Во втором полугодии 2022 года организации и ИП вправе применять особый порядок уплаты налогов, сборов и взносов в виде единого платежа. Однако с 2023 года эти правила хотят сделать обязательными. Такой проект поправок к НК РФ приняли в третьем чтении. Ближайшее заседание Совета Федерации состоится 8 июля.
Отметим основные моменты.
- Что такое «единый налоговый платеж» и «единый налоговый счет»
- Когда обязанность уплатить налоги будет исполненной
- Как будут взыскивать задолженность
- Как можно будет зачесть или вернуть переплату
- Как будут считать пени
- Переходные положения
- Сроки и регионы — участники эксперимента
- Требования к налогоплательщикам
- Льготы и освобождения
- Элементы налогообложения
- Порядок определения и признания доходов и расходов
- Расчет и уплата налога
- Учет, отчетность и проверки
- Плательщики налога
- Объекты налогообложения
- Не признаются объектами налогообложения
- Налоговая база
- Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества
- Налоговый период. Отчетный период
- Налоговая ставка
Что такое «единый налоговый платеж» и «единый налоговый счет»
Планируют ввести такой порядок: вместо разных платежек на отдельные налоги нужно будет перечислять общую сумму на единый налоговый счет в Казначействе. При этом по общему правилу потребуется указать только ИНН (п. 9 ст. 1 проекта). Счет будут вести по каждой организации и физлицу (п. 2 ст. 1 проекта). Затем сумму распределит инспекция. На счет будут попадать деньги, которые, в частности:
- перечислили или взыскали в счет уплаты налога, взносов, сборов;
- начислили как проценты на излишне взысканные налоговиками суммы;
- должна возместить инспекция.
Здесь важным станет понятие совокупной обязанности по уплате (пп. «а» п. 1 ст. 1 проекта). Речь идет о том, сколько нужно перечислить:
- налогов и авансовых платежей по ним, кроме НДФЛ для отдельных иностранных работников;
- сборов, кроме госпошлины, по которой не выдан исполнительный документ;
- страховых взносов;
- пеней, штрафов и процентов.
Эту обязанность будут считать на основании (п. 2 ст. 1 проекта):
- налоговой отчетности (в т.ч. уточненной), т.е. деклараций, расчетов, уведомлений об исчисленных суммах;
- налоговых уведомлений;
- сообщений об исчисленных налоговиками суммах;
- решений об отсрочке или рассрочке;
- решений инспекций о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности;
- судебных актов, решений вышестоящих органов и исполнительных документов;
- иных документов.
Отметим, что не станут учитывать, например:
- платежи, со срока перечисления которых прошло более 3 лет;
- суммы, которые указаны в решении налоговиков о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, если суд принял обеспечительные меры и приостановил действие этого решения;
- НПД, а также сборы за пользование объектами животного мира или водных биологических ресурсов, которые перечислили не в составе единого налогового платежа.
Когда обязанность уплатить налоги будет исполненной
Обязанность по уплате налогов, сборов и взносов будут считать исполненной, в частности (п. 9 ст. 1 проекта):
- с даты перечисления единого налогового платежа;
- со дня, на который приходится срок уплаты налога (в случае зачета);
- со дня учета на счете совокупной обязанности, если на нем есть достаточное положительное сальдо;
- со дня удержания суммы налоговым агентом.
Засчитывать будут в таком порядке:
- недоимка начиная с наиболее раннего момента выявления;
- налоги, авансовые платежи по ним, сборы, взносы с момента возникновения обязанности по уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Как будут взыскивать задолженность
По сути, задолженность — это отрицательное сальдо единого счета. Когда инспекция его обнаружит, выставит требование (п. 26 ст. 1 проекта). Если организация или ИП не исполнит требование добровольно, налоговики для взыскания долга должны будут разместить в специальном реестре решение (п. 11 ст. 1 проекта). Там же разместят и поручение на перечисление долга. Это будут считать направлением документа в банк.
В реестре также станут размещать постановления о взыскании задолженности за счет имущества и информацию о блокировке счета (п. 12 и пп. «б» п. 33 ст. 1 проекта).
Обращаем внимание: во время заморозки счета банки смогут открывать счета, однако все расходные операции по ним проводить будет нельзя (пп. «п» п. 33 ст. 1 проекта).
