Обратите внимание! Налоговый режим ЕНВД отменён с 2021 года. Плательщикам ЕНВД необходимо выбрать другой вариант налогообложения.
ЕНВД или единый налог на вменённый доход – это специальный налоговый режим для малого бизнеса. Особенность этого режима заключается в том, что налог на нём считается не от реально полученного дохода, а от расчётного или вменённого.
При расчёте индивидуальной налоговой нагрузки вменёнка часто оказывается самым выгодным вариантом налогообложения, но доступны на ней только некоторые виды деятельности. Чтобы разобраться в том, когда стоит выбирать этот режим, дадим толкование ЕНВД — что это такое простыми и понятными для неспециалиста словами.
- Кому и в каких случаях положены
- Назначение
- В какой форме предоставляются льготы
- Перечень льготников
- Виды спецрежимов для юридических лиц и предпринимателей
- Что такое налоговые льготы и какими они бывают
- Что собой представляют налоговые льготы
- Классификация
- Налоговые изъятия
- Налоговые скидки
- Прочие виды льгот
- Льготы в форме специальных режимов
- Основные элементы налогообложения и их характеристика
- Обязательные элементы налогообложения и их характеристика
- Нарушения, связанные с неверным определением элементов налогообложения
- Необязательные элементы налогообложения
- Итоги
- Статья 407 НК РФ. Налоговые льготы
- Соотношение понятий «налоговая льгота» и «дифференцированная налоговая ставка» в налоговом законодательстве РФ и порядок их применения
- Чем могут заниматься плательщики ЕНВД
- Как считают налог на ЕВНД
- В чём суть ЕНВД
- Дополнительные ограничения по видам деятельности ЕНВД
Кому и в каких случаях положены
Льготы по налогам — это особые права, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. Они могут уменьшить облагаемую базу или размер платежа. Посмотрим, кому предоставлены такие преференции.
Статья 407 НК РФ утверждает перечень налогоплательщиков — физических лиц, имеющих право на льготы. Особые льготные механизмы существуют и для юридических лиц. Налоговая льгота представляет собой право на снижение (вплоть до нуля) размера обязательного платежа, предоставляемое государством определенным категориям налогоплательщиков. Действует она, только если субъект лично решил воспользоваться таким правом.
Для того чтобы получить льготы, нужно обратиться в ФНС: предоставление налоговых льгот по умолчанию в РФ не предусмотрено. Конкретного срока действия для них законодательство не устанавливает. Обычно он совпадает со сроком действия документа, подтверждающего право на льготное налогообложение. Сокращение размеров налогов — это альтернатива бюджетным дотациям. Введение таких мер избавляет государство от необходимости решать соответствующие задачи за счет субсидий.
Назначение
На первый взгляд, государство несет убытки, предоставляя гражданам и юридическим лицам налоговые льготы (НК РФ содержит ряд статей, утверждающих правила их предоставления). Но у них есть свои функции, которые делают применение налоговых льгот оправданным:
- регулирование экономики;
- достижение социальной справедливости;
- поддержка предпринимательства;
- привлечение инвестиций;
- стимулирование отдельных отраслей;
- помощь социально незащищенным слоям населения.
Благодаря тому, что государство в определенных случаях предоставяет освобождение от налогов, многие граждане преодолевают порог бедности, а начинающие предприниматели получают возможность вести деятельность и не разориться в первый год.
В то же время сам факт существования таких преференций вынуждает государство усиливать контроль за их предоставлением. Возникает необходимость в более тщательной проверке субъектов, что позволяет предупредить возможные случаи мошенничества. В противном случае меры помощи стимулируют не развитие экономики, а минимизирование обязательных платежей. Также благодаря развитой системе мониторинга выявляются неэффективные преференции.
В какой форме предоставляются льготы
Анализируя формы налоговых льгот, установленные действующим законодательством, обобщенно выделим такие категории:
- Изъятие. Часть объекта выводится из-под налогообложения. Такая форма характерна для налога на прибыль и НДФЛ.
- Скидка. Имеется в виду, что за счет определенных расходов уменьшается налоговая база. Самый известный пример — стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты по НДФЛ ( ст. 218 НК РФ ).
- Освобождение от уплаты налогов. Определенные категории предприятий — например, производители детского питания — освобождаются от НДС (то есть для них ставка НДС — 0%).
- Кредит. Позволяет уменьшать размеры периодических платежей с последующей полной выплатой. За эту возможность необходимо уплачивать проценты.
- Зачет ранее уплаченного налога. Возврат суммы налога, уплаченной ранее, при достижении определенных условий.
