Единый налоговый платёж стал гигантской проблемой для бизнеса
Переход на единый налоговый платёж (ЕНП), который, по мысли властей, должен был облегчить отчётность, вызвал массовое начисление долгов предпринимателям в начале года. ФНС взяла паузу до марта на раздумья.
О реформе принципов уплаты налогов стало известно за полгода до её старта. Федеральный закон № 263 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» был подписан 14 июля со сроком вступления в силу с 1 января 2023 года. С той поры было свёрстано множество памяток и разнообразных брошюрок. Появился даже специальный подраздел на сайте налоговой. Но, как и любая реформа, и эта не обошлась без ручного управления.
С 1 января 2023 года все налогоплательщики переходят на новую форму оплаты налогов через единый налоговый счет (ЕНС).
Данное нововведение позволит значительно упростить механизм исполнения обязанности по уплате налогов. Исчезнет необходимость перечисления большого количества платежей.
Единый налоговый счет позволяет платить разные налоги и взносы одной платежкой. Указывать в платежном поручении нужно только ИНН и сумму платежа, что значительно облегчает работу бухгалтера.
Ускорится и процесс возврата переплаты. При поступлении от налогоплательщика заявления на зачет/возврат положительного сальдо ЕНС поручение на возврат будет направляться налоговым органом в УправлениеФедерального казначейства не позднее дня, следующего за днем получения такого заявления. Таким образом, срок возврата излишне уплаченных сумм сократится с 10 до 1 дня. Проведение зачета/возврата будет происходить автоматически.
Уменьшится и время снятия блокировки со счета налогоплательщика после погашения им задолженности перед бюджетом. Полностью меняется механизм взаимодействия с банками, что позволит налоговым органам в течение одного дня после погашения задолженности обеспечить снятие блокировок с банковских счетов налогоплательщика.
В Санкт-Петербурге 32 налогоплательщика — участники пилотного проекта уже оценили преимущества оплаты налогов через единый налоговый счет. Бухгалтеры этих организаций отмечают, что ЕНС позволяет избежать ошибок и максимально снижает временные затраты на оплату налогов.
новости Калининского района
проект экономической и политической интеграции трёх государств — членов Таможенного союза: России, Белоруссии и Казахстана.
Цель формирования ЕЭП – создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. Основные принципы – обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.
ЕЭП формируется постепенно, путём повышения уровня интеграции. Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП. Формирование и деятельность ЕЭП осуществляются с учётом норм и правил ВТО.
19 сентября 2003 года на саммите в Ялте главы России, Белоруссии и Казахстана подписали Соглашение о формировании Единого экономического пространства и утвердили Концепцию формирования ЕЭП.
В июне 2006 года принято решение, что дальнейшая работа по формированию Таможенного союза будет проходить на базе Евразийского экономического сообщества, так как цели и задачи ЕврАзЭС и ЕЭП идентичны: создание общего рынка и единого экономического пространства.
19 декабря 2009 года решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств был утверждён план действий по формированию Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. В конце 2010 года были подписаны 17 соглашений, формирующих правовую базу ЕЭП. Базовые документы о создании ЕЭП вступили в силу с 1 января 2012 года.
С целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства Россия, Белоруссия и Казахстан учредили Евразийскую экономическую комиссию – наднациональный орган управления интеграцией.
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
5. Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.
7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Совместные меры сторон по проведению
согласованной экономической политики, гармонизация законодательства в сфере
экономики, торговли, финансов на основе учета
общепризнанных норм и
принципов международного права, а также
мирового опыта формирования интеграционных объединений — это и есть основные
инструменты, которые нужно создавать, изучать и умело применять на практике.
Если на первых двух этапах происходило формирование ТС и ЕЭП, то перед
созданным наднациональным органом —
Евразийской экономической комиссией определен далее курс на создание Евразийского экономического
союза.
В этой связи, запуск нового
интеграционного объединения требует глубокого
изучения проблем в сфере финансов, в целом, налогов и
макроэкономической политики, основанной на единых принципах и правилах
конкуренции и регулирования деятельности естественных монополий, а также
эффективных методах управления
финансовыми ресурсами и денежными потоками.