Как можно будет зачесть или вернуть переплату
Переплата — это положительное сальдо единого счета. Ее можно зачесть или вернуть (п. п. 36 и 37 ст. 1 проекта). Для обоих случаев потребуется заявление.
При этом зачесть можно в счет:
- уплаты конкретного налога, сбора или взноса;
- уплаты налогов, взносов, сборов, пеней, штрафов и процентов другого лица;
- исполнения отдельных решений налоговиков;
- погашения задолженности, по которой истек срок взыскания и которую не учитывают в совокупной обязанности.
Как будут считать пени
Ставка пени будет разной для физлиц и организаций (п. 32 ст. 1 проекта). Для граждан, в т.ч. ИП, планируют установить 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ. А вот у юрлиц может быть две ставки пеней: 1/300 и 1/150 — в зависимости от того, как долго сохраняется отрицательное сальдо или недоимка. Временные правила (ограничение ставки пеней для юрлиц) на период по 31 декабря 2023 года остаются.
Планируют изменить сроки уплаты налогов и взносов: по общему правилу это будет 28-е число соответствующего месяца. Для сдачи отчетности также хотят установить одинаковый срок — 25-е число. Изменения коснутся в том числе:
- НДС (п. 1 ст. 2 проекта);
- налога на прибыль (п. п. 23 и 24 ст. 2 проекта);
- НДПИ (п. п. 36 и 37 ст. 2 проекта);
- транспортного налога (п. 46 ст. 2 проекта);
- налога на имущество организаций (п. п. 50 и 53 ст. 3 проекта);
- УСН (п. п. 42 и 43 ст. 2 проекта);
- страховых взносов (п. 56 ст. 2 проекта).
Что касается НДФЛ, то его перечислять предлагают также не позднее 28-го числа. В этот срок нужно будет заплатить налог, который налоговые агенты исчислили и удержали за период с 23-го числа прошлого месяца по 22-е число текущего (п. 14 ст. 2 проекта). Под исключение попадают декабрь и январь: налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря, нужно перечислить не позднее последнего рабочего дня календарного года, а за период с 1 по 22 января — не позднее 28 января.
Обращаем внимание, что особый порядок для зарплаты хотят отменить (п. 13 ст. 2 проекта).
Изменяют и сроки подачи расчета 6-НДФЛ: за квартал, полугодие и 9 месяцев нужно отчитаться не позднее 25-го числа следующего месяца, а за год — не позднее 25 февраля (пп. «б» п. 18 ст. 2 проекта).
Переходные положения
Отдельно закрепляют правила, по которым каждому налогоплательщику сформируют сальдо единого налогового счета на 1 января 2023 года (ст. 4 проекта). Устанавливают и особенности взыскания недоимки и задолженности в период с 1 января 2023 года.
Обращаем внимание, что после этой даты налоговики не будут рассматривать заявления о возврате переплаты, ее зачете и об отсрочке (рассрочке), если документы подали ранее, но инспекция до 31 декабря включительно не вынесла решение.
Сроки и регионы — участники эксперимента
Эксперимент будет длиться 5,5 лет: с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года. Проводить его станут в 4 субъектах РФ:
- Москве;
- Московской области;
- Калужской области;
- Татарстане.
Принять участие в эксперименте смогут организации и ИП, которые зарегистрированы по месту нахождения или жительства на территории этих регионов.
Требования к налогоплательщикам
Перейти на спецрежим смогут и ИП, и организации, у которых:
- средняя численность работников в месяц не более 5 человек. Среди них не должно быть налоговых нерезидентов РФ;
- учитываемые в базе доходы не превышают за год 60 млн руб. ;
- остаточная стоимость ОС не более 150 млн руб.;
- нет филиалов или обособленных подразделений;
- доля участия других организаций по общему правилу не более 25%;
- счета только в банках, которые есть в перечне уполномоченных. Такой список составит ФНС.
Совмещать автоматизированную УСН с другими режимами налогообложения нельзя.