- Амнистия. Объявление старых долгов безнадежными по поручению президента или правительства. В этом случае должники освобождаются от уплаты налогов за прошедшие периоды. Примером служит амнистия по транспортному налогу, по которому имеются недоимки и пени до 2015 года.
Отдельно рассматривается отсрочка — изменение срока уплаты. Ее следует отличать от рассрочки — она к налоговым льготам не относится, а лишь дает право на внесение платежа частями за оговоренный период.
Перечень льготников
Поскольку налоговые льготы являются элементом конкретного налога, то однозначно выделить категории лиц нельзя. Для получения такой информации следует изучить соответствующие статьи НК РФ или получить консультацию в ФНС.
Для того чтобы ответить на вопрос, кто имеет право на налоговые льготы среди граждан, нужно обратиться к статье 407 НК РФ. Преференции предоставляются:
- ветеранам труда;
- пенсионерам и предпенсионерам;
- многодетным;
- инвалидам;
- чернобыльцам;
- военнослужащим или членам их семей, потерявшим кормильца.
Полный список дан в статье 407 НК РФ.
Иногда при предоставлении такого права законодательство ориентируется не только на субъект, но и на объект. Например, если им является транспортное средство, то предъявляется ряд требований к его техническим характеристикам.
Налоговый кодекс предоставляет и налоговые льготы для юридических лиц, которые выражаются в:
- уменьшении НДС до 10% для производителей ряда товаров, перечни которых утверждаются правительством ОРФ, например, медицинских изделий — по Постановлению Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 ; для производителей детских товаров — по Постановлению Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 , для издательств, выпускающих периодику и книги, связанные с образованием, наукой и культурой, — по Постановлению Правительства РФ от 23.01.2003 N 41 ;
- уменьшении страховых взносов (в соответствии со ст. 427 НК РФ ),
и в возможности применять налоговые льготы для организаций, выражающиеся в спецрежимах.
Виды спецрежимов для юридических лиц и предпринимателей
Такого понятия, как льготная система налогообложения, законодательство не содержит. Обычно под ним подразумевается специальный режим. Он освобождает отдельные категории субъектов от части обязательных платежей.
К таким режимам, рассматриваемым в разделе VIII НК РФ, относятся:
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН, глава 26.1 );
- упрощенная система (УСН, глава 26.2 );
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД, глава 26.3 );
- режим при выполнении соглашения о разделе продукции ( глава 26.4 );
- патентная система (ПСН, глава 26.5 ).
Субъекты предпринимательства, подпадающие под эти режимы, вносят в бюджет особые платежи. Они меньше, чем сумма тех, от которых законодательство их освобождает.
Что такое налоговые льготы и какими они бывают
Налоговые льготы считаются инструментом для оздоровления экономики государства. Скидки предлагаются и физическим, и юридическим лицам. Первым они даются для сохранения материального благополучия, вторым – для создания стимула для ведения бизнеса. Льготы способствуют развитию производственных отраслей.
Что собой представляют налоговые льготы
Налоговая льгота – это, по сути, скидка на сумму налогов, предполагающуюся к уплате. Предоставляется она со следующими целями:
- Стимуляция предпринимательской деятельности.
- Снижение налогового бремени.
- Достижение высоких экономических итогов.
Весь перечень льгот перечислен в НК РФ. Некоторые из них оговорены местными нормативными актами.
Классификация
Предоставляемые уступки подразделяются по этим направлениям:
- Территория распространения.
- Власть, предоставившая уступку.
- Льготы для определенных лиц: ФЛ или ЮЛ.
- Льготы, определяющиеся окончательным получателем выгоды: это или плательщик прямых налогов, или покупатель товара плательщика, или поставщик ресурсов.
- Льготы разного значения: социальные (нужные для населения), экономические.
- Уступки с различными формами: специальные режимы, освобождение от уплаты налогов, вывод объекта из зоны обложения налогами, скидки, отсрочки и рассрочки.
Разновидностей льгот очень много. Только по России их существует в количестве более 200 видов.
Налоговые изъятия
Изъятия позволяют вывести какой-либо объект из зоны обложения налогом. Перечень ситуаций, в которых проводится изъятие, оговорен в главе 25 НК РФ. Не облагаются поощрения, помощь, оказанная вследствие ущерба после ЧП. Все доходы, которые не подлежат обложению, перечислены в статье 217 НК РФ. Рассмотрим их подробнее:
Изъятие может быть постоянным. Подобная уступка также может выдаваться на какой-либо срок.
Налоговые скидки
Налоговые скидки предлагаются с целью снижения налогооблагаемой базы. Подразделяются они на эти типы:
- Лимитированные. Предполагают заранее заданный размер уступки.
