Единый налог на окружающую среду и усиление ответственности за правонарушения в сфере обращения с отходами

Содержание
  1. Какие справочники товаров и упаковки нужно использовать при подготовке отчетности?
  2. Как можно подготовить и отправить «экологическую» отчетность?
  3. Форма № 2-ТП (воздух)
  4. Налоговый учет экологического налога
  5. Ставки экологического налога
  6. Налоговый период, порядок исчисления, сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты экологического налога
  7. Порядок исчисления экологического налога
  8. Сроки представления деклараций и уплаты экологического налога
  9. Особенности уплаты экологического налога за захоронение отходов производства
  10. Экологический сбор
  11. Срок уплаты экосбора и отчетности
  12. Всё по одной теме. Экологический налог
  13. С какого момента обязанность по утилизации считается исполненной?
  14. Налоговая база экологического налога
  15. Определение фактических объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами
  16. Учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
  17. Учет сброса сточных вод
  18. Учет отходов производства
  19. В какие сроки нужно сдать отчетность и заплатить экосбор? Что будет, если нарушить сроки?
  20. Штрафы для нарушителей
  21. Что понимается под термином «утилизация»?

Какие справочники товаров и упаковки нужно использовать при подготовке отчетности?

При составлении экологической отчетности производители должны применять Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (утв. приказом Росстандарта от 31.01.14 № 14-ст). Импортерам необходимо руководствоваться единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД).

Если организация является и производителем, и импортером товаров (упаковки), то для производимых товаров она должна использовать справочник ОК 034-2014, а для импортируемых — ТН ВЭД.

Как можно подготовить и отправить «экологическую» отчетность?

Существует два способа подготовки  и представления «экологической» отчетности: с использованием бесплатных сервисов Росприроднадзора и с использованием программных решений операторов электронного документооборота (далее — операторов ЭДО).

Если у плательщика экосбора нет технической возможности  подключиться к интернету, можно сдать декларацию и другие отчеты на бумаге. При этом все равно нужно будет представить электронную версию отчета (принести в РПН флешку или диск с файлом отчета в формате xml или вложить такой электронный носитель в почтовое отправление).

Форма № 2-ТП (воздух)

Отчет 2-ТП (воздух) — это форма статистического наблюдения. Данную форму должны представлять все организации и ИП, которые эксплуатируют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельные, покрасочные цеха, столярные мастерские и проч.). Обязанность сдавать отчет № 2-ТП (воздух) появляется в том случае, если масса выбросов в отчетном году составила:

  • более 10 тонн по одному объекту;
  • от 5 до 10 тонн включительно по одному объекту, если в составе выбросов есть загрязняющие атмосферу вещества 1-го и (или) 2-го класса опасности.

СПРАВКА. Масса выбросов считается не по всему предприятию, а по каждому объекту в отдельности. При этом не важно, есть ли на нем очистные установки.

Форму № 2-ТП (воздух) нужно сдать не позднее 22 января года, следующего за отчетным (за 2021 год — не позднее 24 января 2022 года, т.к. 22 января — выходной).

Налоговый учет экологического налога

Суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод в окружающую среду, хранение, захоронение отходов производства включаются организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а индивидуальными предпринимателями в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц (п.1 ст.253 НК).

При несвоевременном перечислении плательщиком владельцу объекта захоронения отходов производства исчисленной суммы экологического налога ему дополнительно начисляется двойная сумма этого налога, которая по своей сути является штрафной санкцией.

С 01.01.2021 суммы экологического налога за захоронение отходов производства, исчисленные в двойном размере в связи с их неперечислением собственниками отходов производства владельцам объектов захоронения отходов производства в срок, не включаются организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п.2 ст.253 НК).

Суммы экологического налога за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и во внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении (абз.9 п.3 Указа № 9).

Ставки экологического налога

Ставки экологического налога установлены в размерах согласно приложениям 7-9 к НК.

С 1 января 2022 г. установлены ставки экологического налога за транспортировку 1 т на 100 км транзитом по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти — 0,35 руб., нефтепродуктов — 0 руб. (абз.4 п.3 Указа № 9).

К ставкам экологического налога установлен ряд понижающих коэффициентов (п.2 ст.249 НК).

Понижающие коэффициенты к ставкам экологического налога

Налоговый период, порядок исчисления, сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты экологического налога

Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал (ст.250 НК; абз.6 п.3 Указа № 9).

Порядок исчисления экологического налога

Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (п.1 ст.251 НК).

Сумма экологического налога за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом исчисляется путем деления произведения налоговой базы и ставки экологического налога на 100 (абз.5 п.3 Указа № 9).

Сумма экологического налога может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброса сточных вод в окружающую среду, хранения отходов производства, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, и соответствующих ставок экологического налога (п.3 ст.251 НК).

В случаях, установленных п.5 ст.251 НК, сумма исчисленного экологического налога уменьшается.

Случаи уменьшения исчисленного экологического налога

Сроки представления деклараций и уплаты экологического налога

Порядок и сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты экологического налога установлены в ст.252 НК.

Сроки представления деклараций и уплаты экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, хранение отходов производства

Про налоги:  Будьте в курсе новостей с газетой Enp: вашим надежным поставщиком новостей

Сроки представления налоговых деклараций и уплаты экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов (ст.252 НК):

Сроки представления налоговых деклараций и уплаты экологического налога за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом (абз.7, 8 п.3 Указа № 9):

Особенности уплаты экологического налога за захоронение отходов производства

Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов (п.4 ст.251 НК).

Исполнение налогового обязательства плательщика за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства возлагается на владельцев объектов захоронения отходов производства в пределах сумм экологического налога за захоронение отходов производства, поступивших от собственников отходов производства.

Перечисление собственниками отходов производства экологического налога за захоронение отходов производства владельцам объектов захоронения отходов производится отдельной платежной инструкцией непосредственно в момент оплаты услуг по захоронению отходов, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ч.2 и 3 п.2 ст.252 НК).

В случае неперечисления собственниками отходов производства в установленный срок сумм экологического налога за захоронение отходов производства:

• для каждого собственника сумма исчисленного экологического налога владельцами объектов захоронения отходов производства увеличивается на сумму, соответствующую двойному размеру не перечисленного в срок экологического налога (абз.2 ч.4 п.2 ст.252 НК);

• экологический налог перечисляется собственниками отходов производства владельцам объектов захоронения отходов производства в сумме, соответствующей тройному размеру не перечисленного в срок экологического налога (абз.3 ч.4 п.2 ст.252 НК).

Владельцами объектов захоронения отходов производства в порядке и сроки, установленные для представления налоговой декларации (расчета), в налоговые органы по месту постановки на учет по каждому собственнику отходов производства представляются сообщения о задолженности по уплате сумм экологического налога за захоронение отходов производства по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа. Форма и форматы сообщений, а также порядок их представления в налоговый орган устанавливаются МНС (абз.4 ч.4 п.2 ст.252 НК).

Взыскание сумм экологического налога за захоронение отходов производства с собственников отходов производства производится налоговыми органами (абз.5 ч.4 п.2 ст.252 НК).

Экологический сбор

В общем случае платить экологический сбор и сдавать отчетность должны компании и предприниматели, которые в отчетном году произвели либо импортировали товары, подлежащие обязательной утилизации после утраты потребительских свойств. Перечень таких товаров (в том числе упаковки) утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.20 № 3721-р.

Возможны три варианта.

  • Организация или ИП не производит и не импортирует товары и упаковку из указанного перечня. Тогда платить экосбор и отчитываться по нему не нужно.
  • Организация или ИП является производителем или импортером товара из перечня. В этом случае необходимо рассчитывать сумму сбора и сдавать отчетность. Но платить экосбор надо не всегда, а только если не выполнены нормативы по утилизации, установленные на отчетный год.
  • Организация или ИП производит или импортирует упаковку из перечня. Экосбор за упаковку товаров платят производители этих товаров, если реализуют ее конечному потребителю. Экосбор в отношении многооборотной тары платит ее производитель (подробнее см.: «Экологический сбор за 2019 год: как подготовить отчет и рассчитать сумму сбора»).

Сумма экологического сбора за отчетный год — это произведение трех величин: массы товара и (или) упаковки, соответствующего норматива утилизации и ставки сбора. Пример расчета приведен в статье «Экологический сбор: кто, сколько, когда и как должен заплатить за 2017 год».

Срок уплаты экосбора и отчетности

До 15 апреля года, следующего за отчетным. Эта дата включается в срок (письмо Минприроды от 04.04.19 № 01-19-44/7874). Соответственно, крайний срок уплаты экосбора за 2021 год — 15 апреля 2022 года.

По экособору предусмотрено три вида отчетности.

Два из них — декларация о количестве выпущенных в обращение готовых товаров, подлежащих уитилизации и отчет о выполнении норматива утилизации — сдаются до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2021 год — до 1 апреля 2022 года включительно).

Третий — расчет суммы экологического сбора — до 15 апреля года, следующего за отчетным (за 2021 год — до 15 апреля 2022 года включительно).

Рассчитайте сумму платежа за НВОС по актуальным правилам

Всё по одной теме. Экологический налог

В соответствии с законодательством Республики Беларусь природопользование является платным, что подразумевает внесение платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды.

Порядок исчисления и уплаты экологического налога изложен в гл.21 НК.

Подборка представляет собой перечень размещенных в «Бизнес-Инфо» аналитических материалов, разъяснений специалистов налоговых органов и мнений экспертов по данной теме.

Чтобы вникнуть во все изменения законодательства и избежать ошибок при исчислении и уплате экологического налога, предлагаем изучить разделы:

Плательщики экологического налога

Объекты налогообложения экологическим налогом

Налоговая база экологического налога

Налоговый период, порядок исчисления, сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты экологического налога

Заполнение налоговых деклараций по экологическому налогу

Налоговый учет экологического налога

Бухгалтерский учет экологического налога

Налоговый календарь по экологическому налогу на 2023 год за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, хранение и захоронение отходов производства владельцами объектов хранения и захоронения

Налоговый календарь по экологическому налогу на 2023 год за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом

С какого момента обязанность по утилизации считается исполненной?

Обязанность производителя или импортера по утилизации товаров (упаковки) считается исполненной:

  • со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации (если плательщик экосбора выполнил нормативы в полном объеме).  К отчетности необходимо приложить подтверждающие документы;
  • со дня уплаты экосбора (если плательщик экосбора не утилизировал товары или упаковку, либо утилизировал их в меньшем объеме, чем положено по нормативу). Об этом сказано в пункте 9 статьи 24.2 Закона об отходах производства.

Налоговая база экологического налога

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы (ст.248 НК):

1) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (абз.2);

Про налоги:  Понимание ставок единого налога: простое объяснение

2) сброса сточных вод в окружающую среду на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений (абз.3);

3) отходов производства, направленных в налоговом периоде на хранение в санкционированные места хранения отходов, определяемые в соответствии с законодательством об отходах (абз.4).

4) отходов производства, направленных в налоговом периоде на объекты захоронения отходов на захоронение или для использования в качестве изолирующего слоя (абз.5).

При транспортировке по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом налоговая база экологического налога определяется как произведение фактического количества нефти и (или) нефтепродуктов, перемещенных по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами транзитом, в тоннах и расстояния транспортировки в километрах (абз.3 п.3 Указа № 9).

Определение фактических объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны вести учет используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, а также вести учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду в порядке, установленном Минприроды и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией (ст.71 Закона от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»).

Ведение учета предполагает сбор, анализ, обработку и накопление данных об используемых природных ресурсах, выбросах и сбросах загрязняющих веществ в окружающую среду, обращении с отходами, иных видах вредного воздействия на окружающую среду (подп.1.4 п.1 постановления Минприроды от 20.06.2014 № 27 «Об учете используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, иных видов вредного воздействия на окружающую среду»).

В процессе ведения учета используются инструментальные (измерения в области охраны окружающей среды), расчетные (неинструментальные) и инструментально-расчетные методы в порядке, установленном законодательством, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами (подп.1.3 п.1 постановления № 27).

Порядок ведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении хозяйственной и иной деятельности учета используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отходов, иных видов воздействия на окружающую среду, формы учетной документации в области охраны окружающей среды и порядок их ведения установлены ТКП 17.02-12-2014 «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды», утвержденным и введенным в действие постановлением Минприроды от 03.03.2014 № 2-Т.

Организация обеспечивает ведение учета в течение всего срока осуществления хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду (подп.1.6 п.1 постановления № 27). При этом организация должна вести только те формы учетной документации в области охраны окружающей среды, которые ей необходимы в силу специфики осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду.

Формы учетной документации в области охраны окружающей среды, ведение которых осуществляет организация, должны быть включены в инструкцию по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (далее — Инструкция о ПЭК), которую обязаны разработать юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую вредное воздействие на окружающую среду.

Инструкция о ПЭК подлежит разработке в соответствии с Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, утв. постановлением Минприроды от 11.10.2013 № 52.

Критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности определены в приложении к Указу от 24.06.2008 № 349.

Учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Учет в области охраны атмосферного воздуха ведется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, в порядке, установленном Минприроды, посредством документального отражения в первичной учетной документации экологической информации о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, загрязнении атмосферного воздуха и мерах по его охране, в том числе о стационарных источниках выбросов и их характеристиках, времени и режиме работы таких источников выбросов и газоочистных установок, расходе топлива, сырья, материалов и их качественных характеристиках (п.2 ст.34 Закона № 2-З).

Количественный и качественный состав выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов определяется на основании инвентаризации, проводимой в соответствии с Инструкцией о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утв. постановлением Минприроды от 23.06.2009 № 42.

Классы опасности загрязняющих веществ и порядок их отнесения к определенным классам опасности загрязняющих веществ установлены постановлением Минздрава от 21.12.2010 № 174.

При расчете фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух производится суммирование объемов выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, без разбивки на отдельные вещества (п.2 ст.251 НК).

Техническим кодексом установившейся практики ТКП 17.02-12-2014 установлены следующие формы учетной документации в области охраны атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ:

• журнал учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов инструментальным или расчетно-инструментальным методом (по форме ПОД-1);

• журнал учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов расчетным методом (по форме ПОД-2);

Про налоги:  Краткая характеристика единого сельскохозяйственного налога

• журнал учета времени и режима работы стационарных источников выбросов и газоочистных установок (по форме ПОД-3).

Учет сброса сточных вод

Обязанность водопользователей, являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, вести учет сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду, установлена ВК (подп.2.2 п.2 ст.37 ВК).

Сброс производственных сточных вод в окружающую среду, в том числе через систему канализации населенных пунктов, должен осуществляться с соблюдением условий приема таких сточных вод в систему канализации, устанавливаемых местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном Совмином.

Порядок приема производственных сточных вод установлен в гл.8 Правил пользования централизованными системами водоснабжения, водоотведения (канализации) в населенных пунктах, утв. постановлением Совмина от 30.09.2016 № 788.

Техническим кодексом установившейся практики ТКП 17.02-12-2014 установлены следующие формы учетной документации учета в области охраны вод:

• журнал учета водопотребления и водоотведения с применением средств измерений расхода (объема) вод (по форме ПОД-6);

• журнал учета водопотребления и водоотведения неинструментальными методами (по форме ПОД-7);

• журнал учета сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод (по форме ПОД-8).

Учет отходов производства

Учет отходов — система непрерывного документального отражения информации о количественных и качественных показателях отходов, а также об обращении с ними (п.33 ст.1 Закона № 271-З).

Определение количественных и качественных показателей отходов производства в целях учета отходов и установления нормативов их образования осуществляется при проведении инвентаризации в соответствии с Инструкцией о порядке инвентаризации отходов производства, утв. постановлением Минприроды от 29.02.2008 № 17.

Юридические лица, осуществляющие обращение с отходами, за исключением микроорганизаций, обязаны разработать и утвердить инструкции по обращению с отходами производства и обеспечивать их соблюдение (ст.17 Закона № 271-З) в соответствии с Инструкцией № 45.

Система учета отходов включает:

• первичный учет в местах образования отходов производства (книга ПОД-9);

• общий учет отходов (книга ПОД-10).

Формы книг учета отходов ПОД-9 и ПОД-10 утверждены ТКП 17.02-12-2014.

В какие сроки нужно сдать отчетность и заплатить экосбор? Что будет, если нарушить сроки?

Декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации необходимо сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным. То есть представить декларацию и отчетность за 2021 год нужно до 1 апреля 2022 года включительно.

Расчет суммы экологического сбора надо сдать до 15 апреля года, следующего за отчетным. В этот же срок следует внести платеж. То есть направить расчет и заплатить экологический сбор за 2021 год необходимо до 15 апреля 2022 года включительно.

Если плательщик экосбора не сдаст, либо сдаст с опозданием отчетность о выполнении нормативов по утилизации или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки), его ждет санкция 8.5.1

  • для должностных лиц — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
  • для ИП — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — от 70 тыс. до 150 тыс. рублей.

В случае, когда узанная отчетность представлена не в полном объеме, либо с недостоверными сведениями, штраф составит:

  • для ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 100 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей.

При неуплате эксобора или неполном внесении платежа Росприроднадзор выставит требование о добровольном погашении задолженности.  Если по истечении 15 календарных дней с момента получения требования оно не будет исполнено добровольно, Росприроднадзор сможет взыскать сумму сбора в судебном порядке (п. 25 Правил взимания экологического сбора). Также за неуплату экосбора статьей 8.41.1 КоАП РФ установлен административный штраф:

  • для должностных лиц — от 5 тыс. до 7 тыс. рублей;
  • для ИП — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 500 тыс. рублей.

Штрафы для нарушителей

Несвоевременная сдача декларации о плате за НВОС и декларации о воздействии на окружающую среду грозит штрафом по статье 8.5

  • для должностных лиц и ИП — от 3 000 до 6 000 руб.;
  • для организаций — от 20 000 до 80 000 руб.

Неуплата экологического сбора наказывается штрафом по статье 8.41.1

  • для должностных лиц — от 5 000 до 7 000 руб.;
  • для ИП — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 250 000 руб.;
  • для организаций — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 500 000 руб.

Непредставление либо несвоевременное представление декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) или отчета о выполнении норматива утилизации влечет штраф по части 1 статьи 8.5.1

  • для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
  • для ИП — от 50 000 до 70 000 руб.;
  • для организаций — от 70 000 до 150 000 руб.

Представление декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) или отчета о выполнении норматива утилизации не в полном объеме, либо с недостоверными сведениями влечет штраф по части 2 статьи 8.5.1

  • для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
  • для ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 100 000 руб.;
  • для организаций — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 250 000 руб.

Что понимается под термином «утилизация»?

Содержание понятия «утилизация отходов» раскрывается в статье 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов. В частности, возможно повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

При этом важно понимать, что утилизация не равнозначна обезвреживанию (термической обработке), поскольку обезвреживание не предполагает возврат отходов в производственный цикл.

На обезвреживание передаются отходы, образованные в результате деятельности организации или ИП. Эти отходы учитываются при составлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Если же производитель или импортер, обязанный утилизировать товары, которые утратили свои потребительские свойства и превратились в отходы, передаст их на обезвреживание, это приведет к двойной оплате. Сначала он оплатит услуги исполнителя по договору на обезвреживание отходов, а затем должен будет внести экологический сбор.

Оцените статью
ЕНП Эксперт