налогоплательщиков,
занятых в производстве, кроме производства
сельскохозяйственной продукции (НКРФ)
Единый социальный
налог уплачивается налогоплательщиками
отдельными платежными поручениями,
которые оформляются в отношении ПФР,
ФСС РФ, Федерального ФОМС и территориального
ФОМС. Зачисление единого социального
налога производится на отдельные лицевые
счета на балансовом счете «Доходы,
распределяемые органами федерального
казначейства между уровнями бюджетной
системы Российской Федерации» (приказ
Министерства финансов России от
15.01.2001 года № 3-н «Об утверждении Правил
зачисления взносов, уплачиваемых в
составе единого социального налога
(взноса) на счета органов федерального
казначейства Министерства финансов
Российской Федерации, и перечисления
этих средств в бюджеты государственных
социальных внебюджетных фондов.
При определении
налоговой базы не учитываются доходы,
полученные работниками от других
работодателей. Налог начисляется каждым
работодателем отдельно. При расчете
налоговой базы работодатели должны
учитывать все категории работников
(внешних совместителей, работников,
работающих по гражданско-правовым
договорам, предметом которых является
выполнение работ, оказание услуг, а
также выплаты по авторским и лицензионным
договорам).
Ежемесячно, не
позднее 20 числа месяца, следующего за
отчетным периодом, налогоплательщик
представляет в налоговый орган по месту
учета расчет по налогу (в целом по
работникам) по утвержденной форме.
Имеющаяся разница между суммой
уплаченных авансовых платежей за
налоговый период и суммой налога,
подлежащей уплате на основе налоговой
декларации, должна быть уплачена не
позднее 15 числа месяца, следующего за
месяцем предоставления декларации.
Налогоплательщик
может воспользоваться правом на зачет
(возврат) излишне уплаченных сумм в
порядке статьи 7 НК РФ.
Сумма единого
социального налога, подлежащая уплате
по месту нахождения обособленного
подразделения, определяется исходя из
величины налоговой базы, относящейся
к тому обособленному подразделению. В
этом случае сумма налога по месту
нахождения организации определяется
как разница между общей суммой налога
и совокупной суммой налога, подлежащей
уплате по месту нахождения обособленных
подразделений организации.
Налоговые льготы
по ЕСН носят ярко выраженный социальный
характер. Например, освобождаются от
уплаты единого социального налога
организации любых организационно-правовых
форм с сумм доходов, не превышающих 100
000 рублей в течении налогового периода,
начисленных на каждого работника,
являющегося инвалидом I, II или III групп.
Использование льгот должно быть
подтверждено документально (на основании
сведений о работающих инвалидах с
указанием групп инвалидности, номера
и даты выдачи справки учреждения
медико-социальной экспертизы,
подтверждающей факт установления
инвалидности на каждого инвалида, а
также сведений о величине выплат,
начисленных в пользу работающих
инвалидов).
При определении
налоговой базы не подлежат налогообложению
суммы, указанные в статье 238 НК РФ.
Согласно
п. 4 ст. 237 НК РФ при расчете налоговой
базы выплаты и иные
вознаграждения
в натуральной форме
в
виде товаров (работ, услуг)
учитываются как стоимость этих товаров
(работ, услуг) на день их
выплаты, исчисленная исходя из их
рыночных цен (тарифов), а при государственном
регулировании цен (тарифов) на эти товары
(работы, услуги)
— исходя из государственных регулируемых
розничных цен.
При
включении в налоговую базу выплат
работникам, в том числе и
в натуральной форме, следует учитывать
положения п. 3 ст. 236 НК
РФ, согласно которым выплаты и
вознаграждения (вне зависимости
от формы, в которой они производятся)
не признаются объектом налогообложения,
если
у
налогоплательщиков-организаций такие
выплаты
не отнесены к расходам, уменьшающим
налоговую базу по налогу на
прибыль
организаций.