- Нелимитированные. Изъятие предоставляется в отношении всей налоговой суммы.
Еще одна классификация:
- Стандартные. Предоставляются всем плательщикам налогов вне зависимости от их реальных доходов. Они могут быть установлены или в заданном размере, или в процентах. Предоставляться могут многодетным семьям, учащимся.
- Нестандартные. Предоставляются в зависимости от размера платежей, которые плательщик переводит в бюджет.
К СВЕДЕНИЮ! Минимум, не облагаемый подоходным налогом, также будет являться скидкой.
Прочие виды льгот
Существует такая льгота, как освобождение. Представляет она собой непосредственное снижение взносов. То есть уступка предоставляется напрямую, а не косвенно. Подразделяется на эти виды:
- Уменьшение ставки налога. Ставка уменьшается на 50% в случае, если штат организации наполовину состоит из пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями.
- Снижение валового налога. Уменьшение может выполняться или частично, или полностью.
- Каникулы. Налоги полностью снимаются на заданный срок.
- Отсрочка или рассрочка. Меняются сроки выплаты налогов. Максимальный срок – не больше 6 месяцев. Особенности получения этой льготы оговорены в статьях 61-64, 68 НК РФ.
- Кредит. Считается формой изменения сроков платежей. Кредит, в отличие от рассрочки, может предоставляться сроком на год. Кредит выдается на основании статьи 68 НК РФ.
- Инвестиционный кредит. Выдается инвесторам, которые вкладывают свои деньги в исследования и разработки.
- Целевой кредит. Представляет собой выражение возможности оплатить долг средствами в натуральной форме. К примеру, это может быть продукция на сумму, соответствующую сумме налогового платежа.
- Возврат налога, выплаченного ранее. Представляет собой налоговую амнистию.
- Зачет платежа. Применяется для предупреждения двойного налогообложения.
Все рассмотренные льготы предоставляются в зависимости от конкретных обстоятельств.
Льготы в форме специальных режимов
Существуют специальные налоговые режимы, называемыми льготными. Полный их перечень оговорен статьей 18 НК РФ. В частности, это:
- Обложение сельскохозяйственных производств.
- Упрощенка.
- Единый налог для некоторых направлений работы.
- Оплата патента.
Рассмотрим особенности каждой из систем:
- УСН. В рамках данного режима также уплачивается Единый налог и НДФЛ. Объектом обложения являются просто доходы, доходы, уменьшенные на размер расходов, патенты, зарплаты. Ставка составит от 6% до 30%. Самая высокая налоговая ставка актуальна для нерезидентов (в той ситуации, когда объектом является зарплата).
- ЕНВД. Выплачивать нужно Единый налог и НДФЛ. Объектом налогообложения является доход в определенном размере от установленного направления деятельности, зарплата персонала. Размер ставки составит 15% при обложении дохода, 13% — при обложении зарплат. Если лицо не является резидентом, ставка составит 30%.
К СВЕДЕНИЮ! Льготы – это важнейший инструмент для стимулирования бизнеса. Уступки, как правило, предоставляются организациям, занимающимся социально полезной деятельностью. К примеру, льготы получают фирмы, предоставившие рабочие места инвалидам и пенсионерам. Уступки являются способом регулирования обстановки в предпринимательской среде. Так государство поощряет определенные формы деятельности. Предпринимателям становится выгодно, к примеру, осуществлять свою деятельность в сфере культуры.
Основные элементы налогообложения и их характеристика
Элементы налогообложения определяют важные составляющие для любого налога и сбора. Какие элементы налогообложения бывают, какие наиболее значимы для расчета налога или характерны строго для определенных видов налогов, рассмотрим в статье.
Ст. 17 НК РФ в рамках рассматриваемого в данной статье вопроса содержит такие понятия:
- Объект налогообложения (ст. 38 НК РФ).
- Налоговая база (ст. 53 НК РФ).
- Налоговая ставка (ст. 53 НК РФ).
- Налоговый период (ст. 55 НК РФ).
- Порядок исчисления (ст. 52 НК РФ).
- Порядок и сроки уплаты (ст. 57, 58 НК РФ).
Это элементы налогообложения, которые присущи каждому налогу. В зависимости от типа налога значения того или иного элемента налогообложения различны. В случае отсутствия хотя бы одного из элементов невозможно произвести расчет и оплату налога.
Обязательные элементы налогообложения и их характеристика
ОН можно выделить как самый важный элемент налогообложения, т.к. при его отсутствии нельзя говорить об обязанности исчисления налога.
ОН любого из налогов не тождественны и имеют разное физическое выражение. Например, по налогу на прибыль ОН – прибыль, сформированная в результате хозяйственной деятельности (ст. 247 НК РФ), а по водному налогу – водные объекты (ст. 333.9 НК РФ). Кроме того, для некоторых налоговых режимов можно выбрать самостоятельно ОН, например, на упрощенке (ОН – «доходы» или «доходы минус расходы»).
ООО произвело 730 л спирта этилового (крепость 96%). Произведенное сырье было распределено следующим образом:
- 200 лреализовано парфюмерной фабрике для производства духов;
- 150 лпереданы в уставный капитал другого российского спиртзавода;
- 480 лпередано цеху для производства водки.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ 200 л этилового спирта, реализованного парфюмерной фабрике для производства духов, является ОН. С учетом подп. 10 п. 1 ст. 182 НК РФ 150 л этилового спирта, переданного в уставный капитал другого российского спиртзавода, является ОН. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 183 НК РФ 480 л этилового спирта, переданного цеху по производству водки, не облагаются акцизом, т.е. в данном случае ОН нет.
Компания, производящая спортивное оборудование, в течение года реализовала свою продукцию на сумму 2 000 000 руб. (без НДС). Расходы организации на производство товаров в этом году составили 1 500 000 руб., в том числе расходы на приобретение призов во время рекламной кампании – 100 000 руб.
Доход от продажи продукции 2 000 000 руб. является доходом от реализации (ст. 249 НК РФ).
В соответствии с п. 44 ст. 270 НК РФ приобретение призов в рамках рекламной кампании не подлежит налогообложению налогом на прибыль, т.е. расходы в сумме 100 тыс. руб. не включаются в ОН.
Таким образом, ОН в целях исчисления налога на прибыль будут признаваться:
- доходы в сумме 2 000 000 руб.;
- расходы в сумме 1 400 000 руб. (1 500 000 руб. – 100 000 руб.).
Об объекте налогообложения по НДС см. материал по НДС «Ст. 146 НК РФ: вопросы и ответы».
Рассмотрим на примере, как необходимо формировать НБ по налогам:
ООО применяет УСН. Объектом налогообложения выбраны доходы за вычетом расходов. По итогам 2020 года учитываемые доходы составили 1 550 000 руб., расходы – 1 050 000 руб. Кроме того, в этом же периоде было получено транспортное средство рыночной стоимостью 400 000 руб. (на безвозмездной основе). Убыток по итогам деятельности в 2019 году составил 100 000 руб.
В соответствии со ст. 249 НК РФ сумма 1 550 000 руб. является доходом от реализации, 1 050 000 руб. – расход, связанный с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ).
П. 8 ст. 250 НК РФ определено, что транспортное средство, полученное на безвозмездной основе, является внереализационным доходом, который равен 400 000 руб. В соответствии с п. 7 ст. 346.18 НК РФ организация вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка за 2019 г. – 100 000 руб.
Определяем налоговую базу:
НБ = (1 550 000+ 400 000) – (1 050 000 + 100 000) = 800 000 руб.
Также существуют расчетные НС – 10/110, 20/120 по НДС.
Важно! По акцизам существуют смешанные НС (по сигаретам и папиросам). Смешанные НС предусматривают одновременное применение ставки с абсолютным значением и процентным.
Пример. ООО «Табак» 15.03.2015 г. реализовал 5 000 шт. папирос. Максимальная розничная цена за 1 000 шт. – 1 500 руб. Ст. 193 НК РФ предусмотрена НС в сумме 960 руб. за 1000 штук +11% от максимальной розничной цены.
Сумма акциза = 960 × 5 + 11% × 1 500 = 4 965 руб.
Об особенностях определения налогового периода по УСН см. материал «Отчетный и налоговый период по УСН».
Расчет налогов в основном производится по одной и той же формуле: путем перемножения НБ и НС (с учетом применения всех вычетов и льгот). Более сложный расчет налога производится по налогу на прибыль при наличии обособленных подразделений, т.к. полученную сумму налога еще необходимо распределить по обособленным подразделениям с учетом доли прибыли каждого из них (ст. 288 НК РФ). Также расчет осложнен при применении раздельного учета по НДС (ст. 170 НК РФ) по причине того, что следует рассчитывать пропорцию облагаемых и необлагаемых НДС операций.
Об особенностях расчета налога на прибыль при наличии обособленных подразделений см. материал «ФНС рассказала, как платить налог на прибыль при открытии ОП в течение года».
Рассмотрим примеры по исчислению некоторых налогов:
У организации 6 игровых столов, из них 2 стола – с одним игровым полем, 3 – с 2 полями, 1 – с 3 полями. В соответствии со ст. 369 НК РФ ставка налога на игорный бизнес составит 25 000 руб.
50 000 (2 × 25 000)
75 000 (3 × 25 000)
Сумма налога на игорный бизнес = 2 × 25 000 + 3 × 50 000 + 1 × 75 000 = 275 000 руб.
Компания осуществляет забор поверхностных вод из реки Волги Волго-Вятского экономического района. Фактический объем воды, забранной во II квартале, составил 1 000 000 куб. м, при этом он использовался для производства. Для организации установлен годовой лимит водопользования – 3 200 000 куб. м.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ ставка водного налога – 282 руб./тыс. куб. м.
П. 2 ст. 333.12 определяет квартальный лимит как 3 200 000/4 = 800 000 куб. м, что меньше забранного объема. Сумма облагаемого превышения составляет 1 000 000 – 800 000 = 200 000 куб. м, в отношении которой применяется повышенная ставка 282 × 5 = 1 410 руб./тыс. куб. м.
Сумма водного налога = 800 × 282 + 200 × 1 410 = 225 600 + 282 000 = 507 600 руб. (ст. 333.12 НК РФ).
Вышерассмотренные элементы налогообложения аккумулируют всю информацию о налоге, поэтому в случае, если один из элементов не будет учтен или будет интерпретирован неверно, налогоплательщик может быть привлечен к ответственности.
Нарушения, связанные с неверным определением элементов налогообложения
В гл. 15 ч. 1 НК РФ приведена ответственность за совершение налоговых правонарушений, при этом некоторые нормы предусматривают наказание в связи с неверным применением элементов налогообложения. Следует обратить внимание на следующие нормы: ст. 120, 122, 123, 129.2, 129.3, 129.5 НК РФ.
Действие ст. 120, 123 и 129.2 НК РФ связано с неверным учетом объектов налогообложения, в частности по объектам игорного бизнеса, а также по операциям, связанным с выполнением обязанности налогового агента. Ст. 122, 129.3 и 129.5 НК РФ указывают на занижение налоговой базы, в т.ч. по контролируемым сделкам.
Необязательные элементы налогообложения
Перечисленные выше элементы налогообложения обязательны для определения налога. Но НК РФ также содержит небольшое количество элементов налогообложения, неприменение или неверное применение которых не приведет к нарушению порядка налогообложения.
К таким элементам относятся:
- налоговая льгота;
- отчетный период;
- налоговые вычеты.
Понятие «налоговая льгота» содержится в ст. 56 НК РФ и отражает право налогоплательщика получить полное или частичное освобождение от уплаты налога. Так как для налогоплательщика льгота – это право, то он самостоятельно должен определить для себя, хочет он воспользоваться ею или нет. В случае если компания, ИП или физлицо решат применить льготу, то необходимо будет собрать пакет документов, обосновывающих ее, и подать их вместе с заявлением на применение льготы в ИФНС. Также в процессе применения льготы от нее можно отказаться. В каждом субъекте РФ может быть установлен свой перечень налоговых льгот.
Пример. В собственности у Иванова С. К. квартира площадью 40 кв. м в Москве (СЗАО). В августе 2020 года ему назначена пенсия по старости. В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 407 НК РФ, начиная с августа, Иванов С. К. применяет освобождение от уплаты налога, следовательно, за 2020 г. он уплатит налог за 7 месяцев (с января по июль).
Об особенностях определения элементов налогообложения субъектами РФ см. материал «Федеральные, региональные и местные налоги в 2022 году».
Важно! Потенциальный льготник может воспользоваться льготой за предыдущие периоды путем подачи уточненной декларации или заявления (для физлиц) (постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 30.07.2013 № 57).
Отчетный период (далее ОП) – временной промежуток, после завершения которого производится оплата налогов и/или их начисление, дробящий на части НП или соответствующий ему. Например, по налогу на прибыль для компаний или ИП, применяющих авансовую систему оплаты, ОП признается каждый из месяцев года (ст. 285 НК), а НП – год. А вот по налогу на добавленную стоимость ОП и НП идентичны и составляют квартал.
Налоговые вычеты по аналогии с налоговой льготой позволяют уменьшить величину налога, но основным ее отличием является то, что льгота носит постоянный характер, связанный со спецификой деятельности компании или со статусом физлица, тогда как право на вычет возникает в результате совершения определенных операций. Данный элемент присущ только четырем налогам:
О вычетах по НДФЛ мы рассказываем в нашей рубрике.
Итоги
Приведенные в статье виды элементов налогообложения позволяют сформировать полноценную картину о том или ином налоге. При этом компаниям, ИП и физлицам необходимо правильно определять тот или иной элемент налогообложения, что поможет избежать вопросов со стороны ИФНС.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Статья 407 НК РФ. Налоговые льготы
1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:
1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;
5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
7) военнослужащие , а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством , а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;
11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;
15) физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.
6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.
Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
(абзац введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.
Уведомление о выбранном объекте налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в соответствии с пунктом 13 статьи 85 настоящего Кодекса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о выбранном объекте налогообложения, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.
При выявлении оснований, препятствующих предоставлению налоговой льготы в соответствии с уведомлением о выбранном объекте налогообложения, налоговый орган информирует об этом налогоплательщика.
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.
Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Соотношение понятий «налоговая льгота» и «дифференцированная налоговая ставка» в налоговом законодательстве РФ и порядок их применения
В процессе осуществления практической деятельности по консультированию в рамках вопросов налогообложения нередкими стали вопросы соотношения понятий «налоговая льгота» и «дифференцированная ставка», различие между которыми приобрели правоприменительное значение, состоящее в том, что налоговая льгота подлежит применению исключительно по заявлению налогоплательщика и правомерность применения налоговой льготы может быть проверена налоговым органом на основании п. 6 ст. 88 НК РФ, тогда как дифференцированная налоговая ставка, пусть зачастую и улучшает положение отдельных категорий налогоплательщиков, однако, по своей природе льготой не является и обязательна к применению как налогоплательщиками, так и налоговыми органами, которые не имеют право осуществлять проверку правомерности применения дифференцированной ставки в порядке п. 6 ст. 88 НК РФ.
Для налогоплательщиков это означает некоторые хорошие последствия: в требованиях налоговых органов о предоставлении документов (информации), основанных на п. 6 ст. 88 НК РФ, можно отказывать, т.к. в порядке данной нормы налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой льготы. Помимо этого, налогоплательщикам следует учитывать, что если налоговый орган при отказе в применении налоговых льгот был обязан применить существующую дифференцированную ставку, но не сделал этого, то данные действия налогового органа, либо решение, в котором данные обстоятельства нашли отражение, являются незаконными.
Различия между понятиями «налоговая льгота» и «налоговая ставка» следует начинать искать в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ).
Так, в силу п. 1 ст. 17 НК РФ налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения, без которой невозможно определить сумму налога к уплате.
В п. 2 ст. 17 НК РФ законодателем установлено, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно ст. 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Таким образом, НК РФ различает понятия «налоговая ставка» и «налоговая льгота», разница между которыми, в первую очередь, заключается в характере нормы, устанавливающей налоговую ставку, либо льготы, поскольку для установление налоговых ставок осуществляется на основании общеобязательных императивных норм федерального, регионального и местного законодательства, тогда как нормы в отношении налоговых льгот носят правонаделительный характер в силу установленного порядка определения налоговых льгот.
Во-вторых, различие между понятиями заключается в их функциональном назначении, так как в силу недвусмысленного регулирования ст. 53 НК РФ функцией налоговой ставки является определение величины налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, тогда как функция налоговой льготы – предоставление отдельным категориям налогоплательщиков преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Между тем, возникает вопрос о природе понятия «дифференцированная налоговая ставка», которое, например, зачастую предусматривается региональным законодательством, в частности, для установления разного рода ставок по налогу на имущество организаций, и предусматривают размер ставки в меньшем размере по сравнению с общей ставкой и, тем самым, в некоторой степени улучшают налоговое бремя. Налоговые органы зачастую утверждают, что такие дифференцированные ставки являются налоговыми льготами, а потому налоговые органы считают, что они вправе истребовать у налогоплательщика документы в порядке п. 6 ст. 88 НК РФ для проверки обоснованности применения такой «льготы», а ее применение может осуществляться исключительно по воле самого налогоплательщика.
В качестве примера таких дифференцированных ставок можно воспользоваться положениями Закона Пермской области от 30.08.2001 г. № 1685-296 «О налогообложении в Пермском крае», который в редакции от 29.03.2016 в п. 1 ст. 19 предусматривал, что общая налоговая ставка по налогу на имущество устанавливается в размере 2,2%.
Далее, согласно п. 2 ст. 19 Закона Пермской области от 30.08.2001 г. № 1685-296 дифференцированные налоговые ставки устанавливаются для:
организаций, непосредственно осуществляющих виды экономической деятельности, указанные в настоящем пункте;
организаций, предоставляющих основные средства за плату во временное владение и пользование или во временное пользование иным организациям и (или) индивидуальным предпринимателям для осуществления видов экономической деятельности, указанных в настоящем пункте.