С началом
функционирования ЕЭП основными вопросами, представляющими взаимный интерес для
сторон, становятся развитие сферы внешней
торговли и, соответственно,
углубление сотрудничества в финансово — налоговой сфере; обеспечение экономической безопасности; углубление сотрудничества в вопросах
миграционной политики; совершенствование
и развитие наднациональных институтов.
Одной из целей
формирования ЕЭП является проведение согласованной налоговой политики. В
частности, это относится и к унификации и сближения структур и принципов
налогообложения, общих направлений налоговых реформ, согласования налоговой
политики и национального налогового права различных государств.
Налоговые системы
стран Таможенного союза (Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская
Федерация) должны быть трансформированы для положительного развития
Евразийского экономического сообщества в целом.
Налоговая политика
государств — членов ТС и ЕЭП влияет на развитие предпринимательства, на
налогообложение труда и капитала, на инвестиционную активность, в том числе в
особых экономических зонах и не сырьевых отраслях промышленности. Безусловно,
основными целями согласованной налоговой политики в рамках интеграционных
объединений являются: создание гармонизированного налогового пространства; согласованное реформирование налоговых
систем; устранение налоговых барьеров,
которые оказывают влияние на развитие экономических связей между странами.
В договоре о
Таможенном союзе и Едином Экономическом Пространстве говорится, что
международно-правовое сотрудничество государств в налоговой сфере диктует
необходимость устранения негативных последствий международного налогообложения
для фискальных интересов государств, противодействия незаконным формам
уклонения от налогообложения.
Общеизвестно, что во
всех трех странах налоговая система в целом сформирована в соответствии государственными нормативными
правовыми актами, в каждой из республик имеются свои особенности в
системе налогообложения. В Республиках Беларусь и Казахстан действует двухуровневая
система налогообложения (республиканский, местный уровни); в Российской
Федерации — трехуровневая (федеральный, региональный и местный уровни). По
отдельным налогам имеются различия в названиях и по ставкам. К примеру, сравнение по 5 видам
налогов приведено в таблице 1.
Таблица
1- Ставки основных налогов в государствах — членах ТС И ЕЭП
Наоборот, взимание
косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства —
члена Таможенного союза с территории другого государства-члена, осуществляется
налоговым органом государства, на чью территорию импортированы товары, по месту
постановки на учет налогоплательщиков — собственников товаров, включая
применяющих специальные режимы налогообложения. Суммы косвенных налогов,
уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию одного
государства-члена с территории другого государства-члена, подлежат вычетам
(зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства, на чью
территорию они импортированы. Косвенные
налоги не взимаются при импорте на территорию государства — члена ТС товаров,
которые в соответствии с его законодательством не подлежат налогообложению при
ввозе на территорию данного государства.
Республика Казахстан,
как партнер, дополнил Налоговый Кодекс РК Законом от 30.06.2010 N 297-IV
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Республики Казахстан по вопросам таможенного регулирования и
налогообложения» в главе 37-1
«Особенности обложения налогом на добавленную стоимость при экспорте и
импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»,куда
были включены положения международных
договоров, заключенных между государствами-членами. Она регулирует обложение
НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также
налоговое администрирование во взаимной торговле.
Вместе с тем, при проведении анализа внесенных дополнений в Налоговый
Кодекс Республики Казахстан выявлены вопросы, не оговоренные в
вышеуказанных документах, это в частности:
— к плательщикам НДС в
Таможенном союзе отнесены физические лица, импортирующие транспортные средства,
подлежащие государственной регистрации в государственных органах Республики
Казахстан. Указанная норма позволяет налоговым органам взимать НДС с физических
лиц при ввозе ими транспортных средств в Республику Казахстан, прошедших ранее
таможенную очистку в государстве — члене ТС и получивших статус товаров
Таможенного союза. Это нарушает принципы однократности и справедливости в
международном налогообложении и приводит к двойному налогообложению;
— под временным ввозом
товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств — членов ТС
понимается ввоз товаров, в т.ч. транспортных средств, на территорию Республики
Казахстан с обязательством о последующем вывозе без изменения свойств и
характеристик ввезенных товаров. Перечень товаров по временному ввозу
утверждается Правительством РК. Освобождение от уплаты НДС (порядок, форма и
сроки) устанавливается уполномоченным органом. Указанная норма является скрытой
формой таможенного контроля, а также дополнительным административным барьером
для производственного бизнеса;
— налоговая база при
импорте включает расходы по доставке, погрузке, разгрузке, перегрузке и
перевалке товаров, стоимость транспортировки, страхования, контейнеров,
многооборотной тары, упаковки и т.д. Указанная норма приводит к увеличению
стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Казахстан с территории
Российской Федерации и Республики Беларусь, что в конечном итоге снижает
конкурентоспособность российских и белорусских товаров.
