Специальные налоговые режимы помогают экономить на платежах в бюджет. Если у бизнеса несколько видов деятельности и для каждого выгоден свой режим, удобно их совмещать. После отмены ЕНВД самые популярные варианты совмещения налоговых режимов станут недоступны. Расскажем, какие режимы можно совмещать и как это делать в 2022 году.
- Кто может совмещать спецрежимы в 2022 году
- Ограничения при совмещении УСН и ПСН
- Лимит доходов
- Пример
- Среднесписочная численность
- Как быть, если один сотрудник занят в обоих видах деятельности?
- Остаточная стоимость основных средств
- Совмещение налоговых режимов для одного вида деятельности в одном регионе
- Раздельный учёт при совмещении УСН и патента
- Доходы и расходы
- Пример распределения расходов
- Страховые взносы
- Пример распределения взносов
- Расчёт единого налога при УСН
- Куда платить?
- Сроки уплаты налога и подачи декларации
- Самое главное про УСН 2023
- Как платят налог на упрощённой системе
- Страховые взносы ИП 2023
- Расчёт налоговых платежей на УСН Доходы
- Расчёт налоговых платежей на УСН Доходы минус расходы
Кто может совмещать спецрежимы в 2022 году
С 1 января 2021 года ЕНВД отменили, у бизнеса осталось четыре спецрежима: УСН, патент, ЕСХН и налог на профессиональный доход (НПД).
УСН и ОСНО сочетать нельзя — каждый из этих налоговых режимов относится ко всему бизнесу, а не к отдельным видам деятельности. НПД запрещено использовать одновременно с любыми другими спецрежимами. Поэтому останутся лишь варианты совмещения ОСНО или УСН с патентом. Эти режимы — база, которая распространяется на всю деятельность, а отдельные виды деятельности можно дополнительно перевести на патент.
Только ИП из категории микробизнеса смогут совмещать налоговые спецрежимы в 2022 году, так как именно для них предусмотрен патент. Его можно применять одновременно с УСН, ОСНО или ЕСХН.
Рассмотрим наиболее распространенный вариант совмещения: УСН + патент.
Ограничения при совмещении УСН и ПСН
Для упрощёнки и патента предусмотрены ограничения по годовой выручке, численности сотрудников и стоимости основных средств (ОС). Но лимиты на этих двух режимах существенно отличаются.
Лимит доходов
По выручке предприниматель должен ориентироваться на минимальную из сумм — 60 млн рублей, и учитывать при её расчёте все свои доходы, в том числе относящиеся к УСН (п. 6 ст. 346.45 НК РФ).
Если ИП превысит лимит, он утратит право применять патент с начала налогового периода. Он равен сроку действия патента — от месяца до года. Если ИП в течение года получит несколько патентов, то он полностью перейдет на УСН с начала периода по тому из них, во время действия которого был превышен лимит.
Пример
ИП получил два патента на периоды с 1 января по 30 июня и с 1 июля до 31 декабря. В августе предприниматель превысил лимит в 60 млн рублей нарастающим итогом с начала года. Такой ИП считается полностью перешедшим на УСН с 1 июля. Он обязан пересчитать налоговую базу по УСН, добавив в расчёт доходы и (при необходимости) расходы, произведённые после 1 июля и относящиеся к патентной системе (письмо Минфина от 07.08.2019 № 03-11-11/59523).
Среднесписочная численность
В отличие от лимита по выручке, НК РФ не регулирует, как учитывать численность работников при совмещении упрощённой и патентной системы.
Лимит по численности в 15 человек относится только к видам деятельности, которые облагаются налогом на основе патента (п. 5 ст. 346.43 НК РФ). А лимит численности в 130 человек для УСН распространяется на всё юридическое лицо или ИП (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ с учетом принятых изменений).
Отсюда можно сделать вывод, что ИП, который совмещает УСН и ПСН, сможет принять на работу в 2021 году до 130 сотрудников, из которых не более 15 человек должны быть заняты во всех видах деятельности, облагаемых по патентной системе.
Как быть, если один сотрудник занят в обоих видах деятельности?
Например, ИП торгует оптом на УСН и держит розничный магазин на патенте. Учёт товаров для опта и розницы ведёт один и тот же бухгалтер, а закупками занимается один специалист по логистике.
Позиция Минфина в аналогичной ситуации при совмещении УСН и ЕНВД невыгодна для налогоплательщика. Чиновники считают, что всех управленческих специалистов, которые имеют отношение к вменёнке, нужно учитывать при расчете ЕНВД (письмо Минфина РФ от 02.07.2013 № 03-11-06/3/25138).
Противоположную позицию, скорее всего, придётся отстаивать в суде. Например, ФАС Уральского округа решил, что, так как управленческий персонал относится ко всей организации, его неправомерно учитывать при определении численности по отдельному виду деятельности (постановление от 24.06.2010 № Ф09-4708/10-С3).
Если предприниматель не хочет судиться с налоговой, лучше не превышать лимит по ПСН в 15 человек с учётом всех специалистов, которые хоть как-то заняты в деятельности, облагаемой на основе патента.
Остаточная стоимость основных средств
По мнению Минфина и ФНС, предприниматели на УСН должны соблюдать лимит стоимости основных средств в 150 млн рублей. Чиновников в этом поддержал и Верховный Суд (п. 6 обзора практики, утвержденного президиумом ВС РФ от 04.07.2018). Отсюда возникает вопрос: какие основные средства учитывать при определении лимита — все или только относящиеся к УСН?
Последнее разъяснение Минфина по этому вопросу благоприятно для налогоплательщиков. Чиновники указали, что при совмещении УСН и ПСН для расчета лимита нужно использовать только основные средства, задействованные в упрощёнке (письмо от 06.03.2019 № 03-11-11/14646). Основные средства, используемые в патентной деятельности, для упрощенки учитывать не нужно. Однако если ОС используется сразу в двух налоговых режимах, его остаточную стоимость нужно распределять — пропорционально часам работы для каждого вида деятельности, пропорционально доходам на каждом режиме или другим способом, закрепленным в учетной политике.
Несмотря на положительное для бизнесменов мнение Минфина, вопрос неоднозначный. Если налогоплательщик не хочет рисковать, лучше не превышать лимит в 150 млн рублей в целом по ИП.
Совмещение налоговых режимов для одного вида деятельности в одном регионе
В первые годы существования ПСН вопрос о ее совмещении с УСН по одному виду деятельности спорным не был. В 2015–2019 годах контролирующие органы единодушно указывали, что ПСН применяется только по объектам, названным в патенте, а по остальным можно платить налоги в рамках УСН.
Разъяснения прошлых лет
ПСН и УСН можно применять по одному виду деятельности, если объекты, переведенные на патент, фиксируются непосредственно в патенте. Это автотранспортные услуги, сдача имущества в аренду, розничная торговля и услуги общепита (письма Минфина от 21.08.2015 № 03-11-11/48497от 17.02.2017 № 03-11-11/9166
Все изменилось осенью 2021 года, когда вышло письмо Минфина от 15.09.2021 № 03-11-06/74685 В документе четко указывалось: ПСН и УСН нельзя одновременно применять по одному и тому же виду деятельности (в т. ч. розничной торговле и сдаче имущества в аренду), осуществляемому на территории одного муниципального района или на территории нескольких районов одного городского округа, городов федерального значения.
Чуть позже финансисты немного смягчили свою позицию. В письме от 17.11.2021 № 03-11-11/93016 указано, что для перевозки грузов автотранспортом, который не указан в патенте, ИП вправе применять, в частности, ОСНО. Использование оборота «в частности» может свидетельствовать о возможности применения иных режимов налогообложения, включая УСН. Однако прямого указания на это ведомство не дает.
Также отметим, что ни гл. 26.2, ни гл. 26.5 НК РФ не запрещают одновременно применять ПСН и УСН по одному и тому же виду деятельности в отношении отдельных объектов, находящихся на территории одного муниципального района или на территории нескольких районов одного городского округа, городов федерального значения. При этом в силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика, а не в пользу бюджета, как это сделал Минфин в письме от 15.09.2021 № 03-11-06/74685
Очевидно, что без внесения изменений в НК РФ точку в этом вопросе может поставить лишь судебная практика. Но до арбитражей подобные споры пока не добрались.
. На сегодняшний день безопасно совмещать УСН и ПСН можно, но при условии «разведения» деятельности одним из способов:
- . Надежнее всего вести деятельность на УСН и ПСН в разных субъектах РФ. Более тесное соседство возможно только если закон субъекта о ПСН дифференцирует территорию региона по муниципальным образованиям и (или) их группам. В этом случае территория действия патента будет ограничена уже границами не субъекта, а соответствующего района (п. 1 ст. 346.45 НК РФ). Тогда для безопасного совмещения ПСН с УСН достаточно будет вынести «упрощенные» объекты за территорию этого района.
- . Для целей ПСН розничная торговля через магазины (павильоны) и вне таковых — разные виды деятельности (пп. 45, 46 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). При этом терминам «магазин» и «павильон» для ПСН даны четкие определения (пп. 3, 4 п. 3 ст. 346.43 НК РФ). А значит, для совмещения ПСН и УСН в рамках одного региона по розничной торговле достаточно чуть внимательнее относиться к арендуемым помещениям. И брать, к примеру, патент только на магазины и павильоны, а УСН применять при торговле через прочие объекты. Или наоборот.
Аналогично можно совмещать ПСН и УСН по услугам общепита — через объекты с залом обслуживания и без него. А также и по другим видам деятельности, если они выделены в отдельные патенты на региональном уровне (пп. 1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ).
Раздельный учёт при совмещении УСН и патента
Предприниматели, которые одновременно используют УСН и патент, должны вести раздельный учёт доходов, расходов, имущества, обязательств и хозяйственных операций.
Доходы и расходы
С распределением доходов проблем обычно не возникает — они поступают от разных контрагентов и за разные товары или услуги. Если у ИП есть внереализационные доходы, которые нельзя однозначно отнести к одному виду деятельности, то их, по мнению Минфина, нельзя распределять. Налоговики считают, что такие доходы нужно полностью учесть для расчета УСН. Пример подобных доходов — продажа основного средства (письмо Минфина от 29.01.2016 № 03-11-09/4088).
Некоторые расходы, например, аренда офиса или зарплата бухгалтера тоже относятся к бизнесу в целом. Их нужно разделять пропорционально доходам от обоих видов деятельности (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).
Пример распределения расходов
ИП совмещает УСН «доходы минус расходы» и патент. Он использует для распределения расходов выручку «по оплате», полученную нарастающим итогом с начала года. Показатели за I квартал 2020 года следующие:
- выручка от УСН — 7 млн рублей;
- выручка от ПСН — 3 млн рублей;
- расходы для распределения (зарплата бухгалтера, специалиста по логистике и аренда офиса) — 500 тыс. рублей.
Общая выручка за 1 квартал: 7 + 3 = 10 млн рублей.
Доля выручки на УСН в общей сумме: 7 / 10 = 70 %.
Сумма распределяемых затрат, которая будет учтена при расчёте упрощённого налога за I квартал 2020 года: 500 × 70 % = 350 тыс. рублей.
НК РФ не определяет, как именно составлять пропорцию. Например, неясно, как учитывать выручку — «по отгрузке» или «по оплате».
При совмещении УСН и ЕНВД для пропорции используют выручку по данным бухучёта, то есть «по отгрузке» (письмо Минфина от 29.09.2009 № 03-11-06/3/239). Но несмотря на сходство между ЕНВД и ПСН, ситуация всё-таки отличается. Учёт доходов как при УСН, так и при ПСН (для определения лимита) ведётся «по оплате». Поэтому логично использовать кассовый метод и при распределении расходов. К тому же в письме Минфина речь об юрлицах, а ИП не обязан вести бухучёт и выручку «по отгрузке» ему во многих случаях просто негде взять.
Также неоднозначный вопрос — расчётный период для пропорции. Налоговый период по УСН — календарный год, а для патента он может быть произвольным, в диапазоне от месяца до года.
Для совмещения УСН и ЕНВД налоговая рекомендует учитывать выручку помесячно, нарастающим итогом с начала года (письмо Минфина РФ от 29.03.2013 № 03-11-11/121). Разъяснений по порядку распределения расходов для совмещения УСН и ПСН пока нет. Поэтому налогоплательщик может или по аналогии пользоваться приведёнными выше рекомендациями Минфина для совмещения УСН и ЕНВД, или разработать свои правила. Выбранный вариант нужно закрепить в учётной политике.
Страховые взносы
Правила раздельного учёта относятся в том числе к страховым взносам за сотрудников. Страховые взносы уменьшают упрощённый налог — включаются в расходы при УСН «доходы минус расходы», а при УСН «доходы» уменьшают налог на 50 % при наличии работников и на 100%, если их нет. На патенте вычет работает аналогично УСН.
Можно выделить четыре основных ситуации:
- У ИП нет сотрудников. Взносы за себя можно распределить пропорционально доходам от каждого налогового режима и учесть при расчете налога в соответствующей пропорции.
- Все сотрудники на УСН. Включите соответсвующую часть взносов за себя и за персонал в расчёт упрощённого налога — в расходы или уменьшив налог на 50 %, а вторую часть взносов за себя учтите при уменьшении стоимости патента без ограничения в 50 %.
- Все сотрудники на патенте. Налог на УСН уменьшите на соответствующую часть суммы взносов за себя без ограничений, вторую часть взносов за себя и взносы за работников учтите при оплате патента с ограничением 50 %.
- Сотрудники и на УСН, и на патенте. Оба налога уменьшайте с учетом ограничения 50 %.
Пример распределения взносов
ИП совмещает УСН «доходы» и патент. В сентябре он выплатил сотрудникам зарплату за август — 100 000 рублей. Из них 30 000 рублей относится к патентной деятельности, а 70 000 рублей — к УСН и патенту одновременно. Страховые взносы с «общей» зарплаты равны 21 000 рублей — это тоже общие расходы.
Выручка за сентябрь по УСН составила 300 000 рублей, по патенту — 200 000 рублей.
Общая выручка за сентябрь: 300 000 + 200 000 = 500 000 рублей.
Доля выручки на УСН в общей сумме: 300 000 / 500 000 = 60 %. Доля доходов по патенту: 200 000 / 500 000 = 40 %.
Из суммы общих страховых взносов к расходам на УСН относится 12 600 рублей (21 000 × 60 %), к расходам по патенту 8 400 рублей (21 000 × 40 %) и дополнительно 9 000 рублей (30 000 × 30 %).
Таким образом, предприниматель сможет уменьшить налог по УСН на 12 600 рублей и 60 % взносов за себя, но не более, чем на 50 %. Взносы 17 400 рублей, которые распределены на патент, вместе с 40 % страховых взносов за себя уменьшат стоимость патента, но с учетом ограничения в 50 %.
Многие вопросы, связанные с совмещением спецрежимов, не урегулированы НК РФ. Поэтому предприниматель должен или ориентироваться на разъяснения Минфина и ФНС, или готовиться к спорам с проверяющими.
Упрощённая система налогообложения (УСН) – налоговый режим для предпринимателей и организаций малого бизнеса. При применении упрощённой системы налогоплательщики освобождаются от уплаты налога на прибыль (с деятельности организации), НДФЛ (с деятельности ИП), НДС и налога на имущество за рядом исключений. Все они заменяются уплатой единого налога по УСН.
Налогоплательщик сам выбирает объект, с которого будут платить налоги:
Объект указывается в заявлении о переходе на УСН; применять его нужно в течение всего календарного года.
Поменять объект налогообложения можно только с 1 января очередного календарного года.
К примеру, в 2018 году Вы применяете УСН «доходы», а с 1 января 2019 года желаете перейти на УСН «доходы минус расходы». В этом случае до 31 декабря 2018 года необходимо подать в налоговую инспекцию уведомление об изменении объекта налогообложения.
Если Вы не успели подать уведомление в срок, то весь 2019 год должны применять УСН «доходы».
Расчёт единого налога при УСН
Расчёт единого налога не требует ведения сложного учёта. Достаточно суммировать свои доходы и расходы.
Если налог при «упрощёнке» платится с доходов, то суммы налога можно уменьшить на ряд вычетов. Налоговым вычетом называют сумму уплаченного:
- торгового сбора;
- взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (включая взносы ИП в фиксированном размере за себя), страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- пособий по временной нетрудоспособности за счет работодателя;
- взносов (платежей) по договорам добровольного личного страхования, заключенным в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности.
Порядок уменьшения единого налога на данные выплаты (за исключением торгового сбора) зависит от того, является организация или ИП работодателем (нанимателем) или нет. Если плательщик УСН является работодателем (нанимателем), то максимально допустимая величина вычета – 50%. Для ИП без сотрудников максимально допустимая величина составляет 100%.
Если объектом налогообложения является разница между доходами и расходами, то взносы (торговый сбор) также уменьшают, но не сумму налога, а налоговую базу, так как учитываются в составе расходов.
Перечень расходов, которые можно учесть при УСН, ограничен и является закрытым.
Куда платить?
Начислять и уплачивать налог по УСН и авансовые платежи необходимо в налоговую инспекцию по месту нахождения организации или по месту жительства предпринимателя.
Заполнить и подать декларацию УСН онлайн
Сроки уплаты налога и подачи декларации
Подаётся декларация УСН один раз в год. Предприниматели отчитываются до 30 апреля включительно, организации – до 31 марта включительно года, следующего за отчетным годом. Такие же сроки установлены для уплаты налога по УСН по итогам года.
Авансовые платежи на УСН уплачиваются по итогам квартала — не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за прошедшим отчетным периодом (I кварталом, полугодием, 9 месяцами).
Обратите внимание: если Вы по какой-то причине не вели деятельность, то обязаны представить нулевую декларацию. За непредставление нулевой декларации в срок предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Рассчитать налог на УСН с учётом всех установленных требований без труда можно в сервисе «Моё дело».
Получить бесплатный доступ к сервису
Кроме того, Вы всегда можете быстро и корректно сформировать платёжное поручение с указанием необходимых реквизитов и КБК, грамотно заполнить декларацию. Большинство форм в сервисе заполняется автоматически, что исключает возникновение ошибок.
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:
налога на имущество организаций — по нормативу 100 процентов;
налога на игорный бизнес — по нормативу 100 процентов;
транспортного налога — по нормативу 100 процентов.
2. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:
налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;
С 01.01.2026 абз. 3 п. 2 ст. 56 излагается в новой редакции (ФЗ от 21.11.2022 N 448-ФЗ).
Действие абз. 3 п. 2 ст. 56 приостановлено с 01.01.2018 до 01.01.2026. О нормативах зачисления налога в 2018 — 2025 гг. см. ФЗ от 27.11.2017 N 345-ФЗ.
налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 75 процентов;
(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 409-ФЗ)
налога на доходы физических лиц (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом и тридцать девятом статьи 50 настоящего Кодекса и абзацах пятом и пятьдесят четвертом настоящего пункта) — по нормативу 85 процентов;
налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, — по нормативу 100 процентов;
(абзац введен Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 244-ФЗ, от 24.11.2014 N 374-ФЗ)
акцизов на спирт этиловый из пищевого или непищевого сырья — по нормативу 100 процентов;
(в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 62-ФЗ)
акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 100 процентов;
С 01.01.2025 в абз. 8 п. 2 ст. 56 вносятся изменения (ФЗ от 28.11.2018 N 456-ФЗ).
Действие абз. 8 п. 2 ст. 56 приостановлено с 01.01.2017 до 01.01.2026. О нормативах зачисления в бюджеты субъектов РФ соответствующих акцизов см. ФЗ от 30.11.2016 N 409-ФЗ (в ред. от 28.11.2018), от 21.11.2022 N 448-ФЗ.
акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, — по нормативу 88 процентов;
абзац утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 29.11.2021 N 384-ФЗ;
акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин (кроме крепленого (ликерного) вина), вин наливом, плодовой алкогольной продукции, игристых вин, включая российское шампанское, а также за исключением виноградосодержащих напитков, плодовых алкогольных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) без добавления спиртованных виноградного или иного плодового сусла, и (или) без добавления дистиллятов, и (или) без добавления крепленого (ликерного) вина, — по нормативу 84 процента;
(в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 432-ФЗ)
акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, включающую пиво, вина (кроме крепленого (ликерного) вина), вина наливом, плодовую алкогольную продукцию, игристые вина, включая российское шампанское, а также виноградосодержащие напитки, плодовые алкогольные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) без добавления спиртованных виноградного или иного плодового сусла, и (или) без добавления дистиллятов, и (или) без добавления крепленого (ликерного) вина, — по нормативу 100 процентов;
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.09.2009 N 218-ФЗ;
акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно — по нормативу 100 процентов;
(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 244-ФЗ)
акцизов на виноградное сусло, плодовое сусло, плодовые сброженные материалы — по нормативу 100 процентов;
налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых — по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых, угля коксующегося, железных руд, апатит-магнетитовых, апатит-штаффелитовых и маложелезистых апатитовых руд, многокомпонентной комплексной руды, в отношении которой при налогообложении установлен коэффициент, характеризующий стоимость ценных компонентов в руде) — по нормативу 60 процентов;
(в ред. Федеральных законов от 15.10.2020 N 327-ФЗ, от 29.11.2021 N 384-ФЗ)
Действие абз. 17 п. 2 ст. 56 приостановлено с 10.03.2023 по 10.05.2023 включительно в отношении НДПИ, исчисленного налогоплательщиками, в которых прямо участвует РФ с долей участия не менее 33%, за налоговый период, начало которого приходится с 01.02.2023 по 31.03.2023 включительно. О нормативах зачисления НДПИ за указанный налоговый период см. ч. 25 ст. 10 ФЗ от 21.11.2022 N 448-ФЗ (ред. от 19.12.2022).
налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов — по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 5 процентов;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 80 процентов;
(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 80 процентов;
(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2007 N 333-ФЗ)
сбора за пользование объектами животного мира — по нормативу 100 процентов;
налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимального налога, — по нормативу 100 процентов;
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 30.11.2016 N 409-ФЗ)
абзац утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ;
абзац утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 30.11.2016 N 409-ФЗ;
государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов), за исключением государственной пошлины, предусмотренной абзацами сорок восьмым и пятидесятым настоящего пункта, — по нормативу 100 процентов:
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 249-ФЗ, от 07.03.2018 N 45-ФЗ)
абзац утратил силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 14.07.2022 N 256-ФЗ;
за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий;
за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;
за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;
за государственную регистрацию договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельства, а также за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации договора о залоге транспортных средств взамен утраченного или пришедшего в негодность в части регистрации залога тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним;
(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность;
за выдачу свидетельства о государственной аккредитации региональной спортивной федерации;
за выдачу аттестата экскурсовода (гида) или гида-переводчика, оказывающих услуги на туристических маршрутах;
(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
за государственную регистрацию средства массовой информации, за внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации), продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 434-ФЗ)
за государственную регистрацию средства массовой информации, за внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации), продукция которого предназначена для распространения преимущественно на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 434-ФЗ)
за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения;
за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов;
за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ)
за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием образовательной деятельности, осуществляемым в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
(абзац введен Федеральным законом от 08.11.2010 N 293-ФЗ)
за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с осуществляемой в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования государственной аккредитацией образовательной деятельности;
(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 345-ФЗ)
за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции в части произведенной из конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей национальным стандартам и техническим регламентам, или получаемой при переработке отходов производства этилового спирта и алкогольной продукции;
за выдачу исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области контроля (надзора), свидетельств об аккредитации в целях признания компетентности организации в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю;
за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проставлению апостиля на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
за выдачу уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
Абзацы тридцать шестой — тридцать восьмой утратили силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 03.12.2012 N 244-ФЗ;
за действия уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 249-ФЗ)
государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг — по нормативу 50 процентов;
Абзац утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 22.10.2014 N 311-ФЗ;
государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг — по нормативу 25 процентов;
(абзац введен Федеральным законом от 07.03.2018 N 45-ФЗ)
налога на профессиональный доход — по нормативу 63 процента;
(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 423-ФЗ)
государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией аттракционов, — по нормативу 100 процентов;
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 504-ФЗ)
налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, — по нормативу 74 процента;
(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)
налога на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, — по нормативу 17 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде угля коксующегося — по нормативу 30 процентов;
(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 384-ФЗ)
налога на добычу полезных ископаемых в виде железной руды (за исключением окисленных железистых кварцитов) — по нормативу 17 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде апатит-магнетитовых, апатит-штаффелитовых и маложелезистых апатитовых руд — по нормативу 17 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде многокомпонентной комплексной руды, в отношении которой при налогообложении установлен коэффициент, характеризующий стоимость ценных компонентов в руде, — по нормативу 17 процентов;
акциза на сталь жидкую — по нормативу 17 процентов;
налога, взимаемого в связи с применением специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», в том числе минимального налога, — по нормативу 54 процента.
(абзац введен Федеральным законом от 25.02.2022 N 22-ФЗ)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ)
С 01.01.2026 п. 2 ст. 56 дополняется абзацем (ФЗ от 21.11.2022 N 448-ФЗ).
Положения п. 2.1 ст. 56 применяются с учетом положений ч. 1 ст. 4 ФЗ от 30.11.2016 N 409-ФЗ.
2.1. В текущем финансовом году налоговые доходы от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативом, установленным настоящей статьей, распределяются Федеральным казначейством в соответствии с нормативами, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год, с учетом установленных законами субъектов Российской Федерации дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты.
(п. 2.1 в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 432-ФЗ)
2.2. В текущем финансовом году налоговые доходы от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин (кроме крепленого (ликерного) вина), вин наливом, плодовой алкогольной продукции, игристых вин, включая российское шампанское, а также за исключением виноградосодержащих напитков, плодовых алкогольных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) без добавления спиртованных виноградного или иного плодового сусла, и (или) без добавления дистиллятов, и (или) без добавления крепленого (ликерного) вина, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативом, установленным настоящей статьей, распределяются Федеральным казначейством между бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете.
(п. 2.2 в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 432-ФЗ)
2.3. В текущем финансовом году налоговые доходы от акцизов на спирт этиловый из пищевого или непищевого сырья, акцизов на спиртосодержащую продукцию, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативом, установленным настоящей статьей, в размере 50 процентов объема указанных доходов распределяются Федеральным казначейством между бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете.
(п. 2.3 введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 62-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 432-ФЗ)
2.4. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 29.11.2021 N 384-ФЗ.
3. В бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации, а также доходы от торгового сбора, подлежащего уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 22.10.2014 N 311-ФЗ, от 03.11.2015 N 301-ФЗ)
4. Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края (области). Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти автономного округа, подлежат зачислению в бюджет автономного округа.
Если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете и договором между органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, и органами государственной власти соответствующего автономного округа, налоговые доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, подлежат зачислению в бюджет края (области), за исключением налога на доходы физических лиц по нормативу 15 процентов, подлежащего зачислению в бюджет автономного округа, передаваемого в полном объеме органами государственной власти автономного округа в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ (ред. 23.07.2013))
5. Указанные в настоящей статье налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 настоящего Кодекса.
- Консультации по законодательству
- Ответы аудиторов
- Учет в учреждениях госсектора
- Бухгалтерский учет
- Учет начисления и уплаты налогов, пеней и штрафов
- 27.04.2022 Какими проводками начислить и перечислить налог при УСН?
УСН или упрощёнка – это налоговый режим, на котором работает больше половины представителей малого бизнеса. Выбирая эту систему, налогоплательщик получает простую отчётность, низкую налоговую ставку и возможность уменьшать налог за счёт уплаченных страховых взносов.
Самое главное про УСН 2023
На упрощённой системе есть два объекта налогообложения:
Выбирать объект налогообложения можно только раз в году, поэтому надо заранее понимать, какие расходы по бизнесу у вас возможны. Если вы начали работать на УСН Доходы, где расходы не учитываются, а потом затраты у вас резко выросли, то перейти на УСН Доходы минус расходы можно будет только с нового года.
Стандартные налоговые ставки, указанные выше, могут быть снижены региональными законами: до 1% на УСН Доходы и до 5% на УСН Доходы минус расходы. Например, в одном из регионов действует стандартная ставка 6% для УСН Доходы и всего 5% для УСН Доходы минус расходы, но только для строительства. Как видим, второй вариант выгоднее, даже если доля затрат невелика.
Устанавливая такие льготные ставки для отдельных видов деятельности, власти стремятся развить в своём регионе какое-либо направление, чаще всего это производство или строительство. Поэтому, прежде чем выбирать объект налогообложения на упрощёнке, изучите региональный закон, возможно, что по вашему виду деятельности действует льготная ставка. Узнать эти особенности можно в ИФНС или экономическом отделе местной администрации.
Основное ограничение для возможности применять упрощённую систему связано с размером полученных за год доходов. Стандартный лимит составляет в 2023 году 188,55 млн рублей. Ещё одно важное ограничение установлено для численности работников – не более 100 человек. В принципе, большинство индивидуальных предпринимателей эти условия выполняют, поэтому вправе работать на упрощённом режиме.
Кроме того, на УСН действуют также другие (повышенные) лимиты: 251,4 млн рублей и 130 работников. При этом те, кто оказался в коридоре между стандартными и повышенными лимитами, платят налог по более высокой ставке: 8% на УСН Доходы и 20% на УСН Доходы минус расходы.
Как платят налог на упрощённой системе
НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности на УСН не платят. НДС, кроме того, который уплачивают при ввозе товаров на территорию РФ, тоже не взимается. Основной налог рассчитывают по итогам календарного года и заплатить его предприниматели должны не позднее 28 апреля следующего года.
Кроме того, в течение года установлены отчётные периоды, по итогам которых надо заплатить часть налога как бы вперед, т.е. авансом. Эти платежи так и называются – авансовые. Крайние сроки их уплаты:
- за первый квартал – 28 апреля;
- за полугодие – 28 июля;
- за девять месяцев – 28 октября.
Это официальное название отчётных периодов, связанное с методикой расчёта, а на практике проще считать, что авансовые платежи вносят за каждый квартал. Причём вносить их надо, только если предприниматель получил в отчётном квартале доход. Если дохода не было, то и оплачивать ничего не надо.
Все авансовые платежи, которые были уплачены в течение года, учитываются при расчёте налога за год. Кроме того, каждый предприниматель, независимо от выбранного налогового режима, обязан платить страховые взносы за себя. Эти платежи тоже уменьшают размер налога.
Для удобства оплаты налогов и страховых взносов советуем открыть расчётный счёт. Тем более сейчас многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта.
Страховые взносы ИП 2023
Взносы за себя – это суммы, которые предприниматель перечисляет на своё пенсионное и медицинское страхование. Размер взносов ИП за себя указан в статье 430 НК РФ, и на 2023 год это 45 842 рубля. Крайний срок уплаты – 31 декабря текущего года, однако удобнее оплачивать их частями, чтобы сразу уменьшать авансовые платежи.
Кроме этой фиксированной суммы, которую все предприниматели на УСН обязаны платить независимо от размера полученного в бизнесе дохода, есть ещё дополнительный пенсионный взнос. Он составляет 1% от годового дохода свыше 300 000 рублей.
Предположим, предприниматель заработал в 2023 году 830 000 рублей. Тогда дополнительный взнос составит (830 000 – 300 000 = 530 000) * 1%)) 5 300 рублей. Всего, вместе с фиксированной суммой страховых платежей, ему надо перечислить в бюджет 51 142 рубля.
Дальше, как и обещали, мы покажем на примерах, как предприниматели платят налог УСН при разных объектах налогообложения. А тем, у кого всё же останутся вопросы или тем, кто хочет получить совет от профессионала, мы можем предложить бесплатную консультацию по налогообложению от специалистов 1С.
Расчёт налоговых платежей на УСН Доходы
Для примера возьмем типичного предпринимателя, который сам оказывает бытовые услуги, например, пошив и ремонт одежды на дому. Расходы у него небольшие, потому что ткань и фурнитуру оплачивает заказчик, на аренду деньги тоже тратить не надо.