Дифференцированные налоговые ставки устанавливаются в отношении приобретенных за плату и введенных в эксплуатацию основных средств фактически используемых в следующих видах экономической деятельности:
Чем могут заниматься плательщики ЕНВД
Направления бизнеса, попадающие под ЕНВД в 2020 году для ИП и ООО, указаны в статье 346.26 Налогового кодекса. Приводим этот закрытый, т.е. не допускающий дополнений, перечень:
- бытовые услуги;
- услуги ветеринаров;
- ремонт, ТО и мойка автотранспорта;
- предоставление в аренду мест на автостоянках;
- перевозка грузов и пассажиров автомобильным транспортом, при этом количество собственных или арендованных единиц транспорта у плательщика ЕНВД не должно превышать 20;
- розничная торговля в магазинах и павильонах с площадью торгового зала менее 150 кв. метров;
- розничная торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, или объекты нестационарной торговой сети;
- услуги общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. метров;
- услуги общественного питания через объекты, не имеющие зала обслуживания посетителей;
- распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, а также на транспортных средствах;
- услуги по временному размещению и проживанию (гостиницы, хостелы и др.), если общая площадь по каждому объекту не превышает 500 кв. метров;
- сдача в аренду торговых мест без торгового зала, а также объектов общепита, не имеющих зала обслуживания посетителей;
- сдача в аренду земельных участков для размещения объектов торговой сети и объектов организации общественного питания.
Но и этот небольшой перечень направлений бизнеса, подпадающий под ЕНВД в 2020 году, для отдельных населённых пунктов может быть сокращён. Дело в том, что Налоговый кодекс дает регионам право выбирать из списка разрешённых видов деятельности только некоторые и устанавливать их своими нормативными актами вплоть до указания конкретного кода ОКВЭД. Кроме того, с 2020 года вступает в силу запрет на реализацию на ЕНВД таких маркированных товаров, как лекарства, обувь, изделия из натурального меха.
Как считают налог на ЕВНД
Расчет вменённого дохода производится по особой формуле БД * ФП * К1 * К2, показатели в которой означают:
- БД – базовая месячная доходность на единицу физического показателя в рублях;
- ФП – физический показатель, которым может быть площадь торгового зала или заведения общепита; количество работников, оказывающих услуги; количество единиц грузового транспорта или посадочных мест в пассажирском автобусе и др.;
- К1 – коэффициент-дефлятор, который ежегодно устанавливает приказ Минэкономразвития (в 2020 г. К1 равен 2,005);
- К2 – региональный корректирующий коэффициент, который снижает предполагаемый доход.
Далее этот рассчитанный вменённый доход умножается на налоговую ставку в 15%, в результате мы получаем сумму налога к уплате в месяц.
Несмотря на такую громоздкость формулы налога на ЕНВД, рассчитать его довольно легко. Все показатели, кроме К2, известны заранее и одинаковы для всех налогоплательщиков в России. Региональный К2 (составляет от 0,005 до 1) может существенно снизить налог к уплате, поэтому местные власти используют его для развития отдельных видов деятельности.
Сделаем такой простой расчёт на примере грузоперевозок для двух единиц транспорта, причём, К2 возьмем максимально высокий, т.е. равным 1. Цифры для БД и ФП указаны в статье 346.29 НК РФ.
Считаем вменённый доход по формуле выше: 6 000 * 2 * 2,005 * 1 = 24 060 рублей. То есть предполагается, что именно такую выручку принесут перевозчику грузоперевозки двумя единицами транспорта. Налог же с этой суммы составит 3 609 рублей в месяц или 10 827 рублей в квартал.
В реальности, конечно же, эти две единицы транспорта при полной загрузке могут принести за месяц доход не менее, чем на 500 000 рублей. Если перевозчик работает на УСН Доходы, где налог считают от реальной выручки, то в бюджет при таком доходе придётся уплатить 30 000 рублей в месяц, что почти в 10 раз больше!
Примечание: дополнительно рассчитанный налог на ЕНВД и УСН Доходы можно ещё уменьшить на взносы, уплаченные ИП за себя или за работников.
Из этого примера видно, что для государства система ЕНВД невыгодна, потому что сильно снижает налоговую нагрузку на бизнес. Именно поэтому этот режим уже не раз пытались отменить, но окончательная дата всё время переносилась.
С 2021 года вменёнка в России не применяется, но региональные власти были вправе запретить её действие на своей территории и ранее (например, в Москве этот режим не действует с 2014 года). После отмены ЕНВД индивидуальные предприниматели могут работать на схожем по налоговой нагрузке режиме ПСН. К сожалению, патенты доступны только для ИП, хотя не раз предлагалось дать такую возможность и юридическим лицам.
Но пока вменённый режим ещё действует, бизнесменам стоит воспользоваться предлагаемыми налоговыми льготами. Узнаем дальше, какие именно виды деятельности подпадают под ЕНВД в 2020 году для организаций и предпринимателей.
В чём суть ЕНВД
В обыденной жизни слово «вменённый» мало кто употребляет, но чтобы понять суть ЕНВД, надо выяснить значение этого слова. Для налогообложения «вменённый доход» означает такой доход, который государство вменяет, предполагает или считает возможным для получения налогоплательщиком в каждом конкретном случае.
При этом вменённый доход измеряется не в реальной сумме выручки за товары и услуги в рублях, а в зависимости от того, какие и сколько показателей принимаются в расчёте налога. Например, грузоперевозчик на одной машине заработает определённую сумму, а если машин у него будет две или три, то и доход будет больше, соответственно, ровно в два или три раза.
По той же логике магазин площадью 40 квадратов будет в два раза прибыльнее, чем магазин площадью 20 квадратов. Далее – если в салоне красоты работает три парикмахера, то, наняв ещё троих мастеров, работодатель удвоит выручку ровно в два раза. Конечно, на самом деле это не так, реальный доход будет значительно выше (но иногда и ниже), чем расчётный.
Дополнительные ограничения по видам деятельности ЕНВД
К сожалению, плательщики ЕНВД и налоговые органы не всегда приходят к единому мнению по поводу того, относится ли конкретное направление бизнеса к вменённой деятельности или нет. Споры чаще всего вызывают два направления:
- бытовые услуги;
- розничная торговля.
В отношении бытовых услуг Минфин всегда делал отсылку к классификатору ОКУН – если они там прямо указаны, то ими можно заниматься на ЕНВД. Например, компьютерный мастер мог работать на вменёнке, занимаясь только ремонтом компьютеров, т.к. эта услуга есть в классификаторе. А вот установка программ и систем, их настройка и обслуживание в ОКУН не входила, поэтому и работать в рамках ЕНВД по этому направлению нельзя.
Но с 2017 года ОКУН отменён, поэтому исполнителям услуг надо руководствоваться Распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2016 г. № 2496-р. В этом документе содержится Перечень кодов видов деятельности по ОКВЭД-2, относящихся к бытовым услугам. Например, в перечень внесен код ОКВЭД 95.29, а это ремонт товаров личного потребления, бытовых товаров, одежды, книг, игрушек и др.
Что касается спорных моментов по рознице, то здесь надо руководствоваться толкованием розничной торговли, данным в статье 346.27 НК РФ. Согласно ему на ЕНВД нельзя торговать некоторыми акцизными товарами, товарами по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (посылочная и Интернет-торговля), продукцией собственного производства.
Кроме того, для ИП и организаций, торгующих на вменёнке, важно следить за тем, чтобы их покупателями не стали другие коммерческие субъекты, по крайней мере, официально. Если купленный товар будет использоваться покупателем в своей предпринимательской деятельности, то такая торговля признается оптовой, а значит, запрещённой для ЕНВД.
Для того, чтобы налоговые инспекции попытались признать продажу относящейся к опту, а не к рознице, достаточно одного из признаков сделки:
- С покупателем заключён письменный договор поставки или договор купли-продажи, но с элементами поставки (предусмотрена продажа товара партиями или его доставка).
- Характеристики товаров указывают на их применение покупателем в предпринимательской деятельности: офисная мебель и техника, кассовые аппараты, торговое или ювелирное оборудование и др.
- Оплата за товар производится перечислением с расчётного счёта покупателя.
- Покупателю выписывается счёт-фактура и товарные накладные.
Обнаружив такие продажи, налоговая инспекция пересчитывает суммы налога, уже исходя из реальной выручки, а не от площади магазина. Особенно проблемной такая ситуация будет для продавца, который не совмещал ЕНВД с УСН, потому что налоги пересчитают в рамках ОСНО, где самая высокая налоговая нагрузка и сложная отчётность.
Перед тем, как решить, относятся ли к ЕНВД виды деятельности, выбранные вами, рекомендуем получить бесплатную консультацию специалистов 1С: БО по налогообложению. Такая консультация снизит риск налоговых споров и сэкономит вам существенные суммы при уплате в бюджет.