Единый сельскохозяйственный налог зачисление в бюджет

КБК ЕСХН в 2022-2023 годах утверждены разными приказами Минфина. Плательщики налога по-прежнему обязаны перечислять его в срок согласно принятым законодательством правилам и ежегодно отчитываться. Рассмотрим, изменились ли коды бюджетной классификации по единому сельхозналогу на 2023 год и какие коды применялись в 2022 году.

Единый сельскохозяйственный налог зачисление в бюджет

ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог.

Это налоговый режим для производителей, которые работают в растениеводстве, животноводстве, лесном и сельском хозяйствах. Этот режим освобождает ИП и компании от уплаты нескольких налогов:

  • Налога на прибыль. Исключение — налог на дивиденды и некоторые виды долговых обязательств для ООО.
  • НДФЛ для ИП.
  • Налога на имущество, если оно используется в сельскохозяйственном бизнесе.

Рассказываем, кто и при каких условиях может работать на ЕСХН. Статья поможет разобраться в общих моментах, но для нюансов рекомендуем обратиться к бухгалтеру.

Единый сельскохозяйственный налог зачисление в бюджет

Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает о том, как устроена российская система налогов и сборов, и какие конкретно налоги платит бизнес.

Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.

Продолжаем налоговый ликбез. Сегодня разберемся какие налоги есть в нашей стране и куда они платятся. Этому посвящена глава 2 НК РФ, но я сожму её до одного поста.

В России есть три вида налогов и сборов:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога. Зачисление сумм единого сельскохозяйственного налога

1. Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

2. Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.

Авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу уплачиваются не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

3. Уплаченные авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу засчитываются в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода.

4. Уплата (перечисление) единого сельскохозяйственного налога и авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

5. Единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом, либо не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному налогоплательщиком в налоговый орган в соответствии с пунктом 9 статьи 346.3 настоящего Кодекса, им прекращена предпринимательская деятельность в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя, признаваемого таковым в соответствии с настоящей главой.

Дата публикации: 29.11.2022 08:20

С начала 2023 года вводится понятие «единый налоговый платеж». Изменения внесены Федеральным законом от 14.07.2022 №263-ФЗ.

Единый налоговый платеж (кратко — ЕНП) — это новый способ уплаты налогов и обязательных платежей. ЕНП с 1 января 2023 года станет обязательным для всех налогоплательщиков.

Если сейчас уплата налогов производится отдельно по каждому налогу, с подготовкой документов также отдельно по каждому платежу, то со следующего года платить налоги и взносы нужно будет одним платежным поручением. С введением ЕНС не будет ситуаций, когда одновременно имеется переплата по одному налогу, а по другому – есть задолженность.

Перечисленные средства будут зачислены на единый налоговый счет (ЕНС) каждого плательщика. Эти суммы далее сама налоговая служба распределит по назначению, исходя из данных о начислениях плательщика: сначала будут «закрыта» задолженность, начиная с налога с более ранним сроком уплаты, затем начисления с текущим сроком уплаты, последними — пени, проценты и штрафы. Если сроки уплаты совпадают, то ЕНП распределится пропорционально суммам обязательств.

Сведения о начислениях по видам налогов будут отражаться на ЕНС, так же как и раньше на основании деклараций, расчетов и уведомлений об исчисленных суммах.

С внедрением ЕНС сам порядок расчета налогов и состав отчетности не меняется. При этом для унификации изменятся сроки уплаты и сдачи отчетности. Если сегодня сроки по уплате налогов отличаются – где-то 25, где-то 28, где-то 30 число, то теперь сроки будут единые.

Для всех налогов будет применяться общий порядок: сначала сдается отчетность до 25-го числа; потом уплачивается налог до 28-го числа.

В случае если авансовые платежи по налогам, взносы, уплачиваются до подачи декларации или без представления декларации, необходимо подать уведомление об исчисленных суммах платежей. Срок — не позднее 25-го числа месяца уплаты.

Единый сельскохозяйственный налог зачисление в бюджет

Плательщики на этой системе освобождены от уплаты налога на прибыль (индивидуальные предприниматели — от НДФЛ), а также частично от налога на имущество. Вместо этого они уплачивают единый налог с разницы доходов и расходов. При этом лицо должно иметь статус сельхозпроизводителя. К ним относят юрлиц, крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП, которые занимаются производством, переработкой или продажей продукции растениеводства, животноводства, рыбным хозяйством, а также оказывают услуги в области сельского хозяйства. Кроме этого, ключевое условие применения спецрежима — лимит доходов от прочей деятельности. Доля выручки от производства, переработки и продажи сельхозпродукции в общей сумме поступлений должна быть равна не менее 70 %. В эту же сумму можно включить доходы от оказания услуг сельхозпроизводителям.

В настоящее время порядок налогообложения лиц на ЕСХН несколько изменился. Какие нововведения появились в системе ЕСХН с 2022 года? Последние новости вы можете найти в нашей статье.

Напомним, что еще с 1 января 2019 года у сельхозпроизводителей на спецрежиме появилась обязанность уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость. Она установлена Федеральным законом от 27 ноября 2017 № 335-ФЗ, вносящим поправки в Налоговый кодекс. Ранее для плательщиков ЕСХН НК РФ предусматривалось освобождение от НДС. Исключением являлся налог, вносимый в бюджет при ввозе импортной продукции. Теперь компании и ИП на ЕСХН должны оформлять все необходимые документы как плательщики налога на добавленную стоимость. В частности, вести книгу покупок и продаж и составлять счета-фактуры для контрагентов. Кроме того, нужно представлять в налоговую декларации по НДС.

Какие положительные и отрицательные стороны есть у новой обязанности сельхозпроизводителей? Уплата НДС — это дополнительная налоговая нагрузка для предприятий, что является негативным фактором. Автоматически увеличивается объем составляемой отчетности, а следовательно, и трудозатраты. Также появление обязанности уплачивать новый налог означает дополнительный контроль со стороны налоговой службы.

С другой стороны, плательщики единого сельхозналога теперь являются более привлекательными для контрагентов. Покупателям зачастую невыгодно приобретать товары у тех лиц, которые не должны уплачивать НДС. В этих случаях они теряют свое право на получение вычета. Предполагается, что введение НДС для сельхозпроизводителей повысит спрос на их продукцию.

У фирм и предприятий на ЕСХН есть право получить освобождение от уплаты НДС. Это возможно в следующих ситуациях:

  • Для новых компаний — уведомление на получение освобождения от НДС и уведомление о начале работы на спецрежиме относятся к одному календарному году. Если новая организация не перейдет на ЕСХН сразу, то получит право воспользоваться освобождением от НДС через три месяца как обычный плательщик.
  • Для действующих — соблюдение норматива по выручке от с/х деятельности. Пороговая величина постепенно будет снижаться. Так, чтобы получить освобождение от НДС в 2022 году, доход без учета налога в 2021 году не должен был превысить 70 млн руб. за год. Критерии для последующих лет приведены в таблице:

Если сельхозпроизводитель планирует реализовать право не платить НДС, он должен подать соответствующее уведомление в налоговую. Уведомление об освобождении от НДС для ЕСХН подается включительно до 20 числа месяца, с которого плательщик начинает использовать свое право не платить налог. Форма уведомления об использовании права на освобождение от НДС при ЕСХН в 2022 году утверждена Приложением № 2 к Приказу Минфина от 26.12.2018 № 286н. Электронный формат рекомендован письмом от 25.11.2021 № ЕА-4-15/16426.

Не могут получить освобождение от НДС те компании и ИП, которые продавали подакцизную продукцию в течение трех календарных месяцев до подачи уведомления. Исключены из списка запрещенных — виноград, вино, включая шампанское и игристое, виноматериалы и виноградное сусло из собственного винограда.

При начале продажи подакцизных товаров либо при нарушении лимита выручки сельхозпроизводитель теряет право не платить НДС. В дальнейшем такие лица не имеют права на повторное освобождение. Обратите внимание, что, если получение освобождения является добровольным, то обратная процедура невозможна, кроме как при нарушении приведенных условий.

Про налоги:  Демистификация сельскохозяйственных налогов: изучение определения единого налога

Единый сельскохозяйственный налог в 2022 году в общем случае уплачивается по стандартной ставке в 6 %. При этом власти субъектов РФ могут установить дифференцированные значения ставки в диапазоне от 0 до 6 %. Такая возможность появилась с начала 2019 года. Размер ставки зависит от:

  • вида с/х продукции (или работ/услуг);
  • размера доходов от ведения бизнеса в сфере сельского хозяйства;
  • места, где лицо осуществляет деятельность;
  • численности сотрудников компании или ИП.

Вариация ставок позволяет найти баланс между нагрузкой на плательщиков и величиной налоговых поступлений. Некоторые регионы уже воспользовались правом ввести на их территории пониженные ставки. Например, в Московской области установлена нулевая ставка налога до 31 декабря 2021 года. До этой же даты установлены ставки местными законами в Свердловской (5 %) и в Кемеровской областях (3 %).

Сдавайте декларацию ЕСХН через интернет

Укажите данные вашей организации, и Контур.Экстерн поможет рассчитать сельскохозяйственный налог, проверит декларацию на ошибки и моментально передаст ее в налоговую, а затем подготовит платежку для банка.

Важный вопрос при применении ЕСХН — налогообложение имущества. В качестве ключевых изменений в системе ЕСХН последних лет следует указать поправку в Налоговом кодексе, касающуюся налога на имущество. Начиная с прошедшего 2018 года от обложения налогом освобождается только то имущество, которое задействовано при ведении с/х деятельности. К нему относятся активы, которые задействованы при производстве, переработке, реализации сельхозтоваров либо при оказании услуг другим сельхозпроизводителям. Ранее такая оговорка отсутствовала.

Имущество, которое используется в сельхоздеятельности, можно разделить на две группы. Одно напрямую используется для производства. Например, посевная техника, здания, где содержатся животные и т.д. Другое является вспомогательным, в частности, гаражи для техники, склады и т.д. Право не уплачивать налог относится к обеим группам. Однако льгота не действует на офисные помещения, общежития, административные здания и другие подобные объекты недвижимости.

(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(введена Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ)

1. В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, — по нормативу 100 процентов;

налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, — по нормативу 100 процентов.

2. В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях городских поселений (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом и тридцать девятом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце восемнадцатом настоящего пункта), — по нормативу 5 процентов;

(в ред. Федеральных законов от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 15.10.2020 N 327-ФЗ, от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях сельских поселений (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом и тридцать девятом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце девятнадцатом настоящего пункта), — по нормативу 13 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 383-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 15.10.2020 N 327-ФЗ, от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом и тридцать девятом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце двадцатом настоящего пункта), — по нормативу 15 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 23.07.2013 N 252-ФЗ, от 15.10.2020 N 327-ФЗ, от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 100 процентов;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на территориях городских поселений, — по нормативу 50 процентов;

единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на территориях сельских поселений, — по нормативу 70 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на межселенных территориях, — по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 25.06.2012 N 94-ФЗ)

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — по нормативу 100 процентов:

по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);

абзац утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ;

Абз. 12 п. 2 ст. 61.1 утрачивает силу со дня перевода в соответствии с федеральным законом милиции общественной безопасности на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета (ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ).

за государственную регистрацию транспортных средств, за временную регистрацию ранее зарегистрированных транспортных средств по месту их пребывания, за внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства, за выдачу государственных регистрационных знаков транспортных средств «Транзит», свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, талона о прохождении государственного технического осмотра, международного сертификата технического осмотра, национального водительского удостоверения, международного водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), временного разрешения на право управления транспортными средствами, за выдачу организациям, осуществляющим образовательную деятельность, свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для рассмотрения соответствующими органами вопроса об аккредитации и за выдачу указанным организациям лицензии на право подготовки трактористов и машинистов самоходных машин;

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 27.11.2017 N 345-ФЗ)

за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции;

(в ред. Федерального закона от 16.10.2006 N 160-ФЗ)

за выдачу органом местного самоуправления муниципального района специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

(абзац введен Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ)

государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 61 и пунктом 2 статьи 61.5 настоящего Кодекса, — по нормативу 100 процентов;

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 201-ФЗ)

налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, — по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)

налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях городских поселений, в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, — по нормативу 4 процента;

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях сельских поселений, в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, — по нормативу 11 процентов;

налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, — по нормативу 13 процентов.

В бюджеты городских округов, городских округов с внутригородским делением, муниципальных районов, муниципальных округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежит зачислению государственная пошлина за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов.

Про налоги:  Как начислить сумму единого налога

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 22.10.2014 N 311-ФЗ, от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 01.10.2020 N 311-ФЗ)

3. В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса.

4. Налоговые доходы от налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях сельских поселений, и от единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на территориях сельских поселений, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, подлежащие зачислению в бюджет муниципального района, могут быть переданы органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации в бюджеты сельских поселений по единым для всех сельских поселений нормативам отчислений в размерах соответственно до 8 процентов и до 20 процентов в случае, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закреплены другие вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений, решаемых муниципальным районом на территориях сельских поселений.

(п. 4 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

Учет и отчетность на ЕСХН

ИП и компании отчитываются перед налоговой.

Учет ИП. Предприниматели не обязаны вести бухучет. Вся отчетность у них — это книга доходов и расходов и налоговая декларация.

Книгу доходов и расходов (КУДиР) можно вести онлайн или в бумажном виде. ЕСХН — единственный режим, на котором нужно регистрировать книгу в налоговой: бумажную — до начала ведения, электронную распечатывают и относят до 31 марта следующего года.

Налоговую декларацию нужно сдать до 31 марта года, следующего за отчетным. За 2020 год декларацию нужно сдать до 31 марта 2021.

Если сельхозпроизводитель прекращает работу в течение года, он должен уведомить об этом налоговую и сдать декларацию до 25 числа следующего месяца. К примеру, предприниматель прекратил работать в мае и в этом же месяце уведомил об этом налоговую. Декларацию ему нужно подать до 25 июня.

Учет в компаниях. У компаний все сложнее — им нужно вести бухучет: составлять бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, вести учет доходов и расходов, которые участвуют в расчете налога. Налоговую декларацию подают один раз в год, до 31 марта.

Небольшие сельхозкомпании, например крестьянские и фермерские хозяйства и потребкооперативы, могут вести бухучет по упрощенной схеме. Но бухгалтер все равно понадобится.

Периодичность налоговых платежей ЕСХН

Перечисление налога в бюджет осуществляется 2 раза в год: авансовыми платежами и остатком итоговой суммы налога по результатам налогового периода. Сроки уплаты налога в 2023 году новые:

  • авансовый платеж вносится в бюджет до 28 июля 2023 года;Подробнее см. здесь.
  • налог по итогу 2023 года — до 28 марта 2024 года.

Годовой платеж за 2022 год нужно перечислить не позднее 28 марта 2023 года.

Про новые сроки уплаты налогов в 2023 году см. эту статью.

О том, как рассчитать авансовый платеж по ЕСХН, мы рассказали здесь.

Когда платить

ЕСХН платят дважды в год:

  • До 25 июля текущего года — авансовый платеж по итогам первого полугодия.
  • До 31 марта следующего года — платеж по итогам года.

В расчетах поможет бухгалтер, но вот короткий пример.

За первые полгода предприниматель заработал — 600 000 , расходы — 400 000 . Ставка налога — 6%.

Считаем авансовый платеж, который нужно заплатить до 25 июля:

(600 000  − 400 000 ) × 6% = 12 000

Во втором полугодии предприниматель заработал 800 000 , расходы — 700 000 . Нужно рассчитать сумму ЕСХН за весь год, а потом вычесть из нее уже внесенный авансовый платеж.

Налог за весь год:

(600 000  + 800 000 ) − (400 000  + 700 000 ) × 6% = 18 000

Вычитаем авансовый платеж:

18 000  − 12 000  = 6000 .

Эту сумму нужно уплатить по итогам года — до 31 марта следующего года.

В реальности расчеты обычно сложнее. Нужно понимать, какие расходы можно учесть, а какие — нет. Поэтому я рекомендую обратиться за помощью к опытному бухгалтеру.

НДС на ЕСХН

С 2019 года сельхозпроизводители на ЕСХН обязаны платить НДС. Но есть случаи, когда от этой обязанности компанию или ИП могут освободить:

  • Если компания или ИП подали заявление о желании воспользоваться льготой в том же году, когда были зарегистрированы.
  • Если перешли с ОСН на ЕСХН с 1 января и одновременно подали заявление на освобождение от НДС.
  • Если доход от деятельности по ЕСХН за предыдущий год не превысил лимит. Для каждого года он разный. В 2018 году — 100 млн рублей, в 2019 году — 90 млн рублей, в 2020 году — 80 млн рублей, в 2021 году — 70 млн рублей, в 2022 и далее — 60 млн рублей..

Во всех случаях уведомление подают в налоговую по месту нахождения компании или по месту жительства ИП. Срок — до 20 числа месяца, в котором начали применять льготу.

Снятие с учета ЕСХН

Компания или ИП должны сняться с учета по ЕСХН в трех случаях:

  • Если потеряли право работать на ЕСХН.
  • Если больше не ведут деятельность на ЕСХН, например если компания закрыла сельскохозяйственное направление бизнеса.
  • Если хотят перейти на другую систему налогообложения.

В любом из этих случаев нужно подать уведомление в двух экземплярах в налоговую по месту нахождения компании или по месту жительства ИП. На это есть 15 дней с момента решения.

При утрате права на ЕСХН вместе с уведомлением подают специальное сообщение.

Как перейти на ЕСХН

Перейти на ЕСХН с другого налогового режима можно один раз в год. Переход оформляют с 1 января следующего года. Порядок такой:

  • Заполняете заявление в двух экземплярах.
  • Несете его в налоговую по месту нахождения компании или месту жительства ИП.

Все это надо сделать до 31 декабря текущего года.

Новые ИП и компании могут подавать уведомление вместе с другими документами на регистрацию или в течение 30 календарных дней после регистрации. Если опоздать, придется работать на ОСН и платить все налоги.

Пример заполненного уведомления о переходе на ЕСХН для компании

Потеря права на ЕСХН

Если потеряли право на ЕСХН, об этом надо сообщить в налоговую. Тогда придется заплатить налоги, будто весь год работали на общей системе.

Например, первые полгода компания занималась производством и продажей меда. Во втором полугодии она сменила профиль и стала выпускать медовуху — это подакцизный товар. Больше работать на ЕСХН нельзя, поэтому компания перешла на ОСН. Она обязана заплатить налоги по ОСН за весь год, даже с дохода от производства и продажи меда.

Вернуться на ЕСХН можно только через год после того, как утратили право на спецрежим.

Как платить ЕСХН

Налог считают по такой формуле:

ЕСХН = Налоговая база × Ставка налога

Налоговая база — это доходы минус расходы и убытки прошлых лет.

В расчете налога ничего сложного нет. Сложно определить, какие доходы и расходы можно учитывать. В налоговом кодексе есть полный список доходов и расходов. Например, в список доходов входят доходы от продажи товара, от сдачи земельных участков в аренду и проценты по банковскому вкладу. В список расходов — расходы на зарплату сотрудникам, выплату компенсаций и пособий, покупку семян, рассады, удобрений, кормов и лекарств для животных, содержание служебного транспорта.

Доходы можно уменьшить на убытки прошлых лет.

Ставка налога. Раньше ставка была фиксированной, но с 2019 года каждый регион может устанавливать свою. Максимально — 6%.
В Кемеровской области предприниматели на ЕСХН в 2022 году платят налог по ставке 3%, в 2023 будут платить 4%, а 2024 года ставка вырстате до 5%, в Москве — по ставке 6%, а в Московской области до 31 декабря 2026 года будет действовать нулевая ставка. Предпринимателям из Подмосковья не нужно платить налог — только заполнять декларацию.

Преимущества и недостатки ЕСХН

Главный плюс ЕСХН — освобождение от уплаты других налогов. Что еще хорошо:

  • Уведомительный характер перехода. Сначала начинаете работать, потом сообщаете в налоговую.
  • ИП могут совмещать патентом.
  • Простая система учета. Нужно платить налог два раза в год и один раз в год сдавать декларацию.
  • К учету можно принять больше расходов, чем по УСН. Лимита расходов нет.
  • Доходы и расходы учитываются по кассовому методу, то есть по фактическому поступлению и списанию средств со счета. Это влияет на расчет налога. Если оплаты задерживаются и, например, вместо декабря пройдут в январе, то учесть их можно будет только в следующем году.
  • Нужно следить, чтобы выручка по сельхозпродукции была не ниже 70% от всего оборота.

Важно

Обратитесь к опытному бухгалтеру. Не решайте сложные вопросы и не считайте налог по статьям из интернета. Законы меняются, статьи устаревают, этого потом могут быть проблемы с налоговой.

Региональные налоги

Обязательны к уплате на территориях субъектов федерации. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — региональными законами. Москва доверила регионам определять налоговые ставки в пределах установленного коридора, порядок и сроки уплаты налогов. Поэтому, например, транспортный налог в Челябинской области может быть вдвое выше, чем в Чеченской республике. Все региональные налоги полностью поступают в бюджет региона и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Вот эти налоги:

  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог на имущество организаций.
Про налоги:  Ставки единого налога для самозанятых граждан рб в 2023 году

КБК для ЕСХН в 2022-2023 годах

Действующие на 2023 год утверждены приказом Минфина от 17.05.2022 № 75н (в ред. приказа от 22.11.2022 № 177н), а на 2022 год КБК — приказом Минфина РФ от 08.06.2021 № 75н.

Платить сельхозналог в 2023 году можно двумя способами:

  • единым налоговым платежом — КБК 182 01 06 12 01 01 0000 510;В этом случае до 25 числа месяца уплаты аванса нужно подать уведомление. Налог за год платится на основании декларации, поэтому по нему уведомление не представляется.
  • отдельной платежкой на соответствующий КБК, если ранее вы еще не подавали уведомлений по ЕНП.

Коды для перечисления платежей в отношении ЕСХН остались в 2023 году прежними. Для уплаты налога потребуется указать следующий КБК: 182 1 05 03010 01 1000 110. При этом значения не имеет, будет ли это авансовый платеж или налог по итогам года. Если вы решили платить ЕНП, этот КБК потребуется для заполнения уведомления.

Если возникла необходимость в перечислении пени по налогу, то с 2023 года их платят единым платежом, а инспекция списывает  их с единого налогового счета. Поэтому знать и где-то указывать КБК на пени не нужно. Но для информации заметим, что по сравнению с 2022 годом они не изменились: для пеней предусмотрен КБК 182 1 05 03010 01 2100 110, для штрафных сумм ― 182 1 05 03010 01 3000 110, а КБК по начисленным процентам по ЕСХН ― 182 1 05 02010 02 2200 110.

Далее вспомним, кто должен уплачивать ЕСХН по этим КБК.

Помимо ЕСХН налогоплательщики обязаны уплачивать и другие налоги. Какие именно, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Федеральные налоги и сборы

Обязательны к уплате на всей территории страны, полностью описываются НК РФ. Неважно где находится налогоплательщик — правила везде одинаковы. Большая часть федеральных налогов сразу поступает в федеральный бюджет, крохи от некоторых достаются регионам. Некоторые федеральные налоги платятся всеми (например, НДС). Другие — только теми, кто занимается определенными видами деятельности (например, НДПИ). К федеральным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налог на прибыль организаций;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • водный налог;
  • государственная пошлина;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Кто может работать на ЕСХН

Для работы на ЕСХН организации и ИП должны соответствовать таким требованиям:

  • Заниматься производством, переработкой и реализацией сельхозпродукции. Ключевое слово — производство. Если покупаете малину у фермера и делаете из нее варенье, перейти на ЕСХН не получится.
  • Доля доходов от сельскохозяйственной деятельности должна быть не меньше 70% от всех доходов. Это все доходы, которые пришли по сельскохозяйственным кодам ОКВЭД. Например, группа кодов 01 касается растениеводства, животноводства, а 03 — рыболовства.

Для рыбохозяйств есть дополнительное условие: должны быть свои или арендованные судна, а численность работников меньше 300 человек.

А это список организаций и ИП, кому закон запрещает работать на ЕСХН:

  • Производители подакцизных товаров, например алкоголя или парфюмерии.
  • Представители игорного бизнеса.
  • Казенные и бюджетные учреждения.

Если простым языком, то так: собираете малину, делаете варенье и продаете — можно работать на ЕСХН. Просто покупаете малину и делаете из нее варенье — нельзя работать на ЕСХН.

Местные налоги и сборы

Обязательны к уплате на территориях городов, районов и прочих муниципальных образований. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — решениями городских дум, советов районных депутатов и прочими нормативными актами представительных органов муниципалитетов. Местным депутатам, как и региональным, разрешено определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все местные налоги и сборы полностью поступают в бюджет муниципалитета и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Всего в стране есть три вида местных налогов и сборов:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы составляют так называемую ОСНО — общую систему налогообложения. Кроме нее НК РФ предусматривает специальные налоговые режимы, применение которых освобождает от обязанности платить некоторые налоги. Переход на них доступен для малого бизнеса, соответствующего ряду ограничений, и компаний или ИП из отдельных отраслей. Поступления от таких налогов делятся между бюджетами различных уровней. Вот перечень спецрежимов:

  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощённая система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кроме этих налогов и сборов, есть ещё обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и обязательное медицинское страхование, о которых я уже писал в прошлом выпуске рубрики.

Вы прослушали краткий пересказ статей 12-18 НК РФ. Респектуйте в комментариях, если чувствуете, что сэкономили кучу времени 😄 А в следующих выпусках ликбеза я расскажу как устроены налоги и сборы в целом и самые распространённые из них в частности.

Подарок нашим читателям: онлайн-курс Алексея Иванова «Бухгалтерия для бизнеса» из 26 видео. В нем простым языком с примерами рассказывается о том, как понимать бухгалтерские отчёты и использовать их для управления бизнесом.

Плательщики ЕСХН

Организации и ИП, производящие сельхозпродукцию, имеют право воспользоваться льготным режимом налогообложения ― ЕСХН. При этом они освобождаются от начисления и уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), налога на имущество.

Важно! Плательщики ЕСХН обязаны рассчитывать и уплачивать в бюджет НДС. Подробности см. здесь

О том, что отличает учетную политику, создаваемую при применении ЕСХН, читайте в статье «Учетная политика при ЕСХН — особенности формирования».

Основное условие для возможности применения ЕСХН ― доля дохода, связанного с производством сельхозпродукции (переработка, реализация, производство продукции животноводства, растениеводства, садоводства и т. д.), должна быть не менее 70% от общего объема дохода.

Для перехода на ЕСХН существуют некоторые ограничения (п. 6 ст. 346.2 НК РФ). Так, субъекты, желающие воспользоваться данным режимом, не должны быть связаны с производством подакцизных товаров, являться бюджетными учреждениями и заниматься организацией азартных игр.

Субъекты на ЕСХН обязаны фиксировать показатели своей деятельности, отражающиеся на сумме уплачиваемого налога. Юрлица определяют налогооблагаемую базу по данным бухучета. Предприниматели ведут книгу учета доходов и расходов, в которой на основании данных первичных документов фиксируются показатели, влияющие на формирование налоговой базы и, в конечном итоге, на величину налогового платежа.

О том, как ведется эта книга, читайте в материале «Правила ведения книги учета доходов и расходов при ЕСХН».

Совмещение ЕСХН с другими налоговыми режимами

Предприниматели могут совмещать ЕСХН с патентом. Правда, есть нюанс: нельзя продавать сельскохозяйственную продукцию через собственные торговые точки и столовые. Продавать огурцы со своей грядки в своем овощном ларьке нельзя, но их может купить у вас сосед и продавать в своем ларьке.

При совмещении режимов доля доходов от сельхоздеятельности должна быть не ниже 70% от дохода по всем видам бизнеса.

Итоги

ЕСХН представляет собой льготную систему налогообложения для сельскохозяйственных хозсубъектов. Платежи по налогу перечисляются 2 раз в год. С 2023 года их можно вносить на КБК для ЕНП или на КБК для ЕСХН, который остался прежним.

Оцените статью
ЕНП Эксперт