Далее, в своих налоговых реформах государства
— члены ТС и ЕЭП, как правило, придерживаются международных принципов
регулирования отношений в налоговой сфере. Тем не менее, существующие некоторые
различия в налоговых законодательствах стран трех стран, мешают активности взаимовыгодных торговых отношений.
Гармонизация
национальных законодательств в налоговой сфере должна выступать как одна из основных задач формирования
межгосударственного интеграционного объединения и эффективным
способом формирования Единого экономического пространства.
Совершенствование
процедуры возврата НДС при экспортных операциях одним из существенных
препятствий, с которыми сталкиваются экспортеры стран таможенного союза,
является возврат НДС при экспортных операциях. Важность этой проблемы
отмечается экспортерами России и Казахстана. Так как косвенный налог входит в
рыночную цену продукции, то уплата НДС в значительной мере поднимает цену
продукции (в России — 18%; в Казахстане — 12%), что снижает ее
конкурентоспособность на внешних рынках. Опросы предприятий-экспортеров в
России и Казахстане показывают, что основным препятствием для их деятельности
является возврат НДС при экспортных операциях.
Проблемы с возвратом
НДС существуют и в России, хотя эта проблема и не является ключевой для
российских экспортеров. Если окупаемость экспортного проекта зависит от
успешности возврата НДС, то такой проект, скорее всего, не будет реализован.
Основным препятствием при возврате НДС российские экспортеры назвали негласную
установку налоговых органов на не возврат
НДС. Даже если экспортер предоставил все надлежащие документы в
налоговые органы, востребовать НДС у него получается исключительно через суд.
Как видно, проблема возврата НДС,
препятствует развитию экспортной деятельности как минимум в двух странах-членах
таможенного союза. Перед обеими странами (Казахстаном и Россией) стоит задача
диверсификации экспорта за счет увеличения доли экспорта промышленных товаров,
продукции более высокой степени переработки,
а, следовательно, эту проблему необходимо решить, на основе изменения работы налоговых служб.
В целом, исходя из изложенного материала по официальным
документам только по одному виду налогов,
можно сделать вывод об имеющихся проблемах в области
финансово-налогового механизма между странами-участниками Единого
экономического пространства. Для эффективного функционирования
межгосударственного соглашения, безусловно, важно искать пути совершенствования
механизма налогообложения и финансовых
отношений.
2. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом
пространстве от 26.02.1999.
3. Н.Т.Мамбеталиев,
А.Н.Мамбеталиева, Налоги в Таможенном Союзе и Едином экономическом
пространстве, ( Налоговый Вестник, 2012 г.), http://alt-x.narod.ru/0912nts.htm
4.Протокол от
11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за
их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (с изм.,
внесенными Соглашениями между Правительством РФ, Правительством Республики
Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010)
5.Соглашение
между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и
Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания
косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании
услуг в Таможенном союзе» (в ред. Протокола от 11.12.2009)
6. Закон РК от
30.06.2010 N 297-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного регулирования
и налогообложения»
7. Закон РК от 21.07.2011 N 467-IV «О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по
вопросам налогообложения»
8. http://www .kaznexinvest
.kz/napr/analytics/export/analysis/
Концепция формирования Единого экономического пространства (далее — Концепция) представляет собой программу мер по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины (далее — государства-участники) с целью углубления многостороннего экономического сотрудничества.
Под Единым экономическим пространством (далее — ЕЭП) государства-участники понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории государств-участников, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая политика.
Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
Государства-участники стремятся содействовать:
развитию торговли и инвестиций между государствами-участниками, обеспечивающему устойчивое развитие экономик государств-участников на основе общепризнанных норм и принципов международного права;
созданию возможностей для развития предпринимательской деятельности путем установления гармонизированных систем регулирования и интегрирования инфраструктурного комплекса;
интеграции и наращиванию экономических потенциалов государств-участников в целях повышения конкурентоспособности экономик государств-участников на внешних рынках.
Поэтапное решение задач углубления интеграции обуславливается выполнением государствами-участниками принятых обязательств и фактическим решением следующих задач:
формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, предполагающей неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной поддержки;
унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;
гармонизация макроэкономической политики;
создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
гармонизация законодательств государств-участников в той мере, в какой это необходимо для функционирования ЕЭП, включая торговую и конкурентную политику;
формирование единых принципов регулирования деятельности естественных монополий (в сфере железнодорожного транспорта, магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти, газа и других сферах), единой конкурентной политики и обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий.
Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.
Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.
Принцип обеспечения свободного движения услуг предполагает формирование общих правил и подходов для обеспечения полного доступа на рынок услуг и поставщиков услуг в рамках ЕЭП и проведение согласованной политики по доступу третьих стран на рынок услуг и поставщиков услуг ЕЭП.
Принцип обеспечения свободного движения капитала предполагает поэтапное снятие всех ограничений на движение капитала из государств-участников в рамках ЕЭП и проведение согласованной политики в области развития рынка капиталов при условии обеспечения макроэкономической стабильности.
Принципом обеспечения свободного движения рабочей силы является обеспечение беспрепятственного перемещения физических лиц государств-участников в рамках ЕЭП и формирование согласованной миграционной политики в отношении третьих стран с учетом норм и принципов международного права и ВТО.
Принцип проведения согласованной макроэкономической политики обеспечивает конвергенцию макроэкономических показателей, в том числе выравнивание уровня внутренних цен, в первую очередь — на энергоносители, и тарифов на услуги естественных монополий.
Принципы проведения общей политики по отдельным отраслям предполагают заключение секторальных соглашений, разработанных в развитие Соглашения о формировании Единого экономического пространства.
ЕЭП формируется поэтапно, с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции.
Разноскоростная интеграция означает, что каждое государство самостоятельно определяет момент присоединения к тому или иному международному договору, что приводит к разноуровневой интеграции, когда государства-участники находятся на разных уровнях интеграционного взаимодействия.
Разноуровневая и разноскоростная интеграция означает, что каждое государство-участник самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях оно будет принимать участие и в каком объеме. Государство имеет возможность присоединиться к международным договорам, обеспечивающим формирование и функционирование ЕЭП, по мере готовности. При этом государство должно соблюдать согласованную последовательность присоединения к перечню международных договоров. Для присоединения государств к действующим в рамках ЕЭП международным договорам требуется согласие всех государств-участников этих международных договоров. Это правило распространяется на функционирование основных принципов и условий ЕЭП, определяемых настоящей Концепцией.
Переход от одного этапа формирования ЕЭП к другому осуществляют те государства-участники, которые выполнили мероприятия, предусмотренные в предыдущем этапе Комплекса основных мер по формированию Единого экономического пространства.
Объем преимуществ, предоставляемых государствами-участниками друг другу, определяется соглашениями по формированию ЕЭП, участниками которых они являются.
Неучастие или частичное участие какого‑либо государства-участника в отдельных направлениях развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях не должно являться препятствием для остальных государств-участников в осуществлении указанных направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях.
Более поздние сроки присоединения какого‑либо государства-участника к отдельным направлениям развития интеграции или отдельным интеграционным мероприятиям не меняют его статуса участника ЕЭП.
Учитывая различные степени интеграции государств-основателей ЕЭП (Российская Федерация и Республика Беларусь — Союзное государство, Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан — члены ЕврАзЭС), сроки возможного перехода к более высоким степеням интеграции определяются каждым государством-участником самостоятельно.
Завершение формирования зоны свободной торговли является первоочередным и базовым этапом формирования ЕЭП.
ЕЭП формируется с учетом таких принципов, как добровольность, экономическая взаимовыгодность, отсутствие дискриминации, правовая гарантированность, сопряженность целей, ответственность за принятые обязательства, транспарентность.
ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Европейского союза.
Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объеме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.
Формирование ЕЭП подразумевает осуществление следующих основополагающих мероприятий:
установление для товаров торгового режима без изъятий и ограничений на базе:
реализации комплекса мер по завершению создания зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, предусматривающей свободное перемещение товаров и услуг на базе единых правил конкуренции и применения субсидий, проведения согласованной политики в области тарифного и нетарифного регулирования;
формирования общего таможенного тарифа;
определения единых правил конкурентной политики, регулирования естественных монополий, в том числе обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий, субсидирования и иных форм государственной поддержки;
унификации мер нетарифного регулирования на основе норм и правил ВТО, создания унифицированного порядка их применения в отношении третьих стран;
неприменения тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле;
унификации торговых режимов государств-участников по отношению к третьим странам;
упрощения порядка таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних таможенных границах с последующей их отменой на завершающем этапе;
либерализация режимов доступа на рынок услуг, постепенное устранение имеющихся здесь барьеров и ограничений;
согласование условий для создания благоприятного климата для привлечения инвестиций в приоритетные отрасли и производства;
проведение единой политики в области охраны прав интеллектуальной собственности;
гармонизация принципов налогообложения, в том числе переход на согласованные принципы взимания косвенных налогов без изъятий, недопущение использования налогов и сборов как инструмента защиты внутреннего рынка и национальных производителей;
создание условий для взаимной конвертируемости национальных валют и перехода к расчетам в национальных валютах, последовательной либерализации валютной политики, согласования механизма установления валютных курсов национальных валют, формирования действенной платежной системы, повышения степени либерализации движения капитала по мере улучшения экономического положения государств-участников;
создание общего рынка труда со свободным передвижением граждан государств-участников;
принятие мер по правовому оформлению и обеспечению формирования ЕЭП;
разработка механизма принятия и обеспечения выполнения принимаемых решений.
Выполнение вышеуказанных мероприятий обеспечивается посредством реализации Комплекса основных мер по формированию Единого экономического пространства.
Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учетом норм и правил ВТО.
Исходя из того, что государства-участники находятся на различных этапах переговорного процесса по присоединению к этой организации, необходимо выработать механизм согласования позиций при проведении переговоров по присоединению к ВТО с учетом возможностей разноуровневой и разноскоростной интеграции. Данный механизм может предполагать:
проведение ежеквартальных консультаций для обсуждения хода переговоров о присоединении к ВТО;
присоединение государств-участников к ВТО на согласованных условиях.
Государства-участники самостоятельно выбирают конкретные формы механизма согласования позиций при проведении переговоров по присоединению к ВТО.
В случае вступления одного из государств-участников в ВТО ранее остальных оно будет:
содействовать скорейшему присоединению к ВТО других государств-участников;
воздерживаться от выдвижения требований к другим государствам-участникам в рамках переговоров по присоединению к ВТО.
Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учетом уровней интеграции.
Органы ЕЭП создаются на основе сочетания межгосударственных элементов и принципа передачи части полномочий государств-участников единому регулирующему органу с постепенным повышением значимости последнего.
Осуществление координации и управления формированием ЕЭП на межгосударственном уровне будет обеспечиваться Советом глав государств-участников (далее — СГГ).
Количество голосов каждого государства-участника в рамках СГГ распределяется исходя из принципа «одно государство — один голос». Решения СГТ принимаются консенсусом.
Государства-участники учреждают единый регулирующий орган (Комиссия), которому они на основе международных договоров делегируют часть своих полномочий. Его решения являются обязательными для выполнения всеми государствами-участниками.
Комиссия начинает свое функционирование с момента введения общего таможенного тарифа или единых правил конкуренции в зависимости от того, что вводится раньше. По мере развития и углубления интеграционных процессов полномочия единого регулирующего органа соответственно расширяются.
В Комиссии решения по всем вопросам принимаются взвешенным голосованием. Количество голосов каждого из государств-участников определяется с учетом его экономического потенциала. Распределение голосов и процедура голосования устанавливаются на основе соглашения государств-участников.