Выплатами,
уменьшающими налоговую базу по налогу
на прибыль организаций,
признаются выплаты, включение которых
в состав расходов
при определении налоговой базы
предусмотрено главой 25 НКРФ. При этом
источники расходов и порядок отражения
таких выплат
в бухгалтерском учете не имеют значения.
Таким образом, к
выплатам, которые не являются объектом
обложения единым социальным
налогом, относятся выплаты, определенные
ст. 270 НК РФ.
В
соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях
налогообложения прибыли
налогоплательщик уменьшает полученные
доходы на сумму произведенных
расходов (за исключением расходов,
указанных в
ст. 270 НК РФ).
Статьей
252 НК РФ предусматривается включение в
состав расходов,
учитываемых для целей налогообложения
прибыли, обоснованных и документально
подтвержденных затрат (а в случаях,
предусмотренных
ст. 265 НК РФ, — убытков), осуществленных
(понесенных)
налогоплательщиком.
Если
же это условие не соблюдено, то расходы
по оплате труда для целей
налогообложения прибыли не учитываются.
Перечень
расходов по оплате труда, учитываемых
для целей налогообложения
прибыли, предусмотрен ст. 255 НК РФ.
В
соответствии с п. 21 ст. 270 НК РФ к расходам,
не уменьшающим
налоговую базу по налогу на прибыль,
относятся расходы на любые
виды вознаграждений, предоставляемых
руководству или работникам помимо
вознаграждений, предусмотренных в
трудовых договорах (контрактах).
Если
в дальнейшем в трудовом договоре будут
конкретно указаны выплаты
или начисления работнику или сделаны
ссылки на выплаты или начисления,
предусмотренные коллективным договором
и (или) локальными нормативными актами,
то они включаются в состав расходов
на оплату труда и подлежат обложению
налогом.
В
соответствии с п. 49 ст. 270 НК РФ при
определении налоговой базы по налогу
на прибыль не учитываются иные расходы,
не соответствующие
критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
На
выплаты, начисляемые организациями за
счет нераспределенной
прибыли прошлых лет,
начисление
налога в текущем году не производится
при условии, что такие выплаты отнесены
к расходам, не
уменьшающим налоговую базу по налогу
на прибыль, то есть к расходам,
перечисленным в ст. 270 НК РФ. Что, собственно
говоря, всегда
должно иметь место, поскольку речь идет
о выплатах за счет прибыли
(естественно, при условии, что в качестве
таковых не маскируются
обычные расходы на оплату труда).
В
соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не
подлежат налогообложению все виды
установленных законодательством РФ,
законодательными актами субъектов
РФ, решениями представительных органов
местного
самоуправления компенсационных выплат
(в пределах норм, установленных
в соответствии с законодательством
РФ), связанных, в том числе
с выполнением физическим лицом трудовых
обязанностей.
В
частности, разъездной характер работы
должен
подтверждаться должностной
инструкцией работника.
При
отсутствии обеспечения работника
специальным транспортом на
время выполнения служебных обязанностей
для оплаты проезда сотрудников,
работа которых носит разъездной характер,
организация
может применяться следующие формы
оплаты:
—
приобретение проездных билетов или
выдача денежных средств под
отчет работникам для приобретения
проездных билетов.
Пользование
проездными билетами осуществляется в
рабочее время
для проезда к месту выполнения работ
(оказания услуг).
Для
подтверждения производственного
характера поездок используется
книга (журнал) местных командировок;
При
наличии документально подтвержденных
расходов физического
лица производственного (служебного)
характера оплата организацией
в любой форме стоимости проезда не
рассматривается как произведенная
в интересах физического лица и,
следовательно, в соответствии
с пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежит
налогообложению ЕСН.
Условия
освобождения компенсационных выплат,
связанных с возмещением
расходов по командировкам, определены
пп. 2 п. 1 ст. 238 НК
РФ.
Кроме
того, в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ
выплаты и вознаграждения
не признаются объектом обложения ЕСН,
если такие выплаты
не отнесены к расходам, уменьшающим
налоговую базу по
налогу на прибыль в текущем отчетном
(налоговом) периоде.