Доход в течение года нестабильный, есть круг постоянных заказчиков, которые заказывают вещи от случая к случаю. Тем не менее, за 2023 год доход от пошива и ремонта одежды составил 940 000 рублей. Посмотрим, сколько налогов и взносов надо с этого оборота заплатить, если ИП работает на УСН Доходы.
Для расчёта мы не будем использовать академическую формулу, потому что она сложна для новичков в учёте, при желании с ней можно ознакомиться здесь. Но тот вариант, который предложим мы, проще понять на практике, а все платежи будут точно такими же, как и по правилам учёта.
Итак, в течение года получено доходов:
- в 1 квартале – 183 000 рублей;
- во 2 квартале – 119 000 рублей;
- в 3 квартале – 252 000 рублей;
- в 4 квартале – 386 000 рублей.
Авансовый платеж за 1 квартал составил (183 000 * 6%) 10 980 рублей, однако в марте ИП заплатил за себя часть страховых взносов в таком же размере. Авансовый платеж полностью уменьшается на уплаченные взносы, поэтому ничего в бюджет перечислять не надо.
Аванс за второй квартал равен (119 000 * 6%) 7 140 рублей, при этом в мае уплачено взносов за себя на 7 000 рублей. Получаем, что авансовый платеж составит всего 140 рублей.
В третьем квартале рассчитанный авансовый платеж составил (252 000 * 6%) 15 120 рублей, при этом 15 000 рублей уплачено в качестве взносов в сентябре. Перечислить в бюджет в виде аванса надо 120 рублей.
В последнем квартале предприниматель доплатил обязательные взносы с учётом уже оплаченных:
- всего фиксированная сумма взносов 45 842 рубля;
- оплачено взносов поквартально (10 980 + 7 000 + 15 000) = 32 980 рублей;
- доплатил в декабре 12 862 рубля.
Полная сумма налога УСН за 2023 год равна (940 000 * 6%) 56 400 рублей, при этом из этой суммы вычитается 260 рублей авансовых платежей и 45 842 рубля фиксированных взносов. Получаем, что сумма налога к оплате по итогам года равна: 56 400 – 260 – 45 842 = 10298 рублей.
А вот если бы ИП не платил взносы поквартально, то сначала он бы заплатил все рассчитанные авансовые платежи (10 980 + 7 140 + 15 120) на сумму 33 240 рублей. Потом в декабре были бы оплачены взносы разовой суммой 45 842 рубля. При этом рассчитанный остаток налога к уплате составил бы (56 400 – 33 240) 23 160 рублей. Эта рассчитанная сумма уменьшается на уплаченные взносы (23 160 – 45 842<0), т.е. ничего в бюджет платить не надо. Однако в этом случае образуется переплата налога в размере 22 682 рубля. Переплату можно вернуть или зачесть после сдачи годовой декларации.
Чтобы такого не допускать, рекомендуем сразу же уменьшать рассчитанные авансовые платежи за счёт страховых взносов, уплаченных частями в течение года.
Что касается дополнительного страхового взноса в размере (940 000 – 300 000) * 1%) 6 400 рублей, то ИП вправе заплатить его в следующем году – до 1 июля 2024 года. При этом дополнительный взнос будет уменьшать авансовый платёж, уплаченный за 1 или 2 квартал 2024 года, а не налог 2023 года.
Расчёт налоговых платежей на УСН Доходы минус расходы
У тех упрощенцев, которые выбрали этот объект налогообложения, порядок уменьшения налога другой. Уплаченные за себя страховые взносы не уменьшают рассчитанный налог, а просто учитываются вместе с другими расходами ИП.
Для примера возьмём предпринимателя, открывшего небольшую торговую точку. Расходы у него уже существенные: закупка товара, аренда помещения, транспортные расходы и др. Налоговая ставка стандартная – 15%.
В таблице пропишем доходы и расходы ИП по кварталам. Взносы, уплаченные за себя поквартально, будем указывать отдельно.
Считаем авансовые платежи к уплате:
- за первый квартал – (320 000 – 243 000 – 6 500) * 15% = 10 575 рублей;
- за второй квартал – (382 000 – 196 000 – 10 000) * 15% = 26 400 рублей;
- за третий квартал – (158 000 – 84 000 – 13 000) * 15% = 9 650 рублей.
Рассчитанные налоги для ИП в 2022 году из нашего примера составят (1 430 000 – 833 000 – 45 842) * 15% = 82 674 рублей, но из этой суммы уже уплачено авансом 46 625 рублей. Доплатить надо ещё 36 049 рублей. Что касается дополнительного страхового взноса, который будет уплачен уже в следующем году, то ФНС признала право учитывать расходы при расчёте базы для уплаты взносов (письмо от 01.09.2020 № БС-4-11/14090). Раньше плательщики УСН Доходы минус расходы рассчитывали взнос со всех доходов.