Основными полномочиями СГГ являются:
определение перспектив дальнейшей интеграции в рамках ЕЭП;
контроль за выполнением Комплекса основных мер по формированию Единого экономического пространства;
обеспечение применения и соблюдения основных принципов и мер, принимаемых для формирования ЕЭП;
выработка торгово-экономической политики в отношении третьих стран;
принятие решений о приеме новых членов в ЕЭП;
постановка задач по унификации таможенно-тарифной и конкурентной политики государств-участников ЕЭП и рассмотрение докладов Комиссии;
принятие иных решений по принципиальным вопросам функционирования ЕЭП.
Для обеспечения надлежащего функционирования и развития ЕЭП Комиссия в рамках своей компетенции:
обеспечивает реализацию целей и задач ЕЭП;
принимает решения и дает заключения по вопросам, связанным с достижением целей и выполнением задач ЕЭП;
разрабатывает проекты нормативных правовых актов, методические материалы и другие документы, необходимые для достижения целей и выполнения задач ЕЭП;
осуществляет иные полномочия.
Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учетом интересов и законодательств государств-участников, и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Принимая во внимание разноскоростной и разноуровневый характер интеграции, решения о завершении работы по подготовке проектов международных договоров и иных документов ЕЭП принимаются, если соответствующий проект согласован не менее, чем тремя государствами-участниками, на долю которых приходится не менее двух третей совокупного валового внутреннего продукта.
Государства-участники признают необходимость закрепления механизма реализации принятых решений, введения санкций за их невыполнение, а также механизма разрешения споров в каждом заключенном ими международном договоре, направленном на формирование ЕЭП. Данные документы должны содержать положения о недопустимости оговорок к ним.
Финансирование органов ЕЭП осуществляется за счет долевых взносов государств-участников, пропорциональных числу голосов государств-участников в едином регулирующем органе.
Для обеспечения функционирования ЕЭП формируется база данных, в которой концентрируется постоянно обновляемая информация экономического и правового характера.
ЕЭП открыто для присоединения к нему других государств при условии принятия ими обязательств, вытекающих из международных договоров, заключаемых и действующих в рамках ЕЭП, их соответствия установленным соглашением государств-участников макроэкономическим и институциональным критериям, и с согласия всех государств-участников.
Любое государство-участник имеет право выхода из ЕЭП, предварительно урегулировав свои обязательства, принятые в рамках формирования ЕЭП.
Со дня выхода государства-участника из ЕЭП обязательства других государств-участников перед этим государством-участником, вытекающие из заключенных в рамках ЕЭП международных договоров и принятых решений, утрачивают силу.
Теперь предприниматели (впрочем, как и физические лица) должны совершать один платёж (ЕНП — единый налоговый платёж) на свой персонифицированный единый налоговый счёт (ЕСН). По факту деньги со всей России пойдут на казначейский счёт в Управление федерального казначейства по Тульской области. Оно уже само распределяет средства по получателям и видам налогов: что–то будет передано в федеральный бюджет, что–то — в региональный. Основной принцип реформы — очерёдность списаний. Сперва недоимки, затем текущие налоги (авансы, сборы, взносы), далее пени, проценты, штрафы.
Почему выбран именно этот регион — непонятно. Злые шутники связывают решение с расположенными в регионе оборонными предприятиями, реалисты видят экономию на зарплатах сотрудников, которых и привлекут к контролю за распределением. Как знать, будет ли переориентирован высвободившийся функционал штатных сотрудников региональных налоговых инспекций на другой фронт работ — например, на проведение выездных проверок, число которых ежегодно возрастает.
Налоговая неоднократно предупреждала: формируя ЕНП, следует убедиться, что его сумма покрывает совокупную обязанность плательщика. Этот расчёт фискальные органы будут сверять с документами, в которых фигурируют суммы исчисленного платежа (из деклараций, решений налоговых органов об отсрочке или рассрочке платежа, из решений о привлечении к ответственности, из других документов, в том числе судебных актов и решений госорганов).
Вводится и единая дата платежа — 28–е число каждого месяца. Если на налоговом счёте после всех списаний образуется недоимка, на неё, естественно, начнут начисляться пени. Налогоплательщик вправе перечислить чуть больше, чем ему предстоит уплатить в ближайшее время. Возможно, именно в этом и есть истинная суть реформы: заставить бизнес и жителей страны по факту проавансировать бюджет (или выдать ему беспроцентный кредит в счёт будущих платежей). Появилось даже определение: положительное, нулевое и отрицательное сальдо (разница между суммой на счёте и платежом).