В
соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ в
прочие расходы включаются
суточные в пределах норм, установленных
Правительством РФ. Согласно п. 38 ст.
270 НК РФ в случае превышения установленных
норм такие расходы для целей налогообложения
прибыли не принимаются.
Формой
ведения налогоплательщиком учета сумм
начисленных по
каждому физическому лицу выплат и иных
вознаграждений, сумм единого
социального налога, относящегося к ним,
а также сумм налоговых
вычетов, является индивидуальная
карточка. Приказом МНС России от
27.07.2004 № САЭ-3-05/443 утверждены формы
индивидуальных
и сводных карточек учета сумм начисленных
выплат и иных вознаграждений,
сумм начисленного единого социального
налога, страховых
взносов на обязательное пенсионное
страхование (налогового
вычета) и порядок их заполнения.
Определяются
суммы налога,
подлежащие
зачислению в федеральный
бюджет и в каждый из внебюджетных фондов
(ФСС, ФФОМС и ТФОМС), как
процентная доля, соответствующая
налоговой ставке, от налоговой базы.
Сумма ЕСН,
уплачиваемая в Фонд социального
страхования РФ, уменьшается на сумму
самостоятельно произведенных
налогоплательщиком расходов на цели
государственного социального страхования,
предусмотренные законодательством РФ.
Изменения в обязательном аудите
Обязанность по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности возлагается на ряд организаций на основании требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В настоящее время все акционерные общества, независимо от суммы дохода и величины активов баланса, обязаны проводить аудиторские проверки (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, п. 3 ст. 88 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
Федеральными законами от 16 апреля 2022 г. №99-ФЗ и 114-ФЗ в статью 67.1 ГК РФ и статью 88 Закона №208-ФЗ внесены изменения, согласно которым с 1 января 2023 года ежегодно проводить аудит в случаях, предусмотренных законом об аудиторской деятельности, обязаны только публичные акционерные общества. Это значит, что для непубличных акционерных обществ с доходом менее 800 млн рублей и суммой активов баланса менее 400 млн рублей (включительно) отменена обязанность проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности.
Ограничение доступа к ГИР БО
Бухгалтерская отчетность коммерческих организаций за 2019 и последующие годы публикуется в государственном информационном ресурсе — ГИР БО. Это открытая бесплатная база данных, администрируемая ФНС. Создана и ведется в соответствии с п. 9 ст. 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Антироссийские санкции и напряженная геополитическая обстановка в мире внесли коррективы в правила раскрытия финансовой отчетности организаций. Чтобы снизить риск введения новых санкций в отношении российских организаций, Правительство ограничило к ней доступ. С 1 января 2023 года на смену Постановлению №395 приходит Постановление Правительства от 16.09.2022 №1624, которое вводит новые, более сложные правила ограничения доступа к ГИР БО:
- компания должна обратиться в ФНС с электронным заявлением по установленной (а не произвольной) форме. Заявление может подписать только лицо, имеющее право действовать без доверенности, то есть руководитель (п. 2, 4-5 Правил, утвержденных ПП № 1624);
- у компании должны быть законные основания для ограничения доступа. Одного ее желания теперь недостаточно.
Если ФНС вынесет положительное решение, она ограничит доступ к следующей информации, содержащейся в ГИРБО:
- к бухгалтерской (финансовой) отчетности в составе, установленном Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и принятыми в соответствии с ним федеральными и отраслевыми стандартами бухучета, включая сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному;
- к аудиторскому заключению о бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту.
Кроме того, с 1 января доступ к ГИРБО имеют право закрыть компании, попавшие в специальный перечень Минфина (Постановление Правительства РФ от 16.09.2022 №1625). Основаниями для включения в перечень служат ограничения, связанные с санкциями недружественных иностранных организаций и государств. Чтобы попасть в этот перечень, необходимо подать заявление в Минфин.