Не смогут применять новый спецрежим налогоплательщики, которые по НК РФ не вправе перейти на УСН: банки, страховщики, НПФ, ломбарды, бюджетные учреждения и др. Помимо этих категорий запрет предусмотрели, в частности:
- для некоммерческих организаций;
- участников договора простого товарищества, инвестиционного товарищества, доверительного управления имуществом или концессионного соглашения;
- тех, кто работает по договорам поручения, комиссии или агентским договорам либо совершает сделки с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, оказывает кредитные или иные финансовые услуги;
- тех, кто с 1 июля добровольно перейдет на уплату единого налогового платежа.
Льготы и освобождения
Главное отличие от действующей сейчас УСН: для организаций и ИП, которые перейдут на новый спецрежим, установили нулевой тариф взносов. Это касается пенсионных, медицинских взносов, а также взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Размер взносов на травматизм фиксированный — 2 040 руб. в год с ежегодной индексацией. При этом скидки и надбавки таким страхователям устанавливать не будут.
В остальном освобождение от налогов такое же, как и сейчас у УСНщиков:
- от налога на прибыль, кроме налога с доходов КИК, дивидендов, по операциям с отдельными долговыми обязательствами;
- НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности, кроме дивидендов, а также доходов, которые облагают по ставке 35% и 9%;
- налога на имущество организаций (кроме объектов, базу по которым считают исходя из кадастровой стоимости), а также физлиц в отношении объектов для предпринимательской деятельности, за исключением торговой и административной недвижимости;
- НДС, кроме налога при ввозе товаров и тех сумм, которые перечисляют налоговые агенты.
Хотя обязанности налоговых агентов организации и ИП должны продолжать исполнять, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ станут банки. При этом социальные и имущественные вычеты получить через работодателя сотрудники не смогут.
Элементы налогообложения
Как и в случае с действующей УСН, налогоплательщики выбирают один из двух объектов налогообложения: «доходы» или «доходы минус расходы». Налоговый период для обоих объектов одинаковый — календарный месяц. А вот ставки разные — 8% и 20% соответственно. Причем в течение всего периода эксперимента повысить их не смогут.
Порядок определения и признания доходов и расходов
Определять доходы будут так же, как и сейчас на УСН: учитывают все, кроме указанных в норме. Для расходов устанавливают такой же принцип, т.е. подход отличается от действующего сейчас на «упрощенке»: в законе закрепляют перечень тех затрат, которые не уменьшают доходы. Это, например, предъявленные покупателю налоги, матпомощь работникам, надбавки к пенсии, премии за счет средств специального назначения.
Для признания доходов и расходов используют кассовый метод:
Расчет и уплата налога
По итогам каждого месяца инспекция сама посчитает налог. Сведения о доходах и расходах она получит:
- с помощью ККТ;
- от уполномоченного банка;
- через личный кабинет налогоплательщика. Это касается денег, которые получили без использования кассы и не через банковский счет. Сведения о них нужно передать не позднее 5-го числа следующего месяца. Кроме того, через личный кабинет нужно передать информацию о доходах, которые организация получила до перехода на спецрежим, но не учла из-за применения метода начисления.
За нарушение банком сроков и порядка передачи сведений о доходах и расходах установят штраф.
Инспекция не позднее 15-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, должна сообщать налогоплательщику через личный кабинет в том числе о налоге к уплате. Организация или ИП может договориться с банком, по сути, об автоматическом перечислении налога в бюджет. В этом случае согласие на такой порядок уплаты нужно предоставить налоговикам, а они будут сообщать сумму не только налогоплательщику, но и банку.
По общему правилу сумму рассчитают как процент ставки от базы. Однако исчислять станут и минимальный налог — это 3% доходов. Если у налогоплательщика, который выбрал объект «доходы минус расходы», исчисленный налог меньше минимального, перечислить придется как раз последний. Похожий порядок есть сейчас для УСН.
Уплатить налог нужно не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Учет, отчетность и проверки
Налогоплательщик должен вести учет доходов и расходов в личном кабинете. В основном туда будут попадать сведения от ККТ и банков. Кроме того, для перечисления НДФЛ нужно сообщать в банк:
- о данных физлица, которые позволят идентифицировать налогоплательщика;
- доходах, которые получили физлица от организации или ИП;
- стандартных и профессиональных вычетах.