И так уж случилось, что в первый рабочий день года, 9 января, практически у всех юрлиц на ЕНС образовалось отрицательное сальдо. Разбираться с этим пришлось даже самому главе налогового ведомства Даниилу Егорову. После вала обращений в ФНС принято решение отложить списания отрицательного сальдо до 1 марта. К этому сроку налогоплательщики должны сверить свои расчёты с данными ФНС.
Одним из преимуществ реформы налоговики считают новую для рынка возможность: переплатой можно «поделиться с другом». Такой платёж не будет считаться необоснованным обогащением: перевод денег осуществится только по заявлению и только на ЕНС «друга».
Не экономить на вопросах
Бухгалтеры и предприниматели пока откровенно не понимают, насколько полезно нововведение и чем именно. В теории это должно упростить процедуру расчётов с бюджетом, ведь налоговая открывает ЕНС предпринимателям самостоятельно. Но на практике путаницы меньше не становится.
Как отмечает бухгалтер частной практики Анна Негинская, сложности с ЕНС касаются прежде всего ИП, которые работают как физлица. У них в личном кабинете нет разграничений по налогам, которые они платят как бизнес и как физические лица. Для владельцев ООО основная сложность состоит в том, чтобы свериться с налоговой.
«В штате фирм обычно есть бухгалтеры, которые могут разобраться с новым инструментом. А вот ИП придётся прибегать к услугам специалистов на аутсорсе, выделять на это дополнительные деньги. Ко мне, например, за последние недели пришли два новых предпринимателя, с которыми я ранее не работала», — поясняет Анна Негинская.
Она также рассказала, что буквально на прошлой неделе обращалась в налоговую с просьбой разъяснить некоторые моменты по ЕНП. В ведомстве ответили, что пока осуществляют наладку системы, в связи с чем данные из личного кабинета могут быть неактуальны.
Ещё один большой вопрос — как уменьшить свою налоговую нагрузку уплаченными взносами. ФНС недавно дала разъяснения на эту тему. Теперь, чтобы произвести оптимизацию авансовых платежей или патента, предпринимателю придётся подавать дополнительные заявления.
Возникающие у предпринимателей вопросы по работе с ЕНП эксперты рекомендуют задавать налоговому органу сразу по мере возникновения.
«Сегодня вряд ли следует экономить деньги на оплате консультационных услуг аудиторских и консалтинговых фирм. При этом необходимо помнить, что лучше дорого заплатить за полномасштабные ответы на конкретные вопросы, чем заплатить поменьше за семинар, где расскажут общие вопросы, большинство из которых можно освоить самостоятельно. Проблемы, возникающие сегодня у малого бизнеса, работающего как на общей системе налогообложения, так и на УСН, связаны с необычностью ситуации и необходимостью достаточно оперативно научиться уплачивать налоги по–новому (хотя готовиться следовало уже с июля 2022 года, когда был принят 263–ФЗ), не забывая про законные способы налогового планирования», — считает профессор кафедры экономики РАНХиГС Санкт–Петербург Елена Вылкова.
Надейся и жди
Предприниматели, с которыми пообщался «ДП», комментируют новацию по–разному. Одни склонны к крайне резким оценкам, не воздерживаясь от нецензурных характеристик в адрес инициаторов реформы. Другие же действительно пытались подготовиться заранее — при помощи, в частности, обучающих видеороликов по использованию нового инструмента. Однако и это не уберегло от сложностей на начальном этапе.
Соосновательница подкаст–студии «Две дорожки» Анна Петрова рассказала, что для неё сейчас главная проблема — невозможность взять справку об отсутствии налоговой задолженности, которую запрашивают контрагенты, по причине работ на nalog.ru. В личном кабинете пока висит уведомление: «Сведения раздела временно недоступны».
Тем не менее некоторые эксперты надеются, что в будущем система станет удобной. Как обращает внимание Анна Негинская, благодаря ЕНС может исчезнуть проблема с переплатами и недоимками: налоговая сама будет делать зачёт.
«Когда специалисты наладят работу системы, человек сможет отправлять деньги в единый кошелёк, и их будут автоматически распределять для оплаты различных налогов. При необходимости появится возможность информировать ФНС, на какой именно платёж следует направить средства», — говорит она.
Словом, происходит довольно типичная для России история, когда все положительные стороны реформы лежат где–то в будущем, в области обещаний и предположений. А с проблемами, недочётами и сложностями нужно разбираться прямо сегодня.
Переход к ЕНС, как и любая реформа, требует от всех участников переключения на новые принципы работы. А значит дополнительных затрат времени и сил. И хотя налоговое законодательство и раньше менялось достаточно часто, всё же переход к ЕНС подразумевает более глубокие изменения. Введение единого счёта — это не просто технические изменения в личном кабинете налогоплательщика. ЕНС подразумевает множественные изменения в сроках, формах отчётности (вводится новый инструмент — уведомление о перечислении средств, — не отменяющий необходимости подготовки налоговых деклараций). Для бухгалтеров, привыкших работать в прежней системе расчётов с бюджетом, это серьёзная перестройка подходов к работе. С этим и связана преимущественно негативная реакция на изменения. Важно и то, что введение ЕНС совпало по времени с другой реформой — объединением Пенсионного фонда и ФСС, что также сопряжено с изменениями в отчётности. Издержки перехода на новую систему сейчас несут не только предприниматели и бухгалтеры, но и сами налоговые органы, сотрудникам которых тоже нужно перестраиваться. В бюджетной системе также меняется устоявшийся график поступления налоговых доходов: если ранее они были распределены по разным датам, то теперь основная масса будет приходиться на конец месяца.
заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ)
Сложности связаны с тем, что в личных кабинетах отсутствует информация о начислениях и уплатах налогов. Также сейчас в личных кабинетах физлиц, ИП и самозанятых наблюдается большое количество ошибок: задвоение сумм недоимки, появление задолженности по ранее оплаченным платежам, начисление пеней до истечения срока на уплату и т. д. Информационные базы ФНС ещё не готовы выдавать информацию в новой логике так называемой «совокупной обязанности налогоплательщика». Сделать сверку расчётов со своей ИФНС, определить наличие у вас задолженности или переплаты проблематично. Налогоплательщик должен быть более аккуратным с суммами неуплаченных пеней. Ведь их налоговый орган будет списывать с ЕНС самостоятельно, что будет приводить к недостаточности средств для погашения текущих налогов — а значит к начислению новых пеней. В дальнейшем ЕНП упростит фискальные процедуры, деньги в бюджет будут поступать быстрее и проще. При этом ФНС получает больше возможностей для контроля за этим процессом, а налогоплательщики утрачивают часть прав в нём. Сейчас ещё остаётся обязанность заполнения уведомлений об исчисленных суммах налога, необходимых налоговой службе для распределения единого платежа по конкретным видам налогов и сборов. По мере отладки новой системы необходимость в этом вспомогательном документе отпадёт.
Возможно, стоит привлечь специалиста хотя бы на время, чтобы научиться работать с новой системой уплаты и не получить в будущем пени либо штрафы. Не все бухгалтеры в настоящий момент понимают, как вести такую отчётность, как минимум внутреннюю. Вопросы касаются того, как, например, настроить базы и таблицы, чтобы из уведомления можно было «вычленять» информацию и сумму по интересующему налогу или как автоматизировать сверку за интересующий период.
руководитель корпоративной и налоговой практики компании «Интерцессия»
Основная сложность связана с изменением привычного алгоритма работы. Предпринимателю потребуется время, чтобы освоиться и научиться правильно формировать новую отчётность, изучить новые сроки и реквизиты в налоговых платежах. В данной системе есть и плюсы и минусы. Основной минус — необходимость оплаты некоторых налогов авансовыми платежами и формирование дополнительного ежемесячного отчёта. Основным плюсом является единый срок уплаты налогов и уменьшение количества платёжных поручений: теперь налоги перечисляются на единый счёт и код бюджетной классификации.
главный бухгалтер медтехкомпании «Доктор рядом»