1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее в настоящей главе — единый сельскохозяйственный налог) устанавливается настоящим Кодексом и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с настоящей главой, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном настоящей главой.
3. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).
Абзац утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ.
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
4. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения предусмотренных настоящим Кодексом обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний.
5. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства.
1. Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном настоящей главой.
2. В целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются:
1) организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, составляет не менее 70 процентов;
2) организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям, признаваемым таковыми в целях настоящей главы, которые относятся в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, в том числе:
услуги в области растениеводства в части подготовки полей, посева сельскохозяйственных культур, возделывания и выращивания сельскохозяйственных культур, опрыскивания сельскохозяйственных культур, обрезки фруктовых деревьев и виноградной лозы, пересаживания риса, рассаживания свеклы, уборки урожая, обработки семян до посева (посадки);
услуги в области животноводства в части обследования состояния стада, перегонки скота, выпаса скота, выбраковки сельскохозяйственной птицы, содержания сельскохозяйственных животных и ухода за ними.
В общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по оказанию услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, доля дохода от реализации перечисленных в настоящем подпункте услуг должна составлять не менее 70 процентов;
3) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, растениеводческие, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
2.1. В целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:
1) градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта и которые удовлетворяют условиям, установленным абзацами третьим и четвертым подпункта 2 настоящего пункта;
1.1) сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы), которые удовлетворяют условиям, установленным абзацами третьим и четвертым подпункта 2 настоящего пункта;
2) рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ими следующих условий:
если средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает за налоговый период 300 человек;
если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70 процентов;
если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
2.2. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства или из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, и доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства или из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов определяются исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и первичную переработку сельскохозяйственной продукции и общей суммы расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья.
3. В целях настоящего Кодекса к сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности. При этом применительно к сельскохозяйственным товаропроизводителям, указанным в пункте 2.1 настоящей статьи, к сельскохозяйственной продукции относятся также уловы водных биологических ресурсов, рыбная и иная продукция из водных биологических ресурсов, которые указаны в пунктах 4 и 5 статьи 333.3 настоящего Кодекса, уловы водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, рыбная и иная произведенная на судах рыбопромыслового флота продукция из водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
4. Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, устанавливается Правительством Российской Федерации.
5. На уплату единого сельскохозяйственного налога вправе перейти следующие сельскохозяйственные товаропроизводители при соблюдении ими следующих условий:
1) сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в подпунктах 2 — 4 настоящего пункта), если по итогам работы за календарный год, предшествующий календарному году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подает уведомление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, и (или) от оказания услуг, указанных в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, составляет не менее 70 процентов;
2) сельскохозяйственные товаропроизводители — сельскохозяйственные потребительские кооперативы, если по итогам работы за календарный год, предшествующий календарному году, в котором они подают уведомление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет не менее 70 процентов;
3) сельскохозяйственные товаропроизводители — рыбохозяйственные организации, являющиеся градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями, если они удовлетворяют следующим условиям:
если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий календарному году, в котором эти организации подают уведомление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них собственными силами рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов;
если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера);
4) сельскохозяйственные товаропроизводители — рыбохозяйственные организации (за исключением организаций, указанных в подпункте 3 настоящего пункта) и индивидуальные предприниматели с начала следующего календарного года, если они удовлетворяют следующим условиям:
если средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за каждый из двух календарных лет, предшествующих календарному году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают уведомление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, не превышает 300 человек;
если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий календарному году, в котором подается уведомление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них собственными силами рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов;
5) вновь созданные в текущем году организации (за исключением организаций, указанных в подпунктах 6 и 7 настоящего пункта) с начала следующего календарного года, если в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) по итогам последнего отчетного периода в текущем календарном году, определяемого в связи с применением иного налогового режима, доля дохода от реализации произведенной этими организациями сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов;
6) вновь созданные в текущем календарном году сельскохозяйственные потребительские кооперативы с начала следующего календарного года, если в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) за последний отчетный период в текущем календарном году, определяемый в связи с применением иного налогового режима, доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет не менее 70 процентов;
7) вновь созданные в текущем календарном году рыбохозяйственные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе подать уведомление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога с начала следующего календарного года при соблюдении ими следующих условий:
если по итогам последнего отчетного периода в текущем календарном году средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает 300 человек (данная норма не распространяется на градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации);
если в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) за последний отчетный период в текущем календарном году, определяемый в связи с применением иного налогового режима, доля дохода от реализации выловленных ими рыбы и (или) объектов водных биологических ресурсов, включая продукцию их первичной переработки, произведенную собственными силами из выловленных ими рыбы и (или) объектов водных биологических ресурсов, составляет не менее 70 процентов;
8) вновь зарегистрированные в текущем календарном году индивидуальные предприниматели (за исключением индивидуальных предпринимателей, указанных в подпункте 7 настоящего пункта) с начала следующего календарного года, если за период до 1 октября текущего года в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) в связи с осуществлением предпринимательской деятельности таких индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.
В целях настоящего пункта доходы от реализации определяются в порядке, предусмотренном статьями 248 и 249 настоящего Кодекса, доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса, не учитываются.
6. Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:
1) утратил силу. — Федеральный закон от 22.07.2008 N 155-ФЗ;
2) организации и индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары, за исключением подакцизного винограда, вина, игристого вина, включая российское шампанское, виноматериалов, виноградного сусла, произведенных из винограда собственного производства;
3) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
4) казенные, бюджетные и автономные учреждения.
7. Утратил силу. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 305-ФЗ.
Единый сельскохозяйственный налог
Разобрались, в каких случаях можно работать на ЕСХН, как вести учёт, какие налоги и взносы нужно платить.
Изображение: George Clausen, Hoeing Turnips / Christie’s
Рассказывает просто о сложных вещах из мира бизнеса и управления. До редактуры — пять лет в банке и три — в оценке имущества. Разбирается в Excel, финансах и корпоративной жизни.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — специальный налоговый режим для производителей сельхозпродукции: компаний или индивидуальных предпринимателей.
Налогоплательщики на ЕСХН освобождены от уплаты части налогов, действующих при общей системе налогообложения. Вместо них компании и ИП платят единый сельскохозяйственный налог. Также при режиме ЕСХН меньше форм обязательной отчётности.
Применять ЕСХН могут компании и ИП, которые производят сельскохозяйственную продукцию.
К сельхозпродукции относят товары растениеводства, животноводства, сельского и лесного хозяйства, рыбоводства, продукцию из других водных биоресурсов. Сельхозпродукцией являются, например, овощи, ягоды, мясо, молоко и молочные продукты, рыба, икра. Полный перечень можно посмотреть здесь.
Самостоятельное производство — обязательное условие перехода на ЕСХН. Например, если ИП покупает овощи у другого фермера, маринует их и продаёт, он не сможет работать на этом режиме.
Также применять ЕСХН могут компании и предприниматели, которые оказывают сельхозпроизводителям вспомогательные услуги, связанные с производством продукции. Услуги должны быть из области растениеводства и животноводства — например, выпас скота, посев или сбор урожая.
Условия перехода на ЕСХН:
Есть компании, которые не могут применять режим ЕСХН, даже если подходят под его условия. Это:
На ЕСХН платят единый сельскохозяйственный налог, НДС и НДФЛ за сотрудников.
Единый сельскохозяйственный налог. Его рассчитывают по формуле:
ЕСХН = ставка налога × налоговая база
Максимальная ставка налога ЕСХН — 6%. Законы субъектов РФ могут уменьшить её до 0%.
Здесь можно посмотреть пониженные ставки ЕСХН в субъектах РФ. Например, в Челябинской области ставка ЕСХН до конца 2024 года равна 3%. Если средняя численность работников не уменьшается в сравнении с предыдущим налоговым периодом, ставку налога снижают до 0%.
Налоговая база — доходы, уменьшенные на величину расходов.
Доходы — то, что компания или ИП получает от своей деятельности. Расходы — то, что они тратят для того, чтобы получить доход. Полный список доходов и расходов, которые учитываются при расчёте налоговой базы, можно посмотреть в Налоговом кодексе РФ.
Например, к доходам на ЕСХН относят доходы от продажи сельхозпродукции, от сдачи недвижимости в аренду, проценты по вкладам. К расходам — зарплату сотрудников, расходы на покупку кормов, семян, удобрений, ремонт и содержание сельхозтехники.
Налогоплательщики на ЕСХН могут уменьшить налоговую базу за налоговый период на сумму , полученного по итогам предыдущих периодов.
НДС. С 2019 года это также обязательный налог для всех ИП и компаний на ЕСХН. Общие принципы его начисления и уплаты такие же, как и на общей системе налогообложения.
Как правило, налоговая база для НДС — стоимость реализуемых товаров, работ или услуг.
Основные ставки налога:
Компании и ИП на ЕСХН могут освободиться от уплаты НДС в двух случаях:
НДФЛ за сотрудников. Платят все компании и ИП, у которых есть сотрудники.
Налоговая база для подоходного налога — сумма дохода работника за месяц. Работодатель удерживает налог из доходов работника и уплачивает его в бюджет.
О сроках и порядке уплаты всех этих налогов говорим ниже.
Страховые взносы платят все компании и индивидуальные предприниматели. Они бывают двух видов:
Страховые взносы за себя. Их платят все ИП.
К фиксированным взносам относятся взносы на обязательное пенсионное (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС). Размер взносов один для всех, его устанавливает государство. Актуальные суммы приведены в статье 430 НК РФ.
Дополнительные страховые взносы на ОПС платят в случае, если доход ИП превысил 300 тысяч рублей за год. Ставка — 1% от суммы превышения.
Страховые взносы за сотрудников. К ним относятся ОМС, ОПС, взносы на страхование от временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) и взносы на травматизм. Тарифы для страховых взносов на сотрудников устанавливает .
О сроках и порядке уплаты взносов говорим ниже.
С 1 января 2023 года все компании и ИП должны уплачивать налоги и сборы единым налоговым платежом (ЕНП) через единый налоговый счёт (ЕНС). Теперь не нужно заполнять платёжные документы отдельно на каждый налог и взнос — все данные можно предоставить в одном уведомлении.
Исключение — взносы на травматизм. Их нужно перечислять в Единый государственный внебюджетный Социальный фонд.
В ЕНП входит общая сумма налогов и взносов, которые нужно уплатить. Компании и ИП зачисляют деньги на свой налоговый счёт, а налоговая распределяет их самостоятельно.
Срок списания налогов и взносов с ЕНС — 28-е число месяца.
Если срок уплаты по налогам, взносам и авансовым платежам наступил до подачи декларации или декларация не предусмотрена, нужно подавать в налоговую уведомление об исчисленных суммах не позднее 25-го числа каждого месяца. Форму уведомления можно посмотреть в приказе ФНС.
Если декларацию сдали до наступления срока уплаты, уведомление подавать не надо. Начисления отразятся на основании декларации.
Состав отчётности для компаний и индивидуальных предпринимателей немного различается.
В отчётность компаний на ЕСХН входят:
ИП могут не вести бухгалтерскую отчётность, поэтому готовят и сдают только:
Разберёмся подробнее в отчётности.
Бухгалтерская отчётность компаний. К ней относятся:
Эти документы нужно формировать за весь отчётный год — с 1 января по 31 декабря — и подавать в ФНС не позднее 31 марта года, следующего за отчётным.
Налоговая отчётность. Её сдают компании и ИП. Она включает в себя декларации, справки по налогам, которые платит бизнес, и расчёты.
Отчёт в Единый государственный внебюджетный Социальный фонд. Он одинаков для компаний и ИП, у которых есть сотрудники.
Если в какой-то период компания или ИП не вели деятельность, отчитываться всё равно нужно. Для этого подают нулевые декларации или единую упрощённую декларацию (ЕУД).
С 2023 года для налоговой отчётности и отчётности по страховым взносам установили единый срок подачи — 25-е число месяца. Периодичность подачи отчётов при этом не изменилась. ЕУД подаётся не позднее 20-го числа.
Всем компаниям и ИП при регистрации автоматически устанавливают общую систему налогообложения. Её можно заменить на ЕСХН, если бизнес подходит требованиям режима. Для этого уведомляют налоговую. Сделать это нужно одновременно с подачей документов о регистрации бизнеса или не позднее 30 дней после этого.
Действующие компании и ИП могут перейти на ЕСХН только со следующего года. Для этого они также подают уведомление в налоговую. Срок подачи — до 31 декабря текущего года. В 2024 году эта дата сдвигается на 9 января, потому что 31 декабря 2023 года будет выходным.
С какими другими налоговыми режимами можно совмещать ЕСХН? Компании не могут совмещать ЕСХН с другими налоговыми режимами.
ИП могут совмещать ЕСХН с патентной системой. В этом случае предприниматели должны вести раздельный учёт доходов и расходов. Если есть общие расходы, которые не относятся к одному виду деятельности, их нужно распределять между патентом и ЕСХН пропорционально долям доходов.
Предположим, общий доход предпринимателя — 5 млн рублей. Из них 3,75 млн он заработал от деятельности на ЕСХН, остальные 1,25 млн — на патенте. Общие управленческие расходы ИП составили 500 тысяч рублей.
В этом случае доля доходов при ПСН будет равна доходам от ПСН, разделённым на доходы от всей деятельности ИП: 1,25 млн / 5 млн = 0,25.
Тогда затраты, которые нужно учесть в расходах при ПСН, будут равны доле доходов при ПСН, умноженной на общие расходы: 0,25 × 500 тысяч рублей = 125 тысяч рублей. Оставшиеся 375 тысяч нужно отнести к расходам при ЕСХН.
Также нужно помнить, что доля доходов от сельхоздеятельности должна быть не ниже 70% от дохода по всем видам бизнеса.
Как ИП платить налоги по ЕСХН
Редактор: Елена Галичевская
ЕСХН — единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции. Рассчитывать налог самостоятельно достаточно сложно — разбираем нюансы в статье
Виктор Подгорский
В этой статье
ЕСХН — специальный налоговый режим, который могут использовать компании и ИП. В этой статье рассказываем только про предпринимателей. ИП на ЕСХН освобождены от налога на доходы физлиц — НДФЛ — с заработков от коммерческой деятельности, а также частично от налога на имущество.
Главный плюс ЕСХН — это освобождение от уплаты некоторых налогов: от НДФЛ для ИП и налога на имущество, если оно используется в сельскохозяйственном бизнесе.
Есть еще другие плюсы:
Нюансы тоже есть.
Расскажем подробнее, кто и на каких условиях может работать на ЕСХН.
ЕСХН — это единый сельхозналог. Его могут применять компании и ИП, которые работают в сельском хозяйстве или оказывают услуги сельхозпроизводителям, например подготавливают поля или убирают урожай.
Для работы на ЕСХН предприниматели-сельхозпроизводители должны соответствовать двум условиям:
Предприниматели, которые оказывают сельхозпроизводителям вспомогательные услуги, могут применять ЕСХН при таких условиях:
ИП должен постоянно контролировать соотношение между доходами от продажи сельхозпродукции и общим объемом выручки. Это не всегда просто, поэтому многие предприниматели, занятые в сельском хозяйстве, выбирают схожий льготный режим — УСН «Доходы минус расходы». На упрощенке нет таких ограничений по видам деятельности.
Не могут применять ЕСХН предприниматели, которые производят подакцизные товары, даже если соблюдаются условия из списков выше. Исключение — сельхозпроизводители винограда и вин из него. Так, если ИП делает вино из своего винограда, то может применять ЕСХН, а если из покупного винограда — применять ЕСХН нельзя.
Предприниматели на ЕСХН платят:
Фиксированные взносы платят все предприниматели, кроме ИП на НПД и АУСН. В 2023 году ИП должен заплатить 45 842 ₽ на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Дополнительные пенсионные взносы нужно платить, если прибыль за год превысила 300 000 ₽. Ставка — 1% с суммы превышения. Максимум пенсионных взносов за 2023 год — 257 061 ₽.
Страховые взносы за сотрудников. Если начисления работнику с начала года меньше предельной базы, страховые взносы считают по основному тарифу 30%. Предельная база в 2023 году — 1 917 000 ₽.
Если же выплаты работнику с начала года превысят этот лимит, тариф снижается до 15,1% — его применяют к превышению над предельной базой.
ИП из реестра МСП — малого и среднего предпринимательства — могут считать страховые взносы по пониженным тарифам.
Единый сельхозналог. Стандартная ставка — 6%, облагается прибыль — положительная разница между доходами и расходами. Дальше разберем его более подробно.
НДС. ИП на ЕСХН должен платить налог на добавленную стоимость по ставкам:
Транспортный налог платят, если есть транспорт, зарегистрированный на предпринимателя в ГИБДД или Гостехнадзоре. По некоторым видам транспорта ИП на ЕСХН налог не платит. Например, от него освобождены тракторы, самоходные комбайны, которые используются для производства сельхозпродукции.
Налог на имущество. Его платят, если есть недвижимость в собственности, зарегистрированная на ИП в ЕГРН. От налога на имущество освобождены объекты, которые используются в сельскохозяйственной деятельности. Например, склады, хранилища.
По единому сельхозналогу льгот нет, зато ИП на ЕСХН может получить освобождение от НДС. Это может произойти в двух ситуациях:
Общее условие для получения льготы: ИП не должен продавать подакцизную продукцию за три календарных месяца до получения освобождения от НДС.
Чтобы воспользоваться правом на освобождение, нужно подать уведомление в налоговую до 20-го числа месяца, начиная с которого бизнес хочет получить освобождение. Например, чтобы получить освобождение от НДС с апреля 2023 года, уведомление надо отправить до 20 апреля.
Уведомление можно отправить в электронном виде, никаких дополнительных документов к нему прикладывать не нужно.
Сумму ЕСХН рассчитывают по формуле:
Налоговая база. Налоговая база по ЕСХН — положительная разница между доходами и расходами. Их учитывают нарастающим итогом с начала года. Доходы и расходы нужно включать в расчет только после оплаты, то есть учитывать их кассовым методом. Например, если покупатели заплатили за продукцию аванс, его надо включить в доходы, хотя продукция еще не отгружена. И наоборот, если отгружена, но не оплачена, показывать доходы не нужно.
В доходы входит выручка от продажи продукции, в том числе полученные авансы, а также внереализационные доходы, например проценты по займам. Также доходы отчетного года можно уменьшить на убытки прошлых лет.
Примеры расходов: стоимость семян, рассады, саженцев, удобрений, кормов, лекарств для животных, зарплата сотрудникам, коммунальные платежи.
Налоговая ставка. По умолчанию налоговая ставка по ЕСХН — 6%. Региональные власти могут снижать ее до нуля. Например, в Челябинской и Кемеровской областях — 3%, а в Московской области — 0%.
ЕСХН считают дважды за год: 30 июня — авансовый платеж, 31 декабря — итоговую сумму налога.
Сроки уплаты ЕСХН:
Предприниматели платят налог в налоговую инспекцию по месту жительства.
В 2023 году это возможно двумя способами: в составе единого налогового платежа — ЕНП — или отдельной платежкой с указанием КБК ЕСХН.
Если ИП выбрал первый способ, до 25 июля 2023 года нужно подать в налоговую отдельное уведомление о сумме авансового платежа по ЕСХН. На основании этого документа деньги спишут с ЕНС — единого налогового счета. Если перечислить деньги платежкой с КБК, уведомление не нужно.
ИП Петров выращивает яблоки и производит из них сок в Свердловской области. Затем поставляет его в рестораны Екатеринбурга.
В первом полугодии 2023 года он продал сока на 530 000 ₽. Покупатели оплатили товар полностью.
Затраты предпринимателя в тот же период:
Расчет налоговой базы по ЕСХН за первое полугодие
Ставка ЕСХН в Свердловской области в 2023 году — 5%.
Авансовый платеж за первое полугодие: 138 000 ₽ × 5% = 6900 ₽.
Получается, что за первое полугодие 2023 года ИП заплатит 6900 ₽ единого сельхозналога.
Предположим, налоговая база ИП за год — 300 000 ₽.
ЕСХН за год: 300 000 ₽ × 5% = 15 000 ₽.
ЕСХН к уплате в бюджет по итогам года: 15 000 ₽ − 6900 ₽ = 8100 ₽.
Предприниматели на ЕСХН должны вести книгу учета доходов и расходов, подавать декларации и отчитываться за сотрудников.
Книга учета доходов и расходов. Ее можно вести на бумаге или в электронном виде. Распечатанную по окончании года электронную книгу учета нужно пронумеровать, прошнуровать и заверить в налоговой инспекции до 31 марта года, следующего за отчетным.
Отчетность по налогам. Нужно регулярно подавать декларации по тем налогам, которые платишь.
Отчетность по сотрудникам. Ее нужно подавать, только если у предпринимателя есть работники.
ИП может перейти на ЕСХН с других режимов налогообложения. Если ИП перешел на ЕСХН, то до конца календарного года он не вправе от него отказаться.
Чтобы перейти на ЕСХН, нужно подать уведомление в налоговую до 31 декабря года, предшествующего году начала применения ЕСХН. Так, если ИП хочет перейти на ЕСХН с 2024 года, уведомление надо подать до 31 декабря 2023 года. Если 31 декабря — нерабочий день, срок сдвигается на первый рабочий день после новогодних каникул.
Если ИП только зарегистрировался, он может подать уведомление о переходе на ЕСХН не позднее 30 календарных дней с даты регистрации. Тогда будет считаться, что ИП работает на ЕСХН с даты постановки на учет. Если не успеть подать уведомление в течение 30 дней, то до конца года придется работать на общей системе налогообложения — ОСН.
Добровольно внутри года перейти с ЕСХН на другой налоговый режим нельзя — придется ждать 31 декабря и менять режим со следующего года.
Для перехода на ОСН достаточно подать уведомление об отказе от ЕСХН по форме № 26.1-3. Его подают до 15 января года, с начала которого ИП намерен применять общий режим.
Если же ИП хочет применять УСН, то, помимо уведомления об отказе от ЕСХН, нужно подать уведомление о переходе на упрощенку. Срок — до 31 декабря года, предшествующего году смены режима.
Например, ИП в 2023 году платит ЕСХН. Чтобы перейти с 2024 года на УСН, до 8 января того же года он должен подать в налоговую уведомление о переходе на упрощенку, а до 15 января — уведомление об отказе от ЕСХН.
ИП может потерять право на ЕСХН, если, например, на 31 декабря отчетного года доля профильной выручки оказалась меньше 70%. Тогда до 15 января следующего года надо подать в налоговую сообщение об утрате права на ЕСХН.
Если ИП утратил право на применение ЕСХН, пересчитать налоги придется за весь истекший год.
Сделали сравнительную таблицу двух спецрежимов: ЕСХН и упрощенной системы налогообложения — УСН. Она поможет, если выбираете из двух налоговых режимов.
ЕСХН нельзя совмещать с ОСН и УСН: это базовые режимы, которые относятся ко всей деятельности ИП, а не к отдельным видам. АУСН вообще нельзя совмещать с другими режимами.
Единственный возможный вариант: предприниматель — плательщик ЕСХН может перевести один или несколько видов деятельности на патентную систему налогообложения — ПСН.
Есть три момента, которые нужно учитывать:
Еще нужно учитывать ограничение — производители подакцизных товаров не могут применять ЕСХН, но на патенте можно торговать пивом в розницу и табачными изделиями.
Если по результатам проверки выявили неуплату налога, предпринимателю придется заплатить штраф.
Штраф за неуплату или неполную уплату налога — 20% от суммы неуплаченного налога. Если инспекторы докажут, что налог не уплачен умышленно, то штраф возрастет до 40%.
Если предприниматель — налоговый агент не уплатил налог, то штраф тоже будет 20%. Например, если платил работникам зарплату в конверте и не удерживал НДФЛ.
Требование об уплате штрафа налоговая инспекция направит предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам налоговой проверки.
Штраф за несданную декларацию для ИП — 5% от неуплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц просрочки. Штраф не может быть меньше 1000 ₽ и больше 30% от суммы налога. Если налог по декларации был полностью уплачен вовремя, то штраф за несвоевременное представление декларации — 1000 ₽.