Организации и ИП освобождают от сдачи:
Что касается проверок, то фиксируют особый порядок:
- камеральную налоговую проверку будут проводить с 1 февраля в течение 3 месяцев за предшествующий календарный год или за те налоговые периоды, которые прошли с регистрации налогоплательщика до окончания прошлого года. Специальные правила будут для смены режима, реорганизации и ликвидации;
- камеральные и выездные проверки по взносам на травматизм проводить не будут. Исключение — проверка сведений и документов для назначения и выплаты пособий.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается законами субъектов Российской Федерации о налоге (главой 30 НК РФ для федеральной территории «Сириус») и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (федеральной территории «Сириус»).
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, и порядок уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
Плательщики налога
^К началу страницы
Кто платит налог
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ
Кто не платит налог
- UEFA (Union of European Football Associations) и дочерние организации UEFA в период по 31 декабря 2021 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе
«О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации»; - конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет «Россия-2018», дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018», производители медиаинформации FIFA, поставщики
товаров (работ, услуг) FIFA, определенные Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным
законом, а также в период по 31 декабря 2021 года включительно Российский футбольный союз, локальная организационная структура, коммерческие партнеры UEFA, поставщики товаров (работ, услуг) UEFA и вещатели UEFA, определенные указанным
Федеральным законом, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA
2020 года, предусмотренных указанным Федеральным законом. - не признаются налогоплательщиками организации, зарегистрированные на территории Курильских островов, в течение периода использования такими организациями права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций в соответствии со статьей 246.3 Кодекса. В случае утраты организацией в соответствии с пунктом 3 статьи 246.3 Кодекса такого права она признается налогоплательщиком с 1-го числа налогового периода, в котором утрачено такое право, и сумма налога (авансового платежа по налогу) подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 383 Кодекса днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).
Объекты налогообложения
Объектами налогообложения признаются:
- недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации
в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ,
если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
В целях главы 30 НК РФ иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет
объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета; - недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении
такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Не признаются объектами налогообложения
- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
- имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;
- объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
- ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
- космические объекты;
- суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
- суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;
- воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».
- Имущество международной компании, расположенное за пределами территории Российской Федерации и используемое в связи с ее участием в реализации проектов по геологическому изучению, разведке, добыче полезных ископаемых и выполнением иных работ, предусмотренных указанными проектами, при условии, что такие проекты осуществляются в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или иными соглашениями (контрактами) на условиях риска;
- Имущество, закрепленное на праве оперативного управления за учреждениями, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, основными задачами которого являются материально-техническое обеспечение деятельности и социально-бытовое обслуживание Президента Российской Федерации, оказывающими государственные услуги и выполняющими работы по санаторно-курортному лечению и организованному отдыху (указанное имущество не признается объектом налогообложения с 1 января 2023 года).
Налоговая база
Налоговая база (ст. 375 НК РФ) определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено
указанной статьей НК РФ.
При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета,
утвержденным в учетной политике организации.
В случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей главы 30 НК РФ определяется без учета таких затрат.
В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным
нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
В случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации, либо на территории субъекта Российской Федерации и в федеральной территории «Сириус», либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации, федеральной территории «Сириус» в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, федеральной территории «Сириус».
Налогообложение в федеральной территории «Сириус» производится исходя из налоговой базы, определенной как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с главой 30 НК РФ.
Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая
база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным
периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Пример расчета средней стоимости:
СрСт = (26400+25200+24000+757175)/(3+1)=208193,75 руб.
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества,
налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на
1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Пример расчета среднегодовой стоимости:
СрГодСт = (26 400 руб. + 25 200 руб. + 24 000 руб. + 757 175 руб. + 740 350 руб. + 723 525 руб. + 706 700 руб. + 689 875 руб. + 673 050 руб. + 656 225 руб. + 639 400 руб. + 622 575 руб. + 605 750 руб.) / (12 мес. + 1 мес.) = 530 017,31 руб.
Налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических
сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных
в балансовой стоимости данных объектов.
Указанное положение не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 1 января 2010 года.
Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества
Если иное не установлено пунктом 2 статьи 375 НК РФ, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце 1 пункта 2 статьи 375 НК РФ, за налоговый период 2023 года определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2022 года с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, в случае, если кадастровая стоимость таких объектов недвижимого имущества, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает кадастровую стоимость таких объектов недвижимого имущества, внесенную в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащую применению с 1 января 2022 года, за исключением случаев, если кадастровая стоимость соответствующих объектов недвижимого имущества увеличилась вследствие изменения их характеристик.
Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества, в отношении следующих
видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного
питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; - объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных
организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; - жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
В статье 378.2 НК РФ даны определения указанных выше объектов.
Переход к применению налоговой базы в качестве кадастровой стоимости по объектам, указанным в пп. 1), 2), 4), осуществляется после принятия об этом соответствующего закона субъекта Российской Федерации по месту нахождения объектов недвижимого имущества.
Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1), 2) и 4), может быть принят только после утверждения в установленном порядке
результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1) и 2), в отношении которых на очередной налоговый период налоговая база по налогу определяется исходя из кадастровой стоимости (далее – Перечень), формируется уполномоченным органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу. Перечень размещается на официальном сайте вышеуказанного органа или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет».
Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в пп. 1) и 2), не включенные в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в Перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период.
Начиная с 2021 года в ст.ст. 375, 378.2 НК РФ предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:
- применяется кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом нижеприведенных особенностей;
- изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и пунктом 15 статьи 378.2 НК РФ;
- в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
- в случае, если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах1, 2, 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, не определена, определение налоговой базы по текущему налоговому периоду в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ без учета положений статьи 378.2 НК РФ.
Особенности определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества, особенности налогообложения имущества, переданного в доверительное управление, особенности налогообложения имущества при исполнении концессионных соглашений определено, соответственно, статьями 377-378.1 НК РФ
В отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), заключенного с Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации или только с субъектом Российской Федерации, или с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, или с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты налога в течение всего периода действия соглашения при наличии о нём сведений в реестре СЗПК.
Налоговый период. Отчетный период
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
Налоговая ставка
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено статьей 380 НК РФ.
Налогообложение в федеральной территории «Сириус» производится исходя из налоговой базы, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ, по налоговой ставке в размере 2,2 процента.
В отношении объектов недвижимого имущества (за исключением объектов недвижимого имущества, используемых в деятельности по организации и проведению азартных игр), построенных в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Правительством Российской Федерации, налоговые ставки для организаций, обладавших правом на проведение чемпионата мира FIA «Формула-1», в том числе правом на популяризацию мероприятия и правом называть мероприятие российского этапа указанного чемпионата «Чемпионат мира FIA «Формула-1», устанавливаются в 2022 году в размере 0,7 процента, в 2023 году — 1,5 процента, в 2024 году — 2 процентов.
В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, за исключением объектов, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 статьи 380 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2 процента.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, и (или) его кадастровой стоимости.
Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, не могут превышать в 2017 году 1 процент, в 2018 году — 1,3
процента, в 2019 году — 1,3 процента, в 2020 – 2023 годах — 1,6 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 23.11.2017 № 1421).
Налоговая ставка устанавливается в размере 0 процентов в отношении объектов недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия,
для которых выполняются условия, установленные пунктом 3.1 статьи 380 НК РФ. При этом перечень имущества, относящегося к объектам недвижимого
имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектам газодобычи, объектам производства и хранения гелия, утверждается Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ
от 22.11.2017 № 2595-р).
При этом в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 380 НК РФ.
В отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), заключенного с Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации или только с субъектом Российской Федерации, или с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, или с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговых ставок, в течение всего периода действия соглашения при наличии о нём сведений в реестре СЗПК.
Перейти Получить информацию о ставках и льготах в Вашем регионе можно с помощью сервиса: «Имущественные налоги: ставки и льготы»
От уплаты налога на имущество организаций освобождаются:
В отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), заключенного с Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации или только с субъектом Российской Федерации, или с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, или с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговых льгот, в течение всего периода действия соглашения при наличии о нём сведений в реестре СЗПК.
Указанные особенности не распространяются на последующие акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие налоговые льготы, условия и сроки применения и прекращения действия указанных льгот.
С налогового периода 2022 года налогоплательщики — российские организации, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
Согласно пункту 3 статьи 346.1 НК РФ организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество организаций (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Кодексом).
С 1 июля 2022 года в соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» применение организациями указанного специального налогового режима